Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2019 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1955 – Совет министров ТАССР вынес постановление о придании государственного статуса любительскому телецентру. В январе 1956 оборудование Казанского телевизионного центра было смонтировано в помещении радиоклуба ДОСААФ

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Андрей Мерзликин: к военному кино нужно относиться, как к черной икре: есть редко

Актер и телеведущий Андрей Мерзликин, заслуженный артист России, представил на кинофестивале в Казани фильм «Облепиховое лето» Виктора Алферова, где исполнил главную роль.

Но на творческой встрече 29 апреля он говорили не только о фильме, но и о многом другом. Его выступление получилось как хорошее эссе. Рассказывал о разном, но в конце встречи все эпизоды сложились в единое целое, создавая полное представление об актерской профессии.  Если честно, я не ожидала, что общаться с ним будет так интересно. 

Не будет фильма, не будет и памяти

«Облепиховое лето» – фильм о последних годах жизни известного советского писателя и драматурга Александра Вампилова, о пути к признанию в эпоху «после оттепели», о друзьях и семье, а также «общении» с репрессированным в 1938 году отцом, которого писатель не знал.

Перед тем, как начать рассказывать о фильме «Облепиховое лето», он спросил зрителей, знают ли они, что такой Вампилов. Видимо, рук было много, и он этому искренне порадовался, добавив, что бывал в аудиториях, где не знают.

Как рассказал актер, когда поступило предложение сыграть Александра Вампилова, первой его реакцией стало удивление. «Где я, и где Вампилов? И не только внутренне, но и внешне – я же знал, как выглядел Александр Валентинович… Однако в конце концов я сказал «да». Когда еще сделают такое предложение? Безусловно, это большая победа для любого актера – попробовать замахнуться на интересную роль, роль историческую, требующую исследования», – поделился гость. 

Кстати, вдова драматурга увидела у актера Мерзликина и Александра Вампилова  схожие черты характера. А на одной из фотографий, найденных в Интернете, они и внешне похожи. Правда, сам актер никакого сходства со своим героем не видит.

Александр Валентинович Вампилов, советский драматург, сценарист, прозаик.

 Родился 19 августа 1937 года в Черемхово Иркутской области, погиб 17 августа 1972 года на озере Байкал, близ посёлков Байкал и Листвянка.

Отец – Валентин Никитич Вампилов (1898-1938), по национальности – бурят, учитель русского языка и литературы, знал пять языков, до революции служил репетитором у сына иркутского генерал-губернатора. Вскоре после рождения сына – 17 января 1938 года – был арестован, а 9 марта 1938 года – расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года был реабилитирован посмертно. Мать – Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906-1992), учитель математики, работала в Кутуликской средней школе.

Знакомясь поближе с драматургом со сложной творческой судьбой, актер узнал, что его отец, бурят по национальности, образованный человек, учитель, говоривший на нескольких языках, назвал сына в честь Александра Сергеевича Пушкина. «Эта система координат, которую задал его отец, полагаю, однажды и дала свои плоды.

Сначала Вампилов был талантливым молодым журналистом, писал эссе и рассказы, повести. Затем рискнул и замахнулся на драматургию. Он первым после Чехова вывел на театральные подмостки простого героя, которого мы с вами все знаем, обыкновенного человека, а не какого-то известного или заслуживающего того, чтобы быть главным героем. И пусть эти герои не всегда симпатичные, но мы их любим», – сказал он. 

Андрей Мерзликин поделился историями со съемочной площадки и отметил, что несмотря на финансовые и производственные сложности, фильм удалось снять в необходимых локациях. «Есть в фильме места, которые нас радуют, есть места, которые, понятное дело, слабы… Мы, как художники, все понимаем, не слепые. Но стоял вопрос: либо быть фильму про Вампилова, либо не быть. А не будет фильма, не будет и памяти об этом замечательном человеке. В целом, основная творческая победа, основная радость – что фильм был снят», – сказал актер. 

Съемочный процесс продолжался всего 16 дней – надо было уложиться в бюджет. Экспедиция на озеро Байкал, завершающая его, была в планах, но денег на нее не было. Пришлось Андрею идти к главе администрации Иркутской области, и тот денег дал. И не скрыл удивления, когда узнал, что просят так мало.

Снимали в конце августа 2017 года. На месте появились другие проблемы. Сначала на Байкал не пускали из-за приезда туда Дмитрия Медведева, потом начался шторм, и озеро перекрыли эмчеэсники. Съемка ключевой сцены фильма была под угрозой. Ее спас капитан дебаркадера, который развернул судно поперек волны и таким образом защитил лодку от большой качки.

Но никто не мог защитить актера от холодной байкальской воды. «Я, конечно, знал, что вода в Байкале холодная, но не до такой же степени!..»

Известно, что в день гибели Вампилова светило солнце, а в фильме мы видим темные волны. Мерзликин заметил, что для фильма это даже лучше, символичнее получилось.

 Конечно, можно было последовать совету и снять эту сцену где-нибудь в другом месте. Но обманывать зрителей режиссер не захотел. Ведь сцена эта – решающая в фильме. В редкую минуту удовольствия от жизни Вампилов, выйдя с другом на водную прогулку, неосторожным движением опрокидывает лодку…

Это случилось за два дня до 35-летия Вампилова. Вместе с ним в лодке был друг – писатель Глеб Пакулов. Правда, в жизни все было немного по-другому – лодка-казанка перевернулась от бревна-топляка. Пакулов, зацепившись за лодку, смог спастись. Вампилов поплыл к берегу, но не выдержало сердце.

К своим 35 годам Вампилов написал пять пьес – столько же, сколько и Чехов. Его уже ставили во многих провинциальных театрах, он становился модным драматургом в Москве и Ленинграде: пьесы Вампилова лежали на столах великих режиссеров времени – от Ефремова до Товстоногова, лежали, но, увы, не шли.

Осень 1972-го сулила стать самой счастливой осенью его жизни: в Москве готовились сразу две громкие постановки. Ровно месяц не дожил Александр Вампилов до своих московских премьер, о которых мечтал больше всего на свете…

Мне показалась интересной еще две сюжетных линии фильма. Время в стране было сложное. Были диссиденты, были и стукачи. Как показалось Александру, один из стукачей даже набивается ему в друзья. Но, как выяснилось, вполне успешному  Диме Ковальчуку, которого уважительно зовут Дмитрием Ивановичем, также душно, как и Вампилову, и он чувствует свою похожесть на Виктора Зилова из «Утиной охоты».

Вторая линия связана с дружбой драматурга Вампилова и поэта Николая Рубцова. Она прочерчена лишь пунктирно, но когда знаешь и его трагическую судьбу, несложно увидеть некоторые параллели.

Не знаю, как смотрели картину «Облепиховое лето» те, кому не известны подробности биографии иркутского драматурга. Когда наперед знаешь, чем фильм завершится, воспринимаешь каждую сцену, и когда Саше хорошо, и когда ему плохо, с одинаковой остротой. Как мало времени отпустила ему судьба! По сути, он не увидел своего триумфа. Лишь после его смерти начнется настоящий «вампиловский бум»: пройдет всего год, и в стране почти не останется театра, где бы не шли пьесы Вампилова: Театр Ермоловой и «Современник», МХАТ и БДТ… 

Если память мне не изменяет, в Качаловском театре были поставлены «Провинциальные анекдоты» и «Прошлым летом в Чулимске». По пьесам Вампилова «Старший сын» и «Утиная охота» были поставлены художественные фильмы.

Рассказ о фильме «Облепиховое лето» Мерзликин назвал затянувшимся вступительным словом, и далее дал возможность зрителям задавать вопросы.

 Основная работа актера – до сцены, до кадра

Рассуждая о своих любимых героях, Андрей Мерзликин ответил, что у каждого актера есть такие фильмы, которые по разным причинам не доходят до массового зрителя. Хорошо, что сегодня они становятся доступными благодаря Интернету. Однако именно эти ленты он считает важными в своей карьере: «Это роли, которые я хочу сыграть, а не те, которые ждет от меня массовый зритель». Актер рекомендовал посмотреть фильм «Зеленая карета» Олега Асадулина, а также фильм «Заблудившийся» казахского режиссера Акана Сатаева. Рассказывая о последнем, Мерзликин отметил, что в 2009 году получил на съемках потрясающий опыт: «28 дней в степи, практически весь фильм я один в кадре, а это вызов актеру, съемочная группа – мусульмане, для которых «вера» – не просто слово… На старте проекта я впервые налаживал диалог с представителями ислама. Притом, что сам получил благословение у батюшки. И мы сняли картину, которая отвечает названию любого кинофестиваля – мусульманского кино, христианского кино и так далее». 

Андрей Мерзликин вспомнил свои роли в телефильме «Штрафбат» и сериале «Годунов», а также рассказал о документальном проекте «Военная приемка. След в истории», который он ведет на телеканале «Звезда» вместе с Алексеем Егоровым. Для присутствующих стала большим открытием история о том, как в 1941 году был замаскирован Кремль в Москве – таким образом его спасли от бомбардировок. При желании можете посмотреть эту передачу и вы – https://ruslar.pro/video/auUMlwoGTf4.

Актер признался, что давно хотел сыграть в исторической картине, и надо же – удача! Его пригласили в сериал «Годунов», предложив роль непростую, в развитии – боярина Василия Шуйского. Он рад, что фильм зрители приняли, надеется, что, посмотрев сериал, молодое поколение будет лучше знать историю своей страны.

Два вопроса касались нового фильма с его участием – «Последнее испытание». Актер с удивлением узнал, что казанцы его уже посмотрели в рамках фестиваля, хотя официально лента выйдет на экран в августе.

Зрители отметили успех «военных» ролей актера, особенно в «Брестской крепости» и «Качелях», на что Андрей Мерзликин пошутил – мол, «лицом вышел». Актер рассказал, что военное кино зачастую интересно уже на этапе хорошо написанного сценария. «Думаю, военная тематика приходит после успеха одной картины, а дальше … задача актера – контролировать этот процесс, чтобы не «выйти в тираж». Я люблю военное кино, но к нему нужно относиться как к черной икре: есть редко», – добавил он. 

Отвечая на вопрос зрителей о приоритетах работы в театре или кино, Андрей Мерзликин сказал, что хорошо, что есть и кино, и театр. Скучаешь по тому, чего мало. Большая удача – попасть на утверждение в кино. Однако в театре ему работать интереснее, потому что там ты  единственный творец своей роли. Вспоминая слухи о том, что будет с творческими профессиями в будущем, он заметил, что профессия актера уникальна: робот никогда не заменит живого артиста. Он не споткнется, не сделает ошибки, а это и есть самое интересное в роли, которая строится с помощью таких мелочей. 

Но и там, и там основная работа актера происходит до сцены, до кадра, когда что-то читаешь, с кем-то общаешься, какой-то информации веришь. Все это формирует личность, и эта личность отражается в том или ином герое, считает актер. 

Я попросила нашего гостя рассказать о работе в документальном фильме казанского режиссера Алексея Барыкина. Вместе с ним снимались Илзе Лиепа и Александр Михайлов. Было интересно узнать, чем зацепил его этот проект, ведь работы хватает и в художественном кинематографе. Он сказал, что ему показался интересным сценарий – фильм рассказывает о Великой княгине Елисавете Феодоровне Романовой, сестре последней русской императрицы. Надо понимать, что для него это не был просто очередной проект. Как истинно верующий человек, актер видел особый смысл в том, чтобы познакомить современных зрителей с одной из самых почитаемых православных святых.  

Еще Мерзликин похвалил режиссера – Алексея Барыкина, которого ему порекомендовали знающие люди.

Завершая творческую встречу, наш гость дал высокую оценку преобразившейся Казани. «Я был здесь в 2006 году и запомнил город другим. Сейчас везде чисто, красиво. Я такой человек: если чистота и порядок, то я прощу изъяны архитектуры. Хотя мне кажется, что новые здания удачно вписались в старую архитектуру Казани. Город прекрасный, я рад за вас», – отметил он. 

Исполнительный директор КМФМК Миляуша Айтуганова поблагодарила актера за участие в Казанском фестивале и подарила ему сладости к вечернему чаю.

«Мы всегда стремимся к тому, чтобы на нашем фестивале были интересные встречи с гостями. Мы видим, что в Казани вас любят, а зрители знают ваши фильмы. Спасибо вам!», – сказала она.

30 апреля у Андрея Мерзликина еще одна роль – он будет ведущим на церемонии закрытия Казанского фестиваля мусульманского кино. 

Фото Розы Садриевой

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского