Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
27.05.2017

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Погода в Казани
+14° / +17°
Ночь / День
.
<< < Май 2017 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1917 – В Казани открылся 1-й губернский крестьянский съезд, который избрал губернский крестьянский Совет во главе с левым эсером А. Колегаевым и принял резолюцию о ликвидации частной собственности на землю.

    Подробнее...

Муслим Магомаев: только шлягеры

7 января 2017 года в праздничной программе телеканала «Культура» был концерт «Муслим Магомаев. Шлягеры ХХ века», что, несомненно, доставило много удовольствия людям моего возраста.

О Муслиме Магомаеве вспоминает одна из его поклонниц.

К сожалению, среди молодых людей много таких, кто не знает ни Муслима Магомаева, ни его песен. Между тем это было настоящее явление на советской эстраде. Я работала в отделе культуры «Вечерней Казани» и по должности встречалась со многими известнейшими исполнителями. Тогда было не принято проявлять свои чувства при встречах с ними, и никому бы не пришло в голову взять автограф даже у тех, кто давал тебе интервью.

Собственно, сама возможность видеть знаменитостей делала как бы ненужными все внешние проявления своих симпатий. Правда, были из этого правила исключения. Ведь в зрительном зале журналисты – всего лишь зрители, и потому мы тоже кого-то выделяли особо.

Среди певцов для меня на первом месте был Муслим Магомаев. Его голос мог заставить меня бросить все дела, даже сверхважные. У меня были все его пластинки. Впрочем, в то время я была не одна такая.

Ориентир – Марио Ланца

В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений. Он был органичен всегда, и когда пел песни, и когда исполнял арии из опер. Муслим был автором более 20-ти песен, музыки к нескольким спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Его знали как автора и ведущего цикла телепередач о жизни и творчестве звезд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе – американского певца Марио Ланца, о котором Магомаев написал книгу.

Читаю его биографию в Интернете – и сопоставляю факты из нее со своей жизнью, чтобы уточнить, когда я его впервые услышала.

Муслим старше меня на четыре года. Значит, мы жили в одной стране, правда, жизнь у нас была все-таки разная. Я жила в небольшом городке Куйбышевской области, куда не заезжал ни один гастролер не только всесоюзного, но даже областного уровня.

Муслим родился в большом городе, в семье музыкантов. Его дед по отцу – Абдул-Муслим Магомаев, азербайджанский композитор, чье имя носит Азербайджанская государственная филармония, является одним из основоположников азербайджанской классической музыки, и уже это определило будущую судьбу Муслима.

Его мать, Айшет Ахмедовна (по сцене Кинжалова), была драматической актрисой с многоплановым амплуа. У нее был хороший голос, она аккомпанировала себе на аккордеоне. Айшет играла в основном характерные роли, а ее музыкальность была дополнением к драматическим способностям.

Впервые об уникальном голосе Муслима заговорили, когда ему исполнилось 8 лет, – вместе с хором он старательно выводил «Спи моя радость, усни». Когда учительница попросила всех замолчать, Магомаев продолжал петь, не слыша своего голоса – еще детского, но необыкновенно чистого и сильного. Тогда он не подозревал, что это первое соло – ступенька к небывалому успеху.

Муслим Магометович уверен, что голос достался ему по наследству от матери, а музыкальность – от Магомаевых. На певца оказали огромное влияние атмосфера семьи, в которой он рос, музыкальная школа, а впоследствии – консерватория и оперный театр.

Главное дело его жизни началось с итальянского фильма «Молодой Карузо», в котором великого неаполитанца озвучивал Марио дель Монако. На даче у дяди Муслим каждый день мог смотреть лучшие фильмы – трофейные, старые и новые, которые еще не вышли на экран. Именно там он увидел «Любимые арии», «Паяцев», «Тарзана», фильмы с Лолитой Торрес. Его детство проходило не только весело, но и содержательно. Муслим продолжил учебу в музыкальной школе, и его увлечением стало пение.

http://www.magomaev.info/biography.html

Татарская ветвь на древе Магомаева

Интересная подробность, которую я узнала много позже. Оказывается, бабушка Муслима со стороны отца – татарка: Багдагуль-Джамал была родной сестрой известных азербайджанских певцов Али и Ханафи Терегуловых. Тамара Ханафиевна Терегулова (1917-1988), выпускница Азербайджанской консерватории, жила в Казани. Осенью 1945 года она по личному приглашению ректора Казанской государственной консерватории Назиба Жиганова стала преподавать в только что открывшейся консерватории и работала в ней до 1966 года. Ее муж – Владимир Григорьевич Апресов (1915-1982), тоже работал в консерватории.

Я знала и того, и другого – и упустила хороший момент для эксклюзивного материала. Могла бы расспросить их о знаменитом родственнике.

Первое выступление Муслима Магомаева состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошел втайне от семьи. В семье были против ранних выступлений Муслима из-за риска потерять голос. Однако сам Муслим решил, что его голос уже сформировался и потеря голоса ему не грозит.

В 1961 году Магомаев дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. В 1962 году стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат».

В это время я еще училась в школе, и среди музыкальных впечатлений того времени осталась в памяти зарубежная песенка со словами «ке-ля-ля, ке-ля-ля», которую мы бесконечное раз крутили на подростковых вечеринках. Уж и не знаю, как она попала в захолустный Отрадный тех лет.

Недавно услышала веселую песенку по радио – и как будто с добрым другом встретилась. Только сейчас догадалась найти ее в Интернете – и узнала, что пел ее Альдо Конти, и песня называлась «Мне весело».

Ну, надо же – не успела закончить набор этой строки, как на Yoytube зазвучала другая мелодия – и я услышала голос, который не спутаю с тысячей других. Муслим Магомаев и квартет «Аккорд» поют песню Quando Vedrai La Mia Ragazza – запись 1965 года. Помните: «В Э-ге-гей-хали-гали…»? Очень была популярная песня в то время…

Но продолжу путешествие в наши биографии.

Правительственного концерта без Магомаева быть не может

Всесоюзная известность пришла к певцу после его выступления в Кремлевском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.

Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале имени Чайковского. В том же году Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова, но продолжал выступать на концертной эстраде.

В 1964-1965 годах он стажировался в Миланском театре «Ла Скала» (Италия). В 1960-е годы выступал в крупнейших городах Советского Союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник». А вот предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей. Позднее ушел на эстраду совсем.

В это время я уже училась в Казанском университете. Это было для меня время больших открытий, в том числе в искусстве. Как оказалось, в моем городе Отрадном не слышали песен Булата Окуджавы, не читали стихов Галича, не выписывали журнал «Новый мир»…

Замужество и рождение ребенка слегка затормозили этот процесс познания. Но, возможно, именно в это время я и услышала Муслима. Естественно, по радио.

Телевидение тогда уже было, помню, в Отрадном к нам домой посмотреть соревнования фигуристов приходила вся улица. Но радио еще долго оставалось главным в нашей жизни.

В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьез рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.

В 1969 году на Международном фестивале в польском городе Сопоте Магомаев получил I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) – «Золотой диск». Такие диски имели только обладатели многомиллионных тиражей грампластинок. В Советском Союзе, с его огромной слушательской аудиторией, получить такой диск, наверное, не было проблемой, только на фестивале грамзаписи и музыкальных изданий «Золотой диск» давали не только за тираж.

Дискография Муслима Магомаева насчитывает 45 грампластинок, десятки записей, опубликованных в популярном музыкальном журнале «Кругозор» (у меня были такие журнала), а также 15 компакт-дисков: «Благодарю тебя» (1995), «Арии из опер и мюзиклов. Неаполитанские песни» (1996), «Звезды советской эстрады. Муслим Магомаев. Лучшее» (2001), «Любовь – моя песня. Страна грез» (2001), «Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском» (серия «Звезды, которые не гаснут», 2002), «Муслим Магомаев. Избранное» (2002), «Арии из опер» (2002), «Песни Италии» (2002), «Концерт в зале имени П. И. Чайковского, 1963 г.» (2002), «Великие исполнители XX века. Муслим Магомаев» (2002), «С любовью к женщине» (2003), «Спектакли, мюзиклы, кинофильмы» (2003), «Рапсодия любви» (2004), «Муслим Магомаев. Импровизации» (2004), «Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты» (2005). К сожалению, не все пластинки у меня есть.

В 1973 году, в возрасте 31 года, Магомаев получил звание народного артиста СССР. В то время он уже был народным артистом Азербайджанской ССР (1971). С 1975 по 1989 год певец возглавил созданный им Азербайджанский государственный эстрадно-симфонический оркестр, с которым много гастролировал по стране.

Я могла бы увидеть Магомаева в Казани в мае 1969 года, когда здесь проходила Декада искусства и культуры Азербайджанской ССР. Но у меня уже был маленький ребенок, к тому же в это время я готовилась к сессии. И вообще не уверена, что я знала о концерте Муслима Магомаева, поскольку заинтересовалась им много позже.

Об этом концерте прочитала у Феликса Феликсона. Он встречался с Муслимом три раза. В том числе и в 1969 году.

Главная достопримечательность Азербайджана

Цитата из его книги «История в блицах»:

«Вспоминает тогдашний главный администратор Дворца спорта Михаил Борисович Вайнштейн:

– Приехав рано утром, он сначала зашел ко мне в кабинет и тут жепошел на сцену осмотреть ее и зал – обычный для артиста ритуал. Шли последние репетиции заключительного вечера студенческой эстрады. Играл оркестр Дворца культуры имени 10-летия ТАССР. Муслим послушал несколько песен, сделал свои замечания, поправки. Он только что стал первым лауреатом «Сопота». Молодой, красивый, энергичный: скажи ему «пой!», – он тут же бы запел! И я предложил ему:

– А может, споем?

– А почему бы нет? – шутя парировал Муслим. – Приезжайте вечером за мной в гостиницу. Споем.

...Вечером Вайнштейн заехал на своем 412-м «Москвиче» в гостиницу «Казань» на улице Баумана, где остановилась делегация Азербайджана. Кульминацией того незабываемого вечера стал выход руководителя оркестра «Сюрприз», объявившего, что они подготовили зрителям сюрприз. Погас свет – в зале полная темнота. И в тишине под сводами дворца зазвучали мелодия очень популярной в те годы песни «Лайла» и голос... Муслима Магомаева. А затем врубили все прожектора – в свете юпитеров предстал сам он с микрофоном в руке. Какие были овации!

Поскольку я дружил с Михаилом Борисовичем, то, конечно, знал об этом моменте, и мой фотоаппарат был наготове. На следующий день состоялось мое знакомство с Муслимом, а на фото появился его автограф».

Сто гвоздик для любимой

Далее Феликс рассказывает о второй встрече, которая состоялась в феврале 1972 года. О том случае говорила вся Казань – настолько необычным получился финал спектакля «Царская невеста». Партию Любаши в опере пела гостья из Москвы Тамара Синявская.

Когда артисты вышли на поклон, на сцене неожиданно для всех появился Муслим Магомаев с большим букетом красных гвоздик.

Еще одна цитата из книги Феликсона «История в блицах»:

«Выяснилась одна пикантная подробность его появления: тогда он отменил свой плановый концерт в Челябинске и прилетел в Казань на оперу «Царская невеста», где арию Любаши исполняла Тамара Синявская (молва об их особых отношениях вовсю гуляла по стране). И я ничуть не удивился, увидев в его номере зимой пышный букет алых гвоздик. «Сто гвоздик для любимой», – улыбнулся многозначительно Муслим. Говорят, что он ив Италии дарил ей букеты именно с таким количеством стеблей.

И он еще попросил меня найти обертку из фольги. Исполнить его просьбу не составило особого труда – достаточно было сходить в магазин «Подарки», ставший впоследствии «Детским миром».

Через год он стал самым молодым народным артистом СССР. Хоть и существует легенда, что эту идею подсказал Леониду Брежневу Гейдар Алиев, по-отечески опекавший певца, и что его поклонницей была министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Но разве был в те годы на эстраде кто-то более достойный этой награды, чем Магомаев?

В Бакинской филармонии, которая носит имя его деда, Муслим Магометович познакомился с Тамарой Ильиничной Синявской. Возможно, в этом был какой-то знак: филармония– будто семейная обитель Магомаевых, в которой живет дух предков. Еще до отъезда Синявской в Италию Магомаев стал завсегдатаем Большого театра – прослушал все спектакли с ее участием, дарил самые большие и красивые букеты...

А потом было испытание чувств разлукой – Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, а Муслим звонил ей каждый день. Именно в тот момент возникла «Мелодия»...

Когда А. Пахмутова и Н. Добронравов показали Магомаеву новую песню, она понравилась ему сразу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Ильинична одной из первых услышала ее по телефону в далекой Италии.

http://www.magomaev.info/biography.html

И только через несколько лет Синявская дала согласие стать его женой.

Не могу не сказать несколько слов о народной артистке Советского Союза Тамаре Синявской. Я ее слушала в опере «Кармен» на одном из Шаляпинских фестивалей. Правда, у меня не получился сказать лучше, чем у Святослава Белзы:

Если бы прекрасные голоса продавались в супермаркетах, у них бы нашлось немало покупателей. Жаль, что до этого еще не додумались», – сказала однажды Марлен Дитрих. Но если бы даже до этого додумались, то такой восхитительный голос, как у народной артистки СССР Тамары Синявской, купить было бы невозможно ни за какие деньги.

Коренная москвичка, она с детства была наделена особой грацией и рано почувствовала призвание к сцене. Ее творческий путь начался в шестилетнем возрасте, когда девочку приняли в танцевальную (!) группу Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров, которым руководил Владимир Локтев. Позже Тамара Синявская перешла в хор этого ансамбля, окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, а затем ГИТИС по классу пения.

Еще будучи студенткой,– нечастый случай, – она обратила на себя внимание и была приглашена в Большой театр, стала солисткой. Громкая известность пришла к певице после впечатляющих побед на международных конкурсах вокалистов в Болгарии, Бельгии и на IV Международном конкурсе им.Чайковского (весомость этой золотой медали намного увеличивается, если вспомнить, что в жюри тогда входили Мария Каллас и Тито Гобби).

Тамара Синявская. выступление в Казани в 1984 году. Фото Владимира Зотова

Для постижения тайн бельканто много дала молодой артистке стажировка в миланском театре «Ла Скала». Редкий по красоте голос– меццо-сопрано с возможностями контральто– позволил Тамаре Синявской блистать во многих партиях русского и зарубежного оперного репертуара: Ратмир и Ваня, Ольга и Марина Мнишек, Любаша и Марфа, Лаура и Кончаковна, Кармен и Азучена...

Большую популярность принесла певице также широкая концертная деятельность, в рамках которой она исполняет не только оперные арии и классические романсы, но и русские народные песни, нередко выступает вместе со своим знаменитым мужем Муслимом Магомаевым.

http://www.magomaev.info/sin/main.html

Я на том спектакле в оперном театре не была. Вообще тогда была далека от тем культуры, хотя работала в журналистике. С 1970 по 1975 год была редактором многотиражки Казанского ветеринарного института «Бауманец».

А в 1984 году уже работала в «Вечерней Казани». Материал о концерте Магомаева и Синявской во Дворце спорта должен был писать кто-то другой, возможно, поручили тому же Феликсу Феликсону. Он мог открыть двери любой гримуборной – а тут давний знакомый. Но я была на этом концерте, сидела в первом ряду и видела счастливые лица артистов.

Казань, 1984 год

Успех был ошеломляющий. Тамара Синявская и Муслим Магомаев пели с огромным воодушевлением. Посвященные знали причину такого воодушевления: журналисты судачили, что Казань стала местом принятия важного для них решения – они решили пожениться.

Снова цитата из книги «История в блицах»:

«И была еще одна встреча с ним. Вначале июня 1984-го дуэт двух народных артистов СССР услышала и публика в Казани. После концерта Магомаев пригласил нас с Вайнштейном в грим-уборную. Незабуду настороженный взгляд Тамары Ильиничны. Супруг успокоил ее: «Не будь строга – это ко мне, мои друзья». Как приятно хотя бы на миг ощутить себя другом земного Орфея!»

Исправлю две неточности. Во-первых, по снимкам Владимира Зотова, сделанным на концерте во Дворце спорта, видно, что выступление Синявской и Магомаева состоялось не в июне, а в августе. Систематизированному архиву Зотова верю больше. Во-вторых, в это время они еще не были супругами. Это случилось в том же, 1884 году, только чуть позже, в ноябре.

Обцелованный поклонницами

Певец никогда не гнался за переменчивой модой, не заигрывал с публикой, но его талант и обаяние завоевали миллионы сердец. Переполненные залы, кордоны конной милиции, море цветов, легенды и сплетни, машина, обцелованная поклонницами, – все это Магомаев вкусил сполна. И притом отнюдь не зазнался, сохранил не показную, а истинную скромность, совмещая внутреннее достоинство с трезвостью самооценки. Эти качества не позволили ему, например, согласиться на роль Вронского в кинофильме «Анна Каренина», которую ему предлагал сыграть режиссер Александр Зархи, хотя позже Муслим Магомаев создал запоминающийся образ Низами в фильме Эльдара Кулиева.

http://magomaev.info/main.html

Как мне кажется, эта цитата Святослава Белзы очень точно отражает суть творческого поведения Магомаева в жизни. И в то время, когда везде звучал его голос, даже любимых артистов звездами не называли. Хотя он был самой настоящей звездой.

Он выходил на сцену один, без всяких подтанцовок и подпевок, которыми так изобилуют выступления сегодняшних певцов. Голос – это было единственное, что он нес зрителям-слушателям. И этого было достаточно, чтобы обожать его.

С большим огорчением восприняла я весть о том, что уже никогда не увижу его на эстраде и экране телевизора. Он ушел как-то неожиданно для всех. Слышала, что это был своего рода демарш на правила новой жизни – его пригласили на какую-то телепередачу и сообщили сумму, которую предлагалось за это заплатить.

Последние годы жизни Муслим прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений и телезаписей. Занимался живописью, вел переписку со своими поклонниками через персональный веб-сайт. В Интернете у него было несколько гостиных. Наверное, виртуальное общение в какой-то степени компенсировало ему недостаток зрительского обожания. Что говорить – Муслим знал, как его любили! И когда он уже не выступал, это было ему нужно гораздо больше, чем раньше.

Читаю в Интернете: когда его спрашивали, почему он больше не поет, Магомаев дипломатично говорил, что «каждому голосу, каждому таланту Бог определил определенное время, и перешагивать его не нужно». Но Бог отмерил ему гораздо больше времени, чем он сам.

Имени Муслима Магомаева

Когда после смерти мужа Тамара Синявская выпустила его записи, было ужасно обидно, что мы все эти годы жили без Магомаева, хотя он еще был на этой Земле. Лишь изредка его голос звучал по радио и телевидению. Как мне кажется, что это был его выбор. Никогда не поверю, что он перестал быть интересен продюсерам музыкальных программ и руководителям телеканалов.

Одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.

Последние годы жизни певец страдал от болезни сердца. Скончался он 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца, на руках своей супруги – Тамары Синявской. Соболезнования по поводу его кончины высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Белоруссии, многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали Муслима Магомаева и работали вместе с ним.

Простились с ним 28 октября в Москве, в Концертном зале имени Чайковского. В тот же день гроб с телом певца был доставлен спецавиарейсом на его родину, в Азербайджан, и 29 октября в Азербайджанской государственной филармонии имени М.Магомаева прошла еще одна церемония прощания с певцом.

В тот же день он упокоился на Аллее почетного захоронения в Баку, рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии приняли участие Президент республики Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и его дочь Марина от первого брака, прилетевшая из США (в первый раз он женился на однокурснице Офелии).

22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле. Его автор – народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров. Скульптура во весь рост… Белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала.

Тамара Синявская надолго исчезла из поля зрения своих поклонников. Ее не было слышно и видно по телевидению, а в это время экран уже стал главным в нашей жизни. Она призналась в одной из первых телепередач, в которой участвовала, что тяжело пережила потерю любимого человека. Но потом вся ушла в работу. Скорее всего это случилось в 2001 или 2002 году.

Я видела ее как члена жюри в каком-то конкурсе – сейчас уже не помню, какого (очерк о ней в Википедии удивительно куцый, хотя таких певцов, как она, как Елена Образцова, сегодня мало. Современные коллеги Синявской имеют прекрасные технические данные, умеют выстроить свои отношения со СМИ, чтобы всегда быть в центре внимания, но их голоса не трогают, их трудно запомнить…

К юбилею Муслима Магомаева, который отмечался в 2002 году, вышла коллекция из четырнадцати компакт дисков, дающая полное представление о том, как много он сделал для нашего искусства. Поклонники его таланта впервые получили возможность услышать его оперный репертуар. Он всегда включал в свои концерты какие-то арии или дуэты (с Синявской), но чтобы так полно…

25 октября 2009 года не без участия Синявской был открыт концертный зал «Crocus City Hall» имени Муслима Магомаева на территории Крокус Сити в Красногорске. Зал был открыт известным предпринимателем, другом певца Аразом Агаларовым.

В октябре 2010 года в Москве прошел первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева.

6 июля 2011 года в Баку на доме, где жил певец, установлена мемориальная доска, а одна из школ Баку названа именем Муслима Магомаева.

Вот как много воспоминаний появилось после праздничного телеконцерта. Уже давно, как только получила снимки Владимира Зотова, хотела написать о любимом певце, да все не получалось… Теперь получилось.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов