Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Еще один шаг к демократии?

Марина Медведева в октябре 1989 года рассказала в «Вечерней Казани» о создании городского общественно-политического центра, призванного стать местом общения с неформалами.

Стремление здоровых сил общества к объединению – одна из главных примет последнего, такого неспокойного времени. Открытие городского общественно-политического центра продиктовано необходимостью откровенной дискуссии о важнейших проблемах нашей жизни. Каковы позиции партийных и советских органов, насколько они соответствуют настроениям горожан? В чем сходство и различие официальных и неформальных точек зрения, возможны ли разумные компромиссы во время обострения политической ситуации? Эти и многие другие вопросы смогут обсудить участники предстоящих встреч,

В составе городского общественно-политического центра будут работать клуб избирателей и городская дискуссионная трибуна, пресс-группа горкома партии, горисполкома и горкома комсомола, социологическая группа, координационный совет общественных инициатив, консультативный пункт юристов, социологов и психологов, клуб друзей газеты «Вечерняя Казань». Предполагается установить «горячий телефон», по которому казанцы смогут задать интересующие их вопросы, а ответы получить через городскую газету.

Открывая новый центр, первый секретарь горкома партии Г. Зерцалов отметил, что идею его создания поддержали ученые, представители трудовых коллективов и самодеятельных общественных формирований.

Совместный поиск всех этих сил позволит решать многие острые социально-экономические и политические проблемы.

На первом заседании клуба избирателей присутствовали партийные и советские работники, народные депутаты, ученые-юристы, активисты неформальных объединений. Более четырех часов продолжалось заинтересованное обсуждение предстоящих выборов в республиканские и местные Советы.

Множество вопросов было адресовано членам комиссии по выработке законопроектов. Один из них, заведующий орготделом Президиума Верховного Совета ТАССР Ш. Ягудин, рассказал о существенных отличиях предстоящей избирательной кампании на территории нашей автономной республики, об особенностях и значении созданных документов:

– Конечно, проекты законов еще претерпят изменения в результате всенародного обсуждения. Но надо пояснить, что согласно действующей Конституции законы РСФСР обязательны и имеют одинаковую силу на территории всех автономных республик. То есть основные положения одноименных законов и законопроектов Российской Федерации должны воспроизводиться в законодательстве ТАССР, иначе они будут недействительны. Этим юридическим положением и руководствовалась республиканская комиссия в ходе работы над законопроектами.

Но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки. Я считаю, что 24 депутата Верховного Совета РСФСР от Татарии могут воспользоваться правом законодательной инициативы и внести поправку в статью 81 Конституции. Это позволит создать в нашей автономной республике широкий простор для творческого и даже в чем-то отличного от российского законодательства, чтобы можно было учесть исторические, национальные, экономические особенности Татарии. Несмотря на критические замечания, звучащие по поводу шести новых законопроектов, они содержат и немало позитивных положений, двигающих демократию и перестройку вперед.

Многие избиратели поддержали народного депутата СССР А. Коновалова, предложившего полнее учитывать общественное мнение:

– Я не понимаю, почему мы свой проект закона должны «подгонять» под российский. Надо составить его таким образом, чтобы он выступил альтернативой для заданного сверху проекта. Конечно, должны соблюдаться основополагающее, конституционно закрепленные положения. В остальном нам не стоит следовать за проектом закона РСФСР. Прошлая выборная кампания ярко высветила положения, вызывающие наибольшее неприятие у народа. Учитывая общественное мнение, предусмотрено уравнять в правах всех кандидатов в депутаты. Нужно и дальше идти вслед за требованиями избирателей; в первую очередь отказаться от окружных собраний и проводить выборы председателей Советов всех уровней прямым голосованием, Давайте больше доверять нашим избирателям, которые хорошо ориентируются в политической ситуации.

Больше всего нареканий было по поводу скомпрометировавшего себя института окружных собраний. Точка зрения инструктора горкома В. Федоренкова несколько отличалась, хотя...

– Проводить окружные собрания теперь не обязательно, но я бы их оставил. И вот почему. Эти собрания явились кaтализатором общественной активности. Бурное выдвижение самих кандидатов и выборщиков, острая полемика во время обсуждения кандидатур и многолюдные митинги перед зданиями, где проходили окружные собрания... А еще я бы их оставил и затем, чтобы в очередной раз показать «аппаратный идиотизм». В некоторых округах партийные функционеры старой, застойной закалки на окружных собраниях ввязывались в «драку» с избирателями. И люди увидели истинное лицо тех, кто ими управляет.

Участники дискуссии с интересом знакомились и вот с таким, «неформальным» взглядом на роль избирательных комиссий:

– Если уж неформальные объединения сегодня признаются властями, то почему бы представителям самодеятельных формирований не разрешить участвовать в работе избирательных комиссий? Пока эти комиссии формируются «наверху», они будут слепо подчиняться всем требованиям аппарата. А это не всегда идет на пользу демократии, в чем мы имели возможность убедиться на прошлых выборах.

Свое отношение к существующему порядку проведения предвыборной агитации высказал юрист Р. Биктагиров:

– Очень тревожит наблюдающаяся коллизия норм. Прошлогодний Указ несанкционированные митинги запрещает, а Закон о выборах молчит по этому поводу, разрешая любые формы предвыборной агитации. На этой почве возникают очень серьезные неприятности, будоражащие население. К нынешней выборной кампании надо прийти с ясной позицией: можно ли проводить митинги, требуется на это согласие властей или нет? Во время выборов народных депутатов СССР более сорока лиц в стране привлечены к судебной ответственности за нарушение Указа, peгламентирующего митинги и демонстрации. К сожалению, такая позорная страница останется и в истории нашего города, Партийным и советским руководителям стоит подумать о том, что подобный пример отлучил не сотни, а тысячи людей от участия в активной политической жизни. Поэтому необходимо отрегулировать этот спорный вопрос.

Затем слово взяла секретарь исполкома горсовета Л. Космылина, которая высказала предложения к законопроектам:

– Необходимо четкое толкование такого немаловажного звена в подготовке и проведении выборов, как финансирование. Я считаю, что не только государственные органы, но и коллективы, выдвинувшие кандидатов, вправе оказывать им материальную поддержку. Должна быть ясность и в порядке проведения предвыборных митингов, иначе могут возникнуть досадные недоразумения и конфликты. Существенно сокращая численность местных Советов, надо позаботиться о депутатском резерве, необходимом для замены тех, кто не сможет работать в силу объективных причин. Не секрет, что депутаты бывают разные: не все добросовестно выполняют свои обязанности. Стоит продумать положение об ответственности депутатов за своевременное и качественное выполнение наказов избирателей, Пользуясь присутствием народных депутатов СССР, хотелось бы попросить при обсуждении законов о местном самоуправлении обязательно рассмотреть вопрос о первоочередном финансово-экономическом обеспечении местных Советов, а также о механизме, гарантирующем обязательность решений местных органов власти для предприятий и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения, находящихся на территории местных Советов. При наличии финансово-экономической поддержки у Советов появятся и деньги, и власть, и реальные рычаги управления.

Участники дискуссии горячо спорили, соглашались с оппонентами или напрочь отвергали чьи-то доводы, даже пытались навешивать политические ярлыки: кто «за» окружные собрания – консерваторы, «против» – демократы... И самое, пожалуй, главное то, что люди различных взглядов и убеждений, социального положения и профессиональной принадлежности пытались услышать и понять друг друга. Но это вовсе не значит, что избиратели, наговорившись всласть, «выпустили пар», а законопроекты, разработанные в кабинетной тиши, остались в своем первозданном виде. Все предложения и замечания фиксировались для последующего обсуждения членами комиссии. В том, что они будут учтены, собравшихся заверили организаторы встречи. Будем надеяться, что сделан еще один шаг к демократии.

Марина Медведева

«Вечерняя Казань», 4 октября 1989 года

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить