Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Июнь 2024 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1970 – В Казани сданы в эксплуатацию высотная гостиница «Татарстан» и подземный переход через площадь Куйбышева (ныне пл.Тукая), первый в городе

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

The Beatles – на все времена и для всех народов

14 декабря 2018 года на концерте в рамках традиционного «Абязов-фестиваля» в Большом концертном зале имени С. Сайдашева среди зрителей была Любовь Агеева.

Хорошо, что благодаря пресс-секретарю оркестра Наташе Лукиной все-таки удалось попасть на концерт, программа которого называлась Beatles forever.  В зале практически не было свободных мест, а на балконе не только сидели, но и стояли.

Все снимки, кроме одного, взяты со страницы оркестра La Primavera в сети Фейсбук

На сцене мы увидели не только оркестр La Primavera, но и заявленную в программе группу With. Концерт начался с ее выступления. Музыканты оркестра были, как и мы, в роли слушателей. Потом слушателями были рок-музыканты. А в завершение концерта мы услышали их вместе.

Не могу не сказать несколько слова о публике. Возраст – от молодых до… Пожалуй, остерегусь уточнять, какого возраста были мои сверстники. По-моему, самым юным был мальчик лет пяти-шести – одна дама привела на концерт двух сыновей. Да и не возраст вовсе важен для характеристики зрителей-слушателей этого концерта. Главное – ВСЕ были почитателями группы «Битлз».

Видела, как  в БКЗ встречались друзья детства и юности, которые давно не виделись. Много было семейных пар с детьми. И это здорово, ведь главное – не только накормить и одеть детей, но и дать им духовные впечатления. Сегодня, когда люди разных поколений так разобщены, приятно осознавать, что есть такие скрепы (не побоюсь этого затасканного слова), которые объединяют.

Что удивительно, своим появлением «Битлы» (они были супер-популярны на Западе в 60-е – 70-е годы прошлого столетия) разделили публику на тех, кто их любит, и тех, кто их не признает. Судя по зрительному залу, или теперь ВСЕ признают, или других  среди меломанов попросту не осталось. Люди, повинуясь знакомым ритмам, постукивали ногами, подпевали, если знали слова, мычали, если слов не знали (сужу по соседям), порой, не выдерживая строгих традиций БКЗ, хлопали в ладоши.

Много знаю про «Битлов», но все-таки решила свериться по датам с более надежным источником, чем собственная память, и в очерке журнала «Таблоид» нашла много интересного. Считается, что «Битлы» были в СССР запрещены. Но это не совсем точно. В список Главлита они не входили. Но музыка ансамбля не была официально разрешена. Кто жил при цензуре, знает, что это разные вещи. Фирма «Мелодия», единственный пластиночный гигант-монополист в стране, до 1986 года альбомов «Битлз» не выпускала. Хотя пластинки были на черном рынке. Первая публикация об ансамбле вышла в 1964 году в журнале… «Крокодил». Для тех, кто не знает – это советский сатирический журнал, в котором в основном публиковались фельетоны и карикатуры. Заметка была о «жуках-ударниках». Кличка «жуки» потом прилепилась к названию «Битлам». Помню, в том же году в «Литературной газете»  узнала мнение известного советского композитора Никиты Богословского, и  у меня не было оснований ему не доверять.

Ругать «Битлз»  в советской  прессе перестали к 1968-му году. К этому времени  пластинка с песней «Girl» (Девушка) уже вышла в народ, а журнал «Ровесник» стал постоянно печатать материалы и о группе, и о каждом члене группы по отдельности.

Впервые «Битлз» на советской пластинке появились в 1967 году. На восьмом по счету сборнике «Музыкальный калейдоскоп», последней песней на одной из сторон написано, что песню «Девушка» (музыка и слова народные - ?) исполняет квартет «Битлс». Как писал в 1980 году журнал «Клуб и художественная самодеятельность», в  котором были гибкие страницы, их любили за то, что это были ребята с нашего двора, которым надоело петь под гитару в подворотне - и они решили выйти на эстраду. В 1977 году  «Мелодия» сделала для «битломанов» подарок: издала два главных сольных альбома участников уже давно распавшейся группы: Imagine Джона Леннона и Band on the run Пола Маккартни. Я купила одну из пластинок Леннона (она в СССР переиздавалась) много позднее, с рук.

В 1986 году фирма «Мелодия» купила лицензию у EMI и издала альбом 1964 года A Hard Days Night (Вечер трудного дня). Это была первая советская пластинка в моей коллекции. Потом в ней появился альбом «Вкус меда», альбомы на дисках…

Как мне кажется, 14 марта каждый вспомнил свою первую встречу с «ливерпульской четверкой». Вот что написал об этом на сайте Казанского камерного оркестра La Primavera известный гитарист, педагог, аранжировщик и  композитор Александр Лаврентьев, один из организаторов грандиозного действа, свидетелями которого мы стали в БКЗ:

«Была такая программа на телевидении - «Орбита». Вот в этой программе в 1963 году, мне тогда было двенадцать, на полминуты прошла информация о том, что появилась такая группа и что на ее концертах творятся всякие безобразия – люди впадают в транс, ломают стулья…

Пластинки попадали к нам из Москвы, по каким-то дипломатическим каналам. Еще мы собирали любые изображения битлов - рисунки, плакаты, вырезки из журналов… Даже пожелтевшая фотография, размытая до состояния, когда не разберешь лиц, казалась нам драгоценной находкой».

Признаюсь, впервые я услышала про «Битлов»  именно в связи с «безобразиями», которые творятся на их концертах. Картинки, которые нам показывали по телевидению, были впечатляющими: огромные толпы на концертах, молодые люди с безумными глазами,  девушки, дергающиеся в конвульсиях в ритме твиста и падающие в обморок…  Конечно, хотелось самой послушать, чтобы узнать, что же вызывает такой экстаз, но звука в сюжетах, как правило, не было.

Свой первый альбом The Beatles  я привезла из Польши в начале 80-е годов. К этому времени уже была хорошо знакома с их музыкой. Помню, Yellow Submarine мне прислали из Варшавы к дню рождения на поздравительной открытке. У нас тогда уже были гибкие диски журнала «Кругозор», но запись на открытке до этого не встречала.

Надо сказать, я не очень люблю, когда слышу любимые мелодии, которые ассоциирую с конкретными исполнителями, в современной аранжировке. Не признаю Окуджаву, Высоцкого в чьем-то исполнении, даже если оно классное. Поэтому когда мне предложили послушать  «битлов один-в-один», шла на концерт с опаской. И потом нисколько не пожалела. Во-первых, несколько композиций в моей памяти не оказалось, хотя думала, что помню все их хиты. Во-вторых, на концерте было еще много интересного, кроме знакомой музыки.

В программу вошли любимые всеми Yellow Submarine, Come Together, She Loves You, The Long And Winding Road, Eight Days A Week, She’s Leaving Home, We Can Work It Out, Hey Jude  и другие. Жаль, что не прозвучала песня Yesterday, но, как я поняла, выбор сочинений не был делом случайным, поскольку  одна и даже песня звучала дважды. Об этом – чуть позже.

Конечно, группа With, которой руководит Александр Лаврентьев,  «один в один» с «Битлами» не поет, и думаю, что музыканты знают, что зазывная характеристика с их сайта – несомненное преувеличение. Но песни своих талантливых предшественников  они исполняли с большим уважением к оригиналу, не пытаясь  удивить слушателей своим «прочтением», как, увы,  очень часто бывает. Мне особенно понравилось, как пел Дмитрий Каплев, который, на мой взгляд, точнее передавал настроение исполняемой песни.

К сожалению, не смогла найти имен музыкантов группы With (Вместе с)  в сети, а на концерте запомнила только одно -  Александр Лаврентьев выступал еще и в составе ансамбля гитаристов «Guitarra Magia», который, как оказалось, возглавляет как художественный руководитель. Я уже слышала его на концертах Юлии Зиганшиной.

Теперь самое время назвать другие яркие впечатления от этого концерта. Маэстро Абязов всегда радует подбором солистов, которые выступают с оркестром La Primavera. И это не только музыканты мирового уровня, которых он умудряется зазвать в Казань, но и местные, казанские исполнители, популярные, как «Мураками», или малоизвестные в широких кругах любителей музыки.   Во всяком случае, до этого концерта я ни разу не слышала ни группу With, ни «Guitarra Magia». И вряд ли бы услышала, если бы не творческие эксперименты Рустема Абязова. Он любит скрестить «коня и трепетную лань» - так говорят, когда речь идет о соседстве несопоставимого, что порой бывает в концертных программах камерного оркестра. 

В концерте 14 декабря таких «скрещиваний» было несколько. Во-первых, как было заявлено в программе «Абязов-фестиваля» 2018 года, с камерным оркестром выступали рок-музыканты, во-вторых, знакомые песни The Beatles  звучали в незнакомых аранжировках. До этого слышала «Битлов» в переложении для гитары только в дружеских компаниях.  А тут – целый ансамбль.

Он существует с 2008 года при музыкальном колледже имени Аухадеева, и играют в нем педагоги детских музыкальных школ. В-третьих, в исполнении ансамбля гитаристов прозвучало сочинение, в котором невообразимым образом соединились мелодии «Битлов» и «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского (А. Уилкинсон «The Beatlecracker Suite»), в-четвертых…

А про это стоит сказать не через запятую.

Представляя программу в начале концерта, Рустем Абязов рассказал, как однажды случайно увидел в копи-центре ноты третьей и четвертой частей сочинения Beatles Concerto Grosso словацкого пианиста, дирижера и композитора Петера Брейнера, живущего сейчас в Канаде;  как через друга в Европе доставал оригинальные ноты всех четырех частей сочинения, соединившего степенность стиля барокко и мелодичный драйв рока; как в мае 2014 года, в концерте, завершающем сезон, оркестр  La Primavera исполнил это сочинение и был вынужден трижды повторить программу – так понравилась она слушателям; как после этого  соблюдением авторских прав у него интересовался сам композитор.

Под словом «барокко» подразумевает «странную», «необычную», «причудливую» музыку доклассической эпохи, предшествующей Возрождению. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы.  Concerto Grosso - инструментальный жанр эпохи барокко. В то время инструментальная музыка была очень популярной, причем очень часто в сочинениях была небольшая группа солирующих инструментов. Мы могли убедиться в этом на примере Beatles Concerto Grosso Петера Брейнера.

 В роли солиста (партия скрипки) в первом отделении был сам маэстро Абязов, во втором отделении к нему присоединились Светлана Станчина (скрипка) и Адель Закиров (виолончель).

Каждая часть Beatles Concerto Grosso -  барочного изложения The Beatles для струнного состава - посвящена одной из песен и имеет то же название, что и оригинал. В концерте 14 декабря прозвучали первая и вторая части Beatles Concerto Grosso. Как и обещано, были тут и «Битлы», порой очень недалеко от оригинала, как, например, Yellow Submarine во второй части (1 отделение), и барокко, как написал один из специалистов в Интернете, тонкая, грамотная стилизация музыки «Битлов» под барокко в манере Генделя, Вивальди и Баха. Как мне показалось, звучал даже клавесин, хотя на сцене я не увидела этого инструмента. 

Особенностью этой концертной программы было то, что мы слышали сочинения два раза, в  оригинале - в исполнении группы With, а потом в переложении Петера Брейнера. И это вызывало такой замечательный коктейль из эмоций, что еще долго в памяти звучали фрагменты мелодий. И трудно было разобрать, откуда – из реальных «Битлов» или из концертного исполнения в БКЗ. Пришлось навести в голове порядок – включила дома подборку файлов «ливерпульской четверки» и еще долго жила воспоминаниями о той поре, когда впервые ее услышала…

Не могу не привести два суждения в связи с этим концертом и группой The Beatles. Первое связано с грустными впечатлениями, которые оставило посещение в 1999 году места убийства Джона Леннона.

Основателя группы  «Битлз»  застрелил на глазах у жены Йоко Оно  в Нью-Йорке, у входа в здание «Дакота», фанат-битломан Марк Дэвид Чепмен. Это случилось 8 декабря 1980 года. Они возвращались домой из студии записи, и вместо того, чтобы выйти из лимузина в охраняемом дворе «Дакоты», здания премиум-класса, покинули его недалеко от Бродвея и дальше пошли пешком. Леннону нравилось, что фанаты ждут его у дома, где он жил, чтобы взять автограф или сфотографироваться. Так что в тот момент, когда увидел убийцу, ничего плохого не заподозрил.  Позднее девять психиатров и клинических психологов дали показания о психическом состоянии Марка Чепмена: шестеро заявили, что он психически болен, трое — что его состояние не подходит под диагноз психоз. 22 июня 1981 года на судебном заседании Марк Чепмен признал себя виновным в убийстве. По его словам, признаться ему велел Бог.

24 августа 1981 года судья приговорил Чепмена к заключению сроком от 20 лет до пожизненного, поручив при этом проведение психиатрического лечения в тюрьме. Начиная с 2000 года он имеет право на условно-досрочное освобождение, однако все 10 слушаний об этом прошли безрезультатно. В 2012 году комиссия по условно-досрочному освобождению заявила: «Несмотря на ваши позитивные усилия, прикладываемые во время заключения, ваше освобождение в настоящий момент в значительной степени подорвало бы уважение к закону и свело бы к банальности трагическую гибель человека, которую вы причинили в результате этого чудовищного, ничем не вызванного, насильственного, холодного и умышленного преступления».

Это широко известные факты, и любой желающий найдет их в «Википедии.   Не так давно в СМИ прошло сообщение о том, что Марк Чепмен только недавно пожалел о содеянном и попросил прощения у того, кто его уже никогда не услышит.

Я вспомнила об этом трагическом убийстве в связи с личными воспоминаниями о поездке в США. К дому на 72-й улице Нью-Йорка нас привели американские гиды (в составе российской делегации пресс-секретарей органов власти регионов я была в США в командировке). Было тихо и пустынно. В кадр моего фотоаппарата попал лишь одинокий темнокожий, проходящий мимо. Зря мы рассчитывали увидеть здесь поклонников «Битлз». Оказывается, жители «Дакоты» пожелали, чтобы адрес их дома убрали из всех туристических путеводителей и с фасадной стены здания сняли мемориальную табличку, напоминающую о том, что здесь жил создатель легендарной рок-группы. Слишком мешали им битломаны со всего света, приходившие сюда поклониться Леннону. Нашу небольшую группу экскурсоводы, в прошлом два питерца, тоже предусмотрительно остановили довольно далеко от парадного подъезда.

Представляете, какие влиятельные люди живут в «Дакоте»!

Второе суждение не связано впрямую с «Битлами», но вызвано концертом в их честь. Помню, когда писала о концерте оркестра La Primavera с ВИА «Волга-Волга», рука не повернулась повторить то, что услышала со сцены. Определяя своеобразие концерта, руководитель ансамбля Антон Салакаев заметил, что это сочетание классики и рока. Что-то коробило мой слух. А после программы «Beatles forever» я четко поняла, что конкретно. Ведь классика сегодня – это не только симфонии, оратории, концерты и другие жанры так называемой серьезной музыки, но и сочинения музыки, которую называют легкой, пережившие своих авторов. То, что называется классикой на все времена и для всех народов. И музыка The Beatles  - сегодня, несомненно, классика.  

Фото Любови Агеевой

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить