Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Сказанием встает Казань...» - конкурс 2001 года

Тысячелетию Казани посвящается ежегодный конкурс сочинений школьников «Сказанием встает Казань...». Мы имеем возможность не только рассказать о творческом соревновании 2001 года, но и опубликовать наиболее интересные работы.

Конкурс будет проходить до 2005 года. Его цели и задачи сформулированы так:

– выявление оригинально мыслящих, творческих, одаренных школьников, формирование у них потребностей к саморазвитию и самосовершенствованию;

– формирование устойчивого интереса к богатейшему историческому и культурному наследию Татарстана, к творениям великих мастеров прошлого и современности, связанных с Казанью, тем самым воспитание у детей любви к родному краю и городу.

Сочинения модно писать на двух языках – татарском и русском и в различных жанрах. Это могут быть размышления в форме эссе, письмо другу, экскурсия по городу, дневниковые записи, поэтические послания, сказ, фантастические проекты.

Среди творческих работ 2001 года мы нашли много стихов. Юные авторы либо цитируют больших поэтов, чаще всего Габдуллу Тукая, либо представляют на суд жюри собственные сочинения.

Конкурс сочинений проходит в 2 этапа: сначала – районный, потом – городской.

В конкурсе 2001 года приняли участие 1806 учащихся гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, общеобразовательных школ.   Победителями конкурса стали:  

1 МЕСТО: Учителя истории

Васильев Виктор

 7 классс,

школа №94

 

Габдрахманова С.И.

Новикова Дина

8 класс,

школа №18

Бикмуллина Г.Р.

Григорьева Ольга

9 класс,

гимн. №102

Першутова Р.И.

Хайбуллина Лилия

10 класс,

школа №85

Мухаметзянова Ф.Х.

Федорова Ирина

11 класс,

лицей №131

Куприянова В.А.

2 МЕСТО:

   

Ламберова Наталья

7 класс,

школа №18

Новицкая С.В.

Пяткова Ирина

8 класс,

школа №115

Воронина И.В.

Закирова Ляйсан

9 класс,

школа №12

 

Кокшина Екатерина

10 класс,

школа №162

Максудова Ф.Н.

Нагматуллин Владислав

10 класс

гимн. № 9

Архипова Н.А.

Хрусталева Татьяна

11 класс,

школа №122

Белянина Т.А.

3 МЕСТО:

   

Годочкин Елисей

7 класс,

гимн. №3

Подгаецкая О.А.

Скворцов Артем

8 класс,

школа №132

Фазлеева Р.Р.

Мулин Максим

9 класс,

школа №62

Петрова Л.М.

Молостова Лилия

10 класс,

школа №110

Еремеева Е.В.

Галимова Лейсан

11 класс,

школа №40

Тябина Л.И.

  Организаторы конкурса во главе с Татьяной Пономаревой – заместителем начальника Управления образования администрации г.Казани, и Галиной Тарасовой – ведущим специалистом управления, подготовили сборник, в который включили как сочинения победителей городского конкурса сочинений «Сказанием встает Казань...», так и работы, отмеченные членами жюри. Очередной тур конкурс стартует в марте 2002 года.  

Наталья ЛАМБЕРОВА, ученица 7 класса школы № 18

Казань... Для многих это слово означает родина, дом, уют и любовь. Мы живем в этом городе, и он служит нам опорой. Каждый город – это живое существо, с сердцем, с глазами, легкими.

Казань тоже не исключение. Ее легкие – это парки и заповедники. И их дыхание слышно людям. Шелест листьев, пение пташек, звон речушек и ручейков – вот оно, дыхание.

Сердце города – Кремль. Он стоит в устье Волги и Казанки, гордо приосанившись, зная, что река ловит его отражение. В жилах Казани течет не кровь – нет! Казань живет нашей любовью, которая, стекаясь из ручейков в потоки, несет в себе живительную силу. Сила эта – любовь к родине, к родным и близким, уважение великих предков и старых традиций. Казань – это город, где у каждого есть любимое место.

Больше всего я люблю Булак, улицу, которая меняет настроение: по вечерам она тихая и уютная, а в праздники она шумная и веселая. Летом, когда спадет жара, но прохлада еще не пропитает воздух и не окутает нас дымкой ночная мгла, приятно бродить по Булаку.

С родными ты, с друзьями или один, ты чувствуешь магию этого города. И невольно замедляешь шаг, боясь упустить хоть одно из этих чудных мгновений. Тебе навстречу попался случайный прохожий. Вы, не сговариваясь, улыбнетесь друг другу, потому что вы – в Казани.

В городе, объединяющем всех-всех, в городе, который берет за руки и соединяет давно враждующих людей, а иногда мирящем даже целые народы. В стройном хороводе жизни никто не помнит старых обид.

Казань – очень древний город. Она пережила многое. Каких только людей не видела она! Этот город видел так много легендарных битв и сражений, как никакой другой древний русский город. Даже битву Челубея с Пересветом помнит она. Говорят, ей тысяча лет, но я думаю, что Казань старше. Никто не знает точно, сколько рассветов встретила она. Знают только, что она разрасталась стремительно и быстро.

Казань – это уникальное место. Вся ее магия в том, что она горделиво стоит на стыке двух противоположных культур: сказочной восточной и чарующей европейской. И каждая из них принесла в Казань все лучшее, что в ней есть. Воздушные мечети и купологлавые храмы легко сочетаются в ней. Разные религии приносят и разные праздники в быт казанцев. Русская Пасха и татарский Курбан-байрам проходят тут с одинаковым весельем, а разные национальности и религии не мешают ни дружескому общению, ни обоюдному согласию людей.

Казань на рубеже веков, да и в течение всей своей жизни и жизни Татарстана подарила нам немало великих людей. В середине века это были выдающиеся врачи – Хаджа Ахмед Бумари, Бурганедзин Ибрагим Юсуф углы Бумари, Таджидин Юсуф углы Бумари. Много позже появился великий поэт Габдулла Тукай, сейчас тоже много великих поэтов, композиторов, ученых и актеров, которые славят Казань.

Тебе, Казань, мой любимый город, я сочинила стихи, не слишком, впрочем, хороши они, чтобы воспеть всю красоту родного города:

Казань, Казань – любимый город,

В душе ношу я образ твой.

Кто здесь живет, тот вечно молод,

Не телом молод, но душой.  

А ты Казань, встаешь с рассветом,

Привыкла рано ты вставать,

А мне не надо быть поэтом,

Тебе стихи чтобы слагать.  

Ляйсан ЗАКИРОВА, ученица 9 класса татарской гимназии № 12

Много событий пережила и хранит в памяти своей древняя Казань: крушение Золотой Орды, междоусобицы самовластных ханов, гнет царского самодержавия, жестокие пожары, после которых вместо улиц оставались лишь пепел и черные головешки.

«Я приехал в Казань, опустошенную и погорелую. По улицам, вместо домов, лежали груды углей и торчали закоптелые стены без крыш и окон»,– писал Александр Сергеевич Пушкин в «Капитанской дочке».

Чуткий к своей истории, город помнит, как ликовали улицы, встречая крестьянского царя Емельяна Пугачева: «Народ, пригнанный в лагерь, поставлен был на колени перед пушками. Женщины подняли вой. Им объявили прощение. Все закричали: ура! и кинулись к ставке Пугачева. Пугачев сидел в креслах, принимая дары казанских татар, приехавших к нему с поклоном».

Так описывает город А.С.Пушкин в «Истории Пугачева».

Художественный образ Казани лежит в книгах мастеров слова. А.С. Пушкин и Г.Тукай, М. Горький и Г.Ибрагимов создали образ вечно живой Казани.

«О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!»– восклицал Г.Тукай, приехав впервые в Казань. Надежды народного поэта были велики:

Здесь науки, здесь искусства,

просвещения очаг,

Здесь живет моя подруга,

райский свет в ее очах.

Но действительность была жестока: Казань в царской России заставила написать Тукая сатирическую поэму «Сенной базар или Новый Кисекбаш», где он бросил вызов социальному гнету и религиозному одурманиванию народа.

Максим Горький посвятил Казани «Мои университеты» – произведение мирового значения. Внешний облик тогдашней Казани Алеша Пешков увидел вот такой:

«Въезжая улица – это два ряда одноэтажных лачужек, с кривыми стенами и перекошенными окнами; дырявые крыши изувеченных временем человеческих жилищ испещрены заплатами из лубков, поросли мхом; над ними кое-где торчат высокие шесты со скворечниками… Вверху, на горе, в пышной зелени густых садов прячутся красивые каменные дома, колокольни церквей гордо вздымаются в голубое небо, их золотые кресты ослепительно блестят на солнце. В дожди город спускает на въезжую улицу грязь; в сухое время осыпает пылью,– все эти уродливые домики кажутся тоже сброшенными оттуда, сверху, сметенными как мусор, чьей-то могучей рукой».

Минареты тринадцати мечетей, колокольни сорока церквей, хмурые оборванные грузчики, грязные пригородные слободки и болота, которые оставались посреди города, бросались в глаза в старой дореволюционной Казани. А люди вынуждены были жить рядом.

Казань питала творчество Гавриила Державина:

О колыбель моих первоначальных дней!

Невинности моей и юности обитель!

Когда я освещусь опять твоей зарей

И твой по-прежнему всегдашний буду житель?..

Ярко и проникновенно звучит сегодняшняя Казань в поэмах и лирических стихах Сигбата Хакима:

Спросите нас: 

– Откуда вы?

– Мы с Волги, из Казани.

Поит нас волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

Выдающиеся писатели многих народов писали о Казани. Отрывки произведений русских и татарских писателей показывают, что наш город не только привлекает к себе своей историей и красотой, но и никого не оставляет равнодушным:

Ты спишь, Казань,

Мой белоснежный город!

Твой белый цвет сильнее темноты.

Снежинками на неба черный ворот

Слетают звезд лучистые цветы.

Виктор ВАСИЛЬЕВ, ученик 7 класса школы № 94

Я люблю просыпаться утром дома от скользящего по лицу солнечного зайчика, подставлять свежему воздуху, колышущему тюлевую занавеску, щеку и, еще нежась в постели, наблюдать за тем, что происходит за окном.

Вот громкоголосая ворона уселась на знакомое до боли дерево, которое я вижу каждый день. Наперебой щебечут воробьи, выводя свою весеннюю песню и перелетая с ветки на ветку. А за деревьями виднеется дом, который все называют «сталинским». И не только потому, что это постройка времен правления Сталина, а еще потому, что здесь жил его сын во время ссылки.

Так и сейчас этот дом называют – «сталинский». Интересно, правда?

По дороге в школу я улыбаюсь ласковому солнышку и вижу, как отражается ослепительно голубое небо в окнах моей родной 94-й. И я вспоминаю, что скоро 9 Мая – День Победы, и этот праздник ассоциируется у меня с именем бывшего директора нашей школы – с именем Иосифа Марковича Найшуллера, который сражался на фронте и за наш город во время Великой Отечественной войны.

Мой прадед тоже погиб на войне за Родину. И в память обо всех павших в парке Победы Московского района возведена стела.

Я знаю, что наша школа до сих пор дружит с юнгами Северного флота. Они люди пожилые, но часто приходят к ребятам, чтобы рассказать о любви к Родине. А в память о погибших юнгах в сквере на улице Декабристов наша школа в содружестве с бывшими фронтовиками так же, как и в парке Победы, хотела бы поставить памятник – стелу. Не знаю, удастся ли?

Мой дом, двор, школа, сквер – с этого начинается моя Казань – город, который я люблю. И он неразрывно связан с историей, с людьми, его создававшими, здесь жившими, с теми, кто боролся с фашистами, чтобы отстоять нашу Родину.

Величественная Казань… Действительно сказанием встает она из глубин веков в конце своего тысячелетия. Какая архитектура! Какая красота!

Мои родители приучили меня задавать вопросы или обращаться за помощью, если чего-то не знаешь, к книге. Поэтому многие архитектурные строения Казани открываются мне по-особому. Возникает масса ассоциаций, когда узнаешь о том, как и когда строился тот или иной дом, кто в нем жил, с какими событиями он связан. Ведь интересно узнать, что, например, такой знакомый парк вокруг ДК химиков был когда-то рощей Кизического монастыря, а дом, где находится известный всему мужскому населению Московского района военкомат, и есть тот самый монастырь, в церкви которого погребен дед Л.Н.Толстого – Илья Андреевич Толстой, бывший в 1815-1820 г.г. казанским губернатором.

А Петропавловский собор? Такой родной и в то же время величественный. Оказывается, это ценнейший памятник архитектуры русского барокко начала XVIII в. – явление в русском провинциальном (а Казань была тогда все же провинциальной) зодчестве почти исключительное. Собор, расположенный на возвышенности, перекликается своей архитектурной композицией, устремленной ввысь, с вертикалями башен Казанского Кремля. А связан Петропавловский собор с именем Петра I, который прислал опытных зодчих, чтобы те докончили возведение храма после того, как из-за ошибок в кладке стен собор обрушился. И возведен был храм в 1726 году, уже после смерти Петра I.

В общем, какое строение ни возьми, связано оно с людьми. Вот и познаешь историю архитектурных ансамблей с помощью собственных раздумий: кто, когда и где старался возвеличить родной наш город.

Мне нравится узнавать о Казани все больше и больше и чувствовать себя причастным к ее истории. Ведь сказания о столице Татарстана не только об архитектурных, исторических и культурных памятниках: они, прежде всего, о людях.  

Дмитрий ПЕКУНОВ, ученик 9 класса школы №62

Казань. Для многих это слово может ничего не значить. Скорее всего, это половина жителей многомиллионной Москвы, считающих себя «россиянами», для них провинция (т.е. субъекты) – лишь окрестности любимого города.

Другая половина жителей Москвы более просвещена и имеет некоторое представление о мире, располагающемся за МКАД. Но и они недалеко ушли от китайцев, представлявших себе мир как плоскость, покоящуюся на трех китах.

Другое дело «провинциалы» (так их называют москвичи) – жители областей, краев, республик и других территориально-административных единиц Родины. Они-то знают, что, кроме столиц стран, бывают еще и другие – региональные. Они знают о существовании Республики Татарстан и о ее столице – городе Казани. Для них это название говорит многое, но лишь в географическом плане.

Родным этот город является для тех, кто в нем родился и вырос. А иначе и быть не может! И если человек, родившийся в Казани, уехал в другой город, то он обязательно вернется сюда, чтобы освежить еще не выветрившиеся воспоминания. Он будет бродить по улицам и проигрывать в голове события, затянувшиеся пеленой времени. «В этой больнице я родился. А вот в этой в 5 лет я лежал с заболеванием почек. В этот кинотеатр мы с пацанами проходили без билета. А это место я хорошо помню – здесь я впервые по-настоящему дрался. Мы дрались стенка на стенку – наш двор против соседнего»... И так далее.

В конце своей прогулки по родному городу человек незаметно для всех пустит скупую слезу.

Казань для многих стала началом жизни. Для не меньшего количества людей – и концом. Словно гигантская машина, город с хрустом перемалывал судьбы одних людей, вырабатывая сырье для того, чтобы слепить счастье для других. Это не просто несколько тысяч квадратных километров земли, застроенных бетонными коробками. Это целый слоеный пирог, состоящий из пластов психики, истории и техники. 

Ядром Казани издавна был Кремль. Казань и представляла раньше один лишь Кремль. Кремль был городом, в некотором смысле государством, ведь племена были кочевые, и палаточный городок посреди поля – большая редкость. Чего уж говорить о целой крепости, которая могла защитить от полчищ врагов. Кремль бесчисленное количество раз перестраивался и расширялся. Вскоре он стал центром татарского государства. Его осаждали бесчисленное количество раз. Хотя для этого он и был построен. Он олицетворял величие и неколебимость татарского государства.

Самым трагичным и достойным занесения в историю этапом «жизни» Кремля была осада под командованием Ивана Грозного. Крепость вполне оправдала свое предназначение. Но всему есть предел. Он настал в тот роковой день – Казань слилась с единым российским государством в одно целое. С тех пор город строится на костях наших предков.

И по сей день при раскопках находят не только сокровища и тому подобную чепуху, но и человеческие ребра с застрявшими в них кинжалами.

Сейчас Казань – огромный город с почти полуторамиллионным населением. Причем город, по мнению приезжих, достаточно странный: цирк в форме НЛО, разваливающиеся здания в центре города наряду с более современными на окраинах и т.д. Но это все ерунда по сравнению с внутренней и внешней красотой города.

Еще одно: иногородние подмечают, что в Казани все куда-то спешат, торопятся. Почему? Да потому, что этот город – живой.

 Лилия МОЛОСТОВА, ученица 10 класса школы № 110

Здравствуй, мой друг! Нас с тобой разделяют расстояния… Помнишь нашу последнюю встречу в твоем тихом, маленьком, уютном городке? Тогда я обещала тебе рассказать о Казани.

К сожалению, мы расстались, но желание донести до тебя любовь к моему родному городу не покидало меня. Как жаль, что ты ни разу не был в нашем замечательном городе.

Ты спросишь, что же в нем такого замечательного? Такого необычного? Действительно, на первый взгляд, может показаться, что Казань – город, каких много в России. Рядами высятся многоэтажные дома, из окон школ доносятся веселые детские голоса, по улицам и проспектам торопливо бегут люди, занятые своими мыслями. Такая картина предстанет твоему взору в любом городе.

Но мне кажется, эта обыденность, суета, «похожесть» Казани – лишь первое впечатление, совершенно обманчивое. Подъезжая к Казани, ты будешь поражен панорамой, в которой причудливо переплелись черты далекого прошлого и современной жизни города. Позволь мне быть твоим экскурсоводом, и я обещаю рассказать тебе все о моем городе, что знаю сама, что люблю, что храню в своем сердце.

Архитектура – застывшая музыка. Наверное, так можно перефразировать древнее, мудрое изречение. Казань наполнена этой музыкой, этим разнообразием архитектурных форм, и ты не можешь не преклониться перед величественным и торжественным видом, который они ей придают.

Одним из самых древних сооружений является Казанский Кремль. Живописно и широко раскинулся он на высоком холме, с двух сторон окруженный водой. Издалека видны его белые стены, башни, церкви. Кремлевский холм – колыбель Казани. Ведь именно отсюда начинается ее рост и жизнь.

Я знаю, мой друг, что ты много путешествовал. Ты видел прекрасные памятники архитектуры городов Европы и Азии, восхищающие своей причудливостью и роскошью, строгостью и величием, национальным колоритом и космополитизмом. Но согласись, что наш Кремль не похож ни на один из них! Он подобен белой каменной горе, с которой открывается чудесный вид на древний город, на его главные улицы, кипящие жизнью, на реку Казанку, которая при свете солнца переливается серебром.

Я так подробно описываю Кремль, потому что он является сердцем Казани, откуда начинается ее жизнь и история. За белокаменными стенами седого Кремля стоят величаво башни, как мудрецы, храня в себе удивительные картины прошлого. Они много видели, многое помнят и о многом могли бы рассказать…

В истории Казани много белых пятен. Тем более ценны легенды и предания, помогающие заглянуть в прошлое. Но главное в них не факты. В предании, сохранившемся в народной памяти, важен сокровенный смысл, намек, символика, имеющие для философии истории гораздо большее значение, чем внешние факты. Город-ключ – так называют Казань.

По мнению ученых, предстоит еще много замков открыть этим ключом. Казань – древний город, существующий с давних времен. До недавних пор не было известно о возрасте Казани. Недавние раскопки археологов в Кремле помогли установить возраст Казани. Оказалось, что ей уже тысяча лет, но еще точно не известно, как и кем была она основана.

О возникновении, основании Казани существует множество легенд и преданий. Мне хочется рассказать тебе одну из них.

Представь, что полились нежные звуки курая, и я, подобно героине арабской сказки «Тысяча и одна ночь», начинаю историю, полную волшебства и таинственности.

…Монгольский хан по имени Хантимер, разграбив Болгары, сжег его. Народ вначале дрался очень крепко. Во время битвы в левое колено Хантимера попала стрела, он захромал. После этого его прозвали Аксак Тимер – Хромое Железо. Аксак Тимер полностью разорил Шахри Булгар.

Когда жизнь стала невмоготу, предводительница одного из племен, старуха Туйбика, взяв около пятнадцати своих людей, на парусной лодке ушла по Волге. Старуха Туйбика не оставила и свой казан – символ богатства и изобилия.

Пройдя на парусной лодке некоторое расстояние, путники сошли на берег. Местность им понравилась, и они остались там жить. На облюбованном месте закопали казан, чтобы он приносил им изобилие и счастье. Там же начали строить город Казань.

Говорят, что казан с цепью до сих пор лежит под городом, только вот найти его никто не может. Может быть, именно этот казан – символ счастья и изобилия, помогает городу процветать, расширяться. Возможно, поэтому люди здесь веселые и счастливые, гостеприимны и радушны.

До встречи в год празднования тысячелетия Казани, мой добрый друг!

Лилия

«Казанские истории», №19-20, 2003 год

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить