Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Август 2020 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
  • 2005 – Казанский Совет народных депутатов принял решение восстановить звание почетного гражданина Казани

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

История российского парламентаризма-5. Долгий путь к реальной власти

Если вы знаете историю России, то имеете представление об основных этапах развития представительной власти в нашем крае, поскольку и Казанская губерния, и Татарская АССР, и Республика Татарстан всегда были частью большой страны – Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации.

Губернское земское собрание, Губернский Совет, ТатЦИК, Верховный Совет ТАССР, Государственный Совет РТ

 Напоминая основные этапы этой истории, обращаем ваше внимание на то, как по-разному складывались взаимоотношения края с центральной властью. Публикация подготовлена для специального номера "Казанских историй", посвященного истории законодательной власти в нашем крае. 

Гласных выбирали сословия

В апреле 1785 г., с принятием Грамоты на права и выгоды городам Российской империи «градское общество» получило права юридического лица, могло заводить свою собственность, иметь доходы с имущества, взимать с населения специальные сборы. Высшим органом власти было городское собрание.  Оно  избирало из своей среды голову сроком  на 3 года,  а также по сословному принципу общую Думу, состоящую, кроме головы, из гласных от 6-и групп населения:  гильдий, цехов, посадских, именитых граждан...

Исполнительным органом местного самоуправления в 1785-1870 гг. была Шестигласная дума (6 гласных и голова). Первым головой Казани был Е.П.Янишевский, профессор университета, который пробыл на этой должности 12 лет. Выбранные лица перед вступлением в должность приносили присягу  – так называемые клятвенные обещания. В Национальном архиве РТ  есть «обещания» с 1915 г.

Имеешь право – если есть имущество

Казанская губерния вошла в число 34-х губерний Российской империи, где в соответствии с Положением, принятом 1 января 1864 г. была проведена  земская реформа. Высшей формой представительной власти стали: губернское земское собрание и городское земское собрание, которые избирали соответствующие думы.

При царе Александре II, с принятием 16 июня 1870 г. Городового положения,  местное самоуправление стало бессословным. Избиратели делились на три курии в соответствии с размером платежей в пользу города: уездных землевладельцев, владельцев городской недвижимости и представителей сельских обществ. Каждая выбирала равное число гласных. Срок полномочий губернской и Казанской дум был определен не в 3, как раньше, а в 4 года.

Дума имела достаточно устойчивый костяк опытных гласных (их вполне можно назвать депутатами), избиравшихся в течение многих лет. Они работали абсолютно безвозмездно. Мало того, многие были членами попечительских советов учреждений культуры, образования и здравоохранения.

Земская реформа разбудила общественную активность людей. Многие расценили ее как переход к представительному  образу  правления, поэтому  со стороны правительства вскоре стало заметно стремление  удержать деятельность земств от политики. Одновременно с городским земским собранием и думой в Казани существовало Дворянское собрание, которое оказывало серьезное влияние на принимаемые от имени государства решения.  

Призванные революцией

Осенью 1917 г. в Казанской губернии выбирали депутатов Учредительного собрания и делегатов на первый съезд Советов. Как известно, до  Октябрьской революции прошло два таких съезда. Еще в марте по примеру Петрограда в Казани состоялось собрание Советов рабочих и солдатских депутатов. Позднее возникли губернский и городской Советы, которые объединили разрозненные советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Они действовали до упразднения губернских органов власти (см. очерк О.Малышевой, стр.8-9).

Как отмечается в учебнике для основной школы «История Татарстана», летом и осенью происходило медленное, но неуклонное нарастание влияния большевиков. На новых выборах в Думу, завоевав 22 мандата, они опередили своих главных соперников – левых эсеров. А 11 мест досталось представителям Мусульманского социалистического комитета, которые были единомышленниками большевиков.

После прихода большевиков к власти, в ноябре 1917 г., был сформирован новый состав Казанского Совета. Его председателем стал Я.Шейнкман. Совет в тот момент сосредоточил в своих руках всю полноту государственной власти в губернии. К марту 1918 г. во всех уездах и волостях власть перешла к Советам. Однако этот период продолжался недолго – ожесточенная политическая борьба как с внешними оппонентами, так и внутри правящей партии привела к постепенному вытеснению советов из активной политической жизни. Власть все больше переходила к партийным органам.

Во многом этому способствовала гражданская война. Для нашего края новая жизнь началась в 1920 г. Декретом Совета Народных Комиссаров России от 27 мая была образована автономная Татарская  Советская Социалистическая республика (ТССР). В  сентябре собрался учредительный съезд Советов, который избрал Центральный Исполнительный Комитет в составе 56 человек. В перерывах между съездами он исполнял функции высшего органа государственной власти.

На первом пленарном заседании ТатЦИКа был избран Президиум из 7 человек во главе с Б.Мансуровым. Первое правительство автономной республики – Совет Народных Комиссаров возглавил С.Саид-Галиев. Руководители ЦИК и СНК по традициям того времени были избраны членами бюро Татарского обкома партии. Съезд Советов стал главным представительным органом власти республики: он принимал законы и осуществлял общее руководство.  

Особое значение имели съезды, на которых принимались  Конституции: в 1926 и 1937 гг. Интересно, что  в то время Основной закон  автономной республики должен был утверждаться высшим органом власти РСФСР.  Всероссийские съезд Советов и ЦИК имели полномочия отменять решения органов власти ТАССР.

В период между сессиями ТатЦИКа высшим законодательным, распорядительным и контрольным органом власти являлся его Президиум. Он мог приостанавливать или отменять постановления Совнаркома и отдельных наркоматов,  назначал и освобождал народных комиссаров. Важнейшие постановления Президиума выносились на   сессию ЦИК.

От рабочих, крестьян и коммунистов

Вслед за Конституцией СССР, принятой в 1936 г., в Основном законе Татарской ТАССР был предусмотрен новый орган народного представительства – Верховный Совет. Он избирался   путем тайного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права сроком на 4 года по норме: один депутат на 20 тысяч населения. ВС был наделен широкими полномочиями, однако Конституцию ТАССР по-прежнему утверждал Верховный Совет РСФСР.

25 июня 1938 г. состоялись выборы в Верховный Совет ТАССР. Было избрано 143 депутата, среди них – 93 рабочих и колхозника, 25 женщин, 77 татар, 48 русских, 7 чувашей, 100 коммунистов, 16 комсомольцев, 27 беспартийных. Первая сессия  ВС проходила с 26 по 29 июля. Она избрала Президиум в составе председателя, двух его заместителей, секретаря и 14-ти членов, сформировала 3 постоянные комиссии, образовала  Совет Народных Комиссаров. В конце декабря 1939 г. был сформирован депутатский корпус местных советов республики – 26,7 тысячи депутатов.

Конституция ТАССР, принятая в  1978 г., в соответствии с  основными законами СССР и РСФСР несколько расширила полномочия автономных республик, что отразилось и на компетенции ВС. Он получил, наконец, право окончательного принятия Основного закона ТАССР. Все советы составляли единую систему представительных органов власти республики.

Впервые – парламент

Новый этап истории представительной власти начался в 1990 г.  От Татарской АССР в Верховный Совет  РСФСР было избрано 25 человек. Как всегда, в состав Президиума ВС РСФСР на правах заместителя руководителя вошел Председатель Президиума ВС ТАССР. Членами Совета Национальностей ВС СССР стали 11 депутатов от Татарии.

Все выборы, в том числе в Верховный Совет ТАССР 12-го созыва и местные советы, проходили по обновленному  избирательному законодательству в обстановке большой политической активности. В предвыборной борьбе за место в Верховном Совете ТАССР участвовало около 800 претендентов на 250 депутатских мест.

С преобразованием ТАССР в Татарскую ССР, а затем – в Республику Татарстан ВС приобрел полномочия, присущие профессиональному парламенту. В этом созыве ВС, кроме руководителей ВС, на постоянной основе законодательной деятельностью занимались председатели постоянных комиссий и несколько депутатов. Это было впервые в истории представительной власти республики.

Впервые появились депутатские группы и фракции: «Народовластие», «Суверенитет», «Татарстан», «Согласие» и другие. Острая политическая  борьба между ними во многом определили сущность законодательных актов, принятых в 1990-1995 гг., прежде всего Декларации о государственном суверенитете (30.08.1990), новой Конституции республики (06.11.1992).

Важным шагом в укреплении государственности РТ  стало учреждение в 1991 г. республиканским законом института президентства. М.Ш.Шаймиев впервые был избран Президентом РТ 12 июня 1991 г.  В марте 1992 г. на референдуме народ поддержал стремление к повышению государственного статуса республики. Депутаты принимали активное участие в переговорах с федеральным центром, которые завершились 15 февраля подписанием Договора между   Российской Федерацией и Республикой Татарстан.

30 ноября 1994 г. ВС внес в Конституцию РТ ряд существенных изменений, связанных с реформированием органов представительной власти. Право выдвижения народных депутатов теперь было уже не у трудовых коллективов, а у избирательных собраний и самих кандидатов. Упразднялась соподчиненность советов. На уровне поселений вместо государственных представительных органов появились органы местного самоуправления. Закон о выборах 1994 года установил новое наименование и новый статус высшего представительного органа республики.

Совет стал называться Государственным. Он состоял из 130 народных депутатов, которые в 1995 и 1999 гг. избирались  по административно-территориальным и территориальным округам сроком на 5 лет. В обоих созывах работал постоянно действующий парламент, в который входило около 40 депутатов.

В декабре 2000 г. он собрался на свою последнюю сессию. В ходе приведения республиканских законов в соответствие  с федеральными одно из судебных решений заставило народных депутатов отказаться от малого парламента. Госсовет с тех пор  работал только в режиме пленарных сессий.  

Последняя версия

В новой редакции Конституции РТ, принятой в 2002 г., статус Государственного Совета претерпел существенные изменения. Сузился круг его полномочий, в том числе контрольных. Судебным решением были отменены административно-территориальные округа, а потому в парламенте нового созыва уже не будет глав местных администраций.

После длительного обсуждения различных вариантов депутаты отказались от идеи двухпалатного парламента. Поначалу предполагалось избрать 50 депутатов, и все они должны были работать в Госсовете на постоянной основе. Окончательный вариант  – 100 депутатов, из них на постоянной основе – только 20 человек. Впервые половина парламента будет избираться по партийным спискам.

Путь к реальной власти оказался длительным и не таким простым. Сегодня  парламент Татарстана вновь на стыке исторических эпох...  

Итоги работы Государственного Совета Республики Татарстан языком цифр

21.01.2000 –  20.02.2004

Проведены 21 пленарная  сессия (39 заседаний) и 2 внеочередных сессии, на которых рассмотрено 1158 вопросов, принято 1424 постановления.  С января 2000г. по сентябрь 2001г. работал постоянно действующий (малый) парламент, который провел 17 заседаний, рассмотрел 299 вопросов, принял 313 постановлений. Проведено 8 парламентских слушаний. В Государственный Совет внесено 306 законопроектов. Принят 221 закон, в том числе: в области государственного строительства – 69, экономической политики – 100, социальной сферы – 42. На 6 февраля с.г. республиканское законодательство составляет 381 базовый закон. Парламент РТ рассмотрел 1663 федеральных законопроекта, 708 инициатив и обращений субъектов РФ. В порядке законодательной инициативы в Государственную Думу парламентом Татарстана внесено 18 проектов федеральных законов. В Государственный Совет и Верховный суд РТ поступило более 170 актов прокурорского реагирования на Конституцию Татарстана и 100 республиканских  законов. 74 закона приведены в соответствие с федеральным законодательством, по 25-ти работа продолжается. В судебном порядке оспорено 53 закона РТ, которые полностью или частично признаны противоречащими федеральному законодательству. Постоянными комиссиями проведено 362 заседания, на которых рассмотрено 2019 вопросов. Комитет парламентского контроля организовал 106 проверок,  проверено использование 24,9 млрд. рублей, при этом выявлено, что израсходовано не по целевому назначению 1,7 млрд., нерационально – 3,3 млрд. В бюджеты  всех уровней возвращено более 1 млрд. рублей. По результатам проверок проведено 54 заседания комитета.  

Ольга МАЛЫШЕВА,

доцент Казанского государственного педагогического университета

«Казанские истории», №3-4, 2004 год

  Издательский дом Маковского