Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Август 2019 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Finversia-TV
Яндекс.Погода
  • 1997 – Правительство Татарстана приняло предложение АО «Нижнекамскнефтехим», АО «Татнефть», АО «ТАИФ», АО «Татнефтехиминвест-холдинг», АО «Нефтек-Техно» о строительстве объектов нефтеперерабатывающего завода с углубленной переработкой нефти в г. Нижнекамске

    Подробнее...

Ромео и Джульетта времен Золотой Орды

Премьерой балета «Золотая Орда» на музыку Резеды Ахияровой Татарский академический государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля откроет новый театральный сезон. Масштабная постановка будет представлена на сцене театра 22 и 23 сентября 2013 года.

В преддверии премьеры, в театре прошла пресс-конференция, в которой, кроме директора театра Рауфаля Мухаметзянова и художественного руководителя балета Владимира Яковлева, приняли участие создатели этого спектакля: Георгий Ковтун, режиссер-постановщик; Резеда Ахиярова, композитор, автор музыки к спектаклю «Золотая Орда», заслуженный деятель искусств РТ; Ренат Харис, автор либретто оперы «Золотая Орда», лауреат Государственной премии РФ и Государственной премии РТ имени Г. Тукая.

Как сообщил директор театра, работа над премьерным спектаклем велась 3 года. Возник настоящий союз единомышленников, который удалось закрепить правовым образом, подписав договор и получив финансовую поддержку Президента РТ Рустама Минниханова.

Либретто написал Ренат Харис. У известного поэта уже есть опыт либреттиста. Балет «Сказание о Йусуфе», созданный им в содружестве с известным композитором Леонидом Любовским, получил Государственную премию России.

Либреттист и композитор работали над балетом «Золотая Орда» в тесном контакте. Как пошутила Резеда Ахиярова, последняя точка поставлена только вчера. За три года Ренат Харис подготовил несколько редакций либретто. Резеде Ахияровой пришлось, как она сказала, дневать и ночевать в театре. Во время работы над постановкой Георгия Ковтуна, режиссера из Санкт-Петербурга, не раз возникала необходимость что-то изменить в партитуре.

Интерес к премьере был огромный

Композитор сообщила, что балет написан на современном музыкальном языке. В музыке есть национальные интонации, и грамотный слушатель обязательно их обнаружит, но она не прибегала к фольклорным мотивам. По ее мнению,  сугубо национальная музыка сегодня неактуальна. Тем более что каждый автор мечтает, чтобы его сочинение услышали не только на родине.

Это уже не первый опыт творческого сотрудничества Резеды Ахияровой и Рената Хариса. Но в таком жанре, как балет, они работали вместе впервые.

«Это не политический и не исторический спектакль. Это художественный взгляд на большую историю», – подчеркнули создатели спектакля. Тем не менее балетное повествование будет вполне соответствовать исторической правде. Главные действующие лица реальные фигуры – Токтамыш, Тимерлан, Идегей…

В новом балете отражены последние годы Золотой Орды, период ее распада. По мнению Рената Хариса, это самый драматический период этого мощного государства. Ему не пришлось изучать его историю специально. В подробностях он узнал ее еще во время работы над либретто балета «Сказание о Йусуфе», в основе которого история, рассказанная средневековым поэтом Кул Гали.

В центре повествования нового татарского балета история одной любви, которая напомнит зрителям сюжет о Ромео и Джульетте.

Впрочем, это не помешало автору либретто говорить со зрителями на более общую тему, можно сказать, философскую. Балет – о многомерности мира и необходимости сосуществования в нем, несмотря на национальные и конфессиональные различия, об актуальности идеи евразийства.

В Татарстане нет необходимости рассказывать о Золотой Орде. И никому не надо доказывать, что это не была страна варваров, как это показано в новом фильме «Орда».

Исторический урок, который автор либретто извлек из реального исторического конфликта, сегодня весьма актуален. Мурза (полководец) Идегей, служивший при дворе Токтамыша, одного из последних правителей Золотой Орды, желая свергнуть правящего хана, пригласил на помощь самаркандского эмира Тамерлана, и тот привел мощное государство к упадку.

Режиссером-постановщиком спектакля является заслуженный деятель искусств России, народный артист Татарстана Георгий Ковтун (Санкт-Петербург). Казанский зритель знает его по таким постановкам, как балеты «Пер Гюнт», «Спартак», «Сказание о Йусуфе», опера «Кармен».

«Красота спасет мир – вот основная мысль в спектакле, а также призыв к людям беречь свою Родину, тот мир, который вам достался», – так кратко определил он идею новой постановки.

По его словам, он не хотел делать упор на аллюзиях относительно современной политической ситуации, поэтому прежде всего этот спектакль — о любви. «Что касается режиссерского решения, в балете переплетаются классицизм, с его чувством долга перед Родиной, и романтизм со своей эмоциональной составляющей», – добавил он.

Несмотря на то, что балет «Золотая Орда» в основном мужской (главная женская партия всего одна) и повествует о государстве воинов, сражений в новом спектакле будет куда меньше, чем в «Спартаке», но оружия будет больше. Как сказал Георгий Ковтун, это младший брат «Спартака». Батальные сцены несут в основном символическую нагрузку, но, как заверил режиссер, это будет «очень красиво и эффектно».

Режиссер отметил высокий профессионализм артистов балета театра имени Джалиля. «Мои спектакли всегда очень сложные чисто физически, – сказал он. И добавил: Надо сказать, составу солистов татарского театра, особенно мужской его части, может позавидовать практически любой театр».

В эпической постановке заняты балетная труппа театра, хор, артисты оркестра, а также два ученика Казанского хореографического училища. Всего в спектакле задействовано более 150 артистов.

Сценография и костюмы художников из Киева Андрея Злобина и Анны Ипатьевой. Как было отмечено во время пресс-конференции, публике будут представлены уникальные декорации и костюмы ручной работы. Будут использованы и мультимедиа, как в других спектаклях театра имени Джалиля, но только в случае необходимости.

Афиша премьерного спектакля сообщает, что музыкальный руководитель и дирижер постановки – Рустем Абязов, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, народный артист Татарстана, лауреат Государственной премии РТ им.Г. Тукая.

В заключение своего выступления Георгий Ковтун отметил, что ставил спектакль «с любовью к татарскому народу, татарскому зрителю». Он отметил, что рад, что есть в России такой театр, такие артисты и такая команда, с которой он работал над балетом «Золотая Орда».

Редкий театр берётся за постановку с нуля, предпочитая проверенные временем либо классические произведения, которые будут точно интересны зрителям, дадут возможность показать их на зарубежных гастролях. И это большая проблема современного русского балета, подчеркнул Георгий Ковтун.

«С нуля всегда сложно работать. Это как ребенок, который только появляется на свет. Это всегда очень сложно. Но я очень рад, что после «Сказания о Йусуфе», который также ставился впервые, мы снова работаем над таким спектаклем», – подчеркнул он.

Владимир Яковлев, представляя новую постановку балетной труппы, сказал: «Надеюсь, «Золотая орда» станет эпохальным событием». Именно поэтому премьера в афише нового спектакля названа мировой.


 Снимки сделаны на премьерном спектакле 23 сентября Владимиром Зотовым

Читайте в нашей газете другие публикации о спектакле "Золотя Орда":

140 лет казанской опере. Почему бы и нет?

«Золотая Орда»: о реальном и вечном

 

 Ренат Харис:

«Золотая Орда была самым большим, хорошо организованным и развитым государством»

Золотая Орда – одно из древнейших государств, оставивших глубокий след в истории человечества. Я давным-давно лелеял мечту о создании фундаментального произведения про Золотую Орду и даже написал драматическую поэму, назвав её «Идегей». По заказу театра композитор Рашит Губайдуллин на ее основе написал оперу «Идегей», но, к нашему величайшему сожалению, умер, не успев завершить её.

В XIII-XIV веках Золотая Орда, раскинувшаяся на обширных просторах Европы-Азии, была в ту пору самым большим, хорошо организованным и самым развитым государством. Это государство на самом деле именовалось Улус Джучи. Побывавшие там и узревшие собственными глазами величие и богатство Улуса Джучи русские летописцы, восхитившись, назвали его Золотой Ордой, и это название укоренилось в истории на века. В Золотой Орде, имевшей на своей территории более ста пятидесяти городов, были широко развиты промышленность, строительство, сельское хозяйство, животноводство, торговля, науки, процветали литература и искусство, чеканилась собственная монета.

В главном городе Золотой Орды Сарае проживало до 100 тысяч человек, в то же время, скажем, в Риме, предположительно, 35 тысяч, в Париже – 58. Во мне рождает чувство гордости и вдохновляет то обстоятельство, что за 80 лет до рождения Коперника, то есть в 1393-94 годах в сочинении золотоордынского поэта Сайфа Сараи «Сухейль и Гульдурсун» уже была высказана мысль о вращении Земли вокруг Солнца.

Однако начавшиеся в середине XIV века внутренние раздоры, столкновения сильных личностей из-за корысти или необоснованных амбиций, усиление борьбы за ханский престол ведут великую страну к распаду. Мурза Идегей, служивший при дворе Токтамыша, одного из последних ханов Золотой Орды, при стечении роковых обстоятельств, бежит в Самарканд к Хромому Тимуру (Тамерлану) и, вторгшись в пределы родной страны во главе чужого войска, в итоге разоряет её...

Идея о создании балета под названием «Золотая Орда» возникла при встречах-беседах с директором театра оперы и балета Рауфалем Мухаметзяновым и вновь оживила мою давнюю мечту. Эту идею поддержала и Резеда Ахиярова, одна из самых известных ныне в татарском мире замечательных композиторов.

В основу либретто балета «Золотая Орда» легли столкновения сильных человеческих страстей: возвышенные и одновременно трагические любовные перипетии, неизбывная жажда власти и вероломное предательство, торжество победы и горечь поражения и, вместе с тем, очень важные для сегодняшних дней поучительные уроки исторического прошлого, о которых говорилось выше. Музыка Резеды Ахияровой, извлечённая из самых глубинных, живых родников народной мелодики, соединяет историю с нашими душевными струнами и поднимает её до самых вершин нашего сегодняшнего сознания.

Ренат ХАРИС

http://www.kazan-opera.ru/news/3361/

 Краткое содержание

 ПЕРВЫЙ АКТ

 Пролог

По необъятным просторам своих владений бродит встревоженный Дух Батыйхана, таская за собой Арбу судьбы могущественной и богатой Золотой Орды.

Появляются Токтамыш – хан Золотой Орды, его советник Визирь и Мурза – непобедимый полководец хана. Дух Батыйхана ещё раз напоминает им об их ответственности за благополучие созданного им великого государства.

Здесь же забавляются девочка Джанике – дочь хана Токтамыша и мальчик Нурадин – сын полководца Мурзы, которые растут и воспитываются при ханском дворе.

А между тем на отдалённых окраинах ханства усиливается очередная междоусобная война.

Дух Батыйхана обеспокоен: сохранится ли его государство и кому достанется власть, символом которой является золотой шлем Батыйхана. Умный и коварный Визирь давно мечтает прибрать власть в Золотой Орде к своим рукам, и он замышляет зло...

Первая картина

Парк у дворца хана Токтамыша. Красавица Джанике веселится со своими подружками. К ним присоединяется молодой богатырь Нурадин. Юноша и девушка влюблены друг в друга.

За ними наблюдает вездесущий Визирь, который тоже мечтает жениться на дочери хана и таким образом ещё больше приблизиться к трону.

С похода с очередной победой возвращается войско Мурзы. Первым его встречает Нурадин. Отец видит, как возмужал его сын и стал настоящим воином и достойным женихом. За встречей отца и сына не спускает глаз коварный Визирь.

Вторая картина

Дворец хана Токтамыша. В честь победителей хан устраивает пышный приём. Мурза преподносит хану богатые дары-трофеи и просит у него руки Джанике для своего сына Нурадина. Хан соглашается. Но Визирь, чтобы расстроить свадьбу молодых, вселюдно обвиняет Мурзу в том, что он с сыном измышляет переворот и хочет завладеть золотым шлемом Батыйхана.

Токтамыш взбешён. Он приказывает схватить Мурзу. Завязывается бой. Нурадин сражается на стороне отца. Мурза с несколькими воинами вырывается из дворца, а Нурадина схватывают стражники Токтамыша.

Третья картина

 Площадь перед дворцом хана Токтамыша. Джанике тоскует-страдает по Нурадину, который заточен в темнице.

Пользуясь ситуацией, Визирь вновь пытается добиться у Джанике взаимности, но тщетно. Отвергнутый, он в ярости приходит в темницу к Нурадину и сообщает о том, что женится на Джанике.

ВТОРОЙ АКТ

Четвёртая картина

Дворец Токтамыша. Хан размышляет о судьбе своей страны, предательстве лучшего полководца, о судьбе своей дочери. Дух Батыйхана витает над ним, но Токтамыш отвергает его помощь.

А умный, коварный Визирь тут как тут – он подсказывает Токтамышу хитрую идею: уничтожить Мурзу руками его сына.

Нурадина приводят во дворец и при нём накрывают калфак Джанике шлемом Мурзы: это означает, что Мурза посягал на честь ханской дочери. Нурадину предлагают убить отца, обещая за это вожделенную награду – женитьбу на Джанике. Ослеплённый обещанным счастьем, обуреваемый ревностью и жаждой мести, Нурадин соглашается.

 Пятая картина

Дворец Тимура. Наложницы и полонянки разных стран услаждают грозного эмира Самарканда танцами.

Является Мурза с дарами из сокровищниц Золотой Орды и преподносит их Тимуру. Мурза рассказывает всесильному эмиру о коварстве Визиря. Тимур предлагает непобедимому полководцу остаться на службе у него…

Во дворец Тимур прибыл Нурадин. Отец рад такой встрече. Но Нурадин угрюм и суров – он неожиданно обвиняет отца в неслыханном грехе и предательстве – в посягательстве на честь его любимой Джанике. Мурза пытается убедить сына в ложности его обвинений. В конце концов он вынужден поклясться на Коране. Мурза и Нурадин помирились.

Мурза просит эмира покарать Токтамыша и Визиря за их коварство и предлагает ему вторгнуться в ханство Токтамыша и навести там порядок... Мудрый и не менее коварный Тимур соглашается и направляет войско под предводительством Мурзы на Золотую Орду – пусть его извечный соперник хан Токтамыш будет уничтожен своим же приспешником.

Дух Батыйхана бьётся в отчаянии, предчувствуя гибель основанного им государства.

Шестая картина

Дворец Токтамыша. Полным ходом идёт подготовка к помолвке Джанике с Визирем.

Джанике в отчаянии, но она не может ослушаться отца.

Начинается переполох – войско Тимура во главе с Мурзой и Нурадином вот-вот захватят дворец Токтамыша. Дворцовая челядь бежит, Токтамыш исчезает… Воины Тимура врываются во дворец, круша и сметая всё на своём пути.

Визирь пытается силой увести Джанике, но она отчаянно сопротивляется, и Визирь убивает её – пусть не достанется никому.

В это время во дворец врывается Нурадин со своими воинами. Завязывается жестокий бой между Визирем и Нурадином, в котором Нурадин получает смертельную рану.

Умирающий Нурадин прощается с Джанике: перед его глазами пробегают картины детства, в которых они с Джанике счастливо проводили время…

Во дворец врывается Мурза и видит злодейство Визиря. Он настигает Визиря и убивает его…

Осмотревшись, Мурза вдруг понимает что он натворил: приведя чужеземное войско в свою страну и позволив её ограбить, разрушить, он потерял и сына, и невестку, и Родину… Но уже поздно...

Тимур торжествует.

А в это время Дух Батыйхана пытается собрать в Арбу судьбы осколки ещё недавно великой Золотой Орды...

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского