Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
30.04.2017

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
+8° / +20°
Ночь / День
.
<< < Апрель 2017 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1961 – В Казани в сопровождении трех офицеров КГБ появился Василий Сталин. 

    Подробнее...

Музей Каюма Насыри

В Казани есть музей Каюма Насыри, известного учёного-просветителя, историка-этнографа, языковеда, писателя, который заложил основы современного татарского литературного языка.

Музей занимает восстановленный двухэтажный дом, расположенный на историко-заповедной территории Старотатарской слободы. В прошлом дом принадлежал родственнику К. Насыри – Мухаммедбедигу Хусаинову и являлся последним пристанищем мыслителя; в нём он прожил с 1887 по 1902 год. Площадь территории музея – 0,47 га, общая площадь дома – 220 кв. метров.

Частично сохранена старая планировка двора: расположение ворот, калитки, беседки, входных дверей, пешеходной дорожки. На прилегающей к дому территории восстановлен небольшой садик. Территория двора и сад – органичная часть музейной экспозиции.

Автор научной концепции и идеи архитектурно-художественного решения музейного комплекса – его директор Р.С. Хуснутдинова, художественное оформление выполнено мастерской главного художника НМ РТ, заслуженного работника культуры РТ Ф.А. Зиязова.

Экспозиция располагается на двух этажах дома. Каюм Насыри снимал на первом этаже две комнаты с отдельным входом. Одна из них ныне восстановлена как мемориальная. Воссоздать её удалось по описанию современников учёного, документальным материалам. Обращает на себя внимание добротный стол, на нём письменные принадлежности, чертёжные инструменты, керосиновая лампа и подсвечник, шкатулка с кубызом и кураем – на таких музыкальных инструментах умел играть К. Насыри; книга на арабском языке, переписанная его рукой, и книга «Тридцать проповедей», начатая когда-то его отцом, муллой Габденнасыром, затем продолженная и изданная его детьми.

Около печи – школьная доска, столик с наглядными пособиями, напоминающие о том, что К. Насыри давал детям частные уроки. На полках и в шкафу размещены книги, на стенах висят высушенные травы, что свидетельствует о его увлечении народной медициной; здесь же скрипка, мандолина.

Литературная, просветительская работа учёного сочеталась с прикладными занятиями: слесарным, столярным, переплётным и т.д. Представленные в экспозиции инструменты для работы по металлу, дереву и различные приборы для опытов подтверждают воспоминания очевидцев об увлечениях обитателя комнаты.

Гостями этой комнаты бывали учёные и просто обитатели слободы; дети, получающие уроки у К. Насыри, и шакирды; жители Казани и гости издалека, сюда их привлекали передовые взгляды, яркая личность хозяина, его широкая эрудиция, общие дела. Служебные документы, пригласительные билеты, личная переписка знакомят посетителей с кругом общения учёного.

Экспозиция, расположенная на втором этаже, показывает широкий диапазон философских и научных интересов Каюма Насыри. Открывается она портретами знаменитых просветителей средневековья: Кул Гали, Кул Шарифа, наследником традиций которых был учёный. Здесь также представлены произведения духовной, светской литературы, фотографии старой Казани.

Фрагмент интерьера школы К. Насыри, представленный в экспозиции, реконструирован по его собственному описанию. Основание первой светской школы для детей мусульман, состоящей на государственном обеспечении, осуществленное К. Насыри в Казани, – кульминационный момент в его практической педагогике.

Каюм Насыри по праву считался великим татарским учёным-энциклопедистом, об этом свидетельствуют экспонируемые в зале труды учёного, некоторые с его личной печатью, представляющие ценность как мемориальные экспонаты: «Цветы и травы» (1898), «Книга о воспитании» (1898), учебник по географии (1899). Прижизненные издания: учебник по арифметике (1873),'«Календарь за 1893 год» и др. – всего им оставлено более сорока изданных трудов.

Экспозиция знакомит посетителя с самым разнообразным документальным и богатым вещевым материалом родственников К. Насыри: купца Габдельмана Казанского и племянницы Гульхабиры Насыри.

Завершается рассказ о просветителе экспонатами, показывающими развитие начинаний К. Насыри, его влияние на формирование татарской общественной мысли.

В образном решении экспозиции второго этажа прослеживается связь с булгарской культурой, татарской деревянной архитектурой. Известные художники Ф. Халиков, Н. Хазиахметов специально для музея написали несколько живописных работ, которые удачно вписались в современную экспозицию.

Музей проводит экскурсии о жизни и творчестве просветителя, организует выездные лекции, культурно-массовые мероприятия. Более подробно об учёном, педагоге, писателе можно узнать из буклета «Музей Каюма Насыри».

Источник информации - книга "Все музеи Казани. Справочник-путеводитель".

Издание Национального музея РТ. Казань, 2004

Фото Владимира Полозова

МУЗЕЙ КАЮМА НАСЫРИ - филиал Национального музея РТ с 1996 г.

420021, Казань, ул. Парижской Коммуны, 35.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов