Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Фильм «Все освещено»
- 28 ноября 2011 года
Однажды после очередного поиска фильмов для приятного времяпрепровождения я наткнулся на картину «Все освещено». Она привлекла мое внимание прежде всего словом «комедия» в графе «жанр» и снявшемся в ней Элайджем Вудом.
Но фильм, в ходе просмотра которого я заметил много интересных деталей, оказался не так прост. Скажу сразу, книгу, лежащую в основе картины, я не читал, поэтому сравнивать их не буду. Расскажу лишь о фильме и о своих впечатлениях.
Оригинальное название фильма «Everything Is Illuminated» и книги, по которой он снят, обычно переводят как «Свет вокруг» или «И все осветилось». Я думаю наиболее верный перевод – «Все освещено». Этот вариант отражает не только основное настроение фильма, но и его структуру. Дело в том, что на протяжение всего фильма главный герой как бы пишет книгу, пересказывает свои воспоминания. Фильм даже поделен на главы. Поэтому название обретает еще один смысл – обо всем рассказано, все записано, и каждая деталь поездки главного героя на Украину нашла свое место в книге.
Главного героя фильма и автора книги прекрасно сыграл Элайджа Вуд. Пытаясь отойти от приросшей к нему роли Фродо из трилогии «Властелин Колец» он играет в описываемом фильме Джонатана Сафрана Фоера – увлеченного коллекционера семейных реликвий, молодого американца еврейского происхождения, создавая довольно интересный образ эдакого «ботаника», зацикленного на своей семье и ее прошлом.
По сюжету герой Вуда приезжает на Украину для поиска женщины, которая в годы войны спасла от фашистов его дедушку. В поисках зажатому, немногословному молодому человеку помогают два украинца, о которых просто необходимо рассказать подробнее. Это дед с внуком, которые вместе с остальной семьей зарабатывают на поисках пропавших без вести евреев во время геноцида.
Внук по имени Алекс, который кажется в начале фильма легкомысленным бездельником, который одевается, как гопник, довольно быстро показывает себя как тонкого, добродушный и искреннего парня.
Надо сказать, что и его дедушка, также меняется, но уже чуть позже и гораздо сильней: из антисемита он, мучаясь от чувства вины за что-то содеянное в прошлом, превращается в сопереживающего и раскаивающегося человека, в первый раз действительно желающего помочь в поисках пропавшего.
Все вместе они ищут Трохимброд – реально существовавший еврейский поселок в Западной Украине, в 1942 году уничтоженный нацистами вместе с его жителями. По мере приближения к нему общее настроение фильма постепенно меняется, переходя от игривого и забавного к печальному и трагическому. Сильнее всего это отображается на дедушке Алекса. Как уже было сказано, его мучает совесть, которая в конце концов доводит его до самоубийства.
Местом перемены настроения служит встреча главных героев с Листой – сестрой той женщины (как выясняется, ее звали Августина) что спасла дедушку Джонатана. Листа рассказывает Джонатану и его спутникам историю Трохимброда, его жителей и Августины. Именно Листа заставляет по-другому воспринимать путешествие главных героев, вынуждая вспомнить его изначальную цель. У этого забавного приключения не могло быть другого конца – в любом случае пришлось бы столкнуться с теми ужасами прошлого, связанными с Августиной и Трохимбродом.
Расслабляя и отвлекая на протяжении практически всего фильма, в завершение в нас резко бросают жесткие факты, заставляя понять суть фильма.
Но все же фильм не о войне, хотя и касается ее. Фильм о прошлом, о том, что нам нужно его помнить. Коллекционируя семейные реликвии или слушая старую музыку – не важно как, главное не забывать.
В заключение хотелось бы сказать еще кое-что. Умиляющий образ Джонатана, созданный Элайджем Вудом; простое доброе обаяние и замечательный акцент Алекса, сыгранного Евгением Гудзем; глобальное изменение убеждений человека в роли Бориса Лёскина, сыгравшего дедушку Алекса; домик в центре огромного поля подсолнухов; старенькая голубая машина; бешеная собака-поводырь. Глубокий сюжет, поданный с невероятной легкостью и непринужденностью. Все это и многое другое делает фильму честь.
В итоге – живой и непринужденный, насыщенный яркими образами и глубоким смыслом фильм, полезный для осознания мира и своего места в нем.
Роман КУДРЯШОВ
Производственная практика в редакции 2011 года