Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
| << | < | Ноябрь | 2025 | > | >> | ||
| 1 | 2 | ||||||
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
| 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
| 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
| 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
-
1938 – Расстрелян как «японский шпион» писатель, драматург, режиссер, руководитель театральной татарской труппы в 1918-1920 Карим Тинчурин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Finversia-TV
Погода в Казани
Фотогалерея
«Имела такую наглость» — встать рядом с Моцартом
- Любовь Агеева
- 11 октября 2025 года
11 октября в Государственном большом концертном зале имени С. Сайдашева звучала музыка Моцарта. Программу «Грёзы Моцарта» показал Государственный струнный квартет Республики Татарстан.
Среди слушателей была Любовь Агеева.
Очень редко публикую рецензии на концерты, поскольку в музыке я слушатель малообразованный в смысле специальных знаний. А тут она написалась сразу, и это убедительное доказательство того, что концерт оставил хорошее послевкусие. Может, Моцарт «виноват», может, услышала нечто новое, и это заинтересовало. Возможно, исполнение зашло в душу…
Государственный струнный квартет в нынешнем сезоне пригласил казанцев на три концерта с общим названием «Грёзы...». Первым был концерт «Грезы Моцарта»12 октября. Впереди «Грёзы Верди» (февраль) и «Грёзы Грига» (апрель»).
Как я поняла, этот коллектив — молодая инкарнация Государственного струнного квартета под руководством заслуженного артиста РФ, народного артиста РТ Шамиля Монасыпова (первая скрипка). С творчеством того коллектива я знакома хорошо. В разное время казанцы слышали на его концертах виолончель заслуженного артиста РФ, народного артиста РТ Альберта Асадуллина, альт заслуженного артиста РФ, народного артиста РТ Камиля Монасыпова, заслуженного деятеля искусств ТССР, народного артиста РТ Марселя Зарипова (вторая скрипка) и других музыкантов.
Тот состав получил статус государственного в 1996 году. Сегодня Государственный струнный квартет РТ — это заслуженный артист РТ Джамиль Шарифуллин (первая скрипка), лауреат международных конкурсов Азат Нургаянов (вторая скрипка), лауреат международных конкурсов Сергей Матвеенко (альт) и заслуженный артист РТ Адель Закиров (виолончель). С этим составом я знакомилась впервые.
Заслуженный артист РТ Джамиль Шарифуллин (1 скрипка)
Лауреат международных конкурсов Азат Нургаянов (2 скрипка)
Лауреат международных конкурсов Сергей Матвеенко (альт)
Заслуженный артист РТ Адель Закиров (виолончель)
Принимали музыкантов тепло. Как мне показалось по реакции на дружные аплодисменты музыкантов, они этого не ожидали. Если слушатели, которых заворожила первая часть «Маленькой ночной серенады», музыка очень популярная, которая исполнялась точно так, как ее написал Вольфанг Амадей Моцарт, еще не знали, что их ожидает большой сюрприз, то музыканты понимали, что продолжение концерта может кому-то и не понравиться. Ведь на концерты чаще всего ходят, скажем там, люди старшего поколения.
Концерт анонсировался как музыка на стыке классики и неоклассики. Честно признаюсь, театральные постановки и все другие явления культуры в этом стиле я встречаю с опаской. Поскольку порой при таком исполнении классики может и не оказаться.
Многие сочинения, включенные в программу «Грёзы Моцарта», популярны во все времена, широко известны даже в современной молодежной среде. И потому новую аранжировку не почувствовать было невозможно.
Я почувствовала сразу (думаю, не одна), что не узнаЮ Моцарта, уже на «Турецком марше». Обладая большим слушательским опытом, не могла не заметить, что ритмическая структура знаменитого марша в какие-то моменты исчезала, словно струнные разглаживали сильные волны до штиля. Стала вслушиваться в музыку внимательнее, вычленяя знакомые ритмы. Со временем заниматься этим перестала. Просто слушала.

Классики, то есть оригинального Моцарта, было не так много: уже названная «Маленькая ночная серенада» в начале и еще одно сочинение в завершение. А вот неоклассики было много. Но дружные аплодисменты зала вызывало каждое сочинение программы: вторая часть Дивертисмента си бемоль мажор, Лакримоза, Фантазия №3 ре минор, Соната №11 ля мажор, финал Дивертисмента ре мажор (№1)… Особый интерес вызвали арии из опер: Папагено и Царицы ночи из «Волшебной флейты», Фигаро из «Свадьбы Фигаро». Это были их инструментальные версии. Поразительно, но солистов вполне заменил известный казанский пианист, заслуженный артист РТ Максим Мулин.
Сообщение ведущей концерта Ольги Завьяловой о том, что квартет будет исполнять первую часть Симфонии №25, привело меня в замешательство. Присутствие на сцене приглашенных музыкантов: того же Максима Мулина (фортепиано), Артема Бабушкина (контрабас) и Марата Сиразетдинова (ударные), которые вышли на сцену уже на втором номере, как-то успокоило, но...
Не знаю, что скажут профессионалы, которые наверняка были среди зрителей, но меня исполнение впечатлило. Конечно, симфонический оркестр рождает более мощные эмоции, но и версия малого состава инструментов показалась интересной.
Естественно захотелось узнать, кто аранжировщик. И меня после концерта познакомили с Анастасией Даниловой, которая сразу сказала, что она не аранжировщик. СлОва, которое точнее всего выражало бы специфику прозвучавшей музыки, мы с ней так и не нашли. Это не аранжировка, и не обработка, и не инструментовка.
Пришлось спросить прямо — неужели звучит не только музыка Моцарта? И услышала утвердительный ответ. «Имела такую наглость», — с улыбкой прокомментировала она собственное творчество.
Я заметила, что Моцарта ей испортить не удалось. Конечно, это очень рискованное занятие — сочетать музыку выдающегося композитора и первые творческие опыты начинающего автора. Но мне показалось это сочетание в данном концерте интересным. По-моему, всем зрителям так показалось. Это можно было понять по дружным аплодисментам в завершение концерта.
Настя особо отметила роль в концерте Максима Мулина, его оригинальные импровизации. Приходилось слышать, что большинство сегодняшних пианистов не могут играть без нот. Максим же импровизировал всегда, и когда играл Моцарта, и когда исполнял музыку его «соавтора».
Как оказалось, Настя два года назад закончила Казанскую консерваторию. Сотворчество с Моцартом — это не первый ее опыт. Она работает с Государственным струнным квартетом РТ с прошлого года. Так что у меня и у других любителей музыки есть возможность услышать ее Верди и ее Грига.









