Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Такой неизвестный известный Шишкин
- Ольга ЮХНОВСКАЯ
- 22 февраля 2007 года
Много известных россиян так или иначе связаны с Елабугой. Но первое, что вспоминаешь: Елабуга – родина Ивана Ивановича Шишкина, великого русского живописца, пейзажиста второй половины XIX века, непревзойденного мастера офорта, профессора Петербургской академии художеств.
В конце января 2007 года Елабуга достойно отметила 175-летие со дня рождения Ивана Шишкина. Три дня юбилейных мероприятий включили в себя массу неожиданных и радостных событий и открытий. В дни торжеств в городе прошла международная научно-практическая конференция «Шишкины и 1000-летняя Елабуга. Их роль в развитии российской глубинки». Состоялось открытие выставки работ художников – участников первого Всероссийского симпозиума по современной живописи и открытие выставки работ юных художников – участников фестиваля детского творчества «Шишкин – великий русский художник», в котором приняли участие полторы тысячи ребят со всей России.
В день рождения Ивана Ивановича Шишкина состоялось торжественное гашение двух первых марок, посвященных юбилею художника. Право гашения было предоставлено Председателю Государственного Совета Республики Татарстан Фариду Мухаметшину. Он, кстати, пробыл в Елабуге два дня и не пропустил ни одного мероприятия и ни одной встречи.
Пейзажист Шишкин – мастер натюрморта
Произведения художника входят в сокровищницу российской культуры. Вспомните только «Корабельную рощу», «Утро в сосновом бору» или «Рожь», на которых художник увековечил свою малую родину… Кстати, Шишкин знал окрестности Елабуги как никто другой. Каждый день он, к примеру, проходил до сорока километров по округе в поисках «волшебного места», где его посетило бы вдохновение. Но даже когда художник тяжело заболел (стали отказывать ноги), он все равно отказывался писать не с натуры, то есть по памяти. Поэтому, рассказывали старожилы, вместе с ним в его лесные «студии» всегда ходил специальный человек, который раздувал горящие угли и в особой грелке, подставлял их к мастеру – чтобы не озяб, не переохладился. Однажды Шишкин написал в дневнике: «Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Только для того, чтобы порадовать чей-то глаз? Не только для этого, оказывается… Нет ничего прекраснее лесов. Лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить» (Прямо-таки экологический лозунг и назидание потомкам!) Так вот, на международной конференции выяснилось, что Иван Иванович, оказывается, не только рисовал маслом, но не менее охотно писал акварелью. В фондах Русского музея в Санкт-Петербурге хранятся альбомы его работ, выполненные в этой сложнейшей технике! Кроме того, сохранились
даже… натюрморты Шишкина! Сюжеты их, к примеру, такие – набор бутылок, лестница, сосульки на крыше…
Заведующая отделом живописи второй половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Галина Чурак поведала еще более неожиданные сведения о живописце. В частности, раскрыла «животную» тему, опровергнув прижившееся мнение, что Шишкин не умел толком рисовать зверей. Напротив, одно время он чрезвычайно увлекся изображением животных – коровы и овцы буквально переходили из одной его картины в другую. Известен опыт обращения Шишкина к жанру интерьера. Об этом свидетельствует картина «Дама в гостиной, читающая письмо», на которой он, полагают исследователи творчества Шишкина, запечатлел жену Евгению. Он тогда находился с ней в разлуке и сильно тосковал.
Много интересного можно было узнать из выступления на конференции писателя Льва Анисимова, автора книги «Шишкин» из серии «Жизнь замечательных людей». Как признались позже потомки Шишкина, слушать эти увлекательные рассказы о знаменитом предке было невероятно увлекательно.
Творческий ген
Кстати, насчет потомков. В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» есть такие строки: «Вопросы крови – самые сложные в мире! Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами». Эти слова подтверждаются жизнью дочери Шишкина – Лидии и судьбами ее детей. Не дано было знать художнику, что родиной внуков, правнуков и праправнуков, а также его племянников станут Америка, Финляндия, Швеция, Франция, Чехия и другие страны.
В январские 2007 года дни в Елабугу съехались более 30 продолжателей рода Шишкиных из США, Сербии, Германии, Украины, из многих городов России. На встрече с ними в мемориальном музее буквально яблоку негде было упасть! Понять представителей прессы и гостей города было можно. Когда своими глазами увидишь, да еще и поговоришь, например, с праправнуками и правнучками художника по прямой линии? На множество вопросов пришлось отвечать им в те дни. Самой большой популярностью пользовались у публики потомки по линии дочери Лидии и внука Игоря Ивановича, а также по линии сестры Анны и Репина – Елена Межинская-Милованович (Белград), Варвара Межинская-Антич (США), Виктор Репин (Германия), Николай Ридингер (Калининград), многочисленные представители семейства Ридингер (также потомки по линии дочери Лидии)…
Многие приехали в Елабугу впервые, а потому, по их собственному признанию, с особенным душевным трепетом вступили в пределы старинного семейного гнезда. Известно, что обе дочери Шишкина были художницами. Любопытно, что многие в роду имеют неплохие способности к рисованию, а иные стали профессионалами. Например, праправнучка художника Варвара Межинская-Атич занимается мозаикой, она закончила Академию художеств в Белграде, стала магистром и ассистентом при Академии художеств. Ее сестра Елена Межинская-Милованич – выпускница факультета филологии и отделения искусств в Белграде, сейчас работает заместителем директора художественной галереи при Академии наук. Елена написала несколько работ о вкладе русских художников в сербское искусство. А живущий ныне в Германии Виктор Репин (правнучатый племянник Шишкина) –дизайнер и художник… И таких состоявшихся в науке или в искусстве в роду современных Шишкиных – немало.
Российский «след»
Что касается российских представителей рода Шишкиных, то читателям «Казанских историй» небезынтересно будет узнать, что в Казани ныне живет всего один представитель рода – по линии сестры художника Ольги Шишкиной-Ижболдиной. Это известный архитектор и краевед Сергей Саначин.
Я спросила Сергея Павловича, помнит ли он хоть какие-то семейные легенды о пребывании Шишкина в Казани? К сожалению, сведений об ученичестве Ивана Ивановича в первой гимназии (1844-1848 годы) за давностью лет не сохранилось. Зато известно, что семья передавала через Музей изобразительных искусств РТ (это уже советское время) кое-какие реликвии. Однако судьба их осталась неизвестной: до Елабужского мемориального музея некоторые из них не дошли…
А хорошо бы проследить, в чем тут интрига. Во время встречи родственников с публикой в дар музею копию портрета своей прапрабабушки, выполненного самим Ильей Репиным, преподнес Сергей Борисович Лебедев из Санкт-Петербурга. Он – праправнук Шишкина по линии дочери Лидии и Бориса Ридингера. Рисунок внучки Шишкина – Александры Борисовны Ридингер Репин написал в 1918 году. Сергей Борисович Лебедев – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и основ управления Государственной морской академии в Санкт-Петербурге.
Я не удержалась и спросила профессора:
– Приглашают ли вас на подобные встречи в Санкт-Петербургскую академию художеств? Какие еще работы Шишкина у вас хранятся в доме?
– Ну, а что же такого существенного я могу рассказать искусствоведам, профессионально изучающим творчество Ивана Ивановича? Так что, нет, не приглашают. А хранится у нас тот самый рисунок, копию которого я только что вручил. Вообще-то, во время блокады Ленинграда семья была вынуждена продать некоторые полотна. Вернее, обменять их на продукты. Когда же город освободили, то вышел указ, по которому можно было вернуть вынужденно отданные ценности. Но бабушка сказала – никаких возвратов. Если бы не эти картины, неизвестно, выжили бы мы все или нет. Так что посмотреть на работы своего предка можем, как и все, только в музеях.
Любопытно, что среди многочисленных потомков лишь один носит фамилию знаменитого художника – ныне это военный в отставке Александр Васильевич Шишкин, праправнук дяди художника – Василия Васильевича.
И хотя родство это некоторым образом может показаться слишком дальним, однако все в один голос искусствоведы при виде потомка семейства из Липецка восклицали – ну, надо же, как похож на Ивана Ивановича! И действительно, это поразительное сходство я, как очевидец, со всей ответственностью – подтверждаю. Вот что значит порода!
График пребывания многочисленных продолжателей рода Шишкиных в Елабуге был очень плотным – каждый день расписан по минутам. Как выяснилось в беседах, большинство из них и увиделось-то впервые. Однако поговорить в узком семейном кругу (да хотя бы перекинуться парой фраз, познакомиться поближе, адресами обменяться) им так и не удалось. Похоже, организаторы торжеств слегка перестарались. Всего-то и надо было предоставить Шишкиным пару часов побыть друг с другом в родовом доме без посторонних, в непринужденной обстановке… Или хотя бы проехать «семейным кланом» к одной из лесных студий художника. В тот же самый Малый Бор или к Святому ключу. В общем, туда, где особенно любил бывать пейзажист.
Январские сенсации
Требует особой отметки тот факт, что во время конференции состоялась презентация двух изданий, подготовленных сотрудниками Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и дома-музея художника. Это – «Жизнь Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году» и «Трехсотлетнее древо рода Шишкиных». Обе книги мгновенно стали раритетными: тираж каждой из них – тысяча экземпляров. Можно смело предположить, что коллекционеры будут за ними охотиться.
Мемуары отца художника интересны не только потому, что он дал жизнь великому мастеру. Иван Васильевич и сам был личностью неординарной, пользовался исключительным уважением сограждан. Дважды избирался городским головой, на свои средства устроил в городе водопровод, часть которого действует до сих пор! Благодаря ему сохранился и нынешний символ 1000-летней Елабуги – башня древнего городища, которую купец также восстановил на личные средства.
Заметив страсть сына к рисованию, он стал выписывать для него художественные журналы, в последствии поддержал сына в желании поступить в Московское училище живописи.
Следует добавить, что рукопись долгие годы хранилась в сейфе дома-музея и увидела свет впервые!
Что касается научной работы елабужских музейщиков – «Трехсотлетнее древо рода Шишкиных», то оно из разряда сенсационных, потому что в нем содержатся неопубликованные ранее данные и не менее уникальные фотографии. Хочется особо подчеркнуть, что эта книга издана отнюдь не в пылу предъюбилейных торжеств. Она – результат многолетнего научного труда, а это означает – непрерывная работа в архивах, переписка, личные встречи и беседы с родственниками, сбор богатейшего материала и его обобщение.
К изданию прилагается карта-схема генеалогического древа Шишкиных. В нем – 306 имен. Это – 11 поколений за 300 лет! Колоссальный труд.
И – еще чуть-чуть о неизвестном Шишкине. В елабужском доме-музее хранятся ряд графических работ художника, а также первая из известных картин мастера «Жатва». Ее он написал еще в юности, причем – до учебы в училище живописи. Как рассказывают сотрудники музея, которые 30 лет назад восстанавливали разрушенное здание, полотно это нашли совершенно случайно – во время ремонта между… старыми половицами. Авторитетные эксперты подтвердили авторство.
Фото Ильи ШАЛМАНА
"Казанские истории", январь 2007 года