Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Памяти Нины Жигановой

1 декабря в музее композитора Назиба Жиганова почтили память первого директора  – Нины Ильиничны Жигановой.

Нина Ильинична Жиганова. Фото Владимира Зотова

Эту традицию она установила сама – 15 января,  в день рождения ее мужа – известного татарского композитора Назиба Жиганова – и 2 июня, в день, когда его не стало, в их квартире на улице Малой Красной было много гостей и снова звучала музыка. С 2009 года традиция получила продолжение  – теперь музыка звучит 28 марта и 1 декабря, в день рождения и день смерти самой Нины Ильиничны.

Чтобы почтить ее память, пришли коллеги Нины Ильиничны по Национальному музею РТ (музей Жиганова – его филиал), ее друзья и хорошие знакомые. Они встретились на Арском кладбище Казани, где возложили живые цветы к памятнику работы Михаила Аникушина, на котором теперь две фамилии – Назиб Жиганов и Нина Жиганова.

Они прожили рядом сорок лет. Супруги, единомышленники, друзья. Ради мужа она оставила Москву, забыла о полученной профессии (Нина Ильинична закончила нефтяной институт), стала просто женой композитора Жиганова. На такое самопожертвование готова не каждая женщина.

Когда однажды я сказала, что вряд ли бы сумела поступить так же, как она, Нина Ильинична улыбнулась и сказала: «Если бы у тебя был такой муж, как Назиб Гаязович, сумела бы…»

После смерти Назиба Гаязовича Нина Ильинична 21 год верно служила мужу, и это была не очень простая служба. Назиба Жиганова, Героя Социалистического труда, народного артиста СССР, лауреата нескольких Государственных премий СССР, композитора всесоюзной известности сделали своего рода изгоем в родном городе и в родном народе. Она очень остро переживала любые измышления в его адрес, а они порой доходили до клеветы. Нина Ильинична узнала, что такое предательство учеников, наветы коллег, она встречалась с фактами поразительного невежества и болезненной зависти. Переживала это в себе, лишь изредка делясь своими переживаниями с самыми близкими людьми.

Она запрещала нам быть ее ходатаями и сама старалась никому не докучать своими просьбами. Ей казалось противоестественным доказывать, что такие, как Жиганов, заслужили доброго к себе отношения. Очень надеялась на помощь Минтимера Шариповича Шаймиева, ведь однажды именно он сказал – музею Жиганова в Казани быть! Но на этот раз такой помощи не последовало.

Если и помогали музею, то больше на словах. В последний год жизни Нина Ильинична серьезно болела. Она все чаще говорила о том, что не сумела сохранить память о своем знаменитом муже. Мы пытались как-то смягчить ее переживания, объясняя забвение, которым окружили творчество Назиба Гаязовича после его смерти, уважительными причинами – общим отречением людей от классической музыки, невниманием власти к культуре и искусству, переориентацией татарской интеллигенции  с западных музыкальных традиций, которым следовал композитор Жиганов, на восточные. Но она не принимала этих уважительных причин и, наверное, была права.

Только благодаря ее настойчивости открылся музей Жиганова. Она была одним из авторов-составителей двухтомника, рассказывающего о жизни и творческой деятельности композитора и ректора Казанской консерватории. Сборник выходил трудно, оставляя неприятные отметины на ее здоровье и самочувствии. Задолго до 2011 года Нина Ильинична составила план мероприятий в честь 100-летия Назиба Гаязовича и очень надеялась, что люди наконец опомнятся и воздадут должное великому сыну татарского народа.

Она немного не дожила до юбилейного дня рождения супруга. Иначе были бы у нее новые переживания и новые разочарования.

Вспоминая Нину Ильиничну, гости много говорили о Назибе Гаязовиче. Я уверена, что она не была бы на нас в обиде. К тому же чаще всего вспоминали об их совместной жизни. Своими воспоминаниями о Нине Ильиничне поделились бывший генеральный директор Государственного объединенного музея РТ  (ныне Национальный) Люция Валеева, заместитель генерального директора Национального музея РТ Марина Лоренц, ветеран музейного дела Людмила Жигалко, несколько лет работавшая в музее Жиганова, заместитель председателя Союза композиторов РТ Леонид Любовский и другие участники вечера памяти.

Лидия Алексеева вспомнила последний день жизни Назиба Гаязовича – когда в Уфе в 1988 году проходили Дни Татарской АССР, она работала в отделе культуры Татарского обкома КПСС и была одним из организаторов гастролей. Теперь любая подробность того дня кажется символической, но то, что из букета роз вдруг упал один цветок с надломившимся стеблем, даже тогда показалось плохим предзнаменованием…

Вечер начался с видеопрезентации о первом директоре музея  Жиганова, созданной на основе материалов из музейной коллекции. Презентацию  представила заведующая музеем композитора Лидия Яковлева. На знаменитом рояле композитора Жиганова играли юные музыканты средней специальной музыкальной школы при консерватории, студенты и преподаватели вуза, ректором которого Назиб Жиганов был с 1945 по 1988 год. Музыкальное приношение Назибу Жиганову сделал выпускник Казанской консерватории Артемий Зарифов, которому аккомпанировала жена Екатерина. 

  У каждого из присутствующих нашлось что сказать о Нине Ильиничне. Кто-то вспомнил ее борьбу за музей,  судебную тяжбу за квартиру, после которой ее чуть из нее не выселили (уже было вынесено соответствующее решение); кто-то поделился кулинарными рецептами, которыми Нина Ильинична щедро одаривала своих друзей.

Композитор Леонид Любовский рассказал о том, как Нина Ильинична зажгла его идеей довести до премьеры балет Жиганова по китайской сказке о желтом аисте.  К счастью, она успела услышать то, что у него получилось, но не дожила до премьеры.  И хорошо, что не узнала печальной новости – обещанной премьеры в московском театре Александра Гордеева не будет. Будет только концертное исполнение сочинения силами оркестра La Primavera под управлением Рустема Абязова. Мы услышим эту оригинальную музыку в феврале.

Нина Ильинична при всем пессимизме последних месяцев жизни вряд ли могла предположить, что юбилей Назиба Жиганова будет проводиться в основном как событие локального значения, что его не будут чествовать в Москве, где он много работал, что не состоится торжественный вечер в оперном театре имени Мусы Джалиля, предусмотренный планом юбилейных торжеств, который утвердило Правительство республики после юбилейного указа Президента РТ Р. Минниханова.

Вместе со мной она бы недоумевала, почему нет денег на издание альбома композитора Жиганова, предусмотренного тем же планом. Работая над этой книгой, я не раз приходила в восхищение от того, как много Нина Ильинична сделала, чтобы сохранить богатое наследие своего супруга.  В альбом войдут уникальные фотографии (среди фотоиллюстраций более всего снимков Владимира Зотова), документы, письма Назиба Гаязовича и к нему.

Благодаря Олегу Маковскому удалось найти дополнительную информацию об учебе  Жиганова в Московской консерватории.

Нина Ильинична много сделала для укрепления связей музея Жиганова с Уральском, городом, где Назиб Гаязович родился.

Альбом - это, конечно, не научная биография Назиба Жиганова  (ее отсутствие зафиксировали участники научно-практической конференции, посвященной юбилею), однако новым поколениям слушателей он поможет в полной мере оценить заслуги Назиба Гаязовича.  Если, конечно, на его издание будут выделены средства.

Думается, Нине Ильиничне было бы приятно узнать, что юбилейные мероприятия по случаю 100-летия Назиба Жиганова шли в течение всего 2011 года, что состоялась премьера новой постановки оперы «Джалиль» на сцене оперного театра, что оперу «Алтынчеч» показали в Казанском Кремле, что юбилейные мероприятия состоялись в Санкт-Петербурге и Уральске. 

Львиную долю юбилейных  забот взял на себя Рубин Кабирович Абдуллин, нынешний ректор Казанской консерватории.  И это бы ее тоже сильно порадовало. Консерватория провела научно-практическую конференцию, конкурс молодых композиторов. Концертные программы из произведений Н. Жиганова подготовили практически все кафедры консерватории. Все это не может не радовать.

А наша самая большая радость – это то, что в окнах уютной квартиры Жигановых на Малой Красной по-прежнему горит свет, здесь, как и при Нине Ильиничне, рады гостям.

В день памяти Нины Ильиничны говорили и о грустном, и о веселом. Мы сидели за большим кухонным столом, как сиживали когда-то с Ниной Ильиничной, пили чай из музейных чашек.  И только ее не было с нами…

Фото Олега Маковского

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить