Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Июнь 2025 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1992 – Курбан-байрам впервые был выходным днем

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Новые эстетические смыслы в балетной классике

В Казани завершился XXXVIII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева.

Он проходил с 11 по 31 мая. Об итогах фестиваля размышляет Маргарита Файзулаева, музыковед, заслуженный деятель искусств РФ и РТ.

Праздник балета пользуется особой популярностью у казанской публики, предпочитающей красоту изящного искусства и магию классического танца. Балет формирует чувство прекрасного у человека, вызывает сильные эмоции и развивает эстетическое восприятие непревзойдённой красоты классического танца. Особая атмосфера царит в театре в эти дни от встречи с новыми именами - уникальными солистами ведущих театров и премьерными показами спектаклей.

Фестиваль балета нынешнего года состоял из лучших образцов зарубежной и отечественной балетной классики. Афиша включала мировые шедевры: «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот», «Корсар», «Лебединое озеро», балеты XX столетия «Спартак» и «Анюта», а также современные постановки: «Грек Зорба» и «Война и мир».

Пожалуй, главная интрига фестиваля заключалась в новой постановке «Лебединого озера» в версии лучшего танцовщика ХХ века Владимира Васильева, ставшей подарком к его собственному юбилею — 85-летию со дня рождения. Это третий спектакль хореографа, имеющего большой опыт, общее количество его постановок - более 20.

Первая версия связана с Большим театром России (1996), в которой балетный текст был им заново переосмыслен. «Лебединое озеро» продержалось в репертуаре Большого театра не более 5-ти лет. Вторая постановка осуществлена для Школы Большого театра в Бразилии. Премьера третьей прошла в апреле 2025 года в театре имени Джалиля и в Большом театре России.

Что включает в себя новая версия «Лебединого озера», в которой Владимир Васильев — автор либретто, хореограф и художник? Сохранив романтическую атмосферу традиционного спектакля, постановщик переосмысливает темпо-ритм спектакля, насыщая его напряжением, динамикой и активным действием.

Заметно усложнён хореографический язык у главных персонажей балета, что несомненно привлекает солистов новаторской трактовкой ключевых партий. Местами обновлена последовательность сцен и мизансцен действий. Ликвидирована эффектная партия Шута, введён новый персонаж  — друга Зигфрида Бенно, партия которого интересна по хореографическому рисунку. 

Технически усложнены партии основных персонажей — Одетты-Одиллии, Зигфрида, Ротбарта.

Первый акт представлен как живописный народный праздник с участием множества солистов и очаровательных детских сцен. Владимир Васильев переосмысливает и сцену бала, заостряя главный конфликт сценического действия романтического балета. А «Белый» акт и лебединые сцены оставлены в хореографии Льва Иванова.

Существует мнение: «Не стань Владимир Васильев артистом балета, он был бы известен как художник». В «Лебедином озере» он подтвердил эту самобытную грань своей личности. Его яркое богатое художественное оформление ассоциируется с русской романтической художественной школой — полотнами романтиков А. Винецианова, К. Брюллова, а также изысканной манерой письма импрессионистов. Авторские художественные сюжеты выполнены специально для премьерного показа спектакля. Автор создаёт историю о вечной любви, в которой магия, трагедия и романтика переплетаются в ней с магией волшебства. А воплощают эту дивную историю замечательные солисты балета, кордебалет, оркестр театра имени Джалиля (дирижёр Андрей Аниханов, Большой театр) и учащиеся Казанского хореографического училища.

Высочайшим мастерством отличились исполнители титульных партий: Кристина Андреева-Захарова (Одетта-Одиллия), Вагнер Карвальо (принц Зигфрид), Ильнур Гайфуллин (Ротбарт), Олег Ивенко (Бенно) и другие, не менее яркие артисты.

Зрители по-разному восприняли премьеру. Мне лично ближе постановка 1993 года Рафаэля Саморукова в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова и художественном оформлении Андрея Злобина.

Премьерный показ «Лебединого озера» задал высокую планку воплощения фестивальной программы международного балетного форума. Такие шедевры, как «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот», «Корсар», составляют золотой фонд балетного репертуара театра.

Каждый год эти спектакли воспринимаются зрителем по-разному в связи с обновлением состава замечательных солистов из разных театров. Каждый из них вносит свои нюансы в интерпретацию титульных партий, обогащая духовную ауру образа, его стилистику и хореографический язык роли.

В 2025 году перед фестивалем был проведён замечательный актёрский кастинг балетных артистов, благодаря чему балетоманы по-новому увидели и раскрыли для себя давно известные шедевры классики. Интересные краткие  пресс-конференции проводили для журналистов и критиков перед спектаклями с исполнителями центральных партий, режиссёров и дирижёров сотрудники литературного отдела театра.

«Баядерка» с «Царством теней» в финале пользуется особой симпатией зрителей, благодаря гениальной хореографии Мариуса Петипа. Балет по мотивам восточной легенды раскрывает трагическую историю храмовой танцовщицы Баядерки и воина Солора.

Исполнительский уровень балета в тот вечер был на высоте, благодаря мастерству солистов Большого театра — народных артистов России Екатерины Крысановой (Никия) и Владислава Лантратова (Солор), Анастасии Тетериной (Гамзатти) из театра «Кремлёвский балет» и солистов нашего театра.

Однажды в печати Екатерина произнесла следующую фразу: «Самое сложное — это привнести мысль в движение». Удивительно, как все движения этой балерины в балете наполнены глубоким смыслом, читаемым и понятным зрителям.

Красивой, утончённой и глубокой по смыслу воспринималась картина «Тени» в исполнении кордебалета в финале «Баядерки».

Удивителен состав блестящих артистов Большого, Мариинского театров и театра имени Джалиля, сотворивших чудо на сцене, рассказав мистическую историю на основе славянской легенды о виллисах — погибших молодых незамужних девушках, преданных своими возлюбленными. Они мстят за себя, вовлекая молодых парней в свои танцы и убивая их. Исполнители балета — Олеся Новикова (Мариинский театр),  заслуженный артист  России Семён Чудин (Большой театр России) и  заслуженный артист РТ Михаил Тимаев (ТАГТОБ), артистка Дэйманте Таранда (Большой театр России). В музыкальной и балетной драматургии ощутимо развитие главной идеи — слава истинной любви, побеждающей смерть.

Романтическому балету присуща возвышенная красота, которая облагораживает душу героев.  Как в «Баядерке», так и в «Жизели» удивительно точно осуществлён подбор солистов на ведущие партии, что помогает отразить душевную глубину романтических героев.

Яркая, самобытная и колоритная балетная пара из театра «Астана Опера»: Бахтияр Адамжан (Базиль) и Шугыла Адепхан (Китри), обогатили действие «Дон Кихота» в хореографии М. Петипа и А. Горского. Они молоды, красивы и свободны в исполнении сложных технических элементов классического балета. Сборный состав солистов из Казани, Казахстана и московских театров блестяще справился со сложной хореографической партитурой классического популярного балета.

«Анюта» В. Гаврилина и «Спартак» А. Хачатуряна, поставленные в театром имени Джалиля в начале XXI века, вызывают неизменный интерес казанской публики.

Исполнители ключевых партий в «Анюте» определили высокую планку балета в хореографии Владимира Васильева. Все они солисты — Мариинского театра: Рената Шакирова — исполнительница титульной партии, Максим Изместьев — Модест Алексеевич, Максим Зюзин — Пётр Леонтьевич и другие артисты.

Ренату Шакирову в партии Анюты можно назвать лучшей исполнительницей женской роли на Нуриевском фестивале классического балета 2025 года.

Сценическая фантазия «Спартак» по мотивам античных мифов Древнего Рима в хореографии Г. Ковтуна была показана на фестивале 23 мая лучшими солистами казанского балета.

Мощное оркестрово-хоровое звучание сопровождало жестокие сцены борьбы за власть, соперничество и предательство двух братьев-соперников —Спартака и Красса.

Дирижёр — заслуженный артист Армении Карен Дургарян, опытный музыкант, чётко определивший жёсткий темпо-ритм спектакля.

Исполнители главных партий — заслуженные артисты РТ Вагнер Карвальо (Спартак), Олег Ивенко (Красс), Кристина Андреева-Захарова (Ливия), Аманда Гомес (Клавдия), Алина Штейнберг (Мать-Волчица) и др.

И всё же публике хотелось бы встретиться с новыми артистами. Но постановка «Спартака» в Казани осуществлена в 2008 году по оригинальному либретто Георгия Ковтуна, незнакомого солистам других театров России. С каждым годом интерес к этому балету возрастает, так же, как и к «Золотой Орде» Резеды Ахияровой, оригинально поставленной этим же хореографом.

В программе фестиваля присутствовали интересные новации. 24 мая Московская государственная академия хореографии под руководством народной артистки России Светланы Захаровой организовала творческий выезд своих питомцев с показательным выступлением. Казанская публика с большим интересом ознакомилась с одноактным балетом на музыку Глазунова, Лядова, Шостаковича в хореографии Асафа Мессерера, с дивертисментом в хореографии Александра Сергеева и др., а также с сюитой из балета «Лауренсия» А. Крейна в хореографии Вахтанга Чабукиани. Мы ощутили наглядно творческий рост питомцев академии от 6 до 16 лет. Нам показали блестящие результаты работы педагогов — солисты старшей группы практически готовы к взрослой жизни в балетных труппах различных театров России!

Грандиозный финал завершил фестиваль классического балета. Зрителям был представлен серьёзный масштабный проект, продиктованный сложной современной политической ситуацией в мире.

Театр «Донбасс-опера» привез в Казань балет «Война и мир» В. Овчинникова по мотивам исторического романа-эпопеи Льва Толстого, премьера которого состоялась в 2023 году. Автор либретто и хореограф-постановщик — Андрей Петров, художественный руководитель постановки — Вадим Писарев, музыкальный руководитель и дирижёр — Юрий Парамоненко, художник — Григорий Белов, главный хормейстер — Л. Стрельцова. В спектакле принимали участие солисты Марийского театра оперы и балета имени Э. Сапаева.

Балет демократичен по своим художественным средствам, понятен визуально, музыка доходчива и знакома зрителям по киноэпопее «Война и мир» Сергея Бондарчука. Перед хореографом стояла непростая задача — передать в движении и танце сюжетные коллизии романа Льва Толстого.

Хореографический язык вполне традиционен, хотя и оригинален в сценах сражения русских воинов с французами. Эмоциональную атмосферу сценического действия удачно фокусирует звучание хора. За два года гастролей балет «Война и мир» полюбился зрителям и стал репертуарным в России.

На вопросы журналистов отвечает художественный руководитель театра из Донецка Вадим Писарев

Фестиваль оставил приятные впечатления у зрителей и надежду на встречу с новыми открытиями в области балетного искусства.

 Фото предоставлены пресс-службой театра имени М. Джалиля: Рамис Назмиев - "Лебединое озеро", "Спартак" и "Анюта", Ольга Акиничева - "Баядерка" и "Война и мир" 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить