Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Встретимся на «Джазовом перекрестке»

В апреле 2004 года в Казани проходил фестиваль «Джазовый перекресток», который ведет отсчет своей истории с 1984 года.

К юбилейной дате был сделан иллюстрированный каталог с многочисленными фотографиями, запечатлевшими практически всех участников этого музыкального праздника.

Фестиваль появился на хорошо «унавоженной» почве. Его главные заводилы – Игорь Зисер, знаток джаза, и Игорь Тюрлик, в то время работник отдела культуры Казанского горисполкома, пианист и организатор джазового ансамбля «Формация», собирали казанских любителей музыки в «Джаз-Блюз-Рок-Клубе», где показывали фильмы об американском джазе, куда приезжали с просветительскими беседами москвич Георгий Бахчиев и ленинградец Роман Копп.

После открытия МЦ клуб перебрался туда, под покровительство Татарского обкома комсомола и защиту жены Зисера – Татьяны. Тогда и возникла идея провести в 1984 году (30 ноября – 2 декабря) фестиваль эстрадной и джазовой музыки. Под это дело горисполком дал даже небольшие средства.

Заместитель его председателя Ирина Донская сочла тогда своим долгом патронировать фестиваль лично. Мы уходили с ней из МЦ вместе, а концерты заканчивались иногда в первом часу ночи.

Конечно, организаторам сразу хотелось, чтобы фестиваль стал популярным. Вспоминали традиции времен работы в Казани оркестра Олега Лундстрема, обращали взор на современных джазовых музыкантов, а их тогда было немало (оркестры Виктора Деринга, Анатолия Васильева и Анатолия Коваля, джаз-оркестр «Фантазия» под управлением Эрика Фасхутдинова, трио Юрана Шамсутдинова, джаз-рок-группа ДК имени Воровского под управлением Сергея Кожевникова, пианист Валентин Бакланов и другие исполнители), восхищались удивительным казанским зрителем…

Но ко всему этому, к энтузиазму организаторов надо было добавить еще огромную информационную поддержку, которую оказала фестивалю «Вечерняя Казань». Денег тогда за это не брали – редакции было достаточно скромного упоминания на афише, а авторам – причастности к празднику, в который на несколько дней погружался весь город.

Газета была щедрой на публикации, чему во многом способствовало то, что редактор – Андрей Гаврилов любил джаз, а журналисты отдела культуры, которым я тогда руководила, и Евгений Макаров, заведующий отделом спорта – известный меломан и мастер коротких рецензий, не считаясь со временем, по нескольку дней, а порой и ночей не вылезали из МЦ.

С 1987 года фестиваль уже назывался «Джазовым перекрестком», имел собственную оригинальную афишу, которую по заказу «Вечерки» исполнил художник Александр Простов-Покровский.

Помню, всей редакцией искали название фестиваля, призвали к этому всех читателей «Вечерки». Они и подсказали, обратив наше внимание на постоянную рубрику газеты – «Музыкальный перекресток».

На юбилейном фестивале Владимир Фейертаг в разговоре со мной вспомнил, какую роль сыграло в ускорении сроков получения им высокого звания оценка его выступления в Казани на страницах «Вечерки».

Между тем, Зисер нисколько не преувеличивал: успех концертов второго фестиваля (1985), действительно на 50 процентов зависел тогда от ведущего. (Впрочем, и сегодня тоже).

В разные годы, кроме Фейертага, в этой роли выступали Георгий Бахчиев, Алексей Баташев, Аркадий Петров и казанец Георгий Кантор.

Назвать всех музыкантов, советских и зарубежных, выступавших в разные годы в Казани, невозможно из-за отсутствия места, а выделить кого-то не хочется. Таких тоже наберется немало. Да и вряд ли есть в этом необходимость – все почитатели джаза имели возможность приобрести юбилейный буклет, а там все названы поименно.

Сколько было интересных открытий, как «росли» казанские музыканты под влиянием именитых гостей, как умнели зрители после каждого концерта!.. Во многом под воздействием фестиваля в Казанском музыкальном училище открыли эстрадное отделение, на которое был конкурс!

Шесть фестивалей, проведенных в Казани, создали ей репутацию «джазового» города России. На «Джазовом перекрестке» стали появляться настоящие звезды, и не только из Москвы и Ленинграда, но и из Европы, Америки, Австралии.

Потом был перерыв. Взбудораженной стране было не до музыкальных фестивалей. С 2001 года «Джазовый перекресток» снова стал регулярным, за что мы должны сказать большое спасибо не только Игорю Зисеру со товарищи, но и администрации Казани, которая взяла на себя заботу о фестивале, а также страховой компании «Наско» Татарстан, щедрой на призы (ее генеральный директор Р.Гатауллин тоже любит джаз).

Джаз в Казани, увы, прибыли не приносит, даже если на сцене исполнители мирового уровня. И как хорошо, что есть еще в городе люди, которые не все меряют деньгами и рейтингом популярности у среднестатистической публики. Фестиваль не только сохранился, но и успешно развивается. В нынешнем году ему впервые предшествовал музыкальный конкурс детских и молодежных коллективов «Джазовая капель», и его лауреаты выступали на «большом» фестивале.

На апрельских концертах 2004 года в том же Молодежном центре, который теперь называется «Ак барс», мы все были на 20 лет моложе…

«Казанские истории», №9-10, 2004 год