Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Искусство портрета»

Так называется выставка, которая официально открылась 9 октября 2018 года в Выставочном центре «Эрмитаж-Казань». Она включает около 400 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа.

Сначала с экспозицией познакомились журналисты, которые пообщались с представителями Эрмитажа, потом после небольшого торжественного вступления была перерезана традиционная ленточка. Участником этих событий была Любовь Агеева.

В этот день в казанском «Эрмитаже» не раз звучало слово «уникальный». Я отношусь к нему с опаской, поскольку организаторы событий зачастую явно преувеличивают их значение. Но на этот раз, кажется, событие и впрямь было уникальное. И можно нам, казанцам, только позавидовать. Поскольку именно нам предоставлена возможность несколько месяцев знакомиться с коллекцией музея, который презентовал в нашем городе уже 19-ю выставку.

Как мы выяснили, идея такой выставки родилась в Казанском Кремле, по уточнениям в ходе пресс-конференции, высказала ее на совещании в Эрмитаже генеральный директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева. Вряд ли она представляла, какой в итоге получится экспозиция, каким смыслом наполнят ее пожелания научные сотрудники Эрмитажа.

Конечно, выставки портретов в художественном мире – не редкость. Скорее всего проводились они и у нас, поскольку Музей изобразительного искусства РТ обладает хорошей коллекций произведений этого жанра. Но, как отмечали все питерцы, в том числе и генеральный директор Эрмитажа Пиотровский, который на этот раз обратился к журналистам с экрана, а также его заместитель и главный хранитель Светлана Борисовна Адаксина и куратор выставки Анна Алексеевна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира, кандидат искусствоведения, подобная экспозиция организуется Эрмитажем впервые.

Возможно, такого проекта вообще пока в мире не было – чтобы в одной экспозиции были представлены не просто отдельные шедевры, а полная история одного из жанров изобразительного искусства, причем в историческом развитии на протяжении сорока веков. В первом зале – скульптурные портреты Древнего Египта и времени, когда жанра портреты не было вообще, завершая искусством Западной Европы, Востока и России Новейшего времени (XXI)/ Собранные вместе произведения искусства разных стран и народов демонстрируют специфику портретного жанра, его истоки и разнообразие форм.

Экспозиция занимает пять залов, в которых разместятся более четырехсот работ, созданных начиная с XIX век до нашей эры и заканчивая XX веком. На выставке представлены произведения искусства разных стран и периодов: греческое надгробье Филостраты, герои Военной галереи в Зимнем дворце, бюст римского императора Филиппа Араба, портреты аристократок, фигуры сасанидских царей на серебряных блюдах, автопортреты Рембрандта, профили Людовика XIV на медалях и монетах, акварели пушкинской поры и другие изображения людей в разных техниках и на разных материалах.

Для первого раза можно лишь посмотреть выставку в целом, поскольку жанр портрета требует особого восприятия. Особенно живописные картины, когда мы смотрим на нее, что называется, глаза в глаза. Например, нельзя долго смотреть на портрет Бисмарка – уж очень суров германский канцлер.

Как заметил Михаил Пиотровский, люди с портретов «не просто смотрят на нас, они ждут ответа, а мы говорим с ними. Великий русский философ Николай Федоров называл музей «собором лиц». Эта метафора предстает сегодня в конкретном воплощении». В своей статье для специального каталога о выставке он подчеркнул: «Мы снова рассказываем о мировой культуре и об уникальном ее явлении – Эрмитаже». И обращаясь к нам с экрана тоже говорил о том, что каждая выставка – это презентация не только коллекций крупнейшего музейного собрания мира, но и самого Эрмитажа, в котором собраны шедевры всех времен и народов. Это и дает возможность формировать подобные экспозиции. Как нам сказали, свои коллекции представляют в Казани 80 хранителей музея.

Еще одна цитата из Михаила Пиотровского:

«Они смотрят на нас пристально и внимательно. Фараон Аменемхет Третий и Вольтер, Рембрандт и Николай Первый, Филипп Араб и Фатх Али шах, Мария-Антуанетта и пинская императрица Дао... Императрица Анна Иоанновна и Павел Иванович Шувалов, многие другие известные, и мало известные, и совсем неизвестные персонажи. Но все они люди, и они говорят с нами, обращаются к нам через посредников-художников, которые помогают заглянуть в мысли, представления и души людей».

Как известно, не у всех народов есть традиции портретного искусства. Поскольку некоторые религии не допускают портрет как символ соперничества человека с сами Творцом. Хорошо сказал об этом Михаил Пиотровский:

«Замечательные произведения производят сильное впечатление, и, глядя на них, понимаешь, как не раз люди ощущали соблазн и даже страх от иллюзии жизненности и даже жизни, пугались того, что художник пытается подражать Творцу, соперничать с ним. Эта выставка, как и сам наш музей, показывают, что опасаться нечего. Никакой художник не может создать живое, но он может об этом рассказать и тем восславить и человека, и его Создателя. Эрмитаж - место, где много портретов: от Военной галереи и Фельдмаршальского зала до залов скульптурных портретов Древнего Рима и портретных монет Греции и Средней Азии».

Чем еще удивительна казанская выставка? По словам ее организаторов, в экспозиции представлено много знаменитых шедевров, высочайших достижений мирового искусства – сибирские маски, сосуд из Куль-Обы, сасанидские серебряные чаши, камея Августа и Ливии с маленьким Нероном, работы Ван Дейка, Иорданса и Винтерхальтера.

Они разнообразны эти портреты – большие скульптуры и маленькие изящные монеты, живописные полотна, камеи и даже бумажные деньги. Государственный Эрмитаж в очередной раз и в новом аспекте рассказывает о единстве и многоликости мировой культуры.

Поскольку выставка будет работать до марта, у каждого любителя изобразительного искусства будет возможность прийти в выставочный центр «Эрмитаж-Казань» несколько раз, чтобы рассмотреть экспозицию в деталях, по эпохам и жанровым разновидностям. А это не только живописные полотна, рисунки, гравюры и скульптурные портреты, но и миниатюры на украшениях (камеи, перстни) и даже деньгах (Коперник на польской купюре), лица на вазах и посуде. К каждой работе, как принято в выставочном зале «Эрмитаж-Казань» – краткая справка с указанием автора (нельзя не отметить, что есть картины, авторы которых не известны) и имени того, кто на портрете. Есть и расширенные справки об экспозиции. Все это позволит знакомиться с выставкой индивидуально. Хотя, конечно, лучше – с экскурсоводом.

Как тут не вспомнить экскурсии по крупнейшим музеям западных стран, когда ты можешь это сделать с видео-гидом и сам решаешь, у кого постоять подольше, какую информацию получить.

На пресс-конференции стала известна тема 20-й, юбилейной выставки» – «Золотая Орда». В ее формировании будут задействованы многие музеи нашей страны.

Еще два события произошло 9 октября в центре «Эрмитаж-Казань».

Открыл очередной сезон Эрмитажный лекторий. Первые лекции, конечно же, связаны с темой новой выставки. Их объединяет одна тема – Поэзия и проза в портретах древних (Древний Египет, Греция, Рим). Как заметила на пресс-конференции Анна Трофимова, лучшие портреты были в античности.

В первый день в лектории выступили Ирина Валентиновна Бузунова (ее тема – «Вечность, обретенная в камне (древнеегипетский портрет)» и Виктория Яковлевна Снеговская (ее тема – «От Фаюмского портрета до Леонардо и Тициана». К сожалению, мы не могли проанонсировать эти лекции, зато можем сообщить темы выступлений 10 и 11 октября.

10 октября, среда

«Совершенство духа и тела в портретах древних греков

«Что есть человек?» Портрет XVII века

11 октября, четверг

Образы древних римлян – образы истории

Новая жизнь портрета. Импрессионизм и Кубизм

Начало лекций Ирины Валентиновны Бузуновой (первая тема) – в 10.00 и 16.00. Начало лекций Виктории Яковлевны Снеговской (вторая строчка) – в 12.00 и 18.30. Стоимость билета – 100 рублей.

Второе событие было локальным по характеру, но для нас, журналистов, важным. Мы узнали имена победителей регионального этапа и победителей в номинациях конкурса профессионального мастерства «Искусный глагол» имени В.Ю. Матвеева, заместителя генерального директора Эрмитажа по выставкам и развитию, в ведении которого была работа со СМИ. Конкурс для журналистов, пишущих о культуре был учрежден в 2016 году по инициативе Эрмитажа, Благотворительного фонда Владимира Потанина и Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Его цели – усиление роли музеев как центров знаний и инноваций, драйверов развития регионов; повышение творческой активности, компетентности и профессионального мастерства журналистов, блогеров и редакций СМИ в области культуры и искусства.

В 2018 году Фонд Потанина расширил географию конкурса с 4 до 20 регионов, объединив участников в «кластеры» с центрами во Владивостоке, Екатеринбурге, Казани и Омске, где работают филиалы-спутники Государственного Эрмитажа.

Всего поступило 217 заявок из 17 регионов, 211 были допущены к экспертизе. Лидерами по количеству заявок стали: Екатеринбург (33) и Омск (32) – участники конкурса с 2016 года, а также Иркутск (29), который участвует в конкурсе впервые. Эти же города лидируют по числу победителей регионального этапа: по 5 человек.

Представляя конкурс с экрана, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева сказала:

«Одна из целей работы Фонда – поддержка культуры как ресурса социально-экономического развития регионов. Для нас важно, чтобы успешные культурные инициативы и организации становились примерами и в профессиональной среде, и в обществе. Для этого необходим взаимный интерес культурных институций и медиа и качественное освещение событий в сфере культуры.

Сегодня конкурс «Искусный глагол» становится не только способом выразить признание лучшим журналистам, но дает им возможность познакомиться с наиболее яркими культурными проектами, а также формирует новую площадку межрегионального профессионального общения».

Дипломы Приволжского кластера в Казани были вручены победителям Приволжского кластера в пяти номинациях, среди которых оказались журналистка их журнала Татарстан» Ольга Туманская (номинация «Лучшая статья») и журнал «Казань» (номинация Лучшее СМИ в сфере культуры). Диплом получал Юрий Балашов, а поздравить можно было не только сотрудников, но и постоянных авторов этого издания Марину Подольскую и Фарита Губаева. Журнал сделал себе роскошный подарок к 35-летнему юбилею, который будет отмечаться через неделю.

Еще два диплома – журналистам из Нижнего Новгорода Анне Артамоновой (номинация «Лучшая телепрограмма о культуре») и Антону Афанасьевой (номинация «Лучший фоторепортаж»).

Как мы узнали, Фонд спонсировал двухдневные программы пребывания победителей конкурса во Владивостоке, Екатеринбурге, Казани, Омске и Петербурге. Итоги будут подводиться в Государственном Эрмитаже.

И последнее – открытие выставки «Искусство портрета» стало официальным началом традиционных Дней Эрмитажа в Казани, а потому это не только выставка. В центре «Эрмитаж-Казань» можно будет увидеть 3D-модель зала Юпитера здания Нового Эрмитажа и совершить виртуальную  прогулку по залу посредством современных технологий). Торопитесь, поскольку эта возможность есть только до 11 октября.

Здесь же можно посмотреть фильмы «Ах, Эрмитаж!» (режиссер А. Джазоян), «1917. Зимний –дворец и революция. История создавалась здесь» (режиссер М. Сираканян).

Пишу о событиях в оперативном режиме. Постараюсь добавить некоторые подробности после расшифровки диктофонной записи.

 * * *

Выставка будет работать каждый день, кроме понедельника. Билет для взрослых стоит 200 рублей (в составе организованной группы 150 рублей), для студентов и пенсионеров 100 рублей, для школьников 80 рублей. Также можно записаться на групповую экскурсию, которая стоит 800 рублей для группы до 25 человек и 1200 рублей для группы 25-35 человек.

 

Фото: https://vk.com/iskusstvo_portret_exhibitioni

Подробнее об Эрмитаже  – https://gallerix.ru/album/Hermitage

У нас есть возможность разместить статью куратора выставки Анны Трофимовой,  предоставленный организаторами выставки, который поможет посетителям сделать знакомство с экспозицией более интересным.

Экспозиция разделена на четыре раздела: до-портретное искусство и искусство Древнего Египта (XX в. до н.э.– I в.н.э.); искусство Античного мира и раннего Средневековья (VI в. до н.э. – X в.н.э.); искусство Западной Европы, Востока и России нового и новейшего времени (XV– XXI вв. н.э.).

Принято считать, что портрет зародился в XXV веке до н.э. в Месопотамии и древнем Египте. Первоначально областью портрета была по преимуществу скульптура. Создание портретных изображений в Древнем Египте было обусловлено религиозными взглядами, верой в способность таких изображений порождать Двойника, а значит создавать аналогичную человеку сущность, которая не умирает вместе с ним, а продолжает жить до тех пор, пока изображение существует. Среди самых ранних портретов, представленных на выставке, статуя писца Маниамона.

В Древней Греции интерес к портретным формам проявился в разных видах искусства. Одним из главных направлений портрета стали статуи выдающихся людей, которые в отличие от надгробий и статуй, посвященных в храм, предназначались не богам, а современникам и потомкам. Античные мастера использовали набор узнаваемых образов: зрелый гражданин, скромная жена, героический воин. В художественном репертуаре скульпторов существовали типы поз, одежды, атрибутов, жестов и причесок. Значение имели статус, возраст, пол, но не сходство с внешностью.

Образ Александра Македонского оказал существенное и беспрецедентное влияние на эпоху эллинизма (III–I вв. до н.э.). Новый мужской идеал воспроизводился в лицах воинов, мужских персонажей и умерших, в вотивных италийских и этрусских головах. Сравнение с героями, богами и Александром Великим легло в основу царского портрета, нового художественного явления, возникшего во второй половине IV – начале III века до н.э., с появлением потребности в изображениях правителей новых государств. В скульптуре, мелкой пластике, на монетах и резных камнях правитель изображался исполненным энергии, с атрибутами героев и богов.

В отличие от возвышенных портретных образов Греции, римский скульптурный портрет поражает резким, порой чрезмерным натурализмом. Одним из самых знаменитых римских портретов в собрании Эрмитажа является портрет императора Филиппа Араба.

В противоположность греку, который видел человека как проявление типа (атлет, философ, полководец), римлянин подчеркивал его принадлежность к определенному роду, демонстрировал в портрете общественный ранг и персональные возможности.

Блестящие портреты римских диктаторов и полководцев возникли в результате гармоничного слияния истинно римского духа с формальным совершенством греческой скульптуры. Наивысшего развития римский скульптурный портрет достиг в эпоху империи. Наряду с изображениями императоров широкой распространение получили портреты членов их семей, наследников, преемников и фаворитов.

Блестящего расцвета портретный жанр достиг в XIV–XVI веках, в эпоху Возрождения. Гуманистическое мировоззрение – т.е. мировоззрение, признающее ценность человеческой личности – стало ведущим философским течением. Стремительное развитие портретного жанра в Европе охватило разные виды искусства. Типичным примером ренессансного портрета середины XVI столетия является мужской портрет кисти Джулио Кампи, внимание которого сосредоточено на модели, в то время как окружающие предметы призваны лишь подчеркнуть статус изображенного.

Следующий за эпохой Возрождения XVII век стал важной вехой в истории портрета – в этот период портрет окончательно оформился как жанр. В искусстве Европы выделились национальные школы портрета, появилось множество поджанров: групповой, погрудный, в рост, портрет-картина, портрет-аллегория, портрет парадный, бытовой, мифологический и исторический. С распространением техники гравюры картины стали копироваться, иконография персонажей утратила свою уникальность. Помимо живописной техники, важными художественными средствами в портрете стали динамическая композиция и жест, а также яркий или мерцающий свет – приемы, позволяющие усилить связь модели и зрителя.

 

Блестящими образцами портретной живописи Нового времени являются представленные на выставке работы выдающихся мастеров Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса. Ван Дейк был создателем «большого стиля» в парадном портрете, его аристократизм и виртуозная живописная манера оказали влияние на творчество английских портретистов. Живой человеческий характер и яркий социальный типаж «буржуа» доносят до нас произведения Йорданса, еще одного выдающегося представителя фламандской школы портрета.

Искусство стран Западной Европы второй половины XVIII века было проникнуто духом Просвещения – так называлось философское течение, ключевой идеей которого была идея разума как главного критерия познания человека и общества.

Портрет нельзя считать лишь феноменом европейской культуры. В искусстве Ирана, Японии и Китая портрет не просто существовал, но был самостоятельным и важным жанром, и в силу исторических обстоятельств на некоторых этапах (например, в период раннего средневековья) был более оригинален, чем западноевропейский. Среди экспонатов выставки – «Портрет Фатх-Али-шаха» (Иран), «Портрет императрицы» (Китай) и гравюры «Умэгава и Тюбэй» (Из серии «Изображение спектаклей дзёрури…») и «Куртизанка Хитомото из чайного дома Даймондзия со служанкой» (Япония).

Глубокое своеобразие отличает русский портрет. Последовательность его развития и новая концепция «человечности» оцениваются как значимый вклад во всеобщую историю искусства. На выставке можно увидеть произведения выдающихся мастеров жанра живописцев Ивана Никитина, Ивана Аргунова, Николая Ге, Ивана Крамского, Валентина Серова, Льва Бакста, скульптора Бориса Орловского и других.

Дополняют экспозицию фотографии и графика, монеты и медали, изделия западноевропейского прикладного искусства.

На протяжении XX века портретный образ постепенно лишался своей ключевой характеристики – сходства с моделью. Утрата привычных критериев стала поводом для выводов о деградации и даже о полном разрушении жанра портрета. Находясь на периферии современных течений живописи и скульптуры, человеческий образ оказался чрезвычайно востребован в графике, фотографии, медийном пространстве. Современное искусство портрета представлено произведениями скульптуры, графики, а также фотографиями таких признанных мастеров, как Борис Смелов и Стив МакКарри.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог «Искусство портрета» (СПб.: Изд-во «Славия», 2018. – 240 с.: ил.). Общая научная редакция и вступительное слово директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского. Общая концепция выставки и научное редактирование каталога заведующей Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа, куратора выставки Анны Алексеевны Трофимовой.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить