Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Портрет, полный поэзии

«Портрет Вари Адоратской» – пожалуй, одна из самых известных картин Николая Фешина, поскольку его репродукция довольно часто воспроизводится в альбомах и книгах.

Предлагаем некоторые подробности, связанные с его созданием, которые мы нашли в публикации А. ПОЗДНЯКОВОЙ в газете «Советская Татария» за 27 декабря 1979 года.

Трогательная открытость, незащищенная хрупкость, тихая нежность застенчивой девочки, ее прелестное личико, задумчивый, «размышляющий» взгляд, выдающий внутреннюю воспитанность, – все это улавливается и приводит в изумление несколько позже, уже после того, как, завороженный первым впечатлением, надолго остаешься у картины известного художника Н.Фешина А самое первое впечатление – ее первозданная чистота, утренняя свежесть. И чем дольше вглядываешься в это замечательное произведение искусства, тем больше находишь примечательных деталей, свидетельствующих о самобытном таланте художника, его способности находить в, казалось бы, простом, обыденном высокую поэтичность и выразительную красоту.

Портрет Вари Адоратской, дочери известного историка В.В.Адоратского, по праву относят к лучшим работам Фешина. Любимый ученик И.Е.Репина, высоко ценившего талант и трудолюбие своего воспитанника, он – прежде всего все-таки портретист. И одно из подтверждений тому – «Портрет Вари Адоратской», поставивший автора в ряд с лучшими художниками России. Картина находится в Государственном Музее изобразительных искусств.

Николай Иванович писал портрет в 1914 году, в мастерской казанской художницы К.М.Сапожниковой. Вот как об этом рассказывает в своих воспоминаниях Варвара Владимировна Адоратская, племянница Н.М.Сапожниковой:

«Я очень любила тетю Надю и часто бывала у нее в мастерской. Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика.

Было решено, что Николай Иванович будет писать меня у тети Нади в мастерской. Помню, когда я начала позировать, Николай Иванович сначала нарисовал на холсте рисунок углем, затем стал писать лицо, а все остальное только наметил. Затем, постоянно продолжая работать над лицом, постепенно закончил всю картину. Натюрморт он иногда писал без меня. Он пользовался большой палитрой, у него было много кистей. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть издали, потом опять возьмет краску на кисть и снова бежит к холсту. Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением.

Тетя Надя купила мой портрет у Николая Ивановича Фешина. Портрет мой находился у тети Нади в мастерской в Казани до 1932 года, когда она переехала в Москву и перевезла в Москву с собой все принадлежавшие ей работы Фешина».

Как же фешинский шедевр оказался снова в Казани, если сама Варвара Владимировна Адоратская, унаследовавшая после смерти Сапожниковой свой портрет, собиралась передать его в Государственную Третьяковскую галерею?

Мы обязаны этим Галине Могильниковой. В 1963 году в нашем городе была впервые организована выставка Фешина, в которой приняли участие 20 музеев страны, в том числе Третьяковская галерея, музей Маркса – Энгельса, Академия художеств Ленинграда, Ленинградское отделение Союза художников СССР. Выставка, представившая свыше 180 работ художника, затем побывала в Москве, Ленинграде, Кирове. Открытию ее предшествовала большая организаторская работа казанских искусствоведов. Поиски фешинских произведений, «Портрета Вари Адоратской» привели их в квартиру Адоратских в Москве, где произошла интересная встреча.

– Дверь нам открыла высокая, представительная, седая женщина, – рассказывала Галина Аркадьевна, но в ней мы без труда узнали девятилетнюю девочку, изображенную на картине Фешина. Было поразительно, что время мало тронуло ее черты. То же открытое, не утратившее чистоты лицо, округлый подбородок, те же большие карие глаза, задумчивый взгляд. Варвара Владимировна работала переводчицей в Институте марксизма-ленинизма, которым руководил ее отец.

Варвара Владимировна охотно согласилась дать для выставки имеющиеся у нее произведения Фешина, в том числе свой портрет. В том же году она скоропостижно скончалась, а ее близкие родственники, выполняя волю обладательницы портрета, передали портрет в Третьяковку. Только после долгих и трудных переговоров портрет и нескольких других произведений Фешина стали достоянием Музея изобразительных искусств ТАССР.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить