Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Февраль 2024 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      
  • 1913 – Под Казанью началось строительство железнодорожного моста через Волгу. Мост возводился по проекту инженеров Н.А. Белелюбского и А.П. Пшеницкого

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Шесть легенд об основании Казани

В истории нашего города немало «черных дыр» и неразгаданных тайн. Поэтому большое значение и ценность имеют дошедшие до нас легенды и предания, сохранившиеся в народной памяти, со своей сокровенной символикой и смыслом. Ведь главное в легендах – не факты, а тот романтический ореол, окружающий их, то сказочное богатство народной мудрости, дающий простор творчеству и фантазии.

Начальная история Казани, как и начальная история большей части древних городов, окутана пеленой легенд и преданий. Согласно одной из многочисленных легенд, «в 1003 году некий хан облюбовал на Волге место и основал здесь поселение – будущую Казань. Поселение же стало торговым центром со складом товаров.

Спустя большое количество времени городом завладел хан Газан. По его имени город стал называться Газан. А потом уж народ сам переименовал его в более удобную форму – Казань».

Ученые могут возразить, мол, никакого мифического хана Газана не существовало! Да и складом товаров Казань никогда не была! Другие могут настаивать на обратном: Казань с самого основания была и остается самым бойким местом внутренней торговли, ибо такова ее география.

Другая легенда утверждает: «Одна предводительница племени старуха Туйбика, взяв около 15 своих людей на парусной лодке, поплыла по Волге в поисках нового поселения. Старуха Туйбика не оставила и свой казан (котел) – символ богатства и изобилия. Казан был шести пудов весом, его цепь также весила шесть пудов. Пройдя на парусной лодке некоторое расстояние, путники сошли и остались там жить. На облюбованном месте закопали казан, чтобы он приносил им изобилие и счастье. Там же начали строить город Казань. Говорят, что казан с цепью до сих пор лежит под городом, только вот найти его никто не может».

Есть и другая версия, опубликованная татарским ученым Каюмом Насыри в календаре за 1881 год: «После того как начали строить крепость вокруг города Казань, народ стал бояться собираться в крепость, а это потому, что в этих местах повсюду лежали кучами змеи, настоящие драконы, толстые, как бревна. От них произошло и название Зилантов (жилан тауы), т.е. Змеиная гора. В этих горах было много крылатых драконов.

Затем хан, строивший Казань, собрал своих визирей и устроил с ними совещание, каким бы образом истребить змей. Решили так: туда, где лежали змеи, натаскать соломы и зажечь. Нашли одного проворного юношу и, посадив его на лошадь, послали туда, где была наложена солома. Высек он огонь огнивом, зажегши огонь, бросил в солому. Когда солома загорелась, одна большая змея, взяв в зубы свой хвост, как кольцо, подкатилась к юноше сзади и, нанося ему удары, погубила его. Когда солома загорелась, много змей погибло, а оставшиеся в живых заползли под землю и скрылись в норах, но и их истребили огнем от пороха. Когда змеи были истреблены, а окрестности города стали безопасны для людей, только тогда народ начал заселять город».

Еще рассказывают, как однажды хан послал слугу натаскать воды для хозяйственных нужд. Слуга схватил казан (котел) и побежал на речку, а берег был очень крутым и неудобным. Пытался слуга зачерпнуть воду казаном, а на той стороне стояла красивая девушка (в то время речка была узкая), слуга засмотрелся на нее, а казан выскользнул из его рук, упал в воду и утонул. После этого речку назвали Казанкой, а город – Казанью.

«Первоначально Казань была построена на крутом берегу Волги. На гору взбирается молодая женщина с тяжелым кувшином с водой, отец которой содержал пчел на Джилан тау (Змеиной горе). Повстречался ей на пути хан, которому она с возмущением сказала, что город построен неудачно – на очень крутом берегу и что тяжело таскать воду. Хан спросил:

– Ну и где же, по-твоему, надо было выстроить город?

– Да лучше всего там, где пчельник моего отца на Джилан тау, – ответила женщина.

– А змеи, которые там водятся?

– А колдуны на что? – ответила женщина.

Тогда хан послал сына-наследника с двумя вельможами к устью Казанки, чтоб подыскали место для нового города. Посланным дал запечатанную бумагу, которую надо было вскрыть после того, как место будет выбрано, а потом исполнить то, что там написано. Выбор пал на тот холм, где стоит теперь Казанский кремль. Но когда посланцы прочитали волю хана, то ужаснулись: одного из трех посланцев по жребию надлежало закопать в землю живым, чтоб новый город крепче стоял.

Жребий пал на ханского сына. Но мурзы не решились убить его и спрятали, а вместо него закопали живую собаку. Хан сильно переживал потерю любимого сына. Тогда мурзы признались в обмане. Но старый мулла предрек, что новый город скоро падет, так как основанием его послужил обман.

А змей всех сожгли в огромном костре, но один самый большой змей по имени Зилант улетел и поселился на горе неподалеку от города, от чего и гора с тех пор называется Зилантовой. Много лет наводил Зилант ужас на окрестности, но и его умертвили. А в память о змее хан назвал его символом Казани».

Вот что говорит об основании Казани легенда русская: «Богатый Саин долго искал место, чтобы заложить собственный город, и наконец нашел его на булгарской земле, на Волге. Местность понравилась ему своей красотой, пастбищами для скота, множеством пчел, зверей, рыб в реке, разными овощами и съедобными травами. – Нигде во всей земле нет места более прекрасного! – воскликнул Саин. -Жить тут нам и детям вековечно! Но скоро выяснилось, что хозяином сей земли является змей, который не склонен ни с кем делиться ни растительной, ни животной пищей. Тогда Саин нашел колдуна, который Змея умертвил магией и сжег».

Наличие в легендах татарского народа могущественного змея Зиланта и подобных ему мифических существ говорит о том, что легенды эти ведут свое начало со времен язычества. Их таинственности, грозности и сверхъестественности страшно боялись наши предки и потому преклонялись им как божествам.

Показательно, что такие существа, как правило, сопутствуют большинству легенд городов-крепостей.

Зилант же был не врагом, а хранителем города, его символом и оберегом. На протяжении века после взятия Казани его изображение присутствовало на гербе города.

Ко временам язычества следует отнести закапывание казана (котла) под основание города. Требование человеческой жертвы при основании крепости (города) – несомненное свидетельство того, что мы имеем здесь дело с легендарным сюжетом, значительно более древним, чем сама Казань.

Кстати говоря, в Европе этот обычай существовал уже давно, правда, людей там подменяли животными. При раскопках столицы Булгарии Биляра в основании фундамента многих домов также находили костяки собак (собака, согласно древним поверьям, – хранительница домашнего очага).

Сегодня мы точно знаем, что Казань первоначально была пограничным поселением и постепенно превратилась в укрепленное поселение городского типа с белокаменной крепостью. И название древней Казани тогда было Керман («крепость», «укрепленное место»).

И все же каждая легенда имеет право на жизнь, потому что ничего не возникает на пустом месте.

Эльвина ЗАКИРОВА

По материалам сайта www.cytion.com

 

О том, что думают о происхождении названия города Казань ученые, читайте в "Казанских историях":

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить