Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Январь 2020 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1950 – В Казани, в доме 15 по улице Островского, открыт Музей-квартира классика татарской литературы Шарифа Камала, который жил здесь в 1928-1942 годах

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Разрушать нельзя сохранить

На XX сессию Казанского Совета народных депутатов, которая состоялась 30 сентября 2004 года, было вынесено более 20 вопросов, однако для читателей нашей газеты особый интерес представляют два: о развитии туризма в Казани и о сохранении объектов культурного наследия Казани.

Вопрос о сохранении объектов культурного наследия Казани планировалось рассмотреть на сессии городского Совета уже давно. Но все время что-то мешало. Находились другие, более важные дела. Случись обсуждение раньше, например, в 2000 году, возможно, сохранить удалось бы больше.

Докладчиком по первому вопросу была заместитель главы администрации Альфия Тутаева. В ее выступлении речь шла в основном о проблемах, которые стали особенно очевидны в связи с приближающимся юбилеем столицы республики. Практически все они были названы в статье «Станет ли Казань Меккой для туристов» в номере 11-12 (2004), поэтому не станем повторяться.

Отметим только, что констатация некоторых задач затягивается на долгий срок. Так, уже несколько лет речь идет о необходимости создания в городе хотя бы одного справочно-туристского информационного центра. Все вроде бы «за», а центра все нет. Туристских фирм в Казани – 160, но только 10 из них работают на развитие внутреннего туризма.

Конечно, можно упрекнуть турфирмы в отсутствии патриотизма, но в решении сессии горсовета зафиксировано честное признание современных реалий: «развитие туризма в городе не соответствует статусу г.Казани как города Всемирного наследия человечества». Решению проблем, которые мешают развитию туризма (а они, отметим, чаще всего касаются этой отрасли косвенно): гостиничных, транспортных, досуговых и прочих, а также совершенствованию собственно туристского бизнеса, его содержательного и кадрового потенциала должна помочь программа развития туризма, принятая депутатами.

Программа предусматривает мероприятия до 2010 года, координируя усилия разных ведомств и служб. Сессия утвердила состав координационного совета по развитию туризма, возглавил который Камиль Исхаков.

Второй вопрос перекликался с первым. Поскольку место Казани в туристском рейтинге, российском и международном, во многом зависит от ответа на вопрос: что турист увидит в Казани? К сожалению, те, кто принимают решения о сносе памятников истории и культуры, кто, покупая старинные дома, доводит их до безобразного состояния, чтобы потом с легким сердцем снести и выстроить очередной дом с башенкой, не смотрят на свои действия с точки зрения экономики. Они полагают, что стенания краеведов и журналистов по поводу разрушения старой Казани – всего лишь интеллигентские сантименты, которым нет места в наше прагматичное время.

Но с огромными переменами в историческом центре города (оставим для другого раза оценку этих перемен) наш город теряет для туристов, особенно зарубежных, былую притягательность. Хорошо, что есть отдельные объекты, ради которых стоит ехать за тридевять земель: Кремль, Казанский университет. Но уже нет улицы Тельмана с деревянными домами (оставшиеся дышат на ладан), нет былого очарования за Булаком, в «татарской» части города, а главное – во многом разрушена аура старой Казани.

Так что можно поблагодарить депутатов городского Совета, которые решили проанализировать, что делается и что будет сделано, чтобы наш город встретил тысячелетний юбилей не в руинах. С докладом выступил начальник Управления архитектуры и градостроительства Олег Антосенко, который сообщил, что в государственный охранный реестр Республики Татарстан включено 554 здания-памятника Казани, из них 216 находятся в муниципальной собственности.

Объекты культурного наследия подразделяются на три категории: федерального значения – их 113, в том числе 17 комплексов, республиканского значения – 337, местного значения – 84, 95 памятников выявлены в последнее время, среди них – усадьба Макарова, комплекс бывшего Хлебного базара. Из 2078 обследованных объектов 52 процента из-за ветхости «приговорены» к сносу. Лишь 32 процента памятников находится в удовлетворительном состоянии, только 8 процентов после реконструкции обретут вторую жизнь. Под угрозой исчезновения находятся 7 памятников федерального, 4 – республиканского и 24 местного значения. На 38 объектах из 73, включенных в целевую федеральную программу развития и сохранения исторического центра Казани, работы даже не начинались.

Денег в бюджете на это важное дело нет, надежды на инвесторов не оправдались. На сессии показали видеосюжет, снятый во время выездного заседания комиссии горсовета по культуре: депутаты побывали возле кирпичной новостройки на улице Тукая – на том месте, где стояли два деревянных дома, которые новый собственник обещал отреставрировать.

Как отметил в своем выступлении на сессии первый заместитель министра культуры РТ Рафаэль Валеев, таким фактам впредь будет даваться адекватная оценка. Уже заведено уголовное дело по поводу пожара на доме №29 (памятник республиканского значения) по улице Гоголя, на очереди – разрушение дома №59 по улице Калинина, связанного с пребыванием в нашем городе поэта «серебряного века» Велимира Хлебникова.

Ни в докладе, ни в вы­ступлениях не была представ­лена полная картина потерь. С помощью коллег из других СМИ восполним этот пробел.

В газете «Вечерняя Ка­зань, в статье с красноречи­вым заголовком «Целенаправ­ленная стерилизация истори­ческой памяти» (20.09.2002), были приведены такие дан­ные: 14 историко-культурных объектов утрачено, под угро­зой разрушения 8, еще 10 па­мятников от этой судьбы не спасает даже включение в го­сударственный охранный ре­естр. «Вечерка» назвала все эти памятники.

В сентябре 2002 года газе­та «Время и деньги» сообщи­ла о начале разрушения дома №27 по улице Некрасова, где прошло детство Федора Ша­ляпина, в декабре - об угрозе разрушения флигеля во дворе дома №1 1 по улице Дзержин­ского, где жил Лев Толстой.

Можно много говорить о проблемах, которые возникают из-за вечного конфликта нового со старым, но, пожалуй, самым красноречивым доказательством недооценки культурного наследия является тот факт, что орган, который призван осуществлять государственный контроль за сохранностью памятников, не имеет на то государственных полномочий. За последние годы Управление, которое возглавляет Фарида Забирова, уже несколько раз меняло свое место в структуре управления: сначала было подразделением городской администрации, потом стало территориальным органом Министерства культуры, а нынче – в составе Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ.

Депутаты утвердили концепцию градостроительной политики г.Казани по сохранению и развитию ее исторической части на 2004-2015 годы, разработанную Управлением архитектуры и градостроительства, а также план мероприятий по сохранности 108 памятников истории и культуры, включенных в государственный охранный реестр, которые находятся в муниципальной собственности. Среди предложений, которые прозвучали с трибуны сессии городского Совета, можно отметить следующие:

– создать муниципальное унитарное предприятие по содержанию и использованию объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности при Комитете по управлению коммунальным имуществом;

– изыскать источники финансового заполнения фонда «Казанское наследие», создать попечительный совет по сохранению культурного наследия;

– обратить внимание на использование памятников для создания туристической инфраструктуры.

Последнее предложение тесно соприкасается с Программой развития туризма в Казани. В нескольких выступлениях речь шла о необходимости материального стимулирования сохранения и реконструкции памятников истории и культуры, как это делается во многих странах: предлагалось отменить налог на имущество собственникам объектов культурного наследия при условии направления высвобождаемых средств на благое дело; предоставлять льготы арендаторам памятников, что, кстати, разрешено статьей 14 Закона РФ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

Решением сессии создан городской совет по сохранению историко-культурного наследия, утвержден его состав. В совет вошли ученые и краеведы, представители творческой интеллигенции. Есть надежда, что совет будет способствовать диалогу городской власти с общественностью города, которого не было в последние годы.  

Сохраним, пока еще есть что сохранять

Газета «Аргументы и факты» горевала по поводу утраты дома Алкина на улице Федосеевской. Общественность била тревогу по поводу судьбы дома по улице Япеева, связанного с именем Льва Толстого, продолжает предупреждать власть о возможности утраты лома Фукса на улице Кирова (простите, Московской). «Казанские истории» своевременно сообщили о возможной горестной развязке на улице Калинина.

За последние годы мне довелось прочитать немало статей на эту тему коллег почти из всех изданий, были сюжеты на всех телеканалах. Но не припомню, чтобы где-нибудь был опубликован ответ на критический материал, сообщено, кто наказан, что будет сделано, чтобы такого впредь не повторилось. Нельзя при этом сказать, что мнение общественности игнорируется. Чиновники своевременно готовят ответы па тревожные письма, которые приходят даже Президенту республики, находя массу обтекаемых формулировок, чтобы запудрить мозги обывателю, Кого-то даже наказывают, но чаще всего тех, кто на самом деле болеет за судьбу культурного наследия: встречается с обозленными людьми (а это сегодня – героический поступок), пытается как-то повлиять на ситуацию, даже если силенок маловато.

Фарида Забирова не раз упрекала коллег, призывая искать настоящих виновников. Но реальные и полные сведения об объектах культурного наследия от глаз общественности сокрыты. Интервью с первым заместителем министра культуры Р.Валеевымв сегодняшнем номере – лучшее тому подтверждение.

Ответ на первый вопрос – о выполнении указа Президента РТ, оставим без комментариев. Просто напомним, какие конкретные задачи с указанием сроков ставил М.Шаймиев 20 сентября 2002 года:

– администрации Казани совместно с исполнительной дирекцией Государственного жилищного фонда при Президенте РТ и Министерством культуры РТ разработать и до 1 декабря 2002 года представить на утверждение в Кабинет министров проекты нормативных правовых актов, регламентирующих механизм сохранения отселенных ветхих жилых зданий, в том числе памятников истории и культуры, выявленных историко-культурных объектов, до передачи их инвесторам;

– завершить до 1 января 2003 года разработку проекта детальной планировки центра города Казани;

– администрациям районов и городов, имеющим на подведомственных территориях объекты историко-культурного наследия, разработать и утвердить в установленном порядке в срок до 15 декабря 2002 года планы мероприятий по обеспечению сохранности и использованию в современных условиях памятников истории и культуры и выявленных объектов культурного наследия и определить перспективу их развития на основе учета историко-архитектурной ценности сложившейся застройки.

Далека от мысли, что президентские указы в нашей республике не исполняются. Но что конкретно сделано, на сессии услышать не удалось. В интервью Р.Валеева за аккуратными формулировками спрятался истинный масштаб проблемы. Наверное, потому, что в таком случае пришлось бы брать вину на себя.

Поскольку по закону ответственность за сохранение памятников несет Министерство культуры. Казанские депутаты выполнили одну из задач, поставленных главой республики: разработали и утвердили «план мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и поддерживающих историческую среду».

Правда, со сроками вышла неувязка: сессия состоялась 30 сентября 2004 года, а в указе названа другая дата – 1 февраля 2003 гола. Сессия утвердила план мероприятий по обеспечению сохранности 108 памятников истории и культуры, включенных в муниципальный охранный реестр. Не хочется злорадствовать по этому поводу. У городской власти сегодня, действительно, не хватает ни времени, ни средств.

Как горестно рассказывала журналистам на семинаре в «Татмедиа» Фарида Забирова, главный хранитель памятников в Казани по должности, чиновники называют брошюру с текстом федеральной программы сохранения и развития исторической части Казани «книгой мечт». Из 23 объектов Старо-Татарской слободы деньги есть только на реконструкцию мечети аль-Марджани. Дом Фукса разрушается не столько из-за равнодушия чиновников, сколько потому, что не вошел в число приоритетов, которые при каждой встрече с руководством республики и города просит определить российский министр финансов.

Трижды находились инвесторы на этот памятник – и все, посмотрев его состояние, отказывались, У многих спрашивала, каков механизм определения приоритетов. Кто конкретно отвечает за принятие решений, какому памятнику – жить, а какому – погибать? Где, наконец, ставится запятая в предложении «Разрушать нельзя сохранить»? Ясно одно: у общественности совета не спрашивают. Общественность в основном ограничивается дискуссиями с одним и тем же составом участников, уговаривающих друг друга сохранять старую Казань.

От слов перейти к делу решили совсем недавно, на дискуссии в Музее Горького – объявили о создании общественного совета. Правда, город нас не услышал. Потому что о дискуссии той мало кто узнал: журналистов в зале было негусто. Но нас опередили казанские депутаты: совет с участием представителей общественности создан. В ныне действующем республиканском законе «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей» есть специальная статья «Участие общественных организаций и граждан в охране и использовании культурных и исторических ценностей». У нее несчастный номер – 13. Может, потому она практически не работала.

Но разве чиновники были виноваты в том, что у нас нет таких общественных организаций, чье мнение власть учитывала бы, принимая решения «об изменении, перемещении и сносе памятников, строительстве и реконструкции объектов па землях историко-культурного назначения»? А потому городской администрации вполне удавалось не замечать стенаний общественности, в том числе журналистов. «Казанские истории» предложили К.Исхакову использовать газетные страницы, чтобы перед сессией поговорить с казанцами на эту болезненную тему.

Интервью, к сожалению, не получилось. То ли молодые чиновники из управления по связям с общественностью и СМИ не поняли его важности, то ли сам Камиль Шамильсвич решил промолчать и на этот раз. Можно много говорить о проблемах, которые возникают из-за вечного конфликта нового со старым, но, пожалуй, самым красноречивым доказательством недооценки культурного наследия в нашей республике является тот факт, что орган, который призван осуществлять государственный контроль за сохранностью памятников, не имеет на то достаточных государственных полномочий.

За последние годы управление, которое возглавляет Фарида Забирова, уже несколько раз меняло свое место в структуре органов власти: сначала было подразделением городской администрации, потом стало территориальным органом Министерства культуры, а нынче – в составе Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ.

Есть объективные причины, которые объясняют сложившееся положение вещей: несовершенство законодательства, отсутствие экономических стимулов для привлечения инвесторов для реконструкции и содержания памятников, отсутствие патриотизма и высоких духовных ценностей у большинства современных бизнесменов, которые готовы потратить огромные деньги на составление модного ныне генеалогического дерева и при этом безжалостно сломать добротный родительский дом в деревне, чтобы возвести па его месте современный коттедж.

Проходя по улице Большой Красной в самом ее начале, обратите внимание, в каком состоянии находится дом №10, где когда-то жил городской голова, купен Платон Суханов. Нынешний мэр города должен быть готов к тому, что потомки с его наследием поступят таким же образом.

Среди предложений, которые прозвучали с трибуны сессии городского Совета, можно отметить следующие:

– создать муниципальное унитарное предприятие по содержанию и использованию объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности при Комитете по управлению коммунальным имуществом; – изыскать источники финансового заполнения фонда «Казанское наследие»;

– создать попечительский совет по сохранению культурного наследия.

В нескольких выступлениях речь шла о необходимости материального стимулирования сохранения и реконструкции памятников истории и культуры, как это делается во многих странах: предлагалось отменить налог на имущество собственникам объектов культурного наследия при условии направления высвобождаемых средств на благое дело (соответствующие законы уже позволяют сделать это); предоставлять льготы арендаторам памятников, что, кстати, тоже разрешено статьей 14 федерального закона об объектах культурного наследия народов Российской Федерации.

Депутаты утвердили концепцию градостроительной политики г.Казани по сохранению и развитию ее исторической части на 2004-2015 годы, разработанную управлением архитектуры и градостроительства. Решением сессии создан городской совет по сохранению историко-культурного наследия, утвержден его состав.

В совет вошли ученые и краеведы, представители творческой интеллигенции (см. список ниже). Совет еще не начал работать, а уже есть скептики, которые считают: этот государственно-общественный орган создан для отвода глаз, чтобы хоть как-то успокоить общественность. Тем не менее, есть надежда, что совет поможет наладить диалог городской власти с общественностью, которою не было в последние годы.

Газета «Казанские истории» берет на себя обязательство сделать работу совета гласной, что, несомненно, поможет повысить ее эффективность.

Любовь АГЕЕВА,

член городского совета по сохранению историко-культурною наследия

Городской совет по сохранению историко-культурного наследия

Антосенко О.Д. – председатель совета, заместитель главы администрации г.Казани

Агеева Л.В. – главный редактор газеты «Казанские истории»

Айдаров С.С. – доктор архитектуры, профессор, проректор по науке Института архитектуры и дизайна КГАСА. член-корреспондент РААСН

Ахмеров У.Ш. – профессор, доктор медицинских наук

Балашов Ю.А. – главный редактор журнала «Казань»

Бикмуллин М.Г. – депутат Казанского Совета народных депутатов, директор ООО «Информационные технологии»

Биктимирова Н.Б. – заместитель председателя Совета ветеранов Старо-Татарской слободы

Гайнуллина Ф.К. – директор общественного фонда «Казанское наследие»

Гилязетдинов А.Р. – начальник Главного управления архитектуры и градостроительства

Забирова Ф.М. – начальник Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры, член-корреспондент РААСН

Исмагилов Д, – предприниматель, директор ООО «Форум»

Лескова Т.И. – корреспондент газеты «Восточный экспресс»

Матвеев И.М. – заместитель председателя постоянной комиссии по культуре и национальным вопросам Казанского Совета народных депутатов

Максутов М.А. – председатель общественного фонда М.С.Булатова

Муханов Г.С. – генеральный директор Национального музея РТ, кандидат исторических наук

Мюллер Г.А. – председатель городского общества краеведов, учитель истории и обществоведения гимназии №9

Надырова Х.Т. – доцент КГАСА, кандидат архитектуры.

Писарева С.В. – директор музея КГУ

Салихов Р.Р. – руководитель Центра по изучению историко-культурного наследия народов РТ Академии наук РТ, кандидат исторических наук

Саначин С.П. – главный архитектор проектов института «Казгражданпроект»

Саттарова Д. – главный редактор журнала «Дина»

Ситдиков А.Г. – директор Национального центра археологических исследований Академии наук РТ, кандидат исторических наук

Тагиров Э.Р. – заведующий кафедрой культуры мира ЮНЕСКО

Хайруллин Э.Р. – корреспондент ОРТ в Татарстане

Хайрутдинов Р.Р. – заместитель директора Института истории Академии наук РТ, кандидат исторических наук

Халитов Н.Х. – заместитель директора Государственного историко-архитектурного и художественною музея-заповедника «Казанский Кремль», доктор архитектуры

Хакимуллнн Н.С. – председатель Совета ветеранов Вахитовского района Казани

Харитонов А.Н. – председатель Казанского отделения ВООПИК.

Охраняется государством. Если у него есть деньги...

Всего в государственный охранный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Татарстан включено 554 здания города Казани, из них 216 находятся в муниципальной собственности.

Памятники по степени исторической и культурной ценности подразделяются на три категории:

– федерального значения (113 объектов, в том числе 1 7 комплексов и ансамблей, среди них ансамбль Казанского университета, комплекс Петропавловского собора, мечеть аль-Марджани, здание городской управы, а также 56 объектов археологического наследия);

– регионального (республиканского) значения (337 зданий, среди них Александровский пассаж, духовная семинария – ныне здание геологического факультета КГУ, дом Шамиля);

– местного (муниципального) значения (84 здания, включенные в охранный реестр, и 95 зданий, обладающих признаками объектов культурного наследия, такие как: усадьба Макарова, комплекс бывшего Хлебного базара).

Комиссионно обследовано 2760 зданий исторической среды на предмет сохранения или сноса. 52 процента из них рекомендовано сохранить, 43 процента – снести, 5 процентов – воссоздать.

Состояние многих зданий-памятников, находящихся в муниципальной собственности, специалисты характеризуют как неудовлетворительное (60%). В удовлетворительном состоянии находится 32 процента объектов культурного наследия. Только 8 процентов после реконструкции обретут вторую жизнь.

Под угрозой исчезновения находятся 7 памятников федерального, 4 -республиканского и 24 местного значения. Особенно тревожное состояние зданий, отселенных по Программе ликвидации ветхого жилого фонда (70% объектов в неудовлетворительном состоянии, 13% – в удовлетворительном, 7% – в аварийном).

Есть факты несанкционированной разборки и поджогов объектов культурного наследия (на 17 объектах), разрушение участков культурного слоя без охранно-спасательных работ. В настоящее время реставрационные работы ведутся на 9 процентах объектов культурного наследия.

За период с 1994 по 2004 год приведены в удовлетворительное состояние 10,5 процента памятников, отреставрированы 23 объекта, отремонтированы 35, из них 12 – на средства собственников и арендаторов, остальные – па средства республиканского бюджета. Средства из федерального бюджета стали выделяться только с 2001 года, в рамках федеральных целевых программ.  

Когда нет генерального плана

Действие последнего генерального плана застройки Казани, утвержденного в 1969 году, закончилось 10 лет назад. В последние годы Казань, как и многие города Татарстана, застраивалась без этого важного документа. Проблемы и перспективы развития городских территорий пытались выяснить за «круглым столом» специалисты различных министерств и ведомств.

По словам начальника отдела управления территориями Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Николая Васильева, в настоящее время планомерному развитию городских территорий мешают 3 основные причины.

Во-первых, это несовершенное градостроительное законодательство. У Татарстана есть свой Градостроительный кодекс, но в связи с новым распределением полномочий между Центром и регионами многие вопросы теперь должны регулироваться федеральными законами. Сейчас идет разработка проекта федерального градостроительного кодекса, принятие которого повлечет за собой изменение 20-ти федеральных законов.

Во-вторых, отсутствие градостроительной документации. Специалисты Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ во время проверок столкнулись с тем, что во многих городах республики архитекторы о составленных 10 лет назад градостроительных планах либо не знают, либо «читают их, как художественную литературу». В результате города застраиваются хаотично, нет единой архитектурной политики.

В-третьих, органы исполнительной власти предпочитают уходить от публичного рассмотрения строительных проектов. Правда, кое-где они выставляются на официальные сайты с просьбой проголосовать «за» или «против», но посетители Интернета относятся к такому голосованию индифферентно: нет уверенности, что голос общественности будет услышан.

«Наше население предпочитает писать письма президентам республики или России. К органам местной власти уровень доверия слишком низок», – отметил Н.Васильев. Самые большие объемы инвестиций, конечно же, вкладываются в застройку Казани. Правда, после празднования тысячелетия города их размеры сократятся на порядок. Специалисты отмечают, что значительная часть инициатив инвесторов угасает на половине пути – при получении необходимых разрешений на строительство.

Власти давно поняли, что процедуру нужно упростить и пытаются сократить дистанцию для инвесторов, но «упрощение процедуры – процесс сложный», отметил начальник департамента архитектуры и градостроительства министерства Николай Лекарев.

«Казанские истории», №19-20, 2004 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского