Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2020 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1904 – Родился дирижер, скрипач, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный артист ТАССР Ильяс Ваккасович Аухадиев

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Кактусная» хореография – это интересно

В программе XXVII Международного фестиваля классического балета имени Р. Нуриева в Казани были три современных одноактных балета шведского хореографа Александра Экмана, в том числе балет «Кактусы».

Балеты немецкого театра, объединенные в программу «Триптих», вызвали неоднозначную оценку любителей балета. У нас есть возможность познакомить своих читателей с точной зрения профессионала - балерины Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля.

Хотя главное балетное событие сезона позиционируется как фестиваль классического балета, в разные годы в Казань приезжали артисты и труппы, танцующие современную хореографию. Вот и в этом году балетоманов порадовали чем-то «необычным».

Вообще современная хореография, или танец модерн, в последнее десятилетие приобретает актуальность и в России. На Западе contemporary dance – еще одно название современного танца, уже давно развивается и живет насыщенной театральной жизнью, он приобрел определенные формы. Некоторые направления и стили разных хореографов стали классикой жанра. И все же танец модерн не перестает удивлять.

Для казанского зрителя приезд Дортмундского балета стал приятным сюрпризом. Труппа из Германии за два фестивальных дня показала четыре балета. Из них, по моему мнению, самым ярким спектаклем можно с уверенностью назвать балет «Кактусы».

Спектакль начинается с немного абсурдного философствования голоса за кадром. Пафосно поставленный голос размышляет о современном танце и о роли критиков искусства в нынешнем обществе, и мнения одного из них может повлиять на восприятие многих зрителей.

Сам Экман в одном из своих интервью называет сатирический балет «Кактусы» последним комментарием на мнение таких критиков. Он так же надеется – зритель поймет его остроумный намек. По его мнению, современное искусство не следует воспринимать очень серьезно.

Далее начинается завораживающее действие! 16 танцовщиков, посаженных в шахматном порядке на белые платформы, начинают в тишине делать что-то наподобие дыхательной гимнастики йогов, замирая время от времени в причудливых позах.

Музыкальный пейзаж спектакля интригует так же, как и пластика танцоров. Живой струнный квартет, играющий коллаж из музыки великих композиторов: Бетховена, Гайдна и Шуберта, придает особое настроение и остроту «кактусной» хореографии. Танцоры, в свою очередь, используя все тело и окружающее пространство, хлопают ладонями об пол, прикрикивая в такт, создают заразительный ритм, становясь неотъемлемой частью человеческого оркестра.

Белые пьедесталы размером 1 метр на 1 метр, на которых, собственно говоря, и танцуют артисты, символизируют дуальность свободы и ограничения. С одной стороны, каждый ограничен своим пространством, с другой стороны, любой свободен в проявлении себя на своем маленьком островке. Особенно впечатляет работа света и тени. Здесь нужно сказать «браво» художнику по свету, который в нужный момент выхватывал нужного танцора в его монологе.

Хореограф-хулиган Экман, судя по всему, любит удивлять зрителей, и это оправдано. Когда на сцене происходит нечто экстраординарное, как например падающее с небес чучело кошки во время незатейливого диалога-танца обычной парочки, зритель тут же живо реагирует. Погружаясь таким образом в необычный спектакль, люди отдыхают от каждодневных проблем, и, возможно, это вдохновляет их взглянуть на обыденные вещи (те же самые кактусы, например) с другого ракурса.

Хотя современный шедевр оставляет впечатление легкости, ироничности и непринужденности, можно только попробовать представить себе, какой физической подготовки требует данная хореография от артистов. Танцоры Дортмундского балета справились с этой задачей блестяще! Хореография местами напоминала племенные танцы африканцев, настолько сильна была энергетика неистового танца. Возникало такое чувство, что танцоры полностью отпускают себя в стихию танца, но все же мастерски контролируют каждую мышцу тела.

В финале спектакля все персонажи выстраивают удивительную композицию из тех же платформ-коробок, которые, казалось, не поддаются законам гравитации и каким-то образом стоят на ребре. У каждого в руках кактус – символ и аллегория на современных людей, живущих каждый в своем горшке, таких же колючих и неприхотливых, но все же сильных, готовых пробиться даже через каменный грунт асфальта, был бы только лучик света.

Автор в полном объеме раскрывает проблему взаимоотношений людей в современном обществе, определяя роль и место каждого в глобальном человеческом оркестре.

Этот необычайно легкий, свежий, динамичный балет, который, как вихрь, уносит зрителя в мир удивительного хореографа и художника своего времени Александра Экмана.

Этот балет – ярчайший представитель нового искусства – рекомендован для обязательного просмотра как зрителям, так и профессионалам.

Автор рецензии окончила Казанское хореографическое училище (класс И.Ш.Хакимовой) в 2011 году и была принята в труппу ТАГТОиБ им. М.Джалиля. Она занята более чем в 10 спектаклях театра. Совсем недавно мы видели ее в балете «Золотая Орда»: в Восточном танце она предстала Павлином. Она танцевала партию Матери-волчицы в «Спартаке», Невесту в «Лебедином озере». С труппой театра выезжала на гастроли в страны Европы.

Айсылу –студентка III курса Высшей школы искусств имени С.Сайдашева ИФМК.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского