Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Июнь | 2025 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 |
-
1988 – В Уфе после концертного исполнения оперы «Алтынчеч» умер татарский композитор, ректор Казанской консерватории Назиб Жиганов, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
«Тысяча движений» Рустема Ибатуллина
- Петр Фомин
- 22 февраля 2025 года
22 февраля в Галерее искусств Сверхмодерна около парка «Черное озеро» открылась персональная выставка художника Рустема Ибатуллина.
На выставке побывал слушатель группы «журналистика» Университета третьего возраста Петр Фомин, он же «Изящный гипопотам». Так называется его блог на платформе Dzen.
Выставка носит название Demolish. В переводе — сносить, разрушать, разбирать. «Изящный гиппопотам», посмотрев работы автора, ничего разрушительного в них не обнаружил. Конечно, найти в этих работах призыв к созиданию, строительству тоже невозможно. Но слово Demolish не может относиться к содержанию картин, они совсем про другое. Поэтому «Изящный гиппопотам» решил, что название выставки имеет отношение не к картинам, а к автору. Может быть, он хотел этим названием объяснить, что он своим творчеством разрушает окружающую его действительность, что написание картин дает ему возможность выразить то, что по-другому он выразить не может.
Ибатуллин Рустем Муратович (1980). Врач. Самодеятельный художник. Член Ассоциации Евразийского Художественного Союза. Образование: художественная школа. Казанский государственный медицинский университет (2007). Казанский государственный архитектурно-строительный университет (2012).
Рустем Муратович работает врачом в одном из медицинских учреждений города Казани. Как принято говорить, в свободное от основной работы время рисует. Сказать, что он пишет не абстрактные картины, наверное, нельзя, но и сказать, что его работы — это абстракция, тоже нельзя. Потому что во всех выставленных работах, кроме одной, есть сюжет, есть действие, есть образы. И вглядываясь в полотна, хочется найти смысл написанного, придумать истории о том, что происходит в фантастических мирах, изображенных автором.
Рустем Ибатуллин. «Исчезни в пламени»
Наверное, будет правильно характеризовать его творчество как индивидуальный стиль художника, широко использующего в своих работах технику и элементы абстрактного искусства. Правильно это определение или нет, вы узнаете после просмотра работ Рустема Муратовича.
Рустем Ибатуллин. «Таяние»
Хочется отметить то, что его картины не имеют никакого скрытого политического или злободневного смысла. Не призывают зрителей к каким-то действиям, размышлениям, осознаниям. Все работы апеллируют к эмоциям, и их образы, как правило, не связаны с текущими событиями. Образы фантастические, иногда мистические. Поэтому восприятие полотен автора неоднозначно. Разные зрители могут воспринимать их по-разному и описывать их по-разному.
Со слов автора, на полотне «В ожидание драматических событий» (2021, холст, масло) представлена цивилизация, хрупкая, деревянная, построенная веками. И вдруг возникает огонь, который является угрозой для нее. Здесь всё на грани — перекинется огонь на лес или нет?
Огонь и деревья. Огонь и лес. Они не могут существовать вместе. Огонь сжигает все деревянное. Лесной пожар — страшное и безжалостное явление. Разрушительное в своем буйстве. Несущее смерть лесам. Но несмотря на ежегодные обширные лесные пожары, леса никуда не делись. Стоят, растут.
Рустем Ибатуллин. «В ожидание драматических событий»
Так чем же является огонь для леса? Безжалостным уничтожителем или обновителем, катализатором нового возрождения? После лесного пожара ничего не остается — черная, покрытая сажей и пеплом земля, с обгоревшими остатками деревьев. Но так только до первого проливного дождя. После него появляются робкие ростки трав, которые через неделю — другую покроют черную землю ярким зеленым ковром. А затем ростки деревьев пойдут. Тут всё медленно. Неторопливо. Кажется, деревья никогда вновь не покроют эту землю. Но посмотрите, что будет через десять лет. И этот круговорот огня и зелени происходит постоянно.
Так что же автор изобразил на этом полотне? По мнению «Изящного гиппопотама», там, на стволах деревьев, сидят лесные духи. Ведь лес не может существовать без них. Сидят и смотрят, загорится лес или нет. Они не боятся огня, ведь лесные духи не горят. Но если лес загорится, то им придется менять привычный уклад жизни. Вот и смотрят они на огонь с беспокойством.
Картина «Ночь музеев» (2022, холст, масло) вызвана акцией, приуроченной к Международному дню музеев, во время которой музейные экспозиции можно смотреть ночью. В России она массово начала проводиться с 2006 года. Как правило, в конце мая. Но были года, когда она проводилась в июне. Одна из задач этой акции — привлечь в музеи молодежь. У нас это сработало. Молодежь ночью в музей ходит. Как правило, парами. Ночь в музее — как романтично. А вдруг еще и свет выключат…
Стали ходить даже молодые семьи с детьми-школьниками. А еще молодые пенсионерки. Целыми группами, компаниями. Ну, и индивидуальные посетительницы не редкость. А вот мужчин-пенсионеров не наблюдается. Какое гендерное неравенство.
Рустем Ибатуллин. «Ночь музеев»
Картина разделена на две части, верхнею и нижнею. На верхней читается поток, кипение какой-то информации. Это, наверное, в ночном музее начинают просыпаться экспонаты, как они делают каждую ночь. Ведь ночная жизнь музеев существует. Она закрыта для людей, посетителей и сотрудников. Она тайная.
А в ночь музеев она нарушена. Вместо тишины и безмолвия, времени полутеней и лунного света в проемах окон — люди, электрический свет, шум. И то, что должно было происходить в ночных залах музеев, повисло в воздухе в виде непонятных людям символов, знаков и их сочетаний. Там можно найти ключи от хранилищ нераскрытых тайн и загадок. Можно увидеть замочные скважины, в которые, ну, очень хочется заглянуть, подсмотреть, узнать, что они скрывают. Но не суждено и невозможно.
Нижняя часть полотна наполнена женскими образами, тайными символами и падающими нотами. Как будто музыка этой ночи не взмывает вверх, не несет нас на небеса, а медленно движется вниз, в подземелья, в темноту и мрак. Музыка артефактов, мумий. Музыка прошлого, ушедшего, музыка безвозвратного.
Рустем Ибатуллин. «Ночь музеев». Фрагмент
А на фоне этого — женские образы. Это не изображения людей, пришедших в эту ночь в музей. Это образы того, как люди представляют себя. Наверное, это ощущения молодых пенсионерок, заполнивших залы музея этой ночью. Он молоды, стройны и красивы. У них оголенные ноги, на них мини юбки. Для них эта ночь чудесна и прекрасна.
Картину Demolish Piano (2024, холст, масло) каждый прочитает по-своему. Могу дать свою интерпретацию.
Тапер играл знакомую мелодию. Играл, как обычно. Как учили. Строго по нотам. Звуки покидали инструмент и двигались, друг за другом, создавая мелодию. Мелодия была гармонична и красива. Это была известная мелодия, знакомая и таперу, и слушателям. Интервалы между звуками позволяли услышать каждый отдельный звук.
Но кто-то черный, невидимый, сел на левое плечо тапера и прошептал: быстрее, надо быстрее. И тапер послушал. Пальцы стали двигаться быстрее, интервалы между звуками стали сокращаться. Мелодия зазвучала по-другому. Но всё равно оставалась хорошо знакомой.
Быстрее, еще быстрее — продолжал шептать черный. И пальцы тапера стали летать по клавишам. Интервалы между звуками стали еще меньше, а потом исчезли, и звуки стали накладываться друг на друга, мешать друг другу, толкаться и сталкиваться.
Быстрее, еще быстрее, шептал черный. И звукам стало тесно внутри инструмента, они не успевали его покидать. Мелодия превратилась в какую-то какофонию.
Таперу стали кричать: прекрати, перестань, это не музыка. Но он не перестал. Это тоже была музыка, только не гармоничная, не нормальная, та, которая не может существовать. И она не стала существовать. Она взорвалась. Произошел взрыв музыки. Последнее, что увидел тапер, — это клавиши фортепьяно, летящие ему в грудь. Клавиши, на глазах меняющие свой размер. Становящиеся большими, сметающими всё на своем пути снарядами.
Нельзя не обратить внимание на картину «Версия лета» (2024, холст, масло). Все, кто смотрел на это полотно, узнавал этот дом. И место, где он расположен. Но автор изобразил не место, и не дом. Он изобразил ощущение тепла, исходящего от стен. Он изобразил южный, пронизанный солнцем день. Ощущение прогретого города. Когда тепло, обволакивающее тебя тепло, не жара, исходит отовсюду. От стен, от земли, от деревьев и травы.
Такое же ощущение — от картины «Реинкарнация осени» (2024, холст, масло), хотя на ней другое время года. Реинкарнация — повторное воплощение, то есть перевоплощение, переселение душ. Впереди — проем, наполненный светом. Нам туда, туда, где свет, где надежда, где вера. Вера во что? Надежда на что? Конечно, на любовь, только на любовь. Вера в любовь. Надежда на любовь.
Рустем Ибатуллин. «Реинкарнация осени»
Вы в начале пути. Вы выглядите точно так же, как все вокруг вас. Черные вертикальные, бесформенные сущности. Правда, если вглядеться, то эта бесформенность не лишена некоторого эротизма, остатка вашего представления о своей привлекательности.
Вы в начале пути, и поэтому черные в своем безверие. Но чем ближе к проему, тем меньше черноты в вас остается. Вы меняете цвет, потому что в вас просыпается вера. Вера в любовь.
Автор любит изображать ночь. Наверное, ночь для него не только время для сна и отдыха. Ночь — это ночь. Это волшебно. Это таинственно. Это время для тайных встреч. Это время прогулок по берегу реки. Под луной. Под звездами. Ночь — это полутона, это шепот, это признания и откровения.
Рустем Ибатуллин. «Ночь часов»
И, конечно, ночь — это украденные сердца. Украденные и не возвращенные. Использованные и забытые. Поэтому они черные от горя. От невостребованности. Об этом думаешь, когда смотришь картину «Сердца ночи» (2024, холст, масло).
Картина «Тысяча движений» (2024, холст, масло) скрывает страшную тайну. Тайну абстракционизма. На заре этого течения в живописи кто-то из основателей продал душу дьяволу, попросив взамен своей души известность и почитание. Он получил то, что хотел. Даже больше, чем просил. Ему доверили тайну абстрактных полотен.
Рустем Ибатуллин. «Тысяча движений»
Дьявол сказал, что теперь публика будет восхищаться теми полотнами, на которых художник оставит определенное количество мазков кистью. И назвал три дьявольских числа. Но даже зная эти числа, художник может создать бездарное полотно, если во время работы собьётся со счета.
Тайна эта получила название «тысяча движений». Вглядитесь в это полотно, сосчитайте число мазков. Может, тогда вы узнаете одно из дьявольских чисел.