Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Декабрь 2021 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1985 – Скончался Салих Гилимхановч Батыев, Председатель Президиума Верховного Совета Татарской АССР с 1960 по 1983, заместитель Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Анатолий Елдашев: «целый вечер на сцене»

10 мая  2017 года в белокаминном зале Музея изобразительных искусств РТ звучали музыка и стихи, героем дня был известный казанский исследователь родного края Анатолий Елдашев.

Главная тема - православие

Анатолий Михайлович Елдашев относится к людям, которые ценят сам процесс познания, работая в архивах, общаясь с людьми, которые знают больше него. Но он не просто ученый, он – просветитель, для которого поделиться знанием такая же потребность, как эти знания добыть. И у него, как у краеведа, есть своя ниша – он изучает историю православия.

Объектом научного поиска Анатолия Михайловича стали казанские монастыри и храмы, а одной из главных задач – возвращение из небытия имен горожан, погребенных на монастырских погостах. В этом смысле он продолжает традиции, заложенные епископом Никанором, протоиереем Евфимием Маловым, краеведами Н.Я. Агафоновым, П.М. Дульским. Только у него, по сравнению с предшественниками, больше возможностей – он может разместить свои материалы в Интернете, ему удается издавать книги, а в последнее время Елдашев стал известен как экскурсовод по примечательным местам Казани, в том числе Арскому некрополю. О двух таких экскурсиях «Казанские истории» рассказывали (Мы вопрошаем прошлое, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло о будущем; Прогулка на «машине времени» по монастырю, которого нет).

На этот раз Анатолий Елдашев собрал в музее тех, кто интересуется историей нашего края, чтобы познакомить с тремя новыми книгами: «История Казани в лицах», «Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае» и «Казанские часовни».

Вела встречу руководитель духовного литературного объединения «Златоуст» поэтесса Татьяна Сушенцова. Она призналась, что на других мероприятиях приходится ограничивать выступления Елдашева по времени, но на этот раз она дала ему полную свободу. «Весь вечер на сцене» – пошутил Анатолий Михайлович.

Биография пришлась на две эпохи

Встреча в музее началась с оглашения биографических сведений о герое дня. В какой-то степени знакомство с его биографией было излишне, поскольку большинство тех, кто пришел на эту встречу, лично знакомы с ним. Тут были, например,  Максим Андреев, руководитель издательского дома «Логос», где вышло несколько книг Елдашева, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета Владимир Курашов, который также известен своими исследованиями о Казани, Владимир Ульянов, руководитель хоров мальчиков в разные годы.

Впрочем, есть такие подробности в биографии Елдашева, которые известны мало. Например, я не знала, что он работал заместителем начальника по воспитательной работе Государственного комитета по профтехобразованию ТАССР. Странно, что мы не познакомились с ним в ту пору. Ведь я много писала о профтехобразовании.

Для читателей «Казанских историй» все-таки назову некоторые факты из жизни Анатолия Михайловича Елдашева. Он родился 11 апреля 1949 года. В 1972-м окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина, в 1981 году получил диплом с отличием Саратовской высшей партийной школы, куда попал совсем не случайно.

Начав свою трудовую деятельность в 1972 году в Бугульме, Еддашев какое-то время преподавал географию, историю и обществоведение, был замечен и приглашен в Бугульминский горком ВЛКСМ на должность второго секретаря. Далее была Казань, Госкомитет по профтехобразованию и возвращение на преподавательскую стезю. Но уже на качественно новом уровне. Работал проректором Университета марксизма-ленинизма Татарского обкома КПСС, проректором по воспитательной работе Казанского социально-юридического института, старшим научным сотрудником Казанского института среднего профессионального образования Российской Академии образования (ИСПО РАО), деканом факультета повышения квалификации Академии государственной службы и муниципального управления при Президенте РТ.

На встрече в музее выступил экс-директор расформированной академии Андрей Ершов, который вспомнил некоторые факты их совместной деятельности. Оказывается, Андрей Николаевич, который сегодня работает в Казанском федеральном университете, тоже занимается исследовательской деятельностью в области истории родного края. У него перед глазами был заразительный пример такого увлечения.

В настоящее время Анатолий Михайлович работает в Казанской православной духовной семинарии (с 2001 г.), доцент, одновременно с 2013 года является заведующим отделом по связям с общественностью в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.

Он действительный член (с 2013 г.) и заместитель председателя Татарстанского отделения Императорского Православного Палестинского общества (с 2016 г.), председатель Казанского городского общества историков-краеведов (с 2006 г.), заместитель председателя духовного литературного объединения «Златоуст» в г. Казани (с 2016 г.). Заслуженный работник высшей школы Республики Татарстан (2009 г.), кавалер многих правительственных и церковных наград, в том числе ордена святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского (III степень), который получил в 2007 году. Лауреат премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), самой престижной премии в Русской православной церкви. Так высоко была оценена его монография «Казанский некрополь (Казанцы, упокоившиеся на городских и монастырских некрополях в XVI – XX вв.)».

17 апреля 2017 года он был принят в Российский Союз профессиональных литераторов. Автор свыше 400 публикаций, в том числе 40 книг и брошюр по истории православия в Казанском крае. Среди них монографии: «Монастыри Казанского края: очерки истории» (2004); «Утраченные монастырские некрополи Казани (XVI – начало XX вв.)» (2007); «Арский православный некрополь» (2007); «Казанский некрополь XVI-XX вв.» (2009); «Монастыри Казанской епархии» (в соавторстве) (2010); «Святые обители (церкви и монастыри Казанской епархии)» (2010); «Святые обители» (в соавторстве) (2011); «Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Заступница усердная рода христианского» (в соавторстве) (2012, 2016); «Православная культура в Казанском крае (XVI-XX вв.): очерки истории» (2013); «Храмы нашей памяти. Духовно-архитектурное наследие династий меценатов и благотворителей в Казанском крае» (в соавторстве) (2016); серия брошюр «Казань православная: подвижники Духа» (в 2010-2017 годах вышло 10 выпусков) – о пребывании в Казани высоких духовных лиц. Среди них святой праведный Иоанн Кронштадтский; игуменья Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Апфия, молитвами и трудами которой возведен  храм Всех Скорбящих Радости в Свияжске; известная благотворительница Надежда Ивановна Саврасова. Теперь вот книга о Великой княгине Елисавете Феодоровне.

Прошлое всегда оставляет метки 

Интересные истории порой случаются в жизни тех, кто хочет много знать. Однажды с Елдашевым захотела повидаться внучка инвалида русско-японской войны, уроженца села Новоспасское Уфимской губернии (ныне Заинский район) Михаила Волкова. В семье Валентины Васильевны Кременской  сохранились два ценных снимка, сделанных летом 1906 года в усадьбе Ильинское, что под Москвой. Великая княгиня Елисавета Феодоровна тогда собрала 30 безногих инвалидов, вылечила их и на прощание подарила каждому часы, швейную машинку и деньги. Она сфотографировалась с ними. Одно фото коллективное, а на втором инвалид войны Михаил Волков вместе с Великой Княгиней.

Анатолий Михайлович показал эти снимки и рассказал, кто на коллективном. На фотографии двадцать человек. Крайняя справа – Великая княгиня Ольга Константиновна Романова (1851-1926), ей здесь 54 года, она старше Елисаветы Феодоровны на 13 лет. Ольга Константиновна – внучка Николая I, старшая сестра Великого князя Константина Константиновича Романова (1858-1915).

Как выяснил Елдашев, Великий князь Константин Константинович три раза был в Казани. 13 апреля 1901 года он посетил Казанско-Богородицкий женский монастырь, приложился в соборе к Казанской иконе Божией Матери, принял из рук настоятельницы святой обители игуменьи Серафимы список с чудотворного образа, работу сестёр монастыря.

Весной 1904 года, 8 марта, он был на службе в кафедральном Благовещенском соборе. В начале 1915 года, как генерал-инспектор Военно-учебных заведений, с инспекторской проверкой посетил Казань.

За плечом Ольги Константиновны стоит мальчик в матросской  форме – это Дмитрий Павлович (1891-1942), будущий участник  убийства Григория Распутина. Ему здесь 14 лет. Его мать, принцесса Александра, жена Павла Александровича – брата Сергея Александровича, умерла родами с ним в 1891 году. Поэтому Сергей Александрович и Елисавета Феодоровна, не имея своих собственных детей, как родных взяли на попечение Дмитрия и его старшую  сестру Марию.

Мария Павловна (1890-1958) стоит в центре в элегантной шляпке. Её Елисавета Феодоровна выдаст замуж через три года за шведского принца Вильгельма.

Шестой справа, в шляпе – Христофор (1888-1940), сын Ольги Константиновны. Ему здесь 17 лет. Михаил Михайлович Волков на фотографии – в коляске, пятый  справа, рядом с Христофором. Сама Великая княгиня Елисавета Феодоровна скромно и как-то незаметно стоит на фото слева. Эта ещё молодая женщина (ей всего - то 41 год) потеряла недавно  своего любимого супруга.

Как рассказала на встрече Валентина Васильевна, эти снимки в советское время прятали, чтобы о таком факте семейной истории не узнали посторонние. Лишь по большим церковным праздникам их извлекали из тайника. А на Пасху доставали и яичко, подаренное княгиней. Михаил Волков провёл на излечении четыре года и вернулся домой только в 1909 году. По селу передвигался в инвалидной коляске, которую также подарила княгиня.

В 1884 году Елисавета Феодоровна стала супругой Великого князя Сергея Александровича Романова и 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, приняла православную веру. После  того, как 4 февраля 1905 года от взрыва бомбы эсера И. Каляева погиб её супруг, она решила посвятить свою жизнь Господу через  служение людям  – больным и бедным. Она выбрала особую форму  подвижничества – благотворение. Великая княгиня в 1909 году  создала в Москве Марфо-Мариинскую обитель труда, милосердия и молитвы и стала её настоятельницей.

В обители была создана одна из лучших в Москве больница,  амбулатория, бесплатные аптека и столовая, велась широкая благотворительная и миссионерская деятельность.

Весной 1918 года Великую княгиню арестовали и привезли  в уральский город Алапаевск, где в июле ее вместе с другими членами императорского дома, всего восемь человек, сбросили в шахту старого рудника. 28 сентября Алапаевск был освобождён от большевиков Белой Сибирской Армией. 11 октября тела казнённых были извлечены из шахты. На груди Елисаветы Феодоровны обнаружили иконку  Спаса Нерукотворного с надписью: «Вербная суббота, 13 апреля 1891 г.» - дар Александра III в день её перехода в православие). 19 октября останки мучеников были похоронены в Троицком соборе Алапаевска. 1 июля 1919 года из-за наступления Красной Армии  останки мучеников были отправлены в Читу, затем в Пекин. В 1921 году доставлены в Иерусалим. Сейчас мощи преподобной мученицы почивают в крипте церкви святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, с тех пор называемой русскими «Царской».

– Печаль, скорбь и неправедность ушедшего времени, когда через 12 лет Великую княгиню, молитвенницу вместе с Великими князьями, сыновьями поэта Константина Романова, известного под псевдонимом «К.Р.», живьем под Алапаевском сбросили в шахту. Несколько лет назад с паломнической группой я был у этой шахты. О многом задумываешься в таких местах. Но при этом чувствуешь, как сам очищаешься.

Признаюсь, я не так много знала и о Великой княгине, и о святом праведном Иоанне Кронштадтском, однако, услышав о них от Елдашева, скачала материалы из Интернета, а теперь прочитала его книгу о Елисавете Феодоровне.

В серии «Казань православная: подвижники Духа» отражена также история единственной казанской церкви, которая не закрывалась в годы советского безбожия – Ярославских чудотворцев, что на Арском некрополе.

Елдашев имеет публикации в периодических изданиях двенадцати городов России, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.

Они живут рядом с нами, хотя физически их уже нет

Мы знаем друг друга уже несколько лет, иногда взаимодействуем, как сейчас в рамках акции «Казанские некрополи». Скорее всего именно Анатолий Михайлович оказал решающую роль в моем интересе к этой важной теме. По его мнению (он говорил об этом и на встрече в музее), усопшие – это часть нашей жизни, они не в стороне от нас, они с нами. В этом смысле, изучая историю православия в нашем крае, он изучает и историю своего рода, которую знает с 1690 года. В настоящий момент работает над книгой, которая будет впрямую связана с его родословной. Он задумал «поднять Атлантиду» – рассказать о малоизвестных страницах жизни Казанского Богородицкого мужского монастыря, при котором многие годы работала живописная мастерская.

Его двоюродная прапрабабушка монахиня Аглаида (Александра Петровна Тютикова) 60 лет отдала служению Богу, пройдя многие ступени монашеского послушания, 35 лет была старшей в этой мастерской.

– Я пришел к мысли составить именной справочник женщин – иконописец второй половины XIX – начала XX века в Казанском крае. Набирается не менее 200 человек.

Таким образом, научный интерес Анатолия Михайловича в первую очередь был связан с желанием познать историю своей семьи. Он уже 16 лет официально связан с Казанской епархией: преподает в семинарии, проводит активную просветительскую деятельность, пишет статьи и книги на темы, связанные с ее историей.

Но я никогда не замечала в его творчестве, да и при личном общении, чтобы он бросал камни, как это часто бывает, в свою прежнюю, советскую жизнь. Да и в православии он не ортодокс. На мой взгляд, Анатолий Михайлович видит свою миссию в роли нашего проводника в этот мир. И наверняка кто-то после общения с ним приходил к Богу.

Есть еще одно наблюдение за Елдашевым. Он необычайно щедрый человек. Пожалуй, никто, кроме него, среди казанских краеведов не представлен так широко в Интернете. Скачивай, читай… Как отдельные статьи, так и целые книги. Не верите? Пожалуйста, несколько ссылок:

https://pomnirod.ru/articles/nekropolistika/utrachennye-monastyrskie-nekropoli-kazani-xvi-nachalo-xx-vv.html – Анатолий Елдашев. Утраченные монастырские некрополи Казани (XVI – начало XX вв.)

http://dearfriend.narod.ru/books/other/15/07.html – Анатолий Елдашев. Казанско-Богородицкий женский монастырь: Вехи истории

http://art16.ru/reportage/2013/12/01/anatoliy-eldashev-pravoslavnaya-kultura-v-kazanskom-krae-xvi-xx-vv-predislovie – Анатолий Елдашев. Православная культура в Казанском крае (XVI — XX вв.)

http://www.tatarstan-mitropolia.ru/autor_news.asp?filter=%C0%ED%E0%F2%EE%EB%E8%E9%20%C5%EB%E4%E0%F8%E5%E2 – Все публикации (32) Анатолия Елдашева на сайте Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане»

http://www.raifa.ru/numbers/lud/?ID=1447 – Иоанн Кронштадтский. Посещение Казанского края.

Я нашла в Интернете даже одну из последних книг Елдашева –   «Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае», увидевшую свет в 2016 году (http://ros-vos.net/uploads/eldaschev-elisaveta-kazan_2016.pdf).-

Кстати, это уже не первое обращение краеведа к образу председателя Императорского Православного Палестинского общества Елисаветы Феодоровны. Это дополненное издание 2010 и 2014 годов.

Великая княгиня Елисавета Феодоровна (20 октября (1 ноября) 1864 – 18 июля 1918), немецкая принцесса, дочь великого герцога Гессенского Людвига IV и великой герцогини Алисы, урождённой принцессы Великобритании и Ирландии. Старшая сестра  последней российской императрицы, святой мученицы Александры Феодоровны.

Новая книга издана при содействии  Татарстанского регионального отделения (в гор. Набережные Челны) ИППО (председатель настоятель церкви свв. бесср. Космы и Дамиана (гор. Набережные Челны, пос. Орловка) протоиерей отец Олег (Богданов).

Книга выходит в свет в рамках авторского исследования по пребыванию высоких духовных лиц в Казанском крае. Читатели наверняка знакомы с некоторыми такими фактами, знают, что Казань в разное время посещали представители царствующего Дома Романовых. Многое известно о посещении Петра Великого, Великой Екатерины, менее известен приезд императора Павла. В Казанском крае неоднократно бывали иерархи Русской православной церкви: архимандрит, будущий Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) (1892), святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, Апостол Сибири (1868), святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, Апостол Алтая (1868-1869), святитель Николай Японский (Касаткин), равноапостольный (1871, 1880), митрополит Сербский Михаил (Милос Йованович) (1887), Обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев (1885, 1890), Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский (1893), будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) (1902).

Анатолий Михайлович выделяет из высоких гостей святого праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского, который посетил Казань в 1894, 1897, 1902 и 1908 годах, и преподобномученицу Елисавету Феодоровна, которая впервые приехала в Казанский край в 1910 году. Именно тогда, 13 июля, у нее появилась мысль о построении храма и часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери.  В 1910-1913 годах она  приняла активное участие в строительстве и освящении часовни на месте обретения чудотворного образа, посетила Императорскую Казанскую духовную академию, была удостоена звания почетного профессора академии, побывала в Кизическом Свято-Введенском мужском монастыре и Свияжских Свято-Успенском мужском и Иоанно-Предтеченском женском монастырях. В июле 1914 года по пути следования к святым  мощам Праведного Симеона Верхотурского (Екатеринбургская епархия) она вместе с сестрой Викторией, принцессой Баттенбергской и племянницей принцессой Луизой посетила Раифскую пустынь. С инокиней Варварой в сентябре 1915 года прибыла в Казань для погребения своего духовного отца – схимоархимандрита Гавриила Седмиозерного.

Книгу «История Казани в лицах» (он начал презентацию с нее), изданную в 2015 году, составляют очерки, с которыми друзья и единомышленники Елдашева уже знакомы. Он написал их в течение 2010-2015 годов. Прежде всего это святитель Гурий Казанский,  стоявший у истоков православия на территории бывшего Казанского ханства, Патриарх Московский Гермоген, начинавший службу Богу священником в Казани, профессор Казанской духовной академии и Императорского Казанского университета, тюрколог и этнограф Николай Катанов. Но есть и очерки о мирянах – купце Иване Кривоносове, поэте Пушкине, Григории Распутине (Григорий Распутин: казанский период). Вспоминает автор и о наших современниках, которых хорошо знал: краеведе Георгии Фролове, ученых-историках Петре Старостине, Евгении Липакове, Дамире Шарафутдинове, о друге юности Александре Юртаеве, которого называют отцом «Электронного правительства Татарстана». Это своего рода слова прощания с людьми, которых Анатолий Михайлович знал лично. 

Книга «История Казани в лицах» завершается фотогалереей. С портретов на нас смотрят архиепископ Казанский и Свияжский Никанор, профессора Казанской духовной академии В. Несмелов, Е. Малов и Г. Саблуков, ректор академии протоиерей Владимирский, казанский купец П. Щетинкин...  Есть здесь и снимок, о котором рассказали Анатолий Михайлович и его гостья – Валентина Васильевна Кременская.  

В сборник вошли и несколько статей Елдашева, связанных с историей нашего края. И это грустные статьи. В одной он размышляет о том, почему разрушается старинная Казань, в другой вспоминает некоторые факты о Первой мировой войне, называет фамилии военачальников двух мировых войн, похороненных на Арском кладбищ, могилы которых не сохранены.  Эта статья была написана в 2014 году, когда Елдашев инициировал установку памятного креста на погосте, на котором планировалось назвать поименно хотя бы самых известных усопших. Крест установили, его можно найти в самом начале главной аллеи, у старого входа. А вот табличка с именами так и не появилась

В книге приводится список усопших воинов, захороненных на Арском военном кладбище с 1913 по август 1918 года,  в нем 30 фамилий. Названы и погребенные на погостах Свято-Зилантова и Кизического монастырей, расстрелянные 5(18) 1918 года, при взятии Казани армией генерала Каппеля. Тогда потери были с обеих сторон – белые стреляли в красных, красные – в белых. Мы не знаем их фамилий, даже тех, кто защищал Казань, у них на всех – одна братская могила на территории мемориального кладбища в Центральном парке имени Горького.  Не знаем даже, где они захоронены.  Как пишет Елдашев, «это труд будущего пытливого историка».  

В книге можно прочесть мало известные сведения, например, о могилах в Казанском кремле, в небольшом скверике напротив бывшего губернаторского дома. С разрешения автора мы опубликуем эти статьи в рубрике «Казанские некрополи».

Анатолий Михайлович уже давно говорил о том, что работает над книгой об истории казанских часовен. Мы вместе с ним «инспектировали» часовни Арского кладбища, которые кладбищенские работники в основном используют как подсобки для инвентаря. Он решил написать историю часовен с момента их существования, с 1555 года. Причем не только о казанских, но и о пригородных. Оказывается, в 1917 году в Казани было 37 часовен, 33 – каменные, 4 – деревянные. В одном только кремле до революции было не менее 20 церквей и часовен.

Книга состоит из нескольких частей. Можно узнать о часовнях кремлевских, монастырских и прицерковных. В отдельную главу выделены пригородные часовни. Есть раздел о часовнях-склепах, сохранившихся с дореволюционных времен.

Старожилы Казани помнят старый центральный вход на Арское кладбище, разворотное трамвайное кольцо 8 маршрута, диспетчерскую будку. Оказывается, эта будка была переделана из часовни во имя святого праведного Серафима Саровского 1909 года постройки. И таких открытий немало.

Мы постараемся опубликовать фрагменты этой книги, и в первую очередь очерк «Часовни Арского некрополя».

«Нас мало, ты товар штучный»

Так сказал Анатолий Михайлович, глядя в импровизированный зал посреди экспозиции Музея изобразительных искусств. К началу вечера в нем было еще много свободных мест. Многие присоединились  к нам позднее.

За последние годы он презентовал не одну свою книгу, и у него уже есть традиции таких встреч с читателями. Вместе с ним и на этот раз выступали поэты  из духовного литературного объединения «Златоуст». Прозвучавшие стихи были связаны с Казанью, навеяны какими-то событиями из жизни города: Державин, приезд Пушкина…

Музыкальную часть встречи составляли выступления казанского Камерного театра «Del Arte», которым руководит Сергей Виноградов. На этой встрече он выступил ведущим музыкальной программы и аккомпаниатором. Открывала программу скрипачка Екатерина Бойцова.

Публика тепло встретила несколько романсов в исполнении Ирины Харлановой.

И всё это, а также выступления самого Анатолия Елдашева и его единомышленников были мастерски упакованы в единое содержательное и одновременно развлекательное целое, да так, что мы не заметили, как пробежало время…

Небольшое отступление. Выступление солистов Камерного театра «Del Arte» я услышала в первый раз. К сожалению, нашла мало информации о коллективе в Интернете. Теперь буду знать и при первой возможности постараюсь побывать на их концерте. И это можно будет сделать уже в ближайшее время. Сергей Виноградов пригласил присутствующих на концерты театра, которые состоятся 30 и 31 мая (начало в 19.30) в Храме католического прихода Воздвижения Святого Креста (ул.Островского, д.73), в рамках фестиваля «Островок». В первый фестивальный день выступят ансамбль «AvisTerra», Ирина Харланова (сопрано), Элеонора Гизатуллина (альт) и Сергей Виноградов. Прозвучат стихи казанской поэтессы Софьи Чаплиной. Программа второго фестивального дня определена датой – Международным Днем защиты детей. В этот день выступят Ирина Харланова (сопрано) и Екатерина Бойцова (скрипка) вместе со своими учениками, Элеонора Гизатуллина и Сергей Виноградов. Снова прозвучат стихи Софьи Чаплиной. Вход свободный.

Неожиданным оказалось еще одно музыкальное выступление. Поприветствовать Анатолия Михайловича и заодно поблагодарить за сотрудничество на встречу пришел Евгений Савенко, глава Украинского товарищества «Вербичинка» города Нижнекамска.

Его интересовала история Митрополита Вениамина, который дважды служил в Казанской епархии: в 1732-1746 и в 1762-1782 годах.  В 2016 году исполнилось 310 лет со дня его рождения и 285 лет со времени начала служения митрополита Вениамина в Казани. Украинцы Татарстана, в связи с этими датами, провели в Казани и Нижнекамске ряд мероприятий его памяти.

Начав изучать жизненный путь и священнослужения митрополита Вениамина, Евгений Савенко побывал в   Седмиозерской Богородицкой пустыни (монастыре), где погребен митрополит, и у руин храма, взорванного в 1929 году, увидел поминальный крест и памятную таблицу с портретом и надписью: «Светлой памяти митрополита Казанского и Свияжского ВЕНИАМИНА (Пуцек-Григоровича) 1706-1785гг. Просветитель народов удмуртов, чуваш, марийцев. Похоронен в соборном храме в июле 1785 года».

Крест и надпись тронули Евгения Викторовича до глубины души, и он начал искать, когда и кем был установлен крест. Так они познакомились с Елдашевым, и благодаря этому Евгений Викторович узнал много нового о своем соотечественнике.

Евгений Викторович пришел в музей не один. Четыре его спутницы спели акапелла украинскую песню и были вознаграждены бурными аплодисментами.

После завершения презентации ее участники еще долго не расходились. У них много общих интересов...

Последнее фото на память

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского