Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Август 2020 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
  • 1930 – ВЦИК  принял постановление «О новом административном делении Татарской АССР», согласно которому вместо кантонов были образованы 46 районов

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Если во времена Навои творил Бехзод, то в нашу эпоху – Ахмаров»

7 августа 2014 года в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан открылась выставка «Известный и неизвестный Чингиз Ахмаров».

Она организована ГМИИ РТ совместно с московским фондом имени Марджани и Национальным культурным центром «Казань», где есть коллекция произведений художника.

Выставку открывает заведующая галереей "Хазинэ" Галина Рамазанова. Фото Елены Сунгатовой

На одном из узбекских сайтоы можно прочитать: «Если во времена Навои творил Бехзод, то в нашу эпоху – Ахмаров».

Большую часть своей жизни Чингиз Ахмаров прожил в Узбекистане, но родился художник на Южном Урале, в городе Троицке, в просвещенной татарской семье. В 1930 году его семья переехала в Самарканд. Сюда же после окончания Пермского художественного техникума вернулся Чингиз Ахмаров (позже он окончил Московский художественный институт им. В.Сурикова и аспирантуру в мастерской И.Грабаря). Здесь, в Средней Азии, под влиянием многовековой культуры Востока и сформировался изобразительный язык художника.

Фото Рустама Шагаева

Мастер прожил 83 года, из них шестьдесят пять отдал искусству. Создал тысячи живописных работ, много иллюстраций к книгам и немало монументальных работ. Его керамические панно украшают станцию «Алишер Навои» ташкентского метрополитена, а мозаика «Дружба народов» – станцию «Киевская» московского метро. Ахмаровские росписи есть в санатории «Узбекистан» в Кисловодске, в Самарканде и Бухаре, в Коканде и многих других городах страны.

Он никогда не писал две одинаковые работы, все его картины неповторимы. Его ученик Садык Рахмонов вспоминает, как перед поездкой в Казань, учитель сказал, что там у него много друзей и каждому надо сделать подарок. Он попросил натянуть холсты на десять одинаковых подрамников. Садык сделал всю подготовительную работу, с кальки перенес на холсты наброски его знаменитых красавиц.

Первой яркой страницей творчества художника как монументалиста стало оформление театра оперы и балета им. А.Навои в Ташкенте. Только что построенное архитектором А.Щусевым здание соединяло в себе черты современной и традиционной национальной архитектуры; в его оформлении использовались резьба по ганчу (особый материал, состоящий из глины и гипса) и фрески (всего восемь композиций), которые и выполнил Чингиз Ахмаров. Художник расписывал интерьеры театра, находясь под впечатлением образов, навеянных лирическими поэмами Навои, которые он знал наизусть. За эти росписи 35-летний Ахмаров был удостоен Сталинской премии.

Ахмаров, несомненно, один из ярчайших художников в блистательном созвездии мастеров изобразительного искусства нашей страны. Лучше всех о нем писала академик Галина Анатольевна Пугаченкова: «Его главная заслуга в том, что он возродил школу восточной миниатюры! Он первым сказал, что художники Узбекистана должны отойти от традиций европейского изобразительного искусства и вернуться к своим истокам».

Он всю свою жизнь писал свою любимую жену – Шамсирой Хасанову – во всей изображениях женских лиц присутствует ОНА.

Народный художник Узбекистана и Татарстана Чингиз Ахмаров умер в феврале 1995 года и похоронен на ташкентском кладбище Чигатай.

Первая большая выставка выдающегося узбекского художника с татарскими корнями состоялась в Казани в 1990 году. Сто пятьдесят шесть его живописных работ, привезенных из Ташкента и излучавших необыкновенную гармонию, были выставлены тогда в залах Музея изобразительных искусств РТ и произвели неизгладимое впечатление на зрителей, почувствовавших в авторе яркую индивидуальность.

И вот спустя двадцать четыре года – новая встреча с творчеством большого мастера. На новой выставке представлено более ста произведений, выполненных в разных техниках: карандашный рисунок, акварель, гуашь, живопись маслом и темперой. Среди них – портреты, тематические композиции, эскизы к театральным постановкам и фильмам. Собранные вместе, они воспринимаются как еще одна фреска, которая доносит до нас сложную гамму чувств, мыслей и настроений человека, прожившего долгую, яркую и драматичную жизнь, объявшую несколько эпох.

Значителен вклад Чингиза Ахмарова и в татарское монументальное искусство. В 1954-1955 годах он был приглашен архитектором И.Г. Гайнутдиновым, автором проекта здания театра оперы и балета, для участия в оформлении интерьера холла. Им были выполнены три настенные росписи. К сожалению, аллегорические композиции «Танец», «Музыка», «Живопись», во время реставрации здания театра в 2005 году утеряны.

В 1960 году художник выполнил керамическое панно для здания Казанского речного порта, которое можно увидеть и сегодня.

Работа выставки Чингиза Ахмарова продлится до конца августа.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского