Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Городская конно-железная, она же «конка»...

Министерство путей сообщения России 1 января 1870 года одобрило проект конно-железной дороги в г.Казани. Через пять лет, в 2 часа дня 2 октября 1875 года, была открыта казанская конка.

К концу 19 века действовало 5 линий конно-железной дороги общей протяженностью 18,3 км. Средняя скорость движения не превышала 7,5км/час. «Конка» прекратила свое существование 13 декабря 1900 года. Мы попросили рассказать о «конке» известного казанского краеведа, постоянного автора нашей газеты Бориса ЕРУНОВА.

Ходить пешком удобно и приятно лишь на короткие расстояния. В остальных случаях удобнее пользоваться «средствами передвижения»... Хорошо, коль есть собственный «выезд»; чуточку хуже, если его нет, но есть деньги на «лихача». Куда хуже, если денег маловато, а идти пешком далековато... Тогда единственно надежное средство – «общественный транспорт»...

Самым распространенным и демократичным видом общественного транспорта 70-х годов 19 века стала «конка»... Для непосвященных – это вагончики, неспешно перемещаемые по рельсам лошадками... В Казани «начало» «конки» восходит к 1862 году, когда г. Шипов внес соответствующий запрос в городскую думу. «Дело» было «отмечено», реализация его отложилась.

Самым настойчивым пропагандистом «конки» стал у нас отставной инженер – штабс-капитан г.Панаев. Он разработал полномасштабный проект нового вида транспорта (1867 г.). В него вошли планы сетей новой дороги, места «депо» и проч., и проч. Проект был утвержден даже в Министерстве путей сообщения России (1872 г.). И тут г.Панаев передает свой «контракт с городом о конно-железной дороге и все обязательства по нему» капитану 1-го ранга князю Э. Ухтомскому, А. Этолину и Г. Тальквисту [1]. Эта «тройка» сумела довести дело строительства дороги до «победного конца», причем решающая роль здесь принадлежит «петербургскому купцу» г.Тальквисту. «...Постройка «конки» идет весьма успешно... Начавшись лишь в июне, она в настоящее время доведена по дамбе до города... Путь ее от дамбы пролегает по Владимирской ул., по Петропавловской... до Большой Проломной...» [2].

«...Движение по конно-железной дороге производится уже несколько дней от Устья до города, все идет не по расписанию и не за деньги... Вагоны «конки» красивы и удобны...Только в них нет места для ручного багажа...» [3]. И вот наконец он – День Открытия: «...Погода была ненастной... Но пришло много публики... Вся дамба украшена национальными флагами и бумажными фонарями... В специально устроенной палатке... две иконы из Благовещенского собора и Казанского монастыря... За час до молебна прибыло специально украшенных 12 вагонов, обслуга в парадной форме... Обедня по случаю открытия была отслужена на Памятнике... Архиепископ Антоний окропил святой водой рельсы и вагоны... В 2 часа дня, по свистку... поезд тронулся в город...

Через 10-12 сажен у первого вагона что-то попортилось в сбруе... Через 15 минут вагоны снова двинулись в путь, проследовали до Корюкинских номеров на Владимирской улице...» [4]. Сразу же выяснилось, что рельсы во многих местах проложены «поспешно», «идут поверх труб газопровода и водопровода... Подъем полотна поэтому высокий, переезды затруднены, а на Проломной ул. даже запружен сток воды с нагорных улиц...» [5]. Но все дефекты устранялись «в рабочем порядке»... Так что уже год спустя возникло «прямое правильное движение вагонов... из города до пристани на Устье... В настоящее время по Б. Проломной улице ходят уже 5 вагонов...»

«...Такса конки – от толчка до адмиралтейской станции – 5 копеек, от адмиралтейской станции до вокзала р.Волги – 5 коп. Наружные места 5 + 3 коп... Движение от адмиралтейской станции в город с 7 часов утра, конец в 8 вечера, из города – в 9.30 вечера... Более 40 человек (20 внизу и 20 вверху) в вагоне не допускаются...» [7]. И подписано – Товарищество Волжско-Казанских конно-железных дорог и товарных складов Сивков, Торопченников, Г.Тальквист и Ко... Скорость движения? Ах, господа, судите сами-с: «В полчаса, которые должен ждать пассажир отхода вагона, он два раза уже успеет пройти пешком все это пространство, поэтому часто приходилось встречать пустые, путешествующие друг за другом вагоны...» [8]. Это, конечно, куда как скверно... Но ведь и г.Тальквист «думает» о совершенствовании своего Дела – «...Английские рельсы привезены уже в Казань, колеса же доставлены пока только в Нижний Новгород, сами же платформы будут устроены в Казани...» [9].

Качество выделки новых вагонов было столь высоко, что их выставляли в качестве экспонатов на местных выставках и одаривали всяческими наградами. И Дело «конки» ведь стоит того: «...С 2.10.1875 по 1.10.1876 конно-железной дорогой перевезено 1164809 пассажиров, выручка составила 59367 руб. 69 копеек... С 1.10.1876 по 1.10.1877..1361917 пассажиров...63657 руб. 16 коп...» [10]. Только вот обыватель казанский недоволен и недоволен – «...Как было бы хорошо, если бы... на «конке»... тощие лошади, на которых без сострадания нельзя смотреть, были бы заменены... машиною...» [11]. Хорошо-то оно хорошо, только ждать его пришлось двадцать с лишком лет.

Борис ЕРУНОВ