Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Знак памяти – камешек на могиле

На Арском кладбище очень много бесхозных могил, которые производят удручающее впечатление. Это и понятно – кладбище старое и родственников у многих усопших уже давно нет. Особенно много таких могил в самом конце четвертой аллеи. Там в основном старинные захоронения, надписи на многих каменных надгробиях уже не читаются.

Зная, что на этой аллее хоронят евреев, удивилась. Ведь люди этой национальности чтят семейные традиции.

Обсуждала эту тему со знакомыми, и услышала такое объяснение: у евреев не принято ходить на кладбище. Трудно в это поверить. Часть своей жизни я провела в составе большой еврейской семьи, и не заметила, что в этом смысле мы как-то отличаемся. Тем не менее, поискала в сети публикации на эту тему, и узнала много интересного. Предлагаю результат своего поиска.

Еврейское мировоззрение, базирующееся на вере в бессмертие души и жизнь в будущем мире, видит в смерти не более чем переход от жизни в материальном мире к жизни в мире духовном, мире абсолютного добра. Образ жизни религиозных евреев основан на определенных представлениях о Всевышнем и о месте человека в обществе.

«И вернется прах в землю как изначала, а дух вернется к Богу, Который его дал» (Когелет 12:7). Эта фраза выражает не фаталистическое приятие судьбы, а неколебимую веру евреев в то, что душу Всевышний дает лишь на время — как драгоценность, которую отдают на хранение, а по истечении определенного срока возвращают её хозяину.

И вместе с тем Галаха много внимания уделяет трауру по умершему — с одной стороны, чтобы выразить боль и скорбь расставания с близким человеком, с другой — чтобы помочь оставшимся в живых вынести нравственный урок из случившегося, или, говоря словами Торы,  «ибо таков конец каждого человека, и живой пусть обратит внимание» (Когелет 7:2).

Действительно, к могилам умерших иудеи обычно приходят раз в году, в годовщину со дня смерти. Она отмечается по еврейскому календарю. Исключение сделано только для потомков тех, кто служил в храме. Они вообще не посещают кладбища, кроме случаев участия в похоронах ближайших родственников.

Посещать могилы предков и праведников у евреев принято в месяц элул (месяц перед Рош Ха-Шана) и в дни между Рош Ха-Шана и Йом Кипуром, относящиеся к числу наиболее важных еврейских праздников. Не принято посещать могилы в те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, в том числе  в субботу и праздники.

Обычно на кладбище ходят без детей.  Исключение может составлять посещение умершего родителя ребенка. Основное соображение, согласно которому делать этого  не стоит, прагматично: посещение кладбища требует уважения к умершему и к месту его захоронения. Дети же, как правило, осознать этого еще не в состоянии.

Правила поведения на кладбище иудеев во многом схожи с правилами, которые должны соблюдать люди других вероисповеданий.

Мужчины должны быть с покрытыми головами. На кладбище нельзя: есть и пить, ночевать, садиться на могилы или ходить по ним, брать что-либо с кладбища домой (цветы, плоды и т.п.), вести себя легкомысленно (например, петь, рассказывать анекдоты).

Но есть и чисто национальные правила. Например, иудеям  запрещено помещать на памятнике скульптурные или любые иные изображения покойного. Поэтому в основном надгробия – в виде  камни.  Это как раз то, что я видела на четвертой аллее.

Евреи не кладут цветов или венков на могилу, как это принято у других народов. По еврейской традиции, чтобы почтить память умершего, посетители кладут на могилу небольшие камни. В еврейской интерпретации камень символизирует вечность.

Не принято сажать рядом деревья. Если такое желание есть, то рекомендуется  соблюдать правило: саженец прикапывают на расстоянии не менее 1,5 - 2 метров от могилы  родственника и на таком же расстоянии (не меньше) от могил, которые находятся рядом.  Хорошо заботиться о своих родственниках, но при этом стоит подумать и о других.

Есть еще одно правило, которое стоит перенять людям других верований: иудеи не должны ставить роскошные памятники. Потому что не должно быть конкуренции перед лицом смерти.

Пользуясь случаем, хочу рассказать о проекте «ЛеДор ваДор» (https://toldot.ru/life/cemetery/). Это проект по каталогизации еврейских захоронений в России и странах бывшего Советского Союза, который был создан в 2007 году инициативной группой энтузиастов из Нижнего Новгорода. Целью формирования группы стала деятельность по возрождению еврейских кладбищ. За это время была не только разработана методика и техника каталогизации, но и написано программное обеспечение для создания каталогов, создан web-интерфейс. Ресурс позволяет не только находить еврейские захоронения, обладая минимальной информацией, но и дает возможность дистанционно заказывать услуги по благоустройству захоронений.

Сейчас на сайте размещена информация о более чем 110 тысячах захоронений на 44 кладбищах в 27 городах России, что составляет около 73 процентов сведений о могилах. Возможно, эти сведения уже устарели, поскольку занесение могил в базы данных продолжается.

 «Тысячи еврейских захоронений сейчас никем не посещаются и не охраняются. Они находятся в тяжелом состоянии — их разрушение продолжается. Пренебрежение, урбанизация, вандализм, кражи и неумелые попытки реставрации, могут уничтожить то, что зачастую бывает единственным дошедшим до наших дней источником знаний о Еврейских общинах довоенного периода. Без немедленного вмешательства многие из них могут, просто, исчезнуть навсегда.

Когда моя бабушка, вернувшись расстроенная с кладбища, рассказала мне, что так и не смогла найти могилу своей тети, я не поверил и пошел сам. Не нашел и я, не нашли и сотрудники кладбища, у которых в наличии были старые пыльные амбарные книги с записями о смерти в алфавитном порядке. Даже найдя интересующую информацию в этой груде бумаги, соотнести ее с картой кладбища, а тем более найти захоронение на местности, так и не удалось.

Это была весна 2007 года, а через год у нас уже в Еврейской общине была полная база всех 7,5 тысяч захоронений на 4 еврейских участках города, с фотографией каждого и информацией о его местонахождении на кладбище. База была создана нашим проектом, в котором я, как и десятки молодых ребят, участвовали на волонтёрских началах, отдавая свой посильный долг тем, кто сохранил для нас еврейские традиции, да и само еврейство за три поколения советской власти.

Сотни людей с помощью нашего проекта смогли найти захоронения своих родственников, получить информацию о их месторасположении на кладбище, получили возможность благоустраивать могилы находясь в любой точке мира.

В нашей системе, в карточке захоронений, публикуются исключительно общедоступные персональные данные, взятые с надгробных сооружений и помещенные туда родственниками усопших для всеобщего обозрения, в частности:

· Фото памятника;

· ФИО усопшего;

· Дата рождения;

· Дата смерти;

· Доступная информация о надписях на надгробии;

· Доступная информация о местоположении захоронения.

Информация по месту захоронения на кладбище доступна лишь зарегистрированным пользователям».

Это цитата из приветственного обращения к посетителям сетевого ресурса Моти (Михаила)  Свердлова, инициатора и руководителя проекта «ЛеДор ваДор». (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Подробнее о проекте в его интервью «Ле Дор Ва Дор»: сохраняя память о людях» - http://old.lechaim.ru/82

Остается добавить, что в сетевом каталоге этого проекта есть и еврейские захоронения Казани. Вы найдете их, зайдя на главную страницу проекта «ЛеДор ваДор».

Этот проект ценен еще и тем, что с его помощью можно заказать услугу по обслуживанию захоронений по Интернету, что очень полезно для евреев, живущих в настоящее время за границей.

Заказ на уход за захоронением, который можно сделать в Интернете - http://www.pomnim.pro/

Цитата из казанского  журнала «Деловой квартал»:

Бизнес на уходе за захоронениями начинает пользоваться все большей популярностью. Так, одной из крупнейших баз захоронений в России и СНГ – порядка 1,5 млн – обладает онлайн-сервис Pomnim.pro. Один из основателей стартапа, нижегородец Михаил Свердлов, занимается каталогизацией кладбищ уже десять лет. Проект, который начинался как волонтерская работа, в 2015 г. получил инвестиции в 1,4 млн руб.