Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2021 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1925 – На улице Комлева, 22 официально открыт казанский Дом ученых. Летом 1935 года ученые переселились в красивый особняк на улице Бутлерова, бывший Александровский приют, построенный в 1889 году архитектором Л.К.Хрщоновичем по заказу известной казанской благотворительницы О.С.Александровой-Гейнц

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Пассаж: история ошибок

Реконструкция Александровского Пассажа (ул.Кремлевская, 17), одного из архитектурных шедевров Казани, идет полным ходом. Наконец-то восстановлена Черноозерская стена. Идут реставрационно-восстановительные работы внутри здания. Недалек тот день, когда Пассаж будет готов к эксплуатации.

Работа над ошибками ведется до сих пор

«Главный вход акцентирован на высоту двух этажей портиком с двумя фигурами кариатид. Фасады оформлены эклектичным архитектурным декором, с преобладанием барочно-ренессансных элементов…»

За этим скупым описанием из специального справочника о памятниках старины Казани, ничего не говорящим непосвященному, скрывается вековая история здания, оказавшаяся во многом трагичной. Оно еще в проекте было обречено на противостояние судьбе. Удивительно поэтому не то, что здесь обвалилась часть стены, а то, что Пассаж все-таки не умер окончательно. Причиной катастрофического состояния здания (оно простояло с огромной дырой на боку 27 лет), как часто бывает в России, оказался «человеческий фактор».

Пассаж был построен купцом Александром Сергеевичем Александровым (1844-1883), вложившим в это здание 800 000 рублей. Как пишет в своей книге «Казанский калейдоскоп» Борис Ерунов, в конкурсе проектов победили молодые выпускники Петербургской академии художеств во главе с В.Сусловым (ему тогда едва исполнилось 22 года). Им и доверили стройку. Повел ее сокурсник Суслова – Якоб Генрих (Генрих Бернардович) Руш. По планам, здание строилось как доходное место. Кроме своей архитектурной изысканности, Пассаж должен был покорить казанскую публику букетом новшеств. Парижская новинка – стеклянное покрытие крытого двора, воздушное отопление, лифт, бывший тогда в диковину… Многие жители Казани приходили сюда, чтобы посмотреть невиданное зрелище – «свет без свеч». Электрическое освещение здания стало возможным благодаря электрогенератору, привезенному из Германии.

Открытие Пассажа состоялось 8 ноября 1883 года. Купец Александров денег не пожалел, потратив на строительство почти десятую часть своего состояния. Однако задумки задумками, а жизнь расставила все по своим местам. Здание оказалось совсем не выгодным предприятием. Его содержание обходилось недешево, а потому с мечтой восполнить затраты быстро пришлось расстаться. Архитектурный шедевр превратился для его владельцев в головную боль. По сведениям Б.Ерунова, купец Александров быстро продал Пассаж своей сестре – генеральше Ольге Сергеевне Александровой-Гейнц.

Когда члены специальной комиссии под руководством главы города С.Дьяченко стали искать деньги для открытия городского научно-промышленного музея, они обратились к известной казанской благотворительнице, уговорили ее сделать крупное денежное пожертвование в пользу музея. Она выделила на эти цели 500 тысяч рублей, но с одним условием: здание должно быть выбрано обязательно на Воскресенской улице и с ее согласия. Вскоре она сама предложила для музея здание Пассажа. Однако оно оказалось непригодным «по расположению и величине квартир». Коллекции Андрея Лихачева и другие собранные для научно-промышленного музея экспонаты поселились в Гостином дворе, тоже на Воскресенской улице.

Пассаж так и остался доходным домом. Помещения в нем арендовали магазины, мастерские, конторы. Одно время на третьем этаже по Воскресенской улице (ныне Кремлевская) работала типография Ивана Николаевича Харитонова (свой дом он купил в 1907 г.), а с 6 декабря 1908 года в этом помещении вятский гражданин Гирш Мордухалович Розенберг устроил электротеатр «Пассаж». По изяществу обстановки его называли «жемчужиной Казани». «Последнее слово техники – гипсовый экран. Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеанса играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера», – так писали местные газеты. С 1930 года в Пассаже работал детский кинотеатр «Пионер». Здание обрушилось как раз в этом месте. По счастью, это случилось, когда никого там не было.

В Пассаже до революции работал известный в Казани ресторан «Пале де Кристаль». Пишут, что там было три ресторана. Наши современники помнят кафе «Отдых» – вход в него был со стороны улицы Ленина. Сейчас здесь – офис телефонной компании МТС. В здании были и жилые помещения. Во время войны Пассаж принял под свои стеклянные своды сотни эвакуированных.

То есть жизнь здесь всегда била ключом. Но факт остается фактом – Пассажу во все времена жилось тяжело. Арендаторы всегда относились к зданию варварски: ломали, разбивали, портили…

Казань приобрела свой оригинальный архитектурный облик не в последнюю очередь благодаря тщеславию и богатству казанских купцов. Они будто соревнование устраивали: кто лучше (красивее, технологичнее, грандиознее) построит? Вот почему мы имеем на Кремлевской два пассажа – так назывались раньше торговые галереи. Купец А.Д.Чернояров построил свой пассаж в 1900 году. Но его здание получилось меньше, чем у А.С.Александрова: земли не хватило.

Можно понять Александра Сергеевича, который упрямо желал строить Пассаж, невзирая ни на какие советы. А, между тем, советники предупреждали, что место выбрано крайне неудачно. Здание возводилось на берегу Черного и Чистого озер (последнее высохло еще в XVII веке), на насыпном грунте, на карстовых пустотах. Предупреждали: сооружение не вынесет такой нагрузки… И напрасно Александров отмахивался от советчиков. Первые деформации здания появились еще при постройке, а потом через год после ее окончания.

Но, как оказалось, упрямство и тщеславие купцов – ничто по сравнению с безалаберностью советских времен. Отсутствие нормального хозяйствования и другие советские «прелести» стали третьей ошибкой, в результате чего и рухнула северо-восточная часть стены.

Существует немало версий, почему это произошло. Кто-то винит карстовые породы, кто-то – подземный ход из Кремля, который якобы обвалился. Есть мнение о том, что виноваты подземные реки, которые после того, как засыпали Черное озеро, стали искать новые пути. Однако специалисты Московского института оснований и подземных сооружений, Казанского треста инженерно-строительных изысканий и КИСИ, исследовавшие объект, особое внимание обратили на подвальные помещения здания, которые, как оказалось, постоянно затапливались с 1950-х годов.

«Возникновение провалов в 1977-1978 годах прямо связано с постоянным затоплением подвальных помещений «Пассажа» – это цитата из итогового документа обследования, приведенная в 1982 году в газете «Советская Татария» журналисткой М.Агафоновой.

И Пассаж обвалился. В ночь на 28 апреля 1977 года жители услышали скрип, треск, появились трещины. Людей тут же эвакуировали. А через несколько дней ушла под землю часть стены Черноозерского блока.

Однако и это Пассаж стерпел. Как и пожары, которые терзали бесхозное здание: в октябре 1977-го, феврале 1978-го, январе 1980 года.

Хроника ремонта первых лет – это хроника бездействия. В 1981 году, когда у города еще было все в порядке с деньгами, на укрепление фундамента выделили из бюджета 100 тысяч рублей, было освоено 30 тысяч. Все с завидным спокойствием наблюдали, как здание разрушается: заказчик – управление жилищно-коммунального хозяйства горисполкома, подрядчик – трест «Казремстрой», проектант – «Татгражданпроект».

А потом случилась перестройка. Денег стало меньше. Но вдруг нашлась фирма «Point», которая в 1991 году взялась этот архитектурный шедевр восстановить. Однако она не выполнила своих обязательств. Была отремонтирована часть здания, которая потом благополучно сдавалась в аренду. Как утверждают специалисты, был сделан именно ремонт, а не реконструкция. Провал в стене заделан не был. Объясняли это отсутствием надежных технологий, плохими грунтами.

А, может, дело вовсе не в этом. «Point» во всех смыслах выиграл, а вместе с ним его учредители под названием АОЗТ «Александровский пассаж»: физическое лицо – Султан Салимзянов и юридическое лицо – Комитет по управлению коммунальным имуществом Казани (КУКИ). А город во всех смыслах проиграл. Здание продолжало еще долго разрушаться. Как признался один крупный министерский чиновник, было даже предложение его вообще снести, а на этом месте построить нечто современное, модных очертаний.

Но в 2002 году город вдруг повернулся к Пассажу лицом. Здание, с легкостью проданное в частную собственность, городская власть выкупила, видимо, в надежде получить на объект, включенный в федеральную программу сохранения и развития исторического центра Казани, бюджетные деньги.

Ошибки, наконец, начали исправлять. С 2003 года идут восстановительные работы. Заказчик – управление реконструкции городской администрации. Работы ведет польская фирма «Будимэкс» из Варшавы, которая выиграла тендер с участием казанских и турецких строителей. У этой фирмы – огромный опыт в реставрации, множество объектов по всей Европе. Руководитель стройки – Богдан Дондзило.

Прежде всего, очистили мусорные завалы, накопившиеся за многие годы. Карстовые пустоты через трубы, опущенные на разную глубину, заполнили специальным цементным раствором. Фундамент, не нарушая культурно-исторического своеобразия здания, заменили на аналогичный, но из керамического кирпича. Под фундаментом положили грунтоцементную армированную плиту толщиной 6 метров. Внутренние этажи посадили на отдельный каркас, а сам каркас хитро спрятали внутри стены, благо ее толщина (90-120 см) позволила это сделать без особого труда. Таким образом, сразу убивалось два зайца: нагрузку теперь несет каркас, а не стена, и облик Пассажа не уродуют металлические конструкции.

Провала теперь нет. Тот, кто не видел этой рваной раны, может даже не догадываться о том, что здесь было совсем недавно. Будут восстановлены все оригинальные чугунные лестницы. Даже стеклянный пол, который в ходе «реконструкции» времен фирмы «Point» залили бетоном, планируется восстановить. Конечно, будет много «новоделов», потому что многие элементы богатого декора, уникальные зеркала из кинотеатра утрачены навсегда.

Сегодня Пассаж представляет собой, прямо скажем, оригинальное зрелище. И внешний вид здания, и внутренняя галерея потеряли свое былое великолепие. Стены обезображены. Части декора валяются на полу. Но это нисколько не мешает арендаторам, которых тут немало: магазины, кафе, туристические фирмы. Отдельный вход с улицы – у отдела по спорту и туризму городской администрации и управления кинематографии Министерства культуры РТ. Они тут давние постояльцы. Наверняка скоро всех попросят съехать. Окончание работ – в 2005 году, но до этого еще предстоит сделать огромный объем работ. И внутри здания, и на фасаде.

Теперь уже с уверенностью можно сказать, что один из главных архитектурных памятников Казани удалось сохранить. Как и в прежние времена, Пассаж будет многофункциональным сооружением. На первом этаже планируются магазины, будут тут и кафе, ресторан, казино, ночной клуб и даже фитнес-центр. На втором этаже предполагается фешенебельная гостиница, часть помещений пойдет под офисы.

В управлении реконструкции понимают, что при сохранении культурно-исторического облика Пассаж должен жить нормальной современной жизнью. Здесь приводят в пример Прагу, где облик исторического города сохраняется в фасадах домов, а за ними – вполне современные сооружения с пристройками, парковками.

Кстати, возле Пассажа, а точнее под ним, тоже собираются сделать подземный гараж. Это будет лучшая приманка для будущих посетителей здания. Специалисты утверждают, что Пассажу это не помешает. Правда, у этой идеи есть оппоненты…

Эстетам, воротящим нос от любого упоминания об экономической функциональности, надо хоть раз побывать в сегодняшнем Пассаже. Пыль, спертый воздух, пугающее эхо внутреннего двора… Уникальность фасада – это, можно сказать, лишь декорация к центральной улице города.

Пассаж должен сохранить свой архитектурный облик. С этим никто не спорит. Но он должен нормально жить, иметь определенную функцию – торговой галереи, офисного центра, музея. Иначе мы рискуем повторить ошибки XIX и XX веков.

Как сказал Бисмарк, только дурак учится на своих ошибках. Умный предпочитает учиться на ошибках других.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского