Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1977 – С 12 по 18 октября в Казани проходили концерты Владимира Высоцкого. Он выступал во Дворце спорта и Молодежном центре. Был еще один концерт, бесплатный – в Доме актера
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
ГАЗ 67 и Willys MB: военное братство
- 16 апреля 2015 года
Наш сегодняшний рассказ – об исторической встрече двух победителей, воевавших бок о бок во время Второй мировой войны - легендарных Willys MВ и ГАЗ 67 (Иван-Виллис).
Конечно же, это - не тест в современном понимании. Скорее, встреча фронтовых друзей через 70 лет после Победы. Однополчане-ветераны - знаменитые ГАЗ-67Б и «Виллис-МВ» - вспоминают былые сражения и дороги.
ГАЗ-67
Сердито рычит старенький двигатель, ему подвывает трансмиссия, «газик», расталкивая шинами тяжелый, подтаявший весенний снег, упорно ползет через поле, и мы, забыв о сыром мартовском ветре, крепко сжимаем руки на баранке (а ведь на таких, продуваемых всеми ветрами машинах ездили и в настоящую зимнюю стужу!). Сейчас важнее другое! Где ты там, союзничек? Нow do you do? Не отстает! Старина «Виллис» столь же напористо режет свою колею, немного поуже. Молодец!
WILLYS MB
В мае 1940 года фирмы «Бантам» и «Виллис» (США) начали разработку легких автомобилей по заказу армии. Серийные «виллисы-МА» поступали в войска с начала 1941-го. Модернизированную модель МВ выпускали с августа 1941-го. Параллельно строили аналогичные «форды-GPW». C ноября 1941-го по сентябрь 1945-го изготовили более 330 тысяч «виллисов». После войны на основе модели МВ строили несколько моделей под маркой «Джип».
Искусство минимализма
Разумеется, они похожи: оба солдаты, причем одного поколения, призванные на одну войну. ГАЗ скопировали с «Виллиса»? Не совсем так. Еще раз напомним о том, что в 1940-м, когда американские фирмы «Бантам» и «Виллис», а чуть позднее и «Форд», взялись за создание небольшого, простого, крепкого армейского автомобиля, в Горьком уже практически закончили испытания полноприводной машины с кузовом «эмки». Конечно, с точки зрения цены и армейских требований модель была далека от идеала. Но мосты, раздаточная коробка, иные узлы были готовы.
В январе 1941-го нарком Малышев, курировавший автопром, показал конструктору ГАЗов повышенной проходимости Грачеву фотографию американской машины, взбирающейся по лестнице Белого дома, и приказал сделать такую же. Именно такую же! Так родился прототип Р-1 и серийный ГАЗ-64 с колеей всего 1278 мм. Война расставила все на свои места: мосты вновь расширили в целях унификации. Кроме того, узкие машины с трудом шли по накатанной грузовиками колее, были склонны к опрокидыванию.
Спереди ГАЗ-67 попросторнее «Виллиса», но задние сиденья практически одинаковые. Представить, что здесь ездили двое, да еще в полушубках и с оружием, трудно. Правда, американцы вчетвером, говорят, никогда не садились - машин хватало. Зато в Советской Армии автомобили чаще использовали на всю катушку.
ГАЗ и «Виллис» - дети эпохи, когда в США и тем более в СССР избыточный вес граждан еще не стал массовой проблемой. Усесться за руль нелегко. Впрочем, если пожить с автомобилями подольше, наверняка похудеешь: этому способствуют усилия на руле и педалях. Американские конструкторы не случайно сделали «Виллис» таким узким - боролись с лишней массой. Ручки на кузове - чтобы вытаскивать машины из грязи мускульной, то есть солдатской силой. Невольно вспоминаешь слова «Общевойскового устава» о тяготах и лишениях воинской службы.
Попробуем нарисовать беглый портрет ветеранов. Надо взять современный вседорожник и отбросить все лишнее. Останутся простые, но прочные рамы, кургузые коробки без дверей, с большими и максимально простыми по форме панелями, мощные, несгибаемые мосты, простенькие по современным меркам, но неприхотливые моторы. Кстати, в двигатель ГАЗ со степенью сжатия 4,6 (!), по сути - модернизированный «фордовский» агрегат конца 1920-х, при необходимости можно лить бензин, «сдобренный» соляркой или маслом. Агрегат «Виллиса» - современней: степень сжатия 6,48 для советского бензина времен войны была даже высоковата. Зато с 2,2 л рабочего объема - аж 60 л.с.! Заливаем в баки «элитный» 76-й (не опьянели бы от такого!) и запускаем моторы. Остальное проверим в бою... то есть на дорогах и там, где их нет.
Товарищи по оружию
Вы знаете, что такое коробка передач без синхронизаторов, механические тормоза? Это -ГАЗ-67Б. Водитель почему-то сидит с сильным наклоном назад и слева от руля, крутить который, мягко говоря, нелегко. Высоко справа - набалдашник рычага коробки... Опятъ в голову лезут тягостные цитаты из Устава! Скоростъ под 40 км/ч на «газике» кажется огромной. И не только потому, что холодный ветер и рев мотора не дают расслабиться. Меняя по своему усмотрению траекторию, машина постоянно напоминает: «Не зевай! Работай рулем!» Извини, отвлекся! Сугроб, действительно, уже совсем рядом.
Зато тяжелый подъем «газик» с включенным передним мостом даже на второй передаче преодолевает с упорством бывалого солдата, штурмующего очередную безымянную высоту. Первую передачу инструкция не рекомендовала включать не только без переднего моста, но и без прицепа, например пушки ЗИС-2. Именно с такой, калибра 57 мм, испытывали 67-е. На тестах массу прицепа доводили до 1250 (!) кг, но фронтовикам не рекомендовали превышать 800 кг. Вот зачем нужна первая передача с отношением 6,4!
Лазить по сугробам на ГАЗ-67Б здорово. Кажется, все - сел! Сзади уже приближается мощный современный пикап. Нет, ГАЗ не сдается! Немного назад, хрустнул рычаг коробки, и машина вновь нарезает свою колею. Вот она, повышенная проходимость. Нет уж, здесь вернее сказать - высокая! Вездеходные качества «Виллиса» тоже отменны, хотя и немного ниже. Сказывается иная геометрия, менее тяговитый мотор, шины, не очень подходящие для льда и снега. ГАЗ же, по сути, маленький трактор, ездить на котором - интересная, но нелегкая работа.
«Виллис» на фоне однополчанина удивил. Веселый разгон, легкое и бесшумное переключение передач: синхронизаторы на второй и третьей! Эта особенность изумляла солдат Великой Отечественной не меньше, чем гидравлические тормоза. Увы, тормозной путь зимой не проверишь. Вот данные сравнительных испытаний 1943 года: с 50 км/ч ГАЗ-67 останавливался через 16,5 м, а «Виллис-МВ» - через 9,5 м.
Руль «американца» заметно легче газовского. А ведь число оборотов от упора до упора одинаковое - четыре. Но горьковские конструкторы вынужденно шли на максимальную унификацию с иными машинами, в том числе по рулевому управлению, не слишком подходящему короткой, довольно тяжелой полноприводной машине на широких колесах. Американцы же, делая армейский автомобиль с чистого листа, создали хитрую конструкцию. Длинная продольная тяга идет почти к середине автомобиля, где стоит двухплечий рычаг, соединенный с колесными тягами. В результате руль не только легче, но и четче. Справедливости ради напомним: «Виллис" заметно уже ГАЗа.
Вдруг показалось даже, что «американец» вовсе не серьезный солдат, а веселый партнер по пляжным развлечениям. Кататься бы еще и кататься! Пушку, которой у нас, к сожалению, не было, лучше тянуть «газиком». Но будь у нас выбор, на чем служитъ, тем более просто ездить, предпочли бы «Виллис»...
Резюме
ГАЗ-67Б – грубоватый солдат с колючим, но несгибаемым характером.
+ Прекрасная проходимость, «тракторная» тяга.
- Посредственная управляемость, тяжелые органы управления – руль, тормоза, коробка передач; неудобная посадка.
Willys MB – шесть десятилетий назад иномарки, как и сейчас, заметно отличались от отечественных машин. Как правило, в лучшую сторону.
+ Четкое и легкое управление, неплохая динамика, наличие понижающей передачи.
- Трудно двигаться в грузовой колее, невысока поперечная устойчивость.
Но все-таки они очень похожи. Как надежное боевое оружие, как характеры старых солдат. Искать в этом тесте лучшего, разумеется, не нужно. Оба уже стали победителями - тогда, в мае 1945-го. Как и те, кто вел эти машины фронтовыми дорогами, кто их проектировал и строил... Низкий вам поклон!
"За рулем"
Технические характеристики
Модель | ГАЗ-67Б | Willys МВ |
Общие данные | ||
Размеры, мм: | ||
Длина | 3345 | 3335 |
Ширина | 1720 | 1585 |
Высота | 1680 | 1830 |
База | 2100 | 2032 |
колея спереди/сзади | 1446/1446 | 1230/1230 |
Радиус поворота, м | 6,5 | 5,9 |
Снаряженная масса, кг | 1320 | 1020 |
Полная масса, кг | 1720 | 1270 |
Макс. скорость, км/ч | 88 | 104 |
Топливо | А-55 | А-70 |
Запас топлива, л | 70 | 57 |
Средний расход топлива, л/100км | 15 | 11 |
Кузов | ||
Конструкция | рамная | |
Количество дверей/мест | 0/4 | 0/4 |
Двигатель | ||
Расположение | спереди продольно | |
Число клапанов | 8 | |
Рабочий объем, см3 | 3285 | 2199 |
Степень сжатая | 4,6 | 6,48 |
Мощность, кВт/л.с. | 40/54 | 44/60 |
при об/мин. | 2800 | 3600 |
Крутящий момент, Нм | 180 | 142 |
при об/мин | н.д. | 2000 |
Трансмиссия | ||
Тип | полноприводная | |
Коробка передач | М4 | М3 |