Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Январь 2020 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1994 – Президент РТ М.Ш. Шаймиев подписал указ «О создании Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль».

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Прошлое и настоящее села Савинова

Узнав о юбилее Ново-Савиновского района, я подумала: а почему именно такое название дали 10 лет назад одной из двух частей распавшегося Ленинского района?

За ответом отправилась к Ф.Салимовой, заместителю директора центра детского и юношеского туризма и краеведения «Простор». Фарида Бакиевна, как и я, однажды задалась вопросом о названии родного района. Только случилось это гораздо раньше, в 1994-м. Все эти годы сотрудники «Простора» вместе с педагогами и школьниками занимаются изучением истории своего района, а точнее – территории, на которой он находится.

Мой первый вопрос касается, конечно же, названия района. Почему все-таки – Ново-Савиновский?

– Ново-Савиновский  – от названия старого села Савинова. А вот почему – Савиново? Ответ непрост.

Существует много легенд, которые нам рассказали жители Савинова. Например, такая:  когда-то на месте селения стояли дремучие леса, жил там не то разбойник, не то помещик Савин. Вторая версия: сегодняшнее Савиново имеет отношение к Савиновой юрте, о которой сохранились некоторые сведения в источниках.

Одна из древних легенд об основании Казани гласит, что после смерти хана Батыя его преемником стал царь Саин. Разгневавшись на русских князей, не явившихся  к нему в Орду на поклон, Саин предпринял поход на Русь.  Но, получив дары выехавших к нему навстречу русских князей, он оставил намерение наказать их. Решил Саин основать на месте, где встретили его князья, город «на славу имени своему».

Это место было на правом берегу Казанки. Он крепко полюбил созданный им город и часто приходил сюда на временное жительство. Поэтому и город стал носить название «Саинов юрт». Есть еще одна гипотеза: в православии Савинами называли великомучеников.

– Но есть ли подтверждение этих легенд?

– Первым источником для нас являются рассказы старожилов, от них мы узнаем много нового. Но каждый факт требует документального подтверждения, поэтому мы работаем в библиотеках, архивах, нам очень помогает Национальный музей республики. В частности, мной было обнаружено подтверждение одной из легенд. Вот, посмотрите (Фарида Бакиевна читает по ксерокопии):

«Основание села относят ко времени покорения г. Казани, а название ему будто бы дано по имени казанского хана Саин–Гирея. В списке  «Дозорных книг», под 1623 годом, Савиново упоминается в числе приходских деревень дворцового села Борисоглебского».

Савиново включили в черту Казани в 1914 году, после очередной переписи населения. Известно, что в 1868-м в селе насчитывалось 72 двора. Сегодня осталось две улицы, кладбище и часовня. Церковь – пожалуй, единственное украшение деревушки.

– Но ведь церковь – современная! Что же было на ее месте раньше?

– Да, это новая церковь. Прежняя – Живоносного Источника Божьей Матери – была разрушена в первые десятилетия прошлого века. Расскажу красивую легенду, связанную с церковью. Однажды во время наводнения, лет 200 или 300 лет наза, приплыла на доннике по реке Казанке и прибилась у кладбища часовенка. Местные жители, решив, что это знак свыше, подкатили бревна и вытащили ее на берег.

Открыв дверь часовенки, увидели икону Живоносного Источника Божьей Матери. Икона считалась чудодейственной – излечивала больных, направляла на путь истинный заблудших, давала силы отчаявшимся. Потом эта икона находилась в церкви, построенной в Савинове, как указывается в церковной «Ведомости»,  в 1799 году.

До наших дней церковь не дожила. А чудотворная икона была разрублена топором, от нее остался лишь маленький кусочек, который хранила у себя ныне покойная баба Дуня. Именно она рассказала легенду о часовне.

Самый старый дом в Савинове

 В селе была каменная часовня-усыпальница, построенная в 1891 году казанским купцом Заусайловым. Мы с ребятами ходили в экспедицию по этим местам еще в начале 90-х, и нам посчастливилось увидеть в часовенке усыпальницу. Позже от старожила села Михаила Петровича Борисова  узнали, что там были захоронены крестная и крестница Заусайлова.

Ныне эта часовня является алтарной частью Савиновской церкви. Сейчас в Савинове строится церковно-приходская школа. На этом месте раньше была деревянная школа, которая сгорела в 90-х годах.

– Какое отношение имел известный казанский купец Заусайлов к Савинову?

– В Савинове у него была дача. Здесь он проводил археологические раскопки, нашел много древних предметов: женские украшения,  игрушки, предметы быта. Василий Иванович Заусайлов был активным членом подготовительной комиссии по созданию Казанского городского музея, для организации которого пожертвовал немалую по тем временам сумму – 500 рублей. Уже после его открытия вошел в Попечительский совет музея.

Купец имел столько археологических находок в своей коллекции, в том числе бронзового века (около 11 тыс.), сколько было во всех русских музеях того времени, вместе взятых! Например, было там древнекамское копье, найденное в Савинове. К сожалению, к концу жизни Василий Иванович разорился, был вынужден продать свою коллекцию за границу. Сегодня ее можно увидеть в городе Хельсинки.

Конечно, очень жаль, что эта коллекция для нас утеряна, но мы не унываем – создаем свою коллекцию. Ходим по домам, общаемся с  жителями, смотрим, какие сохранились интересные вещи. И люди нам передают то, что уже не нужно: чугунки, керосиновые лампы, зеркало, коромысло. Особо ценные экспонаты – это серьги из речного жемчуга, соединенного с помощью конского волоса; а также икона Распятия Христа. Это ручная работа, икона находится в стеклянном сосуде, все части помещались туда, конечно, большим мастером.

Пока не установлено, кто им был. Мы нашли эту икону в одной из семей. Все это хранится сейчас в нашем Центре, но места, к сожалению, не хватает, и мы не можем разместить все найденные экспонаты. Мы знаем, что в одном доме есть сундук времен Петра I, в другом  – зеркало времен Боратынского.

– Вы упоминали об экспедиции 90-х годов. Не могли бы рассказать подробнее о поисковой работе школьников?

– Основная цель работы нашего Центра – заинтересовать детей историей их собственной семьи, улицы, на которой они живут, района, города. И мы потихоньку этой цели добиваемся. В преддверии 10-летия района был объявлен конкурс на лучшую краеведческую находку. Нам удалось всколыхнуть весь район на поиск. Ребята пишут эссе, рефераты, делают фотографии.

Педагоги «Простора» помогают преподавателям школ привить детям любовь к своему родному краю, к изучению истории, культуры, литературы. Вот сейчас вы находитесь в музее детской татарской литературы.  Экспозиция начинается  с Габдуллы Тукая, и гости могут узнать историю татарской литературы и татарской графики. Есть стенд, посвященный писателям Абдулле Алишу и Шамилю Гараю, их дружбе.

На этом же стенде  выставлена газета «Яшь ленинче» за 1931 год, в которой печатали свои первые стихи многие известные ныне татарские писатели. Третий стенд рассказывает о писателях военных лет.

Одна из улиц Савинова. Крайняя слева – Ф.Салимова, второй справа – Булат Султанбеков, научный консультант центра «Простор»"

Здесь мы проводим литературные музыкальные вечера, посвященные татарским поэтам и писателям. Нас посещают такие известные деятели искусства, как Шаукат Галиев, Роберт Миннуллин, Ильдар Юзеев, Рафаэль Мустафин и другие. Школьники привлекаются к участию в научно-практических конференциях: пишут доклады об изучении и хранении исторических источников, на тему «Казань и казанцы», «Мы – савиновцы».

Я думаю, что детям необходимо знать историю и культуру родного края. Мало того – им это интересно.  И мы очень рады, что наша работа дает свои плоды. Есть такая проблема: в нашем районе нет дворцов культуры, театров, больших сцен.

Мы ставили вопрос о создании детского национального комплекса «Савиново», ребята даже рисовали, как они его себе представляют. К сожалению, комплекс пока остается лишь в детских проектах. Но мы не теряем надежду.

Лилия ТУХВАТУЛЛИНА

«Казанские истории», №24-25 2004 года

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского