Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
21.08.2018

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
+16° / +20°
Ночь / День
.
<< < Август 2018 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1993 – На Волжско-Камской бирже состоялся первый чековый аукцион. В Российской Федерации начиналась масштабная приватизация

    Подробнее...

«Рудольф Нуриев. Рудик»

Фильм Фарида Давлетшина «Рудольф Нуриев. Рудик» на международном фестивале мусульманского кино в сентябре 2015 года вызвал такой интерес, что его пришлось показать дважды.

Толпа зрителей, по численности в два раза превышающая количество мест в зале, активно прорывалась в зал, забыв про правила поведения. Попасть туда было довольно трудно даже участникам съемочной группы, не то что аккредитованным журналистам.

Демонстрацию фильма задержали на полчаса. Зрителей попросили поднять подлокотники кресел, чтобы усадить максимальное количество желающих. Нас буквально утрамбовали. И все равно  пришлось открыть еще один зал, чтобы удовлетворить интерес всех желающих. 

После фильма состоялась его презентация с участием всей съемочной группы. Зрители встретили премьеру очень тепло. Некоторые высказались публично. 

Такой интерес к картине понятен. Во-первых, фильмы наших кинематографистов на фестивале почти всегда идут при аншлагах. Но главное в этом конкретном случае - Рудольф Нуриев, славу которого делят два города - Уфа и Казань. Казанцев не смущает, что детство великого артиста прошло в Башкирии, зато его мать родилась в нашей республике.

Неизвестно, чем бы закончилось это противоборство, если бы Нуриев в 1992 году, незадолго до кончины, не приехал на малую родину своей матери, причем дважды и не подтвердил публично, как много значили для него татарские корни. 

В конце концов неважно, кому принадлежит пальма первенства - Уфе, Казани или Ленинграду, где прошло его становление как танцовщика. Провидению было угодно, что у него нет точного места рождения – он появился на свет в поезде на пути в Иркутск. Нуриев был человеком Мира и его творчество - это всеобщее достояние.

Но 17 марта 1938, в день, когда он родился, об этом еще никто не знал. Сегодня важны даже незначащие подробности его жизни, например, про то, как у него появился шрам. Сестра Рудольфа Резеда рассказала об этом так:

«Рудольф был тогда совсем маленький. Время было военное, голодное. Он, помню, взял кусочек хлеба и поднес его ко рту. А рядом была собака, тоже оголодавшая. Она прыгнула за хлебом и укусила Рудольфа. И этот шрам от укуса собаки остался на всю жизнь».

Фамилия его пишется по-разному — Нуриев или Нуреев, поскольку, когда его дед получил ее, он не умел писать. А  отца его назвали при рождении не Хаметом, а Мухаммедом, и лишь впоследствии он сам изменил свое имя.

Нуриев не знал и места своего рождения — он родился в поезде, где-то неподалеку от Иркутска. Самому ему этот факт его биографии очень нравился, и он охотно о нем рассказывал, объясняя таким образом свою страсть к перемещениям по всему свету с необычайной легкостью. Он был воистину всемирным бродягой и не побывал со своими выступлениями лишь в Антарктиде.

Его мать, Фарида, была родом из казанских татар, а отец — из крошечного башкирского села под Уфой. Рудольф не старался замалчивать свое происхождение, как это было принято в те годы среди людей, имевших отношение к искусству или науке. Напротив, он гордился своей нацией и, в общем-то, действительно походил на стремительного, своевольного потомка Чингисхана, как его неоднократно и называли. При случае он мог, по воспоминаниям его однокурсников по хореографическому училищу, подчеркнуть, что его народ в течение трех веков властвовал над русскими.

В течение первых лет жизни маленький Рудик, как называли его дома, дважды пересек страну из конца в конец: с запада на восток и обратно. Вскоре семье пришлось еще раз проделывать неблизкий путь от Москвы до Урала.

Отец его, Хамет Нуриев, был человеком, которому советская власть дала возможность покинуть глухую деревню и, что называется, выйти в люди. Он стал политруком, и места его службы постоянно менялись, он переезжал из одного гарнизона в другой. Возить за собой семью было неудобно, поэтому Фарида с маленькими дочерьми оставалась одна. Но когда Хамет получил назначение во Владивосток, она вскоре отправилась вслед за мужем. В этом долгом путешествии и родился мальчик, которому было суждено впоследствии вписать много ярких страниц в историю балета.

Эти и другие подробности можно прочитать в очерке, размещенном по адресу http://murtaz2011.narod.ru/11.html.

На фестивале мусульманского кино мы видели уже третий фильм о Рудольфе Нуриеве. Два года назад творческая группа во главе с казанским режиссером Фаридом Давлетшиным создала картину «Рудольф Нуриев. Прощание с Родиной», который решил тогда остановиться на казанском периоде артиста. Как известно, Нуриев побывал в Казани, в городе, где познакомились и поженились его родители,  дважды – в марте и мае 1992 года.

По словам режиссера, деньги на создание фильма дали Министерство культуры РТ и «Татаркино», а сценарий написал Рабит Батулла, который давно интересуется личностью Нуриева и даже написал роман-трилогию о жизни этого танцовщика.

Фарид Давлетшин – режиссер из Узбекистана, в настоящий момент проживает в Казани.

Родился в 1952 году в Кашкадарьинской области – его родители были сосланы туда в годы коллективизации. В 1974 году закончил Ташкентский театрально-художественный институт, факультет режиссуры. В 1983-м – ВГИК, режиссерский факультет, мастерская Марлена Хуциева.

С 1983 года режиссер на киностудии «Узбекфильм». Фарид снимал в Индии, Таиланде, Канаде, России и Татарстане. Выпустил более 20 фильмов и несколько сериалов. Его картины получают престижные награды на международных кинофестивалях.

«Последнее путешествие Каипа» вошло в топ-100 лучших фильмов Центральной Азии вместе со знаменитыми киноработами режиссеров Японии и Китая. Приключенческий фильм «Беркут» открывал в 2008 году российскую программу юбилейного XXX Московского международного кинофестиваля.

Фильм «Рудольф Нуриев. Прощание с Родиной» показали на фестивале мусульманского кино 2013 года. В 2014 году, в феврале, он был отмечен в США специальным дипломом организатора Фестиваля российского документального кино – «Нового Журнала», который называется «За отражение темы Зарубежной России».  

На фестивале 2013 года была показана также картина Альфии Чеботаревой «Рудольф Нуриев.Мятежный демон». Чтобы ее представить, в Казань приезжал танцовщик, балетмейстер и продюсер Андрис Лиепа, который снимался как ведущий и композиционный стержень киноленты. Жюри фильм оставило без награды. У него было бы больше шансов на фестивале телефильмов, поскольку режиссер явно злоупотребила «говорящими головами», то есть интервью.

В 2014 году на казанском фестивале был показан фильм «Визит» киностудии «Башкортостан», снятый уфимским режиссером Булатом Юсуповым. Его сюжет связан с эпизодом из жизни Рудольфа Нуриева и основан на реальных событиях. Он рассказывает об официальном визите королевы Иордании в Уфу в 1977 году, во время которого она встречалась с матерью великого танцовщика.

Оставалась свободной ниша художественного фильма. И в Казани замахнулись на такой проект.

 Рудольф Нуриев. Рудик» – это первая часть трилогии, посвященной легендарному танцовщику, - рассказывал журналистам режиссер. - Наша картина – это попытка осмыслить Рудольфа Нуриева как личность, понять, как зарождалась и осуществлялась его мечта.

Картина, посвященная детским годам танцовшика, снималась в аскетичных условиях. Средств на начало съемок практически не было. Бюджет картины, по самым скромным подсчетам, планировался в сумме не менее 25 млн. рублей. Часть работы была сделана на энтузиазме и на личные средства режиссера.

«Если знать Давлетшина, это не удивляет. Он умеет работать «за идею» и может вдохновить съемочную группу. Вспомним очень неплохой фильм «Собака», который был в конкурсном показе прошлогоднего Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Его бюджет был всего 50 тыс. рублей, и это были личные средства режиссера», - прочитала я в одной из публикаций в Интернете.

В конце концов средства нашлись. Режиссер не очень распространялся на этот счет во время пресс-конференции.

Фильм посвящен детских годам легендарного танцовщика. Сюжет байопика (фильм-биография) начинается с событий Великой Отечественной войны. Отец семейства Нуриевых – на фронте, а жена с тремя дочерьми и маленьким Рудиком находится в селе под Уфой. Создатели фильма точно передают атмосферу этого нелегкого периода: дети недоедают, страдают от холода, спят под одним одеялом на сколоченной из грубых досок деревенской кровати.

Ключевым событием в жизни героя становится поход в театр на балет. Рудик с первого взгляда влюбляется в танец – раз и навсегда. Родные приводят его в школу Анны Удальцовой, где мальчик делает первые успехи. Однако вернувшийся с фронта отец хочет видеть в единственном сыне не артиста балета, а будущего офицера…

В роли питерской балерины казанская актриса Нина Калаганова

В основе картины роман «Летающий демон» известного писателя, драматурга, общественного деятеля Татарстана Рабита Батуллы. Отдельные сцены из жизни, снятые в порядке биографической хроники, скрепляет голос за кадром. Мы слышим самого Рудольфа Нуриева. О том, что это не он вспоминает свои детские годы, забываешь минут через пять.  

Создатели фильма намеренно не пошли по пути точного копирования речевых особенностей Рудольфа Нуриева. Мы слышим голос известного актера Рустема Гайнуллина. Закадровый текст главного героя написал талантливый журналист Адель Хаиров.

Фильм представляет режиссер Фарид Давлетшин

Изучая материалы о Нуриеве, создатели фильма неожиданно обратили внимание на одну из фотографий мальчика, где он стоит в позиции, характерной для артистов балета.

Этот неожиданный образ из реальной жизни нашел продолжение в кадрах, которые можно назвать грезами мальчика - над водой будто парят две юные балерины.

Сцена прекрасно снята известным казанским оператором Хайдаром Миндубаевым и смотрится органично среди других сугубо реалистичных эпизодов.

В роли матери - казанская актриса Гульчачак Хафизова

В фильме есть еще один эпизод, который можно назвать символическим. Это его начало - когда мать Рудика, возвращаясь с картошкой для голодных детей, не побоится дать бой волкам. Не эта ли решимость, переданная сыну с молоком матери, не раз помогала Нуриеву на жизненном и творческом пути?

Один из моих коллег иронично прокомментировал включение в ткань киноповествования эпизоды с известным казанским мастером художественного свиста, в исполнении которого прозвучали фрагменты татарских мелодий  и мелодия из «Лебединого озера». «Одним словом, народное кино», - завершил он свою мысль.

А мне это явное ответвление от реальных событий показалось естественным. Очень часто в детстве звезды зажигают такие вот безвестные учителя, встреча с которыми определяет судьбу. Почему бы не предположить, что в жизни Рудика Нуриева был именно такой случай? Иначе трудно найти нить, которая связывает мальчика из башкирской глубинки с «летающим татарином».

К тому же зрители имели редкую возможность увидеть оригинальный талант нашего земляка Вильямса Ахмадуллина. 

Герои фильма говорят на татарском языке (выручают субтитры), но, как и в жизни, довольно часто звучит русская речь. А в целом татарское происхождение Нуриева не педалируется. У гениев, как известно, национальностей не бывает.

Фарид Давлетшин на презентации перед показом фильма представил зрителям русского мальчика - юного актера Игоря Маркова, сыгравшего Рудика в детстве. Он учится в хореографическом училище и с малых лет бредит балетом, поэтому понятно, что значила для него эта роль.

Исполнитель главной роли  Игорь Марков

Как оказалось, у него был партнер, ведь Игорь не говорит по-татарски. Зато он прекрасно справился с основной задачей, проявив несомненные актерские способности.

Рудольфа в старшем возрасте сыграл профессиональный танцовщик Нурбек Батулла, выпускник Казанского хореографического училища, который в настоящее время заканчивает Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. По словам Фарида Давлетшина, одаренный артист уже утвержден на роль в следующих фильмах саги о Рудольфе Нуриеве.

В съемках приняли участие известные казанские актеры, в том числе народная артистка РТ Нина Калаганова, которую пригласили на роль Анны Удальцовой, артисты Татарского театра драмы и комедии имени Тинчурина Гульчачак и Ирек Хафизовы, которые сыграли родителей Рудика. Мы увидим на экране и Рабита Батуллу.

При желании, если судить по гамбургскому счету, можно предъявить создателям фильма претензии по кинематографической части. Есть и фактические неточности, которые в жанре байопика вряд ли допустимы. Например, сцена первого посещения балетного спектакля снята не в Уфе, а в Казани, и зрители без большого труда узнали Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Смешным показался вывод одного из рецензентов о том, что в картине показан зарождающийся конфликт тонкой души с системой, средой и родными, ― те события, которые сформировали судьбу артиста. Другому рецензенту как раз этого и не хватило - конфликта с системой и родителями.

Но, глядя на экран, мне не хотелось думать ни о динамичности сюжета, ни о профессионализме авторской группы. Мне было интересно наблюдать, как рождается будущий гений танца. Много написано и снято о том, как он танцевал, как учился, как жил, с кем танцевал, какие партии исполнял. Не пощадили его память и сообщили миллионам даже о том, что стало причиной его смерти.

Конечно, мы видели лишь интерпретацию того, что было. Но мне все равно было интересно. Мы видели самое начало - мальчика в первой позиции на старой фотографии...

«Когда сеанс завершился, люди аплодировали стоя со слезами на глазах. И это настоящий и пока, к сожалению, единственный стимул делать искренне  народное и в то же время профессиональное татарстанское кино, потому что у него есть благодарный зритель», - так завершила свою рецензию коллега Наталья Топал.

И этот последний аккорд мне нравится гораздо больше выводов рецензента из газеты «БИЗНЕС Online», который оценивал картину и ее успех у фестивальной публики с позиций холодного академизма.

Нельзя не считаться с тем, что бывают фильмы, успех которых у зрителей сопряжен вовсе не с их профессиональными достоинствами, а с искренним интересом публики к действу на экране. И это был как раз такой случай.

Постскриптум:

Фильм «Рудольф Нуриев. Рудик» на Международном фестивале мусульманского кино получил специальный приз Международной организации тюркской культуры «ТЮРКСОЙ». 

Фото Владимира Зотова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов