Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Педагог, Ученый, Человек – и все с большой буквы

Наш постоянный автор Ольга Малышева рассказала о своем учителе Кларе Романовне Синицыной.

Одним из постоянных авторов «Казанских историй» с самых первых номеров является Ольга Леонидовна Малышева, кандидат исторических наук, доцент Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Она член редакционного совета нашей газеты, ее активный пропагандист в студенческой аудитории. Пожалуй, нет в Казани другого такого вузовского преподавателя, который бы так активно использовал краеведческий материал на своих занятий, а потому ее студенты (около 150 человек) – постоянные читатели «Казанских историй».

Ольга Леонидовна – автор более 70 публикаций на темы истории культуры и Татарстана, семейно-брачных отношений. Активно сотрудничает со многими СМИ (журналы «Девочки просят внимания», «Аргамак», «Татарстан»); ведет рубрику «Семья: традиции» в газете «Женщина».

Темы выступлений Малышевой в СМИ связаны с ее научными интересами. Она автор спецкурсов «Религиозные основы семейно-брачных отношений», «Теория и история бюрократии» и «Деструктивные культы в современной России». Преподает историю России и историю мировых религий, в 1989 г. по линии общества «Знание» была признана лучшим лектором Татарстана. Лауреат гранта Центрального Европейского Университета (Будапешт).

Сегодня Ольга Леонидовна рассказывает о своем учителе Кларе Романовне Синицыной.

Историк, мой педагог – Клара Романовна Синицына прожила всего 64 года и ушла из жизни в 1996 году. Но память ярко рисует ее облик; научные работы (а их свыше 70) учат профессионализму; ее судьба – преодолению жизненных трудностей и благодарности жизни за то, что она просто есть.

Клара Синицына (слева)

Ее детство пришлось на войну. В нем тяжелое сиротство, полуголодное существование, казенность детского дома. Ее родители умерли в военные годы: мама – в 1941-м, отец – в 1942-м, оставив четырех дочерей – Антонину, Венеру, Розу, Клару. Клара была младшенькой. Было ей 10 лет. Времена были страшные и для тех, у кого в доме были взрослые, а уж девчонкам как выжить? Чувство голода было настолько острым, что уже из детского дома Клара с подружкой сбежали за сытой профессией. Прослышали, что за 200 км есть училище, где учат на технолога мясомолочной промышленности. За мечтой шли по шпалам, но вернули их в детский дом с первой железнодорожной станции.

Много лет пройдет, а память будет услужливо выкраивать эту попытку побега из голода. Лихолетье не только опалило, но и закалило. Приучила собирать себя в кулак, если надо. А цели всегда ставились высокие, так что и воля и труд были необходимы. Закончила на «отлично» сначала среднюю школу имени Луначарского в Буинске, а затем историко-филологический факультет КГУ.

В студенческие годы произошла встреча с будущим супругом – Владимиром Александровичем Синицыным. После окончания университета вместе с мужем поехали по распределению в вечернюю школу №62 на станции Агарзя, что по Горьковской железной дороге. Ученики были старше учителей. Да и учителей–то всего трое, включая директора. Поэтому приходилось вести несколько предметов – историю в старших классах, русский язык, литературу, географию. Остальные предметы вплоть до химии и геометрии были за мужем.

Рождение сына Олега вернуло молодую семью в Казань. А дальше ступенька за ступенькой по карьерной лестнице: от экскурсовода и младшего научного сотрудника отдела советского периода до заместителя директора по научной работе Государственного музея ТАССР. В 1970 году – успешная защита кандидатской диссертации на тему «Музейное строительство в Татарской АССР (1917-1967гг.)». Прошло 35 лет после первого, серьезного шага в науку, а диссертационное исследование Синицыной сохраняет свое научное и практическое значение до сих пор. «Музейный» период в жизни Клары Романовны знаменовался публикацией ряда серьезных статей и путеводителей по музею и по Казани.

В том же 1970-м Клара Романовна перешла на работу в Казанский государственный педагогический институт, но связей с музеем не порывала. Она оставалась членом Ученого совета музея, вела работу по охране памятников истории и культуры. В начале 1990-х годов приняла участие в издании первого каталога-справочника памятников истории и культуры РТ.

В 1975-м, будучи студенткой истфилфака КГПУ, я узнала Клару Романовну-Педагога. Вела она у нас историческое краеведение и вспомогательные исторические дисциплины, которые очень скоро стали для нас одним из главных предметов, и не только из-за требовательности педагога. Открылись они для нас неожиданными гранями и захватили целиком. А преподавание исторического краеведения показало, как уважительно, даже трепетно нужно относиться к истории своей родной земли.

Особое место в ее творческой биографии заняло написание учебников по истории Татарстана и татарского народа. В 1983 году Синицына опубликовала учебное пособие «Историческое краеведение», в 1985-м в соавторстве с Р.Фахрутдиновым и В.Кузьминым был издан школьный учебник по истории Татарской АССР.

Кардинальные изменения в политической, экономической и духовной жизни общества в 1990-е годы вызвали потребность в учебниках нового поколения. Клара Романовна активно включилась в их подготовку. В 1995 году вышел в свет учебник «История Татарстана и татарского народа», признанный лучшим среди учебных пособий и учебников по региональной истории.

Клара Романовна Синицына прожила недолгую жизнь, но память о себе оставила такую, что хватило бы на нескольких человек. Педагог, Ученый, Человек. И все с большой буквы.