Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Июнь | 2025 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 |
-
1921 – Историко-филологический факультет Казанского университета, созданный в 1863 году, распоряжением Главпрофобра от 5 мая упразднялся
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
«Память сердца» от Юрия Гвоздя
- Любовь Агеева
- 21 мая 2025 года
21 мая в одном из залов нового здания Татарского Академического театра имени Г. Камала был показан документальный фильм «Память сердца» казанского режиссёра Юрия Гвоздя.
Впервые зрители увидели картину в «Мире» 18 апреля, в Международный день памятников и исторических мест. Олеся Балтусова напомнила тогда, что 25 лет, когда город боролся с ветхим жильем, было снесено более 2500 домов, среди них полсотни памятников архитектуры. Казанский деревянный модерн именно тогда исчез почти навсегда.
Многие дома были снесены в Ново-Татарской, Суконной и Дегтярной слободах, в районе улиц Ульяновых, Федосеевской, Островского. Улица Свердлова исчезла почти полностью вместе с названием. Улица Тельмана, поражавшая туристов красотой деревянных наличников и эркеров, изменила свой облик так, что теперь трудно догадаться, что тут было. Остались только несколько домов-инвалидов и Дом музыки Софьи Губайдуллиной, единственный, кому повезло не только уцелеть, но и служить людям дальше.
Слава Богу, сломали не всё. Не сохранилась естественная среда деревянной Казани, но еще есть дома, вполне пригодные для жизни, жители которых с большой благодарностью принимают помощь волонтеров. Организаторы фестиваля заранее собирают заявки, планируют фронт работ, находят специалистов, которые могут помочь в более сложных делах, чем покраска фасадов, учат волонтеров многим премудростям строительного дела.
Фильм «Память сердца», снятый при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан, рассказывает о фестивале по восстановлению исторической среды Казани «Том Сойер Фест». Нынешним летом он будет проходить уже в десятый раз. Силами волонтеров, которых объединил «Том Сойер Фест Казань», за восемь лет (в пандемию работы не проводились) обновлено 16 жилых домов в центре города, 2 музейных объекта и 1 деревянный дебаркадер на Волге, в Свияжске.
На премьеру собрались коллеги Юрия Гвоздя — казанские кинематографисты, волонтеры, которые увидели себя на экране, а также жители домов, которые похорошели во время фестиваля.
Тридцатиминутную ленту представляли сам Юрий Гвоздь, который выступил как автор идеи и сценария и оператор, и Олеся Балтусова, помощник Раиса РТ и координатор движения «Том Сойер Фест Казань», которая в 2016 году перенесла придумку самарских волонтеров, рожденную годом ранее, на казанскую почву.
Математик из Самары Андрей Чернов назвал фестиваль в честь знаменитого персонажа романа Марка Твена, который организовал мальчишек на покраску забора. Только Том Сойер красил свой забор, а участники фестиваля приводят в порядок чужие дома, сохраняя старинные постройки Казани.
В начале фильма есть неожиданный кадр — желтый цветок, который упрямо тянется к жизни на асфальтированной мостовой. Не так ли живут среди стекла и бетона деревянные дома, построенные теми, кто жил до нас в Казани? И вдруг нашлись люди, которые решили продлить им жизнь.
Этот цветок вполне мог бы стать художественным образом фильма, но автор предпочел другую стилистику. Его киноповествование носит репортажный характер – мы видим участников фестиваля на работе и на отдыхе, в минуты, когда они пополняют свои знания о старой Казани, пьют чай с хозяевами домов…
Авторского текста нет — волонтеры рассказывают о фестивале, о себе сами. Скрепляет многочисленные синхроны Олеся Балтусова, дающая общую историческую перспективу фестиваля, который его участники называют движение. Движение — не в том смысле, что в нем участвуют сотни людей — это процесс, к которому в любой момент может присоединиться каждый. И долго не тянуть — фестиваль начинается 31 мая. В нынешнем году волонтеры планируют воссоздать историческую беседку в Фуксовском саду в том виде, какой она была сто лет назад, и отреставрировать два дома в Адмиралтейской слободе – на улице Большой, 65 и Столярова, 37.
Представляя фильм, Юрий Гвоздь рассказал, что задумал фильм, впервые увидев волонтеров на работе, когда они красили очередной дом на хорошо знакомой ему улице. Когда познакомился с ними, узнал, что в фестивале участвуют представители самых разных профессий, в основном те, руки которых не держат на работе скребок, кисточку или лопату. То есть гуманитарии, а также математики, программисты, риелторы, банковские служащие и другие офисные работники. Некоторые приходят на работу семьями, с детьми. Он наблюдал за ними два лета.
Автор фильма не скрывал удивления, оставшееся у него до сих пор: в наше время, когда никто не работает просто так, без оплаты, он увидел бескорыстных людей, которые от слов о любви к родному городу перешли к реальным делам.
«Движение всегда работало с «живыми» домами. Это не просто прийти и покрасить фасад. Это погружение в атмосферу, общение с местными жителями», — говорит Олеся Балтусова.
И в фильме эта атмосфера передана. Можно даже позавидовать людям, которые умеют совместно и трудиться, и отдыхать, пополнять знания о любимом городе, что делает труд более осмысленным.
Зрители увидели на экране сквер «Казанские наличники» (Груздева, 5), созданный руками волонтеров на месте, где планировалось построить очередную парковку, Музей Чак-чака, работающий в одном из отремонтированных домов по улице Парижской Коммуны, вместе с Рустамом Миннихановым побывали на выставке резных деревянных наличников, в родовых домах Лебедевых (по улице Волкова, 80) и Максутовых (Волкова,78). Всего на Волкова восстановлено 9 домов.
«Мы помогаем людям, которые отказались переезжать лет 25 назад в новое жилье, и все эти годы сами поддерживали в хорошем состоянии свои строения», — говорит Олеся Балтусова.
Председатель Союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров, поздравляя коллегу с премьерой, отметил, что получился очень добрый и светлый фильм, очень нужный казанцам, любящим свой город и желающим сохранить его исторический центр.
Свое мнение о фильме и волонтерах высказали также директор Института развития Казани Алексей Горбунов, заместитель директора городского Комитета по развитию туризма Диана Абдулхакова и кинорежиссер Александр Барыкин.
Если участники фестиваля судили фильм в основном по его содержанию, то кинематографистам он был интересен прежде всего по форме. И если мне репортажность пришлась по душе, то мастерам от кинематографов, коллегам Юрия Гвоздя, хотелось чего-то большего. Ведь документальный фильм — это все-таки кино! А значит его форма не менее важна, чем содержание.
А для меня, как журналиста, важно было, что я вижу конкретных людей, их лица и эмоции, ощущаю искреннюю заинтересованность автора в том, что он снимает. Выступая перед показом фильма, Юрий признался, что любит снимать то, что ему интересно.
Если вас заинтересовал фильм или его герои и вы готовы 31 мая включиться в интересное и полезное дело, заходите на страничку фестиваля в сети VK https://vk.com/tsfkzn, и узнАете, когда и где открытие фестиваля 2025 года.
***
Несколько слов о Юрие Константиновиче Гвозде, выпускнике операторского факультета ВГИКа 1973 года, заслуженном деятеле искусств РТ и РФ.
Он начинал в кинематографе на телевидении, прошёл путь от ассистента оператора до оператора высшей категории. Снимал сюжеты для новостей, клипы известных татарских певцов.
На Казанской студии телевидения Гвоздь был первым оператором с дипломом о высшем образовании, но рядом с ним работали коллеги с таким профессиональным опытом, что учеба продолжалась еще многие годы. Наверняка есть чему поучиться у других и сегодня. Такова суть любой творческой профессии.
Нам довелось работать вместе в пресс-центре Государственного Совета РТ —Юрий был постоянным оператором парламентских телепрограмм на русском и татарском языках. Поколесил он со своей камерой по республике с руководителями парламента: В. Лихачевым и Ф. Мухаметшиным, с постоянными депутатскими комиссиями. Узнал о том, что такое власть, вблизи. Работал с Ф. Табеевым, Г. Усмановым, М. Шаймиевым.
В сотрудничестве с кинодраматургом Риоритой Рубцовой, режиссерами Виктором Беспаловым и Эдмасом Утягановым Юрий участвовал в создании многих фильмов, в том числе отмеченных наградами телефестивалей. Начиная с середины 80-х годов, он начал снимать самостоятельно, един в трех лицах — как автор сценария, оператор и режиссер. Знатоки отмечают как наиболее успешные его фильмы «Волшебный журавль», снятый по татарским сказкам-балетам и «Зов земли», работа 2007 года, который был номинирован на премию кинофестиваля «Золотой Витязь».
В 2002-2008 годах Юрий был председателем правления Союза кинематографистов Татарстана. Это было время, когда каждого занимала только его собственная судьба и никто не хотел заниматься общественной работой. Но в это время как раз закладывался фундамент татарстанского кино, которое сегодня представлено на Казанском международном кинофестивале «Алтын минбар» отдельной номинацией.
В 2020 году Юрий Гвоздь закончил работу над многолетним проектом, посвященным 100-летию Татарской АССР, в рамках которого записал интервью со ста выдающимися татарстанцами, в частности, с Ильгамом Шакировым и Туфаном Миннуллиным. За более чем сорок лет работы он снял свыше 50 фильмов о людях республики.
Став «вольным художником» — так он отрекомендовал себя на показе фильма, решил попробовать себя в большом документальном кино. В апреле 2019 года получил награду Фестиваля мусульманского кино за картину «Духовные родники Татарстана». За фильмы «Поэт на все времена», «Возвращение памяти», «Духовные родники Татарстана» и «Краски памяти» в нынешнем году был номинирован на Тукаевскую премию, чему был искренне рад. Поскольку видел в этом не столько свой личный успех, сколько внимание к отрасли кинематографии.
Фото со странички фестиваля в сети VK — https://vk.com/tsfkzn