Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Фильм Байбулата Батуллы: беру – и помню
- Любовь Агеева
- 08 октября 2023 года
Вчера вечером посмотрела фильм «Бери да помни», дебютный художественный фильм режиссера Байбулата Батуллина (в титрах Байбулат Батулла).
Фильм был показан в рамках последнего Фестиваля мусульманского кино, и теперь его можно посмотреть всем желающим в казанских кинотеатрах. Я смотрела в кинотеатре торгового центра «Тандем».
В зале, небольшом, если сравнивать с советскими кинотеатрами, но довольно вместительном по современным меркам, аншлага не наблюдалось, хотя и свободных мест было очень мало. Посмотреть новую картину пришли семьями и поодиночке, шумными компаниями, испугавшими меня до начала сеанса, но притихшими во время просмотра.
Пересказывать содержание не буду ― пусть для вас останется тайной, почему вдруг в одной татарской деревне все стали играть в народную игру «Бери да помни» (ядэч по-татарски). Постепенно эта игра меняет жизнь пожилой пары ― Расима и Суфии, и даже всей деревни. Как говорил журналистам режиссер, он снимал фильм о кризисе пожилого возраста. Однако, как мне кажется, картина вышла далеко за рамки его замысла.
Игра «Бери да помни» (кстати, она есть и в моей детской памяти, сохраняющей образ родной русской деревни) ― это, конечно, режиссерский ход, который, как шампуром, пронизывает непростую историю Расима и Суфии, горестную по содержанию, но оптимистичную по духу. Как нам порой не хватает такого жизнеутверждающего начала!
Байбулат Батулла, и как человек, и как режиссер, молод, а в это время творцы, как правило, погружены в современность и выбирают сюжеты и изобразительные средства в полном соответствии в нашим динамичным веком. А он позвал зрителей в татарскую деревню, где сохраняется много из того, что было в домах сельчан раньше. Я никогда не бывала в таком доме, но на протяжении всего фильма не покидало ощущение того, что всё мне в нем знакомо. А как же иначе, если долго живешь рядом с татарами?
Но фильм «Бери да помни» ― это не этнографическая картинка. Это серьезное размышление о жизни, как теперь принято говорить ― о традиционных ценностях. О том, что не наследуются эти ценности произвольно и вполне могут не впитаться с молоком матери. Они растворены в жизненной обыденности и могут явственно проявиться только в критические минуты. Как это случилось в доме Суфии и Расима.
Нет никакого сомнения, что их внуку Ильхаму, если бы это был не экранный персонаж, а реальный человек, не понадобились бы «классные часы» о нравственности и добродетели. Он свою школу человечности прошел в детстве, оказавшись летом в доме бабушки и дедушки.
Удивительно органично в фильме получилось сочетание образа традиционной деревенской жизни с яркими приметами дня сегодняшнего, например, микрофоном для караоке. А как по-другому, ведь невозможно жить в музейной стерильности, если вокруг новая жизнь? Но, судя по марке телевизора, время в этом доме как бы приостановило свой бег. И его хозяйка, Суфия-апа, которую блестяще играет Роза Хайруллина, моет пол по старинке – лыковой мочалкой.
Правда, есть сцены, когда сюжет становится излишне театральным для сугубо реалистичного бытоописания деревенской жизни. Например, в одной из последних сцен, когда Ильхама возвращают в сельское кафе, которое появилось благодаря ядэч, на праздник по случаю дня его рождения, в пустом ящике для пчел. Хотя сам по себе замысел с пасекой воспринимается как символ чего-то большего, чем просто очередная придумка любящего деда.
По профессиональной необходимости мне приходится воспринимать спектакли и кинофильмы с большой долей отстраненности. Но бывают случаи, когда забываешь, что смотришь по редакционному заданию. Этот фильм я воспринимала именно так. Когда пошли титры, даже пожалела, что приходится расставаться с его героями.
Такое происходит чаще всего тогда, когда есть слаженный актерский ансамбль. А в фильме Байбулата Батуллы он есть. Не могу этого сказать этого обо всех жителях киношной деревни Малый Ошняк, но главные герои: Суфия, Расим и их 6-летний внук Ильхам, такой ансамбль точно создают.
Приглашение в картину известной казанским театралам Розы Хайруллиной само по себе гарантировало успех. До 1996 года она работала в Казанском ТЮЗе, а после пожара уехала из Казани вместе с Борисом Цейтлиным. Недолго играла в его спектаклях в Челябинском ТЮЗе. В 1997 году получила приглашение в Самарский театр «СамАрт» и вскоре стала его ведущей актрисой.
К сожалению, мы не знаем ее театральных ролей. Она играла в восьми спектаклях Московского театра-студии под руководством Олега Табакова, пяти спектаклях МХТ имени М. Горького. Очень бы хотелось посмотреть ее Басю в спектакле «Шоша» Театра Наций, который поставил Туфан Имамутдинов, ее короля Лира в спектакле, который называют интеллектуальной игрой, режиссера Константина Богомолова в театре «Приют Комедианта» (Санкт-Петербург). Константин Богомолов, который заметил ее в Самаре, доверял ей ведущие роли в своих спектаклях, а затем и в сериалах. Но даже если она играет роль второго плана, зрители ее запоминают надолго.
Роза Хайруллина больше известна широкой публике по киноролям. Зрители знают ее как звезду сериалов «Ольга», «Содержанки», «Зулейха открывает глаза». На Московском международном кинофестивале 2012 года она была признана лучшей актрисой за роль ханши Тайдулы в фильме «Орда» режиссера Андрея Прошкина. В 2013 году получила национальную премию «Ника» Российской Академии кинематографических искусств за роль в спектакле «Лир». Напомню, в 1992 году за спектакль «Погром» по мотивам романа Бориса Васильева «И был вечер, и было утро» Казанский ТЮЗ был удостоен Государственной премии России. Розу Хайруллину наградили тогда вместе с режиссером Борисом Цейтлиным и художником Марией Рыбасовой.
Ее называют «женщиной-космос», «уникальной», «крутой артхаусной актрисой», поскольку она способна воплотить любую творческую задачу, которую перед ней поставит современный режиссер. Даже бесстрашно примерит маску шекспировского короля Лира, правда, в женском обличии. Поскольку может сделать свой голос, свое лицо главными театральными средствами, создающими характер ее героинь. Мы можем видеть эту ее способность и в фильме «Бери и помни».
Уже после его просмотра я прочитала в сети публикации, посвященные Хайруллиной, и в одной из них, датированной 2022 годом, была такая ее цитата: «Очень хочется деревенскую историю сыграть. Дремучее что-то, лесное. О вселенской любви женщины — неважно к чему. Мне хочется рыть землю руками. И говорить не на русском». И в 2023 году ей такая возможность представилась.
В актерском дуэте Суфия вторая, после Расима, который чаще в кадре, сюжет, по сути, выстраивается вокруг него. Но уберите из его жизни эту женщину – и это будет уже другой человек. Совсем не зря на старости лет Расим все-таки сделает Суфие предложение, прожив с ней целую жизнь в гражданском браке.
Об исполнителе роли Расима особый разговор. Давно знаю Рабита Батуллу, заслуженного деятеля искусств ТАССР, народного писателя РТ, лауреата Государственной премии РТ имени Г. Тукая, и как литератора, и как общественного деятеля с ясной гражданской позицией, которая порой воспринимается неоднозначно. Он активно защищает родной язык и родную культуру, воспринимая утрату национальной идентичности как личную трагедию. Думаю, что в этом плане его роль в фильме «Бери да помни» ― не менее важное высказывание на эту тему. Правда, с экрана оно воспринимается в более широком контексте. Необходимость сохранения корневной системы народа актуальна не только для татар.
В фильм Рабит Батулла попал случайно – сын никак не мог найти исполнителя главной роли, и он вспомнил профессию, с которой входил в творческую жизнь, выходя на сцену Татарского академического театра имени Г. Камала. А до этого закончил актерский факультет театрального училища имени М.С. Щепкина в Москве.
В картине, как сам признался, играет самого себя. Но, будучи уже давно горожанином, находит для своего деревенского Расима совсем другие краски, видимо, сохранившиеся где-то в глубинах его памяти. Известный писатель родился в селе Нижние Лузи Заинского района, детство провел в деревне Шикмамаево, и ему не надо объяснять, чем жизнь городского татарина отличается от жизни его сельского сородича.
Кстати, в фильме снимался еще один писатель – юморист и режиссер Алмаз Хамзин сыграл роль главного человека в этой деревне. Режиссер намеренно снимал непрофессионалов, добиваясь той естественности, которую трудно создать профессионалам: актеры, по мнению режиссера, не должны были «играть».
К сожалению, я нашла в сети мало информации о мальчике, который сыграл Ильхама. Юнус Таиров, родился в Казани, а его родители из Таджикистана. По национальности таджик. Как рассказал в одном из интервью Байбулат, мальчик уже снимался в роликах, он учится на конферансье. Он был органичной частью актерского ансамбля, хотя иногда ему не хватало киношной естественности. А, может, Юнусу просто хотелось почувствовать себя настоящим актером.
Моя попытка точно определить, в каком жанре снята картина «Бери да помни», провалилась. Не трагедия, хотя о грустном, не комедия, хотя улыбаться хочется часто, не притча, поскольку слишком реальна и конкретна.
Этим отличается творчество молодых режиссеров, еще не обремененных профессиональными стандартами, когда они раздвигают жанровые границы, пытаясь воссоздать картинку реального мира, где есть всё – и трагедия, и комедия, и сказка.
Я уходила из кинотеатра с каким-то теплым чувством. Будто и в самом деле была в гостях в этом доме, в этой деревне…