Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2020 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1948 – В Казани появился первый троллейбусный маршрут, который соединил поселок Караваево с центром города. Решение о создании в Казани троллейбусной линии было принято постановлением Совета Министров СССР от 13 февраля 1948, которое подписал И. В. Сталин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Летчиков похоронили там, где для них началась война

В 2016 году на Арском кладбище была найдена могила летчиков Виктора Исаева и Николая Королькова, сведения о которых отсутствовали в базе данных республиканского молодежного объединения «Отечество».

Могила на Арском кладбище, на Центральной аллее, недалеко от памятника Владимиру Петлякову, с правой стороны от центральных ворот, была установлена сотрудниками Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество» Рафиком и Марией Салахиевыми в октябре 2016 года во время проведения мероприятий по мониторингу сохранности воинских захоронений на территории Арского кладбища Казани.

Исследовательской группой Арского кладбища эта могила была сфотографирована 13 мая 2018 года и попала в архив захоронений летчиков, о которых еще предстояло найти какие-то сведения. Таких могил на Арском кладбище довольно много.

В прошлом году Александр Коноплев, председатель Совета Республиканской молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан, подарил редакции «Казанских история» книгу Ильи Прокофьева «Всех назовем поименно», уже второе издание, переработанное и дополненное. И там мы нашли биографические статьи о Викторе Исаеве и Николае Королькове.

Как оказалось, летчики Уральского управления Гражданского воздушного флота (ГВФ) Виктор Исаев и Николай Корольков погибли при крушении самолета Ли-2 Л-3903 в Башкирской АССР, в районе аэродрома Янаул. Катастрофа произошла 22 декабря 1942 года.

Небольшая предыстория о том, как они оказались в одном самолете.

Самолет Ли-2 заводской №505, бортовой номер Л-3903 вышел с завода в январе 1941 г., наработал 1954 ч. 45 мин. Ремонтов не имел. 20 авг. 42 г. обслужен по форме №5 Новосибирскими авиаремонтными мастерскими. Полет по расписанию ЦДС.

С началом Великой Отечественной войны летчики Гражданского воздушного флота были мобилизованы в Красную Армию. 23 июня 1941 года Совнарком СССР утвердил «Положение о Главном управлении гражданского воздушного флота на военное время». На его основании был приведен в действие мобилизационный план.

В оперативном отношении гражданский воздушный флот подчинили Наркомату обороны, хотя многие функции, присущие отрасли, сохранились за Главным управлением ГВФ.

4 сентября 1942 года Управление воздушной магистрали Москва – Иркутск было разделено на два самостоятельных управления. Уральское управление с центром в Свердловске обслуживало участок магистрали от Москвы до Омска, Западно-Сибирское управление с базированием в Новосибирске работало на участке магистрали Омск – Красноярск.

В состав Уральского управления были переданы подразделения, ранее состоявшие в Уральской авиационной группе: 71-я, 72-я, 73-я, 74-я и 3-я учебные эскадрильи бывшего Управления воздушной магистрали Москва – Иркутск, а также 14-я, 15-я и 53-я эскадрильи бывшей Новосибирской авиационной группы ГВФ. В составе управления были также организованы 3-й транспортный авиаотряд специального применения с базированием в Свердловске и 32-й авиаотряд специального применения с местонахождением в Казани.

В состав управления вошли аэропорты: Свердловский (Уктус), Уфимский, Пермский, Казанский, Арзамасский, Янаульский, Челябинский, Магнитогорский, Чистопольский, Ижевский и Чкаловский.

Парк самолетов составляли К-5, ПС-6, ПС-40, Сталь-3, У-2 и АНТ-9, многие из которых подлежали списанию еще в 1941 году.

После этих переформирований Виктор Викторович Исаев был переведен в экипаж самолета Ли-2 Свердловского аэропорта Уральской авиагруппы ГВФ. Его семья – мать, жена и ребенок – остались в Казани.

Пилот 2 класса, командир корабля Уральского управления ГВФ Виктор Викторович Исаев, 1909 года рождения, уроженец Краснодарского края, город Новороссийск был кадровым военным. Член ВКП(б) с 1929 года. До прихода в авиацию работал учителем в школе. После окончания школы пилотов работал летчиком ГВФ на аэродроме Казань. У него был восьмилетний стаж работы пилотом.

Пилот 1 класса, пилот-инструктор Свердловского аэропорта Уральского управления Гражданского воздушного флота Николай Львович Корольков, 1911 года рождения, был уроженцем Пензы. Тоже кадровый военный. В 1928 году поступил курсантом в 1-ю Пензенскую летную школу гражданской авиации Осоавиахима СССР. В период с ноября 1931 по ноябрь 1933 года обучался в качестве курсанта-пилота во 2-й Объединенной школе пилотов и авиатехников имени Петрова Главного управления Гражданского воздушного флота СССР.

После окончания учебного заведения был направлен в Казань на должность летчика Казанского аэропорта. Отличные качества летчика Николая Королькова были отмечены в 1936 году грамотой Центрального Исполнительного Комитета Татарской АССР:

«…За образцовую работу, инициативу, отличные летные качества и знание материальной части, за безаварийные полеты Президиум Центрального Исполнительного Комитета Татарской Автономной Советской Социалистической республики награждает Вас настоящей грамотой…».

В 1939 году работал пилотом в авиатранспортном отряде Московского территориального Управления главного управления ГВФ. В начальный период войны выполнял рейсы в тыл противника по заброске парашютистов и доставке партизанам боеприпасов и продовольствия. Затем был переведен в Свердловский аэропорт Уральской авиагруппы ГВФ, а семья (жена и ребенок) остались жить в Казани.

Для установления обстоятельств гибели летчиков и их полных данных поисковики отработали большой массив информации и документов, начиная с книг регистрации захоронений, хранящихся в конторе Арского кладбища, архива ЗАГСа Республики Татарстан и завершая архивными документами Российского государственного архива экономики. Результатом этой работы стало определение всех недостающих данных о погибших, установление обстоятельств катастрофы и полного списка экипажа и пассажиров самолета, которые погибли и получили ранения при катастрофе.

Специалисту Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество» Рафику Рашитовичу Салахиеву удалось разыскать в Казани сына Николая Львовича Королькова – Валерия Николаевича, встретиться с ним и записать волнующий рассказ об отце и о той эпохе...

В семье Николая Королькова были брат и две сестры. Их потомки живут в Москве. Одна его сестра закончила Казанский авиационный институт, вышла замуж и уехала в Москву. Они с мужем работали в большом авиационном КБ.

Отец учился примерно в 1935-1936 годах в Пензенской авиационной школе. За отличную учебу был награжден костюмом. В 1937-м приехал в Казань, работал летчиком в строящемся аэропорту. Там познакомился с будущей женой, она работала в аэропорту бухгалтером. Жили в здании старой церкви на улице Дзержинского, дом 11/2. Дом относился к аэропорту и назывался домом летчиков, в нем жили пять семей авиаторов, трое из них – Николаи. Например, Кудрявцев Николай Андреевич был начальником штаба аэропорта.

Валерий Николаевич с семьей переехал из этого дома только в 1972-м. Дом летчиков давно снесен. Он отца помнит. Помнит, как он давал ему потрогать свой наган. Николай Львович летал через линию фронта к партизанам, вывозил раненых. Рассказывал, как однажды садились ночью только по одному костру, он интуитивно притормозил и остановился, оказалось, у самого края обрыва.

Его мама всю жизнь проработала в аэропорту бухгалтером, старшим бухгалтером. В 1951-1953 годах работала в Китае главным бухгалтером на одном из советских аэродромов. Умерла в 1966 году.

В семье хранится фотография отца, Грамота Верховного Совета ТАССР, орденов-медалей нет – не так часто награждали в то время.

Командир корабля Уральского управления ГВФ Виктор Викторович Исаев и погиб при катастрофе 22 декабря 1942 года в районе аэродрома Янаул.

Валерию Николаевичу в момент катастрофы было всего пять лет, поэтому он помнит похороны больше по рассказам мамы. Его отец и летчик Исаев погибли при перелете из Казани в Свердловск. Самолет упал из-за обледенения. При катастрофе выжил радист, и он рассказывал, как все произошло.

Пилотировал самолет второй пилот Исаев. Летчиков привезли хоронить в Казань – их семьи проживали здесь. Остальных членов экипажа – похоронили в Башкирии.

Памятник на могиле ставил Казанский аэропорт. На памятнике сверху был установлен алюминиевый пропеллер, но его давно выломали вандалы, разбили оба портрета. Один Валерий Николаевич заменил. Фотографии Исаева у него не было.

Жена Исаева рано умерла. Единственного его сына тоже давно нет, еще с 1965 года. По словам Валерия Николаевича, они похоронены в этой же ограде. Металлическая пирамида со звездой по соседству – на их могиле. О других родственниках они ничего не знает.

В архивных документах Гражданского воздушного флота (ГВФ), которые в настоящее время хранятся в Российском государственном архиве экономики, удалось найти документы, которые рассказывают об этой катастрофе. В книге они цитируются в полном объеме. Мы дадим их в сокращении.

ИЗ ПРИКАЗА №026 от 19 февраля 1943 года Начальника ГУГВФ

О катастрофе самолета Ли-2 Л-3903, пилотируемого командиром корабля пилотом Уральского управления ГВФ тов. Исаевым В.В., происшедшей 22 декабря 1942 года на аэродроме Янаул.

19 декабря 1942 года самолет Ли-2 Л-3903 с экипажем в составе командира корабля пилота II класса В.В.Исаева, второго пилота А.И.Валевича, бортмеханика Г.И.Кобылкина, бортрадиста Е.А.Слобоженко и пилота-инструктора Свердловского аэропорта Н.А.Королькова распоряжением ЦДС ГУГВФ был назначен в рейс по маршруту Москва – Свердловск.

После посадки самолета в Казани рейс был прерван до 22 декабря 1942 года из-за нелетной погоды.

22 декабря 1942 года командир корабля Исаев получил в Казанской авиаметеостанции прогноз погоды по маршруту Казань – Свердловск, составленный синоптиком Мишкаревым. В прогнозе указывалось снижение облачности в середине маршрута до 100-200 метров и наличие радиационного тумана в конце маршрута.

Дежурный диспетчер Казанского аэропорта С. Федуненко, ознакомившись с бюллетенем погоды, дал пилоту Исаеву разрешение на вылет. При этом тов. Федуненко записал в бюллетень: «При встрече плохой погоды – посадку произвести в Янаул.

Самолет разбит на 100%. При этом весь экипаж погиб. Пассажиры ВАКС, АЛУФ и ШПАК убиты на месте, т.т. ФРОЛОВ и БУЛЫГИН тяжело раненые – скончались в больнице, т.т. Лазуков (правильное написание фамилии – ЛОЗУКОВ – И.П) с тяжелым ранением находится в больнице и т. Анисимов получил легкие ушибы. Груз: секретная почта направлена немедленно по железной дороге в Свердловск, спецгруз упаковывается и направляется по назначению…».

Основной причиной катастрофы явилось интенсивное обледенение самолета, покрывшегося слоем льда толщиной до 30 мм, что утяжелило вес конструкции самолета и снизило его аэродинамические качества…».

Место происшествия: г.Янаул, в полутора километрах от Янаульского аэропорта. 22 декабря 1942 года

По документам поисковики восстановили полную картину крушения.

Самолет вылетел из Казани 22 декабря 1942 года в 9 час. На борту, кроме 5 членов экипажа, находилось 7 пассажиров, груз в 1.075 кг, а кроме того – авиамасла 180 кг, авиагорючего 1.485 кг, вооружения на 200 кг. Плюс вес самого самолета – 7.500 кг. Итого полный вес – 11.400 кг. Но перегруза не было.

На пути до Янаула экипаж держал связь до 9.40 с радиостанцией Казанского аэропорта и до 10.23 с р/пеленгатором Казанского аэропорта. Пилот Исаев через 1 час 26 минут полета, подлетая к аэропорту Янаул, запросил по радио погоду на Свердловск. Прогноз погоды, выданный экипажу казанской метеостанцией, соответствовал требованиям для выпуска самолета типа Ли-2.

Дежурный по аэропорту Янаул тов. Варварин дал пилоту Исаеву разрешение на пролет до Свердловска, так как посадка Исаева в Янауле по графику не была намечена, а в Свердловске была хорошая погода.

В 11 часов аэропорт Янаул получил с борта сообщение, что самолет идет в облаках на высоте 400 м и испытывает обледенение. После 20 минут полета в облаках экипаж принял решение – из-за большого обледенения вернуться на аэродром Янаул, и сообщил об этом по радио Янаульскому аэропорту.

В 11 час. 35 мин. самолет подошел к аэродрому Янаул на высоте 250-300 метров. С правым разворотом пилот пошел на посадку с выпущенным шасси, но ошибся в расчете и пролетел аэродром на высоте 50-70 метров. Уходя на второй круг, пилот развернул самолет на высоте 40-50 м влево. После разворота самолет оказался в непосредственной близости от зданий мясокомбината и, чтобы избежать столкновения с последними, резко увеличил левый крен. На развороте самолет потерял высоту и, чтобы избежать столкновения с постройками, пилот резко увеличил крен для ускорения разворота. Вследствие большого крена самолет скользнул на крыло, ударился крылом о землю и перевернулся. Протащившись 30 метров на верхней части фюзеляжа, самолет врезался в забор. Самолет был разбит полностью.

 По Аварийному листу поисковики установили фамилии всех погибших:

Экипаж:

командир корабля, пилот II класса Исаев Виктор Викторович;

– пилот-инструктор Корольков Николай Львович;

– второй пилот Валевич Александр Иосифович (1911 г.р, г. Ромодан, Полтавской области, поляк, беспартийный, награжден орденом Красной Звезды);

– бортмеханик Кобылкин Георгий Иванович (1906 г.р., Памятненск с/с, Ялуторского района Омской области, русский, член ВКП(б) с 1932);

– бортрадист Слобоженко Екатерина Афанасьевна (1911 г.р., г.Киев, украинка, член ВКП(б) с 1942, награждена орденом «Знак Почета»).

Пассажиры:

1. Вакс Шумель Шлемович (1912 г.р., с.Волковинцы Волковинцевского района Каменец-Подольской области, начальник транспортного отдела Наркомата боеприпасов);

2. Алуф Семен Николаевич (1904 г.р., г.Одесса, инженер Института наркомата минометной промышленности);

3. Шпак Антон Илларионович, капитан, помощник начальника оперативного отдела штаба Северо-Западного фронта;

4. Булыгин Глеб Дмитриевич, старший сержант, шофер административно-хозяйственного отдела Полевого управления штаба Северо-Западного фронта);

5. Фролов Алексей Васильевич (шофёр Свердловского аэропорта).

Остались в живых Лозуков Иван Никитович, фельдъегерь спецсвязи НКС, и Анисимов Владимир Семенович, начальник транспортного отдела Казанского аэропорта.

Согласно акту от 26 декабря 1942 года, на кладбище р.п. Янаул Башкирской АССР были похоронены тела Валевича, Кобылкина, Денисовой-Слобоженко, Вакса, Алуфа, Шпака, Булыгина и Фролова. Тела Исаева и Королькова были отправлены в двух гробах 26 декабря 1942 года в Казань поездом №917 Казанской ж.д. в сопровождении курсанта учебной эскадрильи №71 Данбулатова и стрелка охраны Янаульского аэропорта Беляева… Акт об их смерти был зафиксирован Казанским городским отделом ЗАГС Татарской АССР 22 декабря 1942 года. Справка о смерти выдана 25 декабря 1942 года санитарной частью Аэропорта.

Используя открытые базы данных Министерства обороны Российской Федерации «ОБД Мемориал» и «Подвиг Народа», поисковики нашли сведения о могиле погибших и похороненных в самом Янауле, на месте, где произошла катастрофа. Удалось проследить их судьбы. К сожалению, большая часть погибших и похороненных военнослужащих в документах до сих пор числятся пропавшими без вести.

При исследовательской работе с документами было установлено, что в составе экипажа на должности бортового радиста, в звании воентехник 2 ранга летала одна из прославленных советских летчиц периода 30-х годов – Екатерина Афанасьевна Денисова-Слобоженко.

Екатерина Слобоженко была участницей нескольких рекордов, которые были достигнуты в тогда еще молодой советской авиации. В октябре 1937 года Екатерина Слобоженко в экипаже прославленной летчицы Валентины Гризодубовой (Герой Советского Союза, 1938 г., Герой Социалистического труда, 1986 г.) совершила скоростной полет на самолете Ут-2.

Екатерина Афанасьевна в то время была молодой летчицей, но уже настоящим профессионалом. Она могла в полете выполнять обязанности летчика, бортмеханика, бортрадиста и штурмана самолета.

19 декабря 1937 года постановлением Исполнительного комитета СССР за отличное овладение авиационной техникой Е.А. Слобоженко была награждена орденом «Знак Почета». В это время Екатерина работала в должности бортмеханика в составе знаменитой Агитэскадрильи имени Максима Горького.

Теперь есть все основания включить имена летчиков Виктора Исаева и Николая Королькова в реестр исторических захоронений Арского кладбища.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского