Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
18.11.2018

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Погода в Казани
-2° / +1°
Ночь / День
.
<< < Ноябрь 2018 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
  • 2013 – Страшная трагедия в Казани. Катастрофа самолета «Боинг-737-500» авиакомпании «Татарстан» унесла жизни 50 человек

    Подробнее...

100 лет Альберту Леману: юбилейные события в Казани

21 апреля 2015 года музыкальная общественность Казани будет чествовать композитора и педагога Альберта Лемана по случаю столетия со дня его рождения.

С утра в конференц-зале Казанской государственной консерватории (академия) имени Н. Г. Жиганова будет работать Всероссийская научно-практическая конференция «Альберт Леман и его школа». Вот темы нескольких докладов: «Композиторская педагогическая система А. С. Лемана: общие принципы» (А. Маклыгин), «Альберт Леман и Союз композиторов ТАССР» (Т. Алмазова), «О национальных традициях в творчестве учеников А. С. Лемана» – Э. Бакиров, А. Монасыпов, Р. Белялов (Л. Кастрицкая), «Мой учитель Альберт Семёнович Леман» (Б. Трубин).

Затем, в 14 часов начнется круглый стол «Проблемы преподавания композиции в системе «школа – ССУЗ – вуз». В зале средней специальной музыкальной школы при консерватории (ул. Жуковского, 14) в 16 часов начнется концерт юных композиторов

А вечером, в 18.30, любителей музыки приглашают в малый зал консерватории (Б. Красная, 38) на концерт «Альберт Леман и его ученики».

Ленинградской педагог и композитор попал в Казань во время войны, в 1942 году. Еще осенью 1941 года он отправил сюда свою семью – жену Елену Александровну Абросимову и дочь Эльзу. В Казани он познакомился с Назибом Жигановым, и это знакомство на многие годы определило его судьбу.

«По разным причинам я остался в Татарии, включился в творческую работу Союза композиторов, а впоследствии и в работу только что открытой в Казани консерватории», - вспоминал он в очерке, посвященном Назибу Жиганову.

В 1945 году состоялось открытие Казанской консерватории, и ректор Назиб Жиганов пригласил Альберта Лемана преподавать по двум специальностям – композиции и фортепиано. Через некоторое время Альберт Семёнович стал проректором консерватории.

Генрих Литинский, Альберт Леман, Назиб Жиганов

Он внес огромный вклад в развитие татарской музыкальной профессиональной культуры, воспитал несколько поколений композиторов Татарстана и других республик Поволжья. Альберт Леман является одним из создателей татарской композиторской школы.

Среди его учеников – София Губайдулина, Фасиль Ахметов, Энвер Бакиров, Анатолий Луппов, Глеб Седельников, Михаил Коллонтай, Дмитрий Чеглаков, Марал Якшиева, Антон Буканов и другие.

Значительная роль в становлении Казанской композиторской школы принадлежала двум композиторам: москвичу Г.И. Литинскому и ленинградцу А.С. Леману. В книге «Звуковое пространство композиторов Татарстана», изданной в 2014 году, к 75-летию Союза композиторов республики, есть воспоминания Леонида Любовского, в которых находим строки об Альберте Лемане.

В отличие от строгих и академических требований Литинского, класс композиции Лемана представлял собой школу свободного сочинения, где творческой фантазии студента, его индивидуальному слышанию уделялось самое пристальное внимание.

Леман – ученик М.Ф. Гнесина, перенял от своего учителя Н.А. Римского-Корсакова огромный педагогический опыт, а также художественные принципы. В своей педагогической работе Леман неукоснительно следовал гнесинскому правилу: относиться к недостаткам ученика с большой осторожностью, ибо этот «недостаток» может стать основой его индивидуальности.

Работая в Казани, Леман много сделал для практического познания татарского национального мелодизма. В этом стилистическом ключе им был написан целый ряд сочинений, среди которых блестящие образцы крупной формы – фортепианный и скрипичный концерты, рапсодия и другие сочинения.

Можно сказать, что он учился вместе со своими учениками, постигая особенности пентатоники. Отличный стилист, он создал в этот период произведения, занявшие достойное место в истории татарской музыки, что снискало ему высочайший авторитет, а с ним и право учить.

Проверив на собственной практике парадоксальность пентатоники применительно к устоявшимся европейским формам, он сумел найти важную пропорцию традиций и новаторства в ней.

Гость казанских композиторов - Дмитрий Щостакович

В Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан хранятся документы об одном из сложных периодов жизни композитора. А. С. Леман несколько лет состоял на учете в МВД ТАССР как «выселенец-немец». Он был родом из Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья, которая была ликвидирована 28 августа 1941 г., а ее население – депортировано.

Вот характеристика на исполняющего обязанности доцента А. С. Лемана, составленная временно исполняющим обязанности директора КГК В. Г. Апресовым и секретарем парторганизации КГК Галимзяновым, написанная 1 августа 1949 года:

«Тов. Леман А. С. работает в Казанской государственной консерватории почти с основания – с декабря 1945 г. Тов. Леман обладает разносторонними способностями, прекрасной школой и большой культурой, что в соединении с любовным отношением к работе, делает его очень ценным и полезным работником консерватории. Как руководитель классов композиции и специального фортепиано т. Леман добился в своей педагогической работе хороших результатов, что особенно ярко выявилось на Всесоюзном смотре композиторов – студентов консерваторий, где работы учеников т. Лемана получили одобрение и признание.

Отдавая все свои знания и силы делу строительства молодой Казанской консерватории, воспитания молодежи и развития татарской музыкальной культуры, тов. Леман много работает над повышением своего идейного и профессионального кругозора, постоянно занимаясь творческой работой. Он часто выступает как исполнитель в концертах и активно сотрудничает в Союзе композиторов. Из его последних сочинений надо отметить ряд песен на слова советских поэтов и три песни о И. В. Сталине. Т. Леман также активно участвует и в общественно-музыкальной жизни консерватории.

Во всей своей многообразной деятельности т. Леман проявляет себя как передовой советский музыкант, политически и профессионально образованный, посвятивший свою жизнь строительству советского искусства» (ЦГА ИПД РТ, ф.ЗО, оп.З, д. 1770, л.9).

Альберт Семенович был удостоен ряда высоких званий. Он – заслуженный деятель искусств РСФСР, Чувашской АССР, народный артист РСФСР. Его заслуги перед Татарской АССР были столь очевидны, что он был выдвинут республикой на Сталинскую премию и в 1952 году стал ее лауреатом.

В 1970 году профессор Леман переехал в Москву, работал в Московской консерватории как профессор и заведующий кафедрой композиции.

 Биография

Альберт Леман родился в городе Вольске Саратовской губернии в семье музыкантов – поволжских немцев. С семи лет обучался игре на фортепиано. С 12 лет работал тапёром в кинотеатрах, аккомпанируя сеансам немого кинематографа.

В 1935 году Леман поступил в Ленинградскую консерваторию, на композиторский факультет, в класс профессора М. Ф. Гнесина. С 1936 года обучался также на факультете специального фортепиано у профессоров Голубовской и Нильсена. По инструментовке Леман прошёл курс обучения у Дмитрия Шостаковича.

Будучи студентом консерватории, Альберт Леман стал членом Союза композиторов СССР. В студенческий период он сочинил романсы на стихи Лермонтова, цикл песен на стихи Глобы, детский балет «Три толстяка», множество других камерных произведений. На дипломных экзаменах Альберт Леман представил Симфонию, Фортепианный концерт (в собственном исполнении), вокальные произведения.

В 1941-1942 годах Альберт Леман работал заведующим отделом Управления по делам искусств в Ленгорисполкоме.

В 1961 году он получает звание профессора. С 1964 по 1967 год – проректор по учебной и научной работе. Член КПСС с 1964 года.

С 1969 по 1971 год А. С. Леман преподавал также в Петрозаводской консерватории (в то время филиале Ленинградской консерватории). В последние два года его реже можно было увидеть в Казани, так как он совмещал работу в двух вузах.

В 1970 году Альберт Семенович переехал в Москву, где работал в Московской консерватории как профессор и заведующий кафедрой композиции (до 1997 года).

 Умер Альберт Леман в 1998 году в Москве. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Творчество

На протяжении всей жизни Альберт Леман сочинил множество музыкальных произведений. Среди его сочинений можно выделить следующие:

  • Симфоническая сюита «Татарские напевы»
  • Праздничная увертюра
  • Балетная сюита
  • Концерт для скрипки с оркестром (удостоенный в 1952 году Сталинской премии)
  • Третий фортепианный концерт
  • Оратория «Ленин» на слова В. Маяковского
  • Оратория «Атланты»
  • Оратория «Песни Поморья»
  • «Дюны поют»
  • Хоровой цикл «Вятские песни»
  • Кантата «Карелия моя»
  • Концертная симфония
  • Концерт для оркестра
  • Концерт для трех флейт и струнного оркестра
  • Музыкально-драматическое действо «Голоса времен» для хора, солистов, чтецов и оркестра

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов