Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2019 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1989 – Начало строительства Камского автомобильного завода.

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Дом Кекина - дом-метафора, дом-загадка

Когда дом на стрелке улиц Горького и Галактионовской, который до сих пор носит имя своего первого владельца - купца Кекина, сбросил строительные леса, мы воочию убедились, как он хорош!

Каждый может видеть, каким нарядным стал фасад дома Кекина. Но далеко не каждый знает, что под старинным зданием появился подземный гараж. Изменений в здании столько, что обо всех не расскажешь. Советуем прочитать специальный выпуск журнала «Дизайн и новая архитектура» ("ДИНА"), который вышел зимой 2004 года (№17).

Особняк, в котором жили люди, а на первом этаже работали столовая и продуктовый магазин, несколько лет находился на грани разрушения. О том, как его возрождали, в журнале рассказывают Махмут Афлиев, директор ОАО «Дом Кекина», Фарида Забирова, руководитель авторского коллектива ООО «Zabir», разработавшего проект реконструкции, а также Валерий Еремеев, доктор технических наук, профессор кафедры строительной техники Казанской государственной архитектурно-строительной академии, автор проекта усиления фундамента здания.

Студентка КГТУ им.Туполева Инна БОЛДЫРЕВА внимательно прочитала спецвыпуск журнала. Читайте ее материал, подготовленный после знакомства с ним. Для особо любознательных публикуем в полном объеме статьи Ф.Забировой и М.Афлиева.

Знаменитый дом был построен в начале XX века на средства Леонтия Владимировича Кекина, уже имевшего в Казани два дома: на Большой Лядской и Малой Лядской. Кекин строил свой дом из своего же кирпича – лучшего кирпича в Казанком крае. Автором проекта был Генрих Бернадович Руш.

Величественное здание было возведено за один сезон. Работы велись и днем, и ночью – впервые на стройплощадке был использован электрический свет. Уже в августе 1903 года в газетах стали появляться объявления первых заведений, разместившихся в новом доме.

По данным Л.Жаржевского, здесь находилось правление Казанского округа путей сообщения, женская гимназия, на первом этаже был магазин казанского Елисеева – купца Агафона Васильевича Афанасьева. В 1905 году Дом Кекина по техническому оснащению и примененным материалам и технологиям являлся, можно сказать, передовым для своего времени.

После реконструкции зданию возвращены не только его первоначальный облик и исторические функции, но и репутация одного из самых современных зданий Казани. Дом Кекина, в котором неразрывно переплелись Восток и Запад, фантазия и юмор архитектора, всегда был загадочным. Вокруг дома постоянно ходили легенды.

Рассказывали о споре, который выиграл Кекин, построивший дом за два месяца, о привидениях, живущих на верхних этажах.

Сам Кекин здесь не жил, у него был собственный дом по улице Большой Лядской (где сейчас находятся радиостанции «Новый век» и «Татарстан»), но и в нем он якобы жил мало. Все эти легенды окружали Дом Кекина ореолом таинственности.

Это здание стало последним объектом архитектора Г.Б.Руша, умершего в августе 1905 года, автора таких уникальных объектов, как Александровский пассаж, колокольня Богоявления на улице Баумана, здание железнодорожного вокзала, Адмиралтейская больница, Дом Шамиля (ныне Музей Г.Тукая) и 16 домов в Казани.

До Октябрьской революции в Доме Кекина, согласно адресным книгам 1910-1914 годов, размещались частная гимназия В.И.Ряхиной, гимназия Педагогического общества для распространения образования, подготовительное училище Н.А.Беневской, правление Казанского округа путей сообщения, библиотека С.Я.Пальчинской, типография Л.Ф.Гросса, писчебумажный и книжный магазин П.В.Шаталова, винно-бакалейная торговля А.В.Афанасьева, игольно-галантерейный магазин М.Р.Тухватуллина.

После Октябрьской революции дом был национализирован, хотя характер использования изменился незначительно. В нижних этажах размещались советские учреждения, кооперативные и государственные магазины. Верхние этажи из жилых гостиничных превратились в просто жилые для постоянного проживания со значительным увеличением количества жильцов, что привело к внутренней перепланировке.

Признанием уникальности Дома Кекина стало включение его в Список объектов культурного наследия федерального (общероссийского) значения указом Президента РФ №176 от 20 февраля 1995 года. Затопленные водой подвалы, безысходность и всеобщее запустение – такой была картина пятилетней давности. Последние жильцы отселились по Программе ветхого жилья в 2000-2001 годах. 

Таким было все здание перед реконструкцией. Фото Ильи Шалмана

С 1998 года здание не использовалось и не отапливалось. Подвал регулярно заливался техногенными, дождевыми и талыми водами. Это неблаготворно сказалось на состоянии фундамента и стен, приведя к их деформации и образованию трещин. О состоянии дома в то время говорит, например, факт обрушений нескольких чердачных перекрытий перед началом работ по реконструкции.

По результатам проведенных исследований здание было признано уникальным объектом в градостроительно-функциональном, культурно-историческом и архитектурно-художественном аспектах. Дом Кекина активно формирует облик исторического центра Казани, имеет огромную историко-культурную ценность как аутентичный (подлинный) памятник истории и культуры.

В облике здания ясно прочитывается уникальный архитектурный почерк Руша, которому удалось здесь синтезировать различные стили и умело использовать особенности городского ландшафта. Подлинность материала (белый камень в цоколе и архитектурных деталях, особо прочный кирпич) и мастерство исполнения также обладают историко-культурной ценностью. В архитектурном облике здания по капризу заказчика архитектором произведено смешение модерна с эклектикой – игрой историческими стилями.

Проект реставрации дома был разработан авторским коллективом ООО «ZABIR». Предварительно были проведены архивные изыскания в фондах Государственного архива РТ и Национального музея РТ, проведено инженерное обследование фундаментов, стен, перекрытий, лестниц и крышки. Был измерен физический объем памятника, определены утраты.

Ценную информацию дали натурные исследования – археологические работы, обмеры здания, шурфы и зондажи, изучение геологических и топографических условий здания.

Почти пять лет ОАО «Дом Кекина» вело работы по восстановлению этого объекта. Понятно, что такой большой объем работы можно было осилить только «всем миром» – в результате совместных усилий и тесного сотрудничества авторов проекта реставрации, генпроектировщика – ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром», генподрядчика – строительной компании «ТАИФ-СТ», основного субподрядчика – турецкой фирмы «Одак» и множества казанских фирм-субподрядчиков. Главный архитектор и главный инженер проекта реконструкции – Равиль Шамсутдинов.

Целью комплексной реставрации Дома Кекина было не только обеспечение его сохранности и продление срока службы, но и приспособление его к современным функциям. Для ее достижения надо было решать проблемы в комплексе. Прежде всего, это прозаические вопросы: укрепление фундаментов, устройство вертикальной и горизонтальной гидроизоляции.

При реставрации памятников необходимо было восстановить функции не только несущих конструкций (фундаменты, стены, своды, перекрытия), но и грунтов основания, воспринимающих нагрузки от этих элементов. Площадка, на которой стоит дом, была затронута эрозией.

В крыле дома по улице Галактионова наблюдалась значительная трещина по арке. В реставрационном задании, выданном Министерством культуры Республики Татарстан, к предмету охраны памятника отнесены: градостроительная значимость здания, требующая сохранения его доминирующей роли в окружающей застройке; сохранение планировочной структуры всех несущих стен, требующее сноса поздних перегородок и пристроев.

Предписано было сохранение конструктивных особенностей здания – сводов подвалов, перемычек оконных и дверных проемов на фасаде, конструкции кровли. Необходимо было выявить первоначальные оконные проемы четвертого этажа, на ризалитах, а также сохранить конфигурацию стеклянных фонарей.

К архитектурно-художественным особенностям, обязательным для сохранения, были отнесены архитектурный декор фасада, белокаменный цоколь, лепные украшения профилей карнизов и междуэтажных тяг, декоративные элементы – металлические ограждения лестниц, фасадные решетки по кровле, металлические ворота по улице Горького; лепнина плафонов и стен на втором этаже и на лестничном марше, геометрия оконных и дверных проемов.

Первое, с чего нужно было начинать, – осушить подвал и усилить фундамент. Подвал теперь надежно защищен от техногенных вод. Полуразрушенные кирпичные и бутовые фундаменты усилены с помощью нестандартных технологий – по всему периметру несущих стен пробурили скважины, опустили в них арматурные каркасы, закачали под давлением цементный раствор.

Теперь монолитные ростверки, опирающиеся на надежные буроинъекционные сваи, гарантируют, что дом простоит очень и очень долго. Автор этой технологии – профессор Казанской государственной архитектурно-строительной академии Валерий Еремеев получил за нее патент.

Вместо полуразрушенных лестниц появились новые, железобетонные, облицованные гранитными плитами. В ходе реконструкции был полностью отреставрирован фасад с сохранением первоначального облика архитектурного памятника. Внутри дома тоже была проведена огромная восстановительная работа.

При ремонте и отделке фасада и помещений применялись самые прочные, качественные и долговечные материалы. Старые, пришедшие в негодность входные двери заменены на деревянные, выполненные по современной технологии изкраснодарского дуба. Оконные рамы и балконные двери по всем трем наружным фасадам сделаны по немецкой технологии. Переплеты всех окон в здании соответствуют первоначальному рисунку. В ходе реставрации подоконники были восстановлены из плит белого мрамора.

Поскольку стены дома массивные, а откосы окон по «старинной моде» раскрыты внутрь, на облицовку подоконников ушло свыше 300 квадратных метров мрамора. Что касается крыши, то она была полностью разобрана и восстановлена заново. Взамен частично сгнивших стропильных конструкций возведены новые стропила – из соснового бруса, покрытого антисептиком и антипиретиком.

Кровля здания пострадала от времени, коррозии и ломиков усердных дворников советской поры, чересчур старательно срубавших наледь (впрочем, попадались и довольно хорошо сохранившиеся фрагменты с фирменными штампами завода-изготовителя, а также металлические балки с дореволюционным клеймом и кованые гвозди ручной работы).

Проржавевшее кровельное железо полностью заменили новым, финским – оцинкованным, загрунтованным и в заводских условиях окрашенным с двух сторон стойким долговечным покрытием. Цвет кровли воссоздан исторический – красно-коричневый. Электрические нагревательные кабели, проложенные по всему периметру крыши и спускающиеся в водостоки, обеспечат надежную защиту от намерзания сосулек. Полностью отреставрирован фасад здания, причем цветовая гамма максимально точно воспроизводит облик дома в начале XX века.

Отделка интерьеров сочетает использование современных материалов с сохранением исторической планировки и конструктивной схемы здания. Реставрация Дома Кекина подразумевала не только бережное сохранение облика архитектурного памятника, но и приспособление здания под современные цели.

Здание будет исполнять функции торгово-офисного центра, в нем будут размещены магазины, предприятия общественного питания, офисы различных коммерческих фирм. В помещении, где долгие годы находился продуктовый магазин, уже работает пивоварня «Тинькофф». В подвальном этаже запроектировано кафе на 75 посадочных мест с банкетным залом, которое в дневное время может работать в режиме самообслуживания.

Вход в кафе предусмотрен как с улицы Горького, так и через служебную лестницу, так что сотрудники офисов, расположенных на верхних этажах здания, смогут в обеденный перерыв быстро получить свой бизнес-ланч, а любой житель или гость Казани, прогуливающийся по центру города, заглянуть «на огонек» и отведать изысканные блюда в уютной обстановке. На первом этаже будут расположены пивной ресторан и пиццерия, а также филиал банка на две кассовые кабины.

На втором, третьем и четвертом этажах разместятся офисные помещения общей вместимостью на 350-400 человек. А если прибавить сюда обслуживающий персонал и ежедневных посетителей ресторана, кафе, отделения банка и т.д., то количество людей, которые будут ежедневно переступать порог делового центра, резко возрастает. Поэтому еще на стадии проекта была предусмотрена автостоянка.

На участке, прилегающем к территории Дома Кекина, возведено двухэтажное, с мансардой и подвалом, здание автостоянки. На первом и подземном этажах разместятся собственно автостоянка вместимостью 77 автомобилей, а также трансформаторная подстанция, на втором и мансардном этажах – офисные помещения.

Было найдено оригинальное решение сохранения исторического контекста вокруг дома – надземная часть автостоянки «вписана» в здание по улице Галактионова. Стоявший на этом месте непригодный к эксплуатации жилой дом снесен вместе с ветхими дворовыми строениями, но фасад нового здания – почти точная копия фасада бывшего дома №7.

Территория вокруг здания благоустроена, тротуары по улицам Горького и Галактионова и дворовая часть вымощены брусчаткой. После того, как установят цветочницы, скамейки и малые архитектурные формы, двор станет тихой и уютной зоной отдыха для сотрудников фирм, офисы которых будут расположены на верхних этажах Дома Кекина.

Кстати, все эти просторные, светлые офисные помещения будут суперсовременными не только в смысле элегантных интерьеров. Дом оснащен самыми современными инженерными технологиями: системами очистки и кондиционирования воздуха, уникальной автономной системом пожаротушения, оптико-волоконной связью.

В здании создана единая инфотелекоммуникационная среда, включающая телефонную связь, доступ в Интернет, кабельное телевидение, систему видеоконференцсвязи, охранное наблюдение, управление доступом, охранно-пожарную сигнализацию и оповещение при пожаре. Индивидуальным и корпоративным клиентам будут предоставлены телефонная номерная емкость, базовые и дополнительные услуги местной, междугородной и международной телефонной связи, «интеллектуальной» телефонии; передачи данных, IP-телефонии, коммутируемый и постоянный доступ в Интернет.

«Видимо, Дом Кекина был построен под счастливой судьбой – его спасли, сохранили, вдохнули в старые стены новую жизнь, – пишет в своей статье Матьяна Митрошина. – Потомки бережно отнеслись к последнему творению Генриха Буша, к этой лебединой песне архитектора. Ничего не изменилось – даже ажурные кованые украшения башенок и карнизов отреставрированы и стоят на прежних местах. Стройные, с многочисленными перехватами пучки колонн как бы закрепляют углы дома и несут возвышающиеся над фасадом купола со шпилями. … Он стоит, напоминая одновременно и средневековый замок, и корабль, чей форштевень рассекает реку-улицу на два рукава, расходящихся лучами. И в самом деле – словно корабль, Дом Кекина плывет из вчерашнего дня в завтрашний, из прошлого в будущее».

Дом-метафора – дом-загадка

Проект реставрации Дома Кекина был разработан авторским коллективом ООО «ZABIR». О возвращении Дому Кекина прежнего величия рассказывает руководитель проекта реставрации, заслуженный архитектор Республики Татарстан, член-корреспондент Российской академии архитектурного наследия Фарида ЗАБИРОВА.

Дом Кекина, в котором неразрывно переплелись Восток и Запад, фантазия и юмор архитектора, всегда был загадочным. В детстве мне пришлось однажды с пионерским рейдом побывать на чердаке этого дома, где в одной из квартир жил ученик нашей школы. Шок от контраста нарядного фасада и ужасного, запущенного чердака с ящиками из-под бутылок вместо мебели был одним из самых потрясающих впечатлений юных лет.

Вокруг дома постоянно ходили легенды. Рассказывали о споре, который выиграл Кекин, построивший дом за два месяца, о привидениях, живущих на верхних этажах. Сам Кекин здесь не жил, у него был собственный дом по улице Большой Лядской (где сейчас находится радио «Новый век»), но и в нем он якобы жил мало.

Все эти легенды окружали Дом Кекина ореолом таинственности. Поэтому, когда четыре года назад мне предложили принять участие в реставрации здания Дома Кекина, я согласилась с некоторым неутоленным в детстве любопытством. И в то же время с осознанием большой профессиональной ответственности. Ведь здания похожи на людей – у них своя пора юности и старости.

Но при этом здание всегда беззащитно: созданное по воле человека, по его же воле может быть перестроено, разрушено. Еще природа вмешивается – если грунты плохие или место было выбрано неправильно, деградирует или само место, или объект.

Дом Кекина мне представлялся в образе загадочного замка, возвышающегося над окружением, в котором слились ассоциации и прихотливое переплетение иносказаний, метафор. Очень хотелось разгадать эту загадку, помочь зданию обрести его прежнюю славу и новую жизнь.

Это здание стало последним объектом архитектора Г.Б. Руша, умершего в августе 1905 года, автора таких уникальных объектов, как Александровский пассаж, колокольня Богоявления, здание железнодорожного вокзала, Адмиралтейская больница, Дом Шамиля и 16 домов в Казани (Руш сам перечислил эти объекты в авторском списке 1894 года, хранящемся в Центральном Государственном историческом архиве летописей в Санкт-Петербурге).

Признанием уникальности Дома Кекина стало включение его в Список объектов культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Здание в то время напоминало старого человека, сохранявшего в своем облике следы былого блеска и величия, но больного и простуженного, в потертой европейской одежде и с облезлым тюрбаном на голове. Мы были просто обязаны помочь Дому Кекина поправить здоровье.

А реставрация – это не просто лечение, это лечение с предварительной диагностикой и снятием причин недуга. Изучение истории больного позволяет выбрать правильный способ приведения организма в устойчивое состояние. Научно обоснованная реставрация требует интегрированного подхода, сотрудничества различных специалистов: археологов, историков, архитекторов, геологов, инженеров, конструкторов.

Как сформулировано в нашей пояснительной записке к проекту реставрации, «цель комплексной реставрации Дома Кекина – обеспечение его сохранности, продление срока службы здания и приспособление его к современным функциям, с возможно более полным раскрытием его историко-культурной, градостроительной, архитектурно-художественной и утилитарной ценности». Для достижения поставленной цели надо было решать проблемы в комплексе.

При реставрации памятников необходимо восстановить функции не только несущих конструкций (фундаменты, стены, своды, перекрытия), но и грунтов основания, воспринимающих нагрузки от этих элементов. При этом, как уже говорилось, принципиально важна диагностика причин дестабилизации здания. Ведь главное – устранить причину, а не бороться со следствиями. Так, например, возникло предположение, что в появлении трещин на фундаменте и стенах здания сыграли роль совместные факторы неудовлетворительной эксплуатации и геологические процессы.

Разобраться помогли наши историко-архивные изыскания. По картам Казани XVIII-XIX веков мы видим, что на этой территории начинались овраги, ведущие к Черному озеру. По этим оврагам стекала вода с верхней трети надпойменной террасы реки Волги, получившей название Арское поле. По одному из ответвлений оврага, согласно генеральному плану Петонди 1845 года, была проложена улица Галактионова (тогда – Большая Лядская).

Площадка, на которой стоит дом, затронута эрозией. Именно в том крыле Дома Кекина, что расположено по улице Галактионова, как раз и наблюдалась значительная трещина по арке. Были проведены геологические исследования, пробурены скважины глубиной 15-20 метров. И снова в помощь инженерам мы дали результаты историко-архивных изысканий, которые показали разновременность построек двухэтажной части здания по ул. Большой Лядской и основной, четырехэтажной, части на трапециевидном участке между улицами Большой Лядской и Малой Лядской.

Этот вывод был сделан нами на основании документальных материалов строительного отделения Казанского губернского правления. Сохранилось прошение Л.В.Кекина о разрешении на открытие меблированных комнат во вновь пристроенном доме № 37 к дому № 35 на Малой Лядской улице г. Казани (теперь это улица Горького) от 14 марта 1903 года. Пристрой на Большой Лядской (ныне улица Галактионова) был выполнен в 1905 году.

Позволю себе немного отступить от темы. В архивах сохранился любопытный документ – «Перечень объектов недвижимости». В нем по результатам оценочной комиссии, созданной по специальному постановлению Государственной Думы с целью «устранения неправильности в существующей оценке недвижимых имуществ в городе и происходящей вследствие этого неравномерности обложения их оценочным в пользу города сбором», здание, принадлежащее купцу Кекину, оценивается в сумме 22080 рублей.

Там также дается оценочный перечень других домов Кекина: дом Л.В. Кекина (номера «Волга»), построенный по проекту архитектора Х.Г.Пашковского (улица Горького, 3), – 37650 рублей; дом Л.В.Кекина, построенный по проекту архитектора Скаржинского (улица Горького, 15), – 2550 рублей и так далее.

В общей сложности по улицам Малой и Большой Лядской в перечень вошли шесть зданий, принадлежащих Леонтию Кекину. Неясное наименование частей здания, которые названы пристроями и флигелями, возможно, было допущено намеренно – для снижения окладных сборов. Очень интересно сравнивать механизмы рыночных отношений столетней давности с нынешними – мы недалеко ушли.

Кстати, территория участка была использована максимально – на 70%, оставлен лишь небольшой двор. Рыночные механизмы, видимо, работали и при определении арендаторов, которые сменялись пестрой и разнообразной вереницей в разные периоды. До Октябрьской революции в Доме Кекина, согласно адресным книгам 1910-1914 годов, размещались частная гимназия В.И.Ряхиной, гимназия Педагогического общества для распространения образования, подготовительное училище Н.А.Беневской, правление Казанского округа путей сообщения, библиотека С.Я.Пальчинской, типография Л.Ф.Гросса, писчебумажный и книжный магазин П.В.Шаталова, винно-бакалейная торговля А.В.Афанасьева, игольно-галантерейный магазин М.Р.Тухватуллина.

После Октябрьской революции Дом Кекина был национализирован, хотя характер использования изменился незначительно. В нижних этажах размещались советские учреждения, кооперативные и государственные магазины. Верхние этажи из жилых гостиничных превратились в просто жилые для постоянного проживания со значительным увеличением количества проживающих людей, что привело к внутренней перепланировке.

В таком виде здание сохранилось до 90-х годов XX века, а что с ним станет потом, мы знаем. Но вернемся к реставрационным работам. Под реставрацией понимаются все виды работ, применяемые на памятнике истории и культуры (в Перечне видов деятельности на памятнике истории и культуры, осуществляемых на основе лицензий, приведено 56 видов работ, в том числе инженерно-геологические изыскания, разработка инженерных укреплений и т.д.).

В международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест («Венецианской хартии») указано: «Консервация и реставрация памятников является дисциплиной, которая взаимодействует со всеми отраслями науки и техники, которые могут способствовать изучению и сохранению исторического наследия».

По результатам проведенных исследований была дана оценка значимости Дома Кекина и сделан вывод, что здание является уникальным объектом в градостроительно-функциональном, культурно-историческом и архитектурно-художественном аспектах.

Во-первых, Дом Кекина активно формирует облик исторического центра Казани. Он был одним из самых высоких домов в городе в начале XX века. Градостроительные особенности здания определены его особо выгодным положением на высокой площадке: отметка уровня земли у основания здания на 6 метров выше отметки земли у основания башни Сююмбеки. И до сих пор Дом Кекина доминирует над застройкой: его видно от улицы Миславского (на пересечении с улицей Дзержинского) – почти от Кремля.

Поэтому для сохранения градостроительной значимости здания необходимо ввести регулирование нового строительства путем ограничения высоты застройки в пределах зоны композиционного влияния.

Во-вторых, здание Дома Кекина имеет огромную историко-культурную ценность как аутентичный (подлинный) памятник истории и культуры. В облике здания ясно прочитывается уникальный архитектурный почерк Руша, которому удалось здесь синтезировать различные стили и умело использовать особенности городского ландшафта. Подлинность материала (белый камень в цоколе и архитектурных деталях, особо прочный кирпич) и мастерство исполнения также обладают историко-культурной ценностью.

В-третьих, Дом Кекина является исключительным образцом эклектичного стиля. В архитектурном облике здания по капризу заказчика архитектором произведено смешение модерна с эклектикой – игрой историческими стилями. Этот стиль можно назвать романтическим историческим модерном. Причем историзм здесь не «археологизирующий», а утопический, извлекающий мотивы, создающий «здания-метаморфозы».

Архитектором Рушем в Доме Кекина своеобразно сплетена пространственная форма, рождающая сказочный образ замка романской эпохи, дополненный деталями восточной архитектуры. Отсюда эти главки, полосатые обрамления окон, колонки, а в интерьерах – акантовые листы и ниши с мавританскими очертаниями. Близкими по духу времени и новаторству можно назвать здания архитекторов Ф.О. Шехтеля (особняк 3. Морозовой, Дом Морозовых в Москве), С. Калугина (доходный дом В. Гонецкой), Л. Кекушева (особняк А.И. Кекушевой).

Аналогом Дому Кекина также может служить доходный дом с башнями А.Е. Белогруда на площади Толстого в Санкт-Петербурге, построенный позже на 9 лет на схожей по очертаниям трапециевидной площадке.

Итак, на основе всестороннего анализа значимости здания в градостроительном, историческом, конструктивном и архитектурно-художественном аспектах определен предмет охраны памятника, то есть ценные особенности, обязательные для сохранения. В реставрационном задании, выданном Министерством культуры Республики Татарстан, к предмету охраны памятника отнесены: градостроительная значимость здания, требующая сохранения его доминирующей роли в окружающей застройке; сохранение планировочной структуры всех несущих стен, требующее сноса поздних перегородок и пристроев.

Предписано сохранение конструктивных особенностей здания – сводов подвалов, перемычек оконных и дверных проемов на фасаде, конструкции кровли. Необходимо было осуществить выявление первоначальных оконных проемов четвертого этажа, на ризалитах, а также сохранить конфигурацию стеклянных фонарей. К архитектурно-художественным особенностям, обязательным для сохранения, отнесены архитектурный декор фасада, белокаменный цоколь, лепные украшения профилей карнизов и междуэтажных тяг, декоративные элементы – металлические ограждения лестниц, фасадные решетки по кровле, металлические ворота по улице Горького; лепнина плафонов и стен на втором этаже и на лестничном марше, геометрия оконных и дверных проемов. В точном соответствии с реставрационным заданием МК РТ и был проведен тот объем реставрационных работ, результаты которого мы можем видеть сегодня.

При реставрации была полностью сохранена геометрия кровли. Белокаменный цоколь восстановлен и покрыт водоотталкивающим раствором. Заменены заполнения оконных и дверных проемов с сохранением их геометрии по архивным и иконографическим материалам. Кстати, окна на разных этажах здания имеют различную форму. Например, для окон второго этажа с арочной перемычкой характерны стрельчатые завершения с имитацией веерной кладки.

Окна третьего этажа – прямоугольные, обрамлены профилированными наличниками с сандриками. Окна четвертого этажа – арочные, с наличниками несложной формы. Особо хочется отметить работу по сохранению и реставрации фасадов. По мнению искусствоведов, основной отличительной чертой стиля модерн является его приверженность к особой колористической гамме, построенной на забеленных, блеклых, пастельных тонах – в основном серовато-серебристых, дымчатых, пепельно-болотных, голубоватых.

Светло-серый цвет фасада был подобран нами на основании зондажей штукатурных слоев, под пятью пластами краски выявивших первоначальный цвет. Детально зафиксированные элементы лепнины на фасаде восстановлены по шаблонам, литые фризы в интерьерах лестниц также в точности повторяют прежний декор. Реставрация интерьеров и приспособление Дома Кекина к современным условиям практически закончены, но ощущение недоразгаданности этого таинственного здания осталось. Может быть, это и есть признак того, что дом создан настоящим Мастером?

Второе рождение архитектурного памятника

Махут АФЛИЕВ, директор ОАО «Дом Кекина», все пять лет – на строительной площадке. Он знает много того, чего не знают даже те, кто работал на стройплощадке, и уж тем более наши читатели.

В 1905 году только что построенный Дом Кекина по техническому оснащению и примененным материалам и технологиям являлся, можно сказать, передовым для своего времени. Сегодня зданию возвращены не только его первоначальный облик и исторические функции, но и репутация одного из самых хорошо оснащенных и оборудованных зданий Казани.

Вот уже почти пять лет ОАО «Дом Кекина» ведет работы по восстановлению этого объекта. Понятно, что такой большой объем работы можно было осилить только «всем миром» – в результате совместных усилий и тесного сотрудничества генпроектировщика ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром», авторов проекта реставрации – ООО «ZABIR», генподрядчика – строительной компании «ТАИФ-СТ», основного субподрядчика – турецкой фирмы «Одак» и множества казанских фирм-субподрядчиков, поставлявших строительные и отделочные материалы и производивших работы.

Отдельно хочу отметить громадные заслуги главного архитектора и главного инженера проекта реконструкции Равиля Шамсутдинова, опытного и компетентного специалиста. Не секрет, что перед началом работ Дом Кекина находился в аварийном состоянии. Из-за халатного отношения и отсутствия своевременного ремонта здание едва не пришло в негодность.

С 1998 года оно не использовалось и не отапливалось. Подвал регулярно заливался техногенными, дождевыми и талыми водами. Это неблаготворно сказалось на состоянии фундамента и стен, приведя к их деформации и образованию трещин. О состоянии дома в то время говорит, например, факт самостоятельных обрушений нескольких чердачных перекрытий перед началом работ по реконструкции. Поэтому первое, с чего нужно было начинать, – осушение подвала и усиление фундамента.

Полуразрушенные кирпичные и бутовые фундаменты были усилены с помощью нестандартных технологий – по всему периметру несущих стен пробурили скважины, опустили в них арматурные каркасы, закачали под давлением цементный раствор. Теперь монолитные ростверки, опирающиеся на надежные буроинъекционные сваи, гарантируют, что дом простоит очень и очень долго. Могу сказать, что весьма трудоемкой и кропотливой работой было укрепление и «лечение» стен. И по стенам, и по фундаментам шли сквозные трещины шириной от миллиметра до 8 сантиметров – их общая длина составляла около 500 метров.

Строители вбили в стены металлические скобы, а трещины ликвидировали при помощи инъекций цементно-песчаного раствора. Старые перекрытия – сводчатые металлокирпичные над подвалом и первым этажом, деревянные над вторым, третьим и четвертым этажами – заменили монолитными железобетонными перекрытиями.

Вместо полуразрушенных лестниц появились новые железобетонные, облицованные гранитными плитами. В дворовой части здания изначально был подземный этаж, выполненный из кирпичных стен и столбов и металлокирпичных сводчатых перекрытий, который со временем разрушился. Полуобвалившиеся конструкции были разобраны, подвал восстановлен из монолитного железобетона. Подвал теперь надежно защищен от техногенных вод с помощью гидроизоляционного материала ГидроХит, который обладает высоким проникающим эффектом.

В ходе реконструкции был полностью отреставрирован фасад с сохранением первоначального облика архитектурного памятника. Внутри дома тоже была проведена огромная восстановительная работа. Естественно, что с учетом современного функционального использования здания допускалось применение современных отделочных материалов. При ремонте и отделке фасада и помещений применялись самые прочные, качественные и долговечные материалы. А по-другому и нельзя – ведь сегодняшнюю нашу работу будут оценивать потомки, перед ними в грязь лицом никак нельзя ударить.

Но все по порядку. С фасада была полностью отбита старая штукатурка, после чего нанесены грунтовка Глимс Грунт и фасадная шпатлевка повышенной прочности. Затем нанесена новая штукатурка и восстановлены гипсовые декоративные элементы. Мне кажется, очень верно были выбраны материалы для окраски фасадов – минерально-матовая гидрофобная краска Amphisilan немецкой фирмы Caparol на основе силиконовой смолы. Эта экологичная, атмосфероустойчивая, водоотталкивающая краска препятствует действию вредных веществ, затрудняет поражение грибками, дольше сохраняет фасады чистыми. Все эти свойства предопределяют применение материалов Amphisilan на объектах, взятых под охрану как памятники архитектуры и истории.

Строители четко выполнили рекомендации специалистов по реставрации, выбравших нужные колеровки из трех коллекций (свыше 2500 оттенков). Остановились на трех оттенках: для архитектурных деталей выбрали цвет натурального белого камня, основная поверхность первого этажа теперь светло-серого цвета, другие этажи окрашены чуть более светлым оттенком.

Старые, пришедшие в негодность входные двери заменены на деревянные, выполненные по современной технологии изкраснодарского дуба. Оконные рамы и балконные двери по всем трем наружным фасадам сделаны по немецкой технологии. Преимущество ее в том, что в рамах используется трехслойный клееный хвойный брус 78-й серии, сертифицированный для наших климатических условий. Готовые рамы проходят три стадии обработки: нанесение антисептика, грунтовку и окрашивание.

Оттенок краски был подобран специальный (красновато-розовый ROT-431), согласно проекту реставрации. Рамы окон по дворовым фасадам также выполнены из трехслойного соснового бруса, окрашенного атмосферостойкой, устойчивой к ультрафиолетовому излучению системой покрытия «ZOWOSAN».

В окнах установлены двухкамерные стеклопакеты с двумя рядами каучуковых уплотнителей «Deventer». Переплеты всех окон в здании соответствуют первоначальному рисунку. Что удивительно, старые подоконники в доме были выполнены из плит цельного мрамора размерами 200x110 см. В ходе реставрации подоконники были восстановлены из плит белого «коелгинского» мрамора.

Поскольку стены дома массивные, а откосы окон по «старинной моде» раскрыты внутрь, на облицовку подоконников ушло свыше 300 квадратных метров мрамора. Для наливных полов использовался материал Глимс SL – финишный самонивелирующийся наливной пол для особо тонких покрытий.

В общей сложности было выполнено порядка 4000 квадратных метров и вестибюлях выложили турецкой керамогранитной плиткой. Лестницы облицованы плитами из натурального гранита марки «Роса Бета» приятного глазу серого цвета с розоватым оттенком. Хочу отметить, что отделка внутренних стен производилась не менее тщательно – впрочем, как и все остальные работы. Для выравнивания стен была использована гипсовая шпатлевка, а поверх применена специальная водная грунтовка по гипсу – ALBIN, содержащая три вида частиц, благодаря которым происходит укрепление гипсовой поверхности.

В офисных помещениях применялась глубоко матовая краска на акриловых сополимерах – DYOSAN. В коридорах и на лестничных клетках было выбрано текстурное декоративное покрытие DYO ROLLTEX, которое очень удачно сочетает в себе дизайнерские возможности, простоту нанесения и практичность.

Что касается крыши, то она была полностью разобрана и восстановлена. Взамен частично сгнивших стропильных конструкций возведены новые стропила – из соснового бруса, покрытого антисептиком и антипиретиком. Кровля здания пострадала от времени, коррозии и ломиков усердных дворников советской поры, чересчур старательно срубавших наледь (впрочем, попадались и довольно хорошо сохранившиеся фрагменты с фирменными штампами завода-изготовителя, а также металлические балки с дореволюционным клеймом и кованые гвозди ручной работы).

Проржавевшее кровельное железо полностью заменили новым, финским – оцинкованным, загрунтованным и в заводских условиях окрашенным с двух сторон стойким долговечным покрытием. Цвет кровли воссоздан исторический – красно-коричневый. Работы на крыше здания длились почти год: в общей сложности строители перекрыли более 2000 квадратных метров кровли. Заменили покрытие и семи куполов в форме луковиц диаметром 2,5 метра, и шатра, и башни высотой 8,5 метра, четырехметровый шпиль которой венчает кованый флюгер.

Кроме того, на крыше оборудована система стаивания снега и льда так называемая «теплая кровля». Электрические нагревательные кабели, проложенные по всему периметру крыши и спускающиеся в водостоки, обеспечат надежную защиту от намерзания сосулек.

Поскольку здание превратится в торгово-офисный центр, в нем будут размещены магазины, предприятия общественного питания, офисы различных коммерческих фирм. В подвальном этаже запроектировано кафе на 75 посадочных мест с банкетным залом, которое в дневное время может работать в режиме самообслуживания. Вход в кафе предусмотрен как с улицы Горького, так и через служебную лестницу, так что сотрудники офисов, расположенных на верхних этажах здания, смогут в обеденный перерыв быстро получить свой бизнес-ланч, а любой житель или гость Казани, прогуливающийся по центру города, заглянуть «на огонек» и отведать изысканные блюда в уютной обстановке.

На первом этаже будут расположены пивной ресторан и пиццерия, а также филиал банка на две кассовые кабины. На втором, третьем и четвертом этажах разместятся офисные помещения общей вместимостью 350-400 человек. А если прибавить сюда обслуживающий персонал и ежедневных посетителей ресторана, кафе, отделения банка и т.д., то количество людей, которые будут ежедневно переступать порог делового центра, резко возрастает.

Поэтому еще на стадии проекта было предусмотрено, что возникнет острая необходимость в автостоянке для автомобилей клиентов, сотрудников, служебного автотранспорта. На участке, прилегающем к территории Дома Кекина, осуществлено новое строительство – возведено двухэтажное, с мансардой и подвалом, здание автостоянки.

На первом и подземном этажах разместятся собственно автостоянка вместимостью 77 автомобилей, а также трансформаторная подстанция, на втором и мансардном этажах – офисные помещения. Причем было найдено оригинальное решение сохранения исторического контекста вокруг дома – надземная часть автостоянки как бы «вписана» в здание по Галактионова, 7.

Стоявший на этом месте непригодный к эксплуатации жилой дом снесен вместе с ветхими дворовыми строениями. Въезд в подземный уровень автостоянки предусмотрен с улицы Горького по закрытому пандусу, на первый этаж – с улицы Галактионова, через дворовую часть Дома Кекина. Оба въезда оснащены стальными секционными воротами фирмы HORMANN (Германия) с теплоизоляцией из пенополиуретана и предохранительной опто-системой.

В здании автостоянки установлены окна из алюминиевых профилей системы «Татпроф» с однокамерными стеклопакетами из огнестойкого стекла. Территория вокруг здания благоустроена, тротуары по улицам Горького и Галактионова и дворовая часть вымощены брусчаткой. После того, как установят цветочницы, скамейки и малые архитектурные формы, двор станет тихой и уютной зоной отдыха для сотрудников фирм, офисы которых будут расположены на верхних этажах Дома Кекина.

Кстати, все эти просторные, светлые офисные помещения будут суперсовременными не только в смысле элегантных интерьеров. Дом оснащен самыми современными инженерными технологиями: системы очистки и кондиционирования воздуха, уникальная автономная система пожаротушения, оптико-волоконная связь.

Двухтрубные циркуляционные водяные тепловые сети подают тепло одновременно на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение. В здании оборудован индивидуальный тепловой пункт, оснащенный приборами по учету расхода тепла, авторегулированию и контролю параметров теплоносителей. В тепловом пункте установлен пластинчатый водо-водяной подогреватель фирмы «Альфа-Ловаль». В качестве отопительных приборов приняты стальные панельные радиаторы «Kermi» с кранами для выпуска воздуха и терморегуляторами фирмы «Danfoss».

Система кондиционирования фирмы Carrier базируется на использовании центрального кондиционера, фанкойлов и чиллера с воздушным охлаждением конденсатора. В состав кондиционеров входят фильтры для очистки приточного воздуха. Фанкойлы, установленные в каждом кондиционируемом помещении, работают на полной рециркуляции. Источником холода служит чиллер, установленный на крыше автостоянки (стоянка соединяется со зданием в подземном уровне). Циркуляцию воды в системе обеспечивает насосная станция, расположенная в подвале.

В здании создана единая инфотелекоммуникационная среда, включающая телефонную связь, доступ в Интернет, кабельное телевидение, систему видеоконференцсвязи, охранное наблюдение, управление доступом, охранно-пожарную сигнализацию и оповещение при пожаре. Компания «ИнтелСет» осуществила строительство системы телекоммуникаций, которая подразделяется на подсистемы телефонии, локальной вычислительной сети и сети передачи данных, а также структурированную кабельную систему.

Индивидуальным и корпоративным клиентам будут предоставлены телефонная номерная емкость, базовые и дополнительные услуги местной, междугородной и международной телефонной связи, «интеллектуальной» телефонии; передачи данных, IP-телефонии, коммутируемый и постоянный доступ в Интернет.

Монтаж телевизионной сети выполнен с использованием ТВ-кабеля «Belden», оптического узла «Scientific Atlanta», субмагистральных усилителей «Vector». Доставку сигнала до коммутационного узла осуществляет телерадиокомпания «ТВТ». В здании смонтирован новейший комплекс для проведения конференций и совещаний, ядром которого служит дискуссионная система фирмы Bosh CCS-800, а также задействованы видеопроектор Sanyo, радиомикрофоны, активный микшер, коммутационное оборудование Kramer.

Теперь Дом Кекина наряду с сохранением своей исторической ценности приобрел значение «интеллектуального здания».

Журнал "Дизайн и новая архитектура" ("ДИНА")

  Издательский дом Маковского