Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Магический реализм Геннадия Архиреева

В Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ 30 октября открылась выставка с необычным названием «Несуровый стиль Геннадия Архиреева».

Ее куратор – Евгений Жудров, казанский галерист и коллекционер современной живописи, руководитель Казанского клуба коллекционеров. Выступая на церемонии открытия, он отметил, что такой широкой ретроспективы художника не было ни при жизни, ни после его смерти. На выставке собрано более 70 работ из музея Свияжска и Музея изобразительных искусств, а также из частных коллекций.Чтобы погрузить посетителей в атмосферу творчества художника, устроители использовали в экспозиции инсталляции, аутентичные вещи из его мастерской. 

«Геннадий Архиреев любил художников «сурового» стиля, и искусствоведы, когда описывают его работы, хотят отнести его тоже к нему. «Суровый стиль» называется вступительная статься в нашем альбоме. Это словосочетание мы сами придумали. И выставка как раз – отсыл к «несуровому» стилю. Мы попытались более полно раскрыть его амплуа. А любые названия и деления достаточно условные. Считаю, что работы Геннадия не принадлежат к какому-то определенному стилю, которые принято закреплять за художниками. Вот поэтому и родилось это сочетание «несуровый стиль», – сказал он, поясняя название выставки.

Воспоминаниями о муже поделилась вдова художника Светлана Колина. Это известный в Казани человек – много лет она работала в журнале «Казань», дружила со многими деятелями культуры, писала о них, брала интервью. Писала и о художниках. О муже при его жизни – только один раз. Это был очерк «Вороний вальс», опубликованный в журнале «Казань».

Муж ушел очень рано. Больших богатств они не нажили, и однажды в трудную минуту Светлана решила продать часть картин. Именно в это время Евгений Жудров купил три из них. Ситуация тогда сложилась лучшим образом – картины приобрел Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедника «Остров-град Свияжск». Это была идея его директора Артема Силкина.

На церемонии открытия выставки выступает Артем Силкин

В 2018 году в составе большого музея появился маленький музей, посвященный художнику Геннадию Архирееву, в котором представлены не только его работы, но и предметы быта из творческой мастерской, которые передала Светлана Колина.

Музей Геннадия Архиреева в Свияжске

Она рассказала, как называла мужа самоучкой (ведь у Архиреева было 7 классов образования), но ее поправляли – «самородок». В сети я нашла очерк Светланы о своем муже:

«Имя Геннадия Архиреева я запомнила с выставки «Казанские натюрморты» в музее изобразительных искусств в 1970 году, где впервые были представлены две работы двадцатилетнего художника. Каждая новая выставка с его участием подогревала интерес к нему, и я внимательно слушала противоречивые истории об этой то ли анекдотической, то ли трагической фигуре. Часто такие «рассказки» вовлекали в коллективное мифотворчество вовсе не желавших участвовать в нем людей.

На молодежной выставке один из проходивших мимо художников возмущенно обрушился на разношерстных поклонников Архиреева: «Почему какой-то пьяница! самоучка!!! возбуждает столько любопытства, а вокруг достойных художников – тишина?»

Давно уже Геннадий Архиреев – непоколебимый трезвенник, член Союзов художников России и Татарстана, но неслабеющая молва преподносит новые были и небылицы об отшельнике со старого берега Казанки. И ведь не ищет он известности, не дает интервью, честолюбие его не допекает, и вообще, славу он воспринимает как «опасную мадам», которая «накидывает золотую цепь на вашу шею и незаметно делает из вас марионетку».

Так что же возбуждает любопытство? Колоритная внешность цыгана, чей взгляд волнует как бездна... дерзость поступков, или что-то еще?

Натюрморты Архиреева появились среди новостроек и героических тем соцреализма. В них старые, долго служившие человеку вещи обретали необычную одушевленность. Он заставлял любоваться простыми предметами – граненый стакан, очки, столярные инструменты, керосиновая лампа и тому подобный неантикварный набор вносил теплоту и свежесть в застоявшуюся обыденность, а иногда тревожил сочетанием неожиданных ощущений.

Пытаясь найти Архирееву определенное место в существующих направлениях изобразительного искусства, отечественные искусствоведы отмечают «безупречное чувство стиля, колористическое богатство и точность живописных интонаций. В его творчестве заметно влияние импрессионистов, «мирискусников», русского авангарда и, более всего, «бубнововалетовских» тенденций. Но самобытность Г. Архиреева вносит необъяснимую загадочность в художественное отражение действительности.

Голландские искусствоведы в Зутфенском каталоге обозначили его живопись коротко – «магический реализм».

Геннадий Архиреев. Автопортрет

Она поделилась историй создания некоторых картин, для которых позировала. В том числе ее портрет в черной шляпке, который привлек особое внимание журналистов. Наш фотокорреспондент Руслан Бушков не составил исключение – он сфотографировал Светлану тоже на фоне этого портрета.

Архиреев освоил сложную технологию живописи маслом на керамике. Рисовал миниатюры. Сначала разогревал плитку до нужной температуры, а потом быстро рисовал, пока плитка не остыла. Эти работы получили признание, но продавать или дарить их мастер запретил даже после своей смерти. Большинство миниатюр хранится у вдовы. Они представлены в экспозиции.

Как вспоминает Светлана, Геннадий писал на всём – на картонках, на клеенках.

Архиреев приняли в Союз художников лишь в 1995 году. Слишком самобытный он был художник, очень далекий от стиля социалистического реализма, поощряемого руководством страны и этой творческой организации. Колина подчеркнула, что муж не был ангажированным человеком, по натуре совершенно свободный и независимый. На него не могла влиять даже жена. колоритный. Он писал только то, что самому хотелось. И не всегда это был позитивный взгляд на мир.

Этому было простое объяснения. Геннадий родился в тюрьме на острове Свияжск 4 июня 1949 года. Его мать репрессировали поздней осенью 1948 года. Бабушка хлопотала о разрешении забрать малыша в семью, но без успеха. После реабилитации мать сразу поехала за сыном в детдом для детей арестантов, где главврач уже надеялась усыновить ее мальчика и уговаривала Настю, молодую, красивую незамужнюю женщину, к тому же опасно заболевшую чахоткой, – отказаться от сына и как следует заняться своим здоровьем,

Геннадию было почти три года, он любил докторшу, называл ее мамой. Настю долго не хотел признавать. Это грустная история, наверное, отпечаталась на его характере: «Очень резвый, самовольный, веселый и добрый мальчишка – петь, плясать не надо уговаривать, а вдруг задумается, и сделается так тих, что сердце, глядя на него, защемит. И очень любил он уходить один далеко от дома».

На церемонии открытия выставки прозвучали некоторые мало известные факты из биографии художника. С 14 лет он работал в ДК имени Урицкого расклейщиком афиш. Тогда же начал заниматься в изостудии у Николая Индюхова. Природный талант юноши определил его занятие в жизни. После демобилизации из Вооруженных сил учился живописи в изостудии Ильдара Зарипова и в тот же год представил работы на первую выставку в Татарском музее изобразительных искусств.

Архиреев работал художником-бутафором в Качаловском театре, художником-рекламистом в кинотеатре «Родина». В 1984-м окончил школу рабочей молодежи и получил аттестат о среднем образовании. В 1995-м был принят в Союз художников России и Татарстана.

Еще одна цитата из очерка Светланы Колиной:

«Работы его, отвергнутые в Казани, успешно проходили отбор на всесоюзных и всероссийских выставках. В профессионализме самого молодого по тем временам художника из Татарстана не сомневались ни столичные выставкомы, ни авторитетные искусствоведы, уделявшие ему внимание в обзорно-аналитических статьях журналов «Художник» и «Творчество». Но в Союз художников Татарии его трижды не принимали «из-за отсутствия диплома об образовании». Действительно, он ушел из седьмого класса школы-интерната, порешив, что хватит с него обязательных знаний, и дальше сам выбирал свой путь.

Живописи он учился у Николая Индюхова,. Ильдара Зарипова и Бориса Майорова. Замечательные художники щедро отдавали ему все, что постигли сами. Но творчеству научить нельзя, можно только послать, как в сказке: иди туда – не знаю куда, чтобы найти то – не знаю что. На этом пути не раз защищал его от сплоченных нападок собраться Баки Урманче. Морально и материально помогали поклонники и учителя, особенно Ильдар Зарипов. Открыто признавали его живописный дар неугомонные старики Н.Д. Кузнецов, А.Л. Прокопьев, В.И. Куделькин».

Светлана Колина. Были и небылицы о художнике Архирееве  (22 февраля, 2011)

При жизни мастер практически не продавал картины, хотя были у него поклонники в Брюсселе, Дюссельдорфе, Сан-Франциско и Тель-Авиве. По словам Колиной, за его работы предлагали до 70 тысяч евро. Она вспомнила, как Архиреев доверился двум «галерейщикам», они обещали представить работы на «Сотбис» и «Кристи». В общей сложности эти, как оказалось, жулики забрали 187 картин, оставили гарантийные письма, но денег не прислали, а картины просто пропали.

«Архирееву не мешало отсутствие образования, а даже помогало остаться человеком самобытным». Он – всегда узнаваемый, оригинальный, символ того времени, в котором жили, – отметила на открытии выставки главный научный сотрудник ГМИИ РТ Дина Ахметова. Она рассказала о знакомстве с ним, о впечатлениях, которые оставил у нее его дом на Подлужной, который вошел в историю благодаря художественному фильму «Голубка», снятому тогда начинающим режиссером Сергеем Свинцовым-Ольденбургским.

Как вспоминает Светлана, муж видел только рабочие материалы – он в то время уже серьезно болел. До премьеры не дожил. Шутил в разговорах, что, наверное, он единственный художник в мире, о котором сняли картину еще при жизни.

Люди, которые были дружны с Архиреевым и Колиной, вспоминали на открытии выставки о молодости, о том, как жили в ту пору, что рождало вдохновение художника, отмечали, что не так-то просто было собрать для экспозиции картины из частных коллекций.

Экспозиция Геннадия Архиреева дала старт новому проекту «Казанское время. Художники 1990-х». 90-е годы были непростые для нашей страны, неровные, насыщенные и трагическими событиями, напомнил на открытии Евгений Жудров.

«Если обратимся к художественной жизни, многие называют эти годы «ренессансом»: перестал существовать железный занавес, проходило много знаковых выставок, художники поехали в Европу. В рамках этого проекта не пытаемся искать новые имена. Эта такая наша исследовательская задача – исследуем это время, художественный процесс и стараемся заполнить пробелы, если такие образуются», – рассказал организатор выставки об идее проекта.

Он не озвучил, когда будут следующие выставки и кто будет представлен на этих вернисажах. Но нетрудно догадаться, что это будут художники, чьи работы есть в его личной коллекции. Директор ГМИИ РТ Розалия Нургалиева поддержала этот проект, и теперь у нас есть возможность познакомиться с художниками 90-х годов, среди которых много известных, а, может, и неизвестный имен.

Света Колина подарила некоторым участникам церемонии открытия свою только что вышедшую книгу «Как сильно я люблю тебя». Она о муже – художнике Геннадии Архирееве, о времени, в котором они жили. Как выяснилось в разговоре с ней, скоро выйдут из печати еще две ее книги – одна биографического характера, главными героями которой стали бабашка и дедушка журналистки, во второй она объединила свои художественные опыты.

К выставке на средства Евгения Жудрова в Санкт-Петербурге издан роскошный альбом-каталог Геннадия Архиреева по цене 2400 рублей. Как свидетельствует репортер «Вечерней Казани»  Ольга Юхновская, качество – высочайшее. «Брать надо бегом, тираж меньше тысячи. Низкий поклон подвижнику Евгению Жудрову, который при всей своей молодости показывает нам пример истинного, честного уважения и отношения к наследию», – написала она на своей странице в Фейсбуке.

Выставка «Несуровый стиль Гены Архиреева» в Галерее современного искусства будет работать до 20 января 2021 года. Адрес галереи – улица Карла Маркса, 57. Часы работы с 12.00 до 21.00.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить