Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Май 2024 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1972 – Решением Совета Министров ТАССР имя Героя Советского Союза Магубы Хусановны Сыртлановой присвоено улице в микрорайоне Горки-1 

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Юбилей журнала «Казань»: «Ваш бог ― читатель, бог не простит!»

19 октября в Ратуше торжественно, но по-семейному отмечали 30-летие журнала «Казань».

Можно сказать, что практически все приглашенные гости были знакомы друг с другом ― журналисты, внештатные авторы, герои публикаций, среди которых было не только много деятелей культуры и искусства, но и медиков. Общеизвестно, что среди медиков много творчески одаренных людей. Могу вспомнить уже покинувших нас Михаила Рокицкого и Владимира Муравьева, а также здравствующего и еще практикующего Льва Шера. Медикам-творцам был посвящен специальный номер журнала.

Вместе с собравшимися был и первый редактор журнала Юрий Балашов, правда, по ту сторону экрана ― из Ратуши была организована прямая видеотрансляция на сайте ОА «Татмедиа». Так что он слышал, как его поздравляли, все добрые слова, которые о нем говорили, в том числе руководители двух «Татмедиа» ― Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Айдар Салимгараев и генеральный директор АО Шамиль Садыков, сегодняшний главный редактор Альбина Абсалямова, журналист Айсылу Мирханова, которая начала работать в редакции еще при Балашове... Список можно продолжить.

Мирханова и Балашов вспоминают историю журнала в юбилейном номере, где собраны, по мнению редакции, лучшие публикации за 30 лет, которые рассказывают об истории Казани и ее достопримечательностях. Альбина Абсалямова так представила октябрьский выпуск 2023 года:

«Этот номер мы составили из материалов, вы­ходивших на страницах журнала в разные годы начиная с того самого, первого, номера, основной темой которого стало исследование Старо-Татарской слободы, до практически новейшей истории (самые свежие номера мы принципиально не стали включать в наш ретроспективный дайджест).

… Это — условный «глобус Казани». Ностальгическая прогулка по знаковым местам исторического центра (и не только!). Все материалы даны без правок и сокращений (номер журнала, в котором они были опубликованы изначально, в каждой публикации), а вот вёрстка стала иной, во многом — более яркой и зрелищной».

Юра тоже выпускал такой номер, когда отмечали предыдущие юбилеи «Казани». Понимаю, как это трудно ― составить план такого журнала, ведь порой публикации кажутся твоими детьми, а как тут выбрать, кто из них лучший?

Альбина взялась за непосильную задачу, когда на юбилейном вечере попыталась представить темы, которые являются главными для журнала. На экране сменялись слайды с журнальными полосами, обложки журналов, портреты героев журналистских материалов… В конце концов она призналась, что всего не расскажешь и всех не назовешь. 30 лет – это 400 с лишним номеров, многие сотни публикаций.

Интервью Юрия Балашова в юбилейном номере начинается «Памяткой автора», в которой есть такие советы: страшный грех ― банальность; четкость позиции; увольте внутреннего цензора. Ваш бог ― читатель, бог не простит!

О том, как он относился к авторам журнала, могут сказать многие десятки казанцев, которые приносили в редакцию плоды своих раздумий и краеведческих поисков, истории своих семей и казанских достопримечательностей. Приносили, не рассчитывая на гонорар. Его в «Казани»  просто не было.

Журнал всегда делал небольшой коллектив журналистов и технических специалистов. Это и сегодня так ― мы увидели всех во время церемонии награждения: журналисты, работники секретариата и даже водитель. Все ушли домой с наградами и хорошим настроением. В том числе Лябиба Салимова, которая работает корректором с первого номера.

Обычно, когда говорят о каком-то издании, называют несколько имен журналистов, самых известных. Когда речь идет о журнале «Казань», в этот список умещаются все творческие работники. В настоящий момент это журналисты Айсылу Мирханова, Юлия Калинина, Адель Хаиров, Алина Ермолаева, фоторепортер Гульнара Сагитова. Главный редактор Альбина Абсалямова ― тоже автор многих публикаций.

С большим интересом я прочитала публикацию  «Взаимопритяжение»  Рустема Абязова, который рассказывает о двух редакциях, о двух главных редакторах.

Юра, будучи человеком очень скромным, сторонящимся президиумов общественных собраний и лестных характеристик, занял в культуре города особое место человека знающего и авторитетного. Он действительный член попечительского совета Национального музея РТ, почетный член попечительского совета музея истории КФУ.

Учреждённое журналом издательство «Kazan-Казань» выпускало альбомы, книги, буклеты, плакаты. Именно в этом издательстве в 2000 году верстался первый том книги «Республика Татарстан: новейшая история». Его дизайн от Григория Эйдинова был творчески повторен в последующих трех томах Олегом Маковским.   

Юрий Анатольевич продолжает работать в редакции, но дистанционно. В штатном расписании написано ― редактор-консультант, но Альбина в своем вступительном слове на юбилейном вечере сказала, что в журнале можно найти материалы, к появлению которых он причастен. 

Кстати, юбилейный подарок от АО «Татмедиа» получил именно Юрий Балашов. Как было сказано, его всячески поддерживают, в том числе и материально. Это хорошее дело. У нас обычно высоко ценят человека, когда он при деле, а когда от дела отходит, забывают.

Юбилей ― это тот случай, когда можно соединить воедино все 30 лет истории одного из авторитетных в России изданий, виртуально подшить под единой обложкой разные его страницы: трудные 90-е годы, когда Верховный Совет Республики Татарстан стал учредителем нового журнала, предтечей которого были балашовские «Слово агитатора» и журнал «Панорама»; более спокойные, но непростые 2000-тысячные, когда журнал вполне мог исчезнуть, если бы не Председатель республиканского парламента Фарид Мухаметшин; переломные 2020-2021 годы, когда Юрий Балашов уже не мог больше по состоянию здоровья возглавлять редакцию и передал бразды правления Альбине Абсалямовой.

Как водится, юбилеи обычно празднует действующий коллектив, который порой даже не вспоминает в эти праздничные минуты про то, что история была и до него. Нынешняя редакция «Казани» собрала в Ратуше всех, чьи имена ассоциировались раньше с этим журналом. Долгие годы это были штатный журналист Светлана Колина и внештатный автор, врач и педагог, писавшая больше, чем иной журналист, Марина Подольская, художник Григорий Эйдинов. В этой редакции начинала свой путь в журналистике, и не только в ней, Олеся Балтусова. Для «Казани» фотографировали как большие мастера: Фарит Губаев и Владимир Зотов, так и начинающие: Сергей Ермолаев и Эдвард Хакимов.

Известно, что редакционная политика во многом отражает представление об издании главного редактора. В этом смысле «Казань» ― это все-таки два разных журнала. Редакция Альбины Абсалямовой по возможности сохранила какие-то традиции, темы и рубрики редакции Юрия Балашова, но новый главный редактор выстраивала концепцию обновленной «Казани» уже в других исторических условиях, с учетом новых требований к изданиям АО «Татмедиа», развернувших журнал к новой, молодежной, аудитории.

Если раньше его можно было назвать, так сказать, органом казанской интеллектуальной элиты, то сегодня аудиторию издания сознательно расширяют. Это видно и по обновленному оформлению журнала, и по тематике публикаций, и по новому подходу к планированию каждого номера. Не могу не признать, что в чем-то единая тематика каждого номера выигрывает, например, в более углубленной проработке одной темы. Могу судить это по восьмому, августовскому номеру 2021 года, посвященному мемориальной теме, в подготовке которого принимала самое непосредственное участие.

С другой стороны, это определенные шоры, которые оставляют за бортом многое из того, что было раньше в «Казани», и прежде всего умную мемуриалистику. Героем журнала было тогда Время, в котором жили авторы публикаций (как тут не вспомнить мемуары Павла Аксенова, Владимира Серебрякова, очерк-расследование о репрессированном деде Светланы Шнегас - техническом директоре порохового завода Владимире Шнегасе, публиковавшиеся в нескольких номерах?).

Сегодняшние авторы если и вспоминают историю города, страны, то в основном применительно к своей персоне. В центре внимания чаще конкретные оперативные события, и даже если они касаются истории, то взгляд на нее иной, с позиций дня сегодняшнего, с учетом того, что публикации вынужденно короткие. И некоторым поклонникам «Казани» из старшего поколения это не нравится. Знаю многолетних читателей, которые журнал уже не выписывают.

Альбина Абсалямова не может не учитывать, что читатель у журнала теперь во многом другой. И по возрасту, и по способу восприятия информационной картины мира. Я как-то писала об этом применительно к истории газет, которые редактировала. По личному опыту знаю, что в трудные 90-годы, голодные для многих казанцев, от подписки первой отказалась как раз интеллигенция, в том числе творческая. А именно она была долгие годы постоянным читателем журнала «Казань». Сегодня время другое, люди уже не думают о том, на что потратить деньги ― на кусок хлеба и литр молока или на подписку, но появились более весомые причины для уменьшения тиража. Конкуренция на информационном рынке страшная.

Наблюдая, как потихоньку умирает печатная периодика, даже знаковая, которая формировала несколько поколений нашей страны, мы виним кого угодно, только не читателей. Достаточно назвать журнал «Новый мир», который не сумел перейти в новую эпоху, как это сделал, например, «Огонек». Правда, в 2020 году и он прекратил свое существование, хотя был под надежной крышей издательского дома «Коммерсантъ». Увы, сегодня не востребована журналистика, которая называется на языке науки качественной. «Легкий читатель» предпочитает «легкую» журналистику. Современные глянцевые журналы знатоки теоретических основ журналистики называют «пластиковой журналистикой». И постоянные читатели журнала «Казань» не могли не опасаться, что именно таким будет его будущее.

У журнала великое множество наград, от Татарстанского «Хрустального пера» и знака «Золотой фонд прессы» России до признания в международном конкурсе «Обложка года. Однако в наш век, когда все помешались на интернете, никакие награды не могут гарантировать успех печатного СМИ, поскольку главное тут ― не авторитет издания, не его знаменитые авторы, не большое общественное значение его публикаций, а коммерческие показатели.

И это хорошо, что «Казань» с критичным числом читателей не закрыли, дали редакции время, чтобы обрести новое лицо и новых читателей. Это началось еще при Балашове, когда инициатором перемен выступила директор по развитию АО «Татмедиа» Диляра Байчурина. А сегодня генерального директора акционерного общества Шамиля Садыкова вполне можно назвать личным куратором «Казани» ― он бывает на всех публичных презентациях журнальных номеров.

Это уже традиция редакции Абсалямовой. Альбину Миляуша Таминдарова назвала человеком прежней «чудеснейшей эпохи», тонко чувствующей веяние времени. Как человек удивительно деятельный, она старается издавать журнал, в котором авторы и читатели ощущают себя одним сообществом. Так было при Балашове, так есть при Абсалямовой.  И потому, как заметил Шамиль Садыков, в Ратуше не было случайных людей, все были свои.

Пробираясь к потенциальному читателю, журналисты «Казани» используют все мыслимые и немыслимые средства. Например, презентация августовского номера 2021 года, который я выше поминала,  проходила на Арском кладбище. Но чаще всего рассказ об очередном номере обрамляет концертная программа.

Кстати, сотворчество редакции с людьми искусства очень помогает и на юбилейных вечерах. Так, 19 октября журнал поздравляли саксофонист Евгений Соколов, художественный руководитель Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов ― постоянные  авторы новой «Казани»,  Государственный камерный хор РТ, джазовая певица Лилия Чугунова, Эльмира Галеева, исполнившая свою песню  на стихи Олеси Балтусовой о Зиланте, незримом покровителе Казани.

Не буду рассказывать, кто что говорил на этом празднике. А говорили много теплых слов, дарили подарки, вручали награды, правда, весьма скромные. Выступили председатель Комитета Государственного Совета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айрат Зарипов, первый заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова, начальник Управления культуры исполкома Казани Азат Абзалов, директор Казанского художественного училища имени Н.И. Фешина Ольга Гильмутдинова и другие. В одном из залов Ратуши для гостей была открыта фотовыставка обложек журнала, выполненных в сотрудничестве со Школой креативных индустрий, работающей при КХУ.

Особые возможности для поздравлений были у тех, кто участвовал в концертной программе. Художественный руководитель Государственного хора РТ Миляуша Таминдарова произнесла эмоциональный спич, вызвавший практически единодушную поддержку зала.

Балашова она назвала бессребренником чудеснейшей эпохи, когда деньги не были главными в нашей жизни. Эпохи, по ее мнению, ушедшей. Мы цепляемся за ее следы, вспоминаем ее события вроде неформальных посиделок в кафе «Бродячая собака» Музея А.М. Горького, поем ее песни (хор в сопровождении оркестра исполнил песню «Беловежская пуща» из репертуара «Песняров»), пытаемся что-то перенести и в наше время, как это делает, например, Альбина Абсалямова, пропагандируя поэзию, мало востребованную современным читателем. Она заметила поэтический дар в Айсылу Мирхановой, ее стихи печатались, она читала их на первом творческом вечере. Одно из своих стихотворений о Казани прочитала и в Ратуше.

И так будет, пока не уйдут в небытие люди последних советских поколений, как назвала их Таминдарова, ― «последние святые на этой земле».

И хотя было в этом юбилейном выступлении, как это часто случается на днях рождения, некоторое преувеличение, как мне кажется, Миляуша Амировна сказала то, что было в голове у многих сидящих в парадном зале Ратуши. И в этой связи нельзя переоценить 400 с лишним номеров журнала «Казань», по которым потомки будут судить о нас сегодняшних.

Фото Юлии Калининой (журнал «Казань»)

 Фото Олега Маковского

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить