Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казань – арсенал Великой Победы

В конце 2004 года будет выпущена необычная книга – «Татарстан – один из арсеналов победы 1941–1945 гг.». Это сборник рассекреченных документов, рассказывающих об оборонной промышленности Казани военных лет, подготовленный к печати сотрудниками Национального и Центрального государственного архива историко-политической документации республики и республиканским отделением Российского общества историков-архивистов.

Это документы наркоматов и заводов, Совета министров Татарской АССР и партийных комитетов. Речь идет о заводах «Серп и молот», пороховом, заводах им. С.П.Горбунова и им. М.Горького, заводе №16, судостроительном заводе Зеленодольска и др.

Первый документ сборника – приказ директора завода «Серп и молот» от 24 июня 1941 г. о том, что в рамках мобилизационного плана начинается производство снарядов. Публикуется акт о расследовании причин катастрофы самолета с авиаконструктором В.М.Петляковым. Его вызвали в Москву, он полетел на неиспытанном еще самолете – и разбился. Представляют большой интерес документы о работе особого конструкторского бюро тюремного типа на 16-м заводе. Знаменитые в будущем конструкторы П.Г.Глушко и С.П.Королев разработали там реактивный двигатель к самолету ПЕ-2.

Как рассказала заместитель начальника Национального архива Н.Нерозикова, документы не предназначены для легкого чтения. Познакомившись с ними, читатель без труда представит общую картину эвакуации 1941 г., обустройства заводов на новом месте, героических усилий трудовых коллективов, в кратчайшие сроки начавших выпуск военной продукции. Поскольку долгие годы деятельность так называемых номерных заводов была засекреченной, многие факты вводятся в научный оборот впервые.

Над книгой работали авторы-составители Л.Горохова, Л.Хузеева, Н.Шарангина, Н.Нерозикова, ответственный составитель – Б.Султанбеков, общая редакция – З.Валеевой. Сборник подготовлен к печати издательством «Гасыр» как приложение к журналу «Гасырлар авазы – Эхо веков».

Жаль только, что тираж у него небольшой – всего 500 экземпляров.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить