Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
28.06.2017

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Погода в Казани
+13° / +22°
Ночь / День
.
<< < Июнь 2017 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
  • 1979 – В Казани умер Натан Рахлин (родился в 1906),  народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Государственной филармонии ТАССР.

    Подробнее...

Календари – хранители времени

1699 год продолжался всего 4 месяца. В сентябре православные встретили новогодний праздник, а в конце года Петр I издал указ о праздновании Нового года с 1 января и введении летоисчисления на западный образец – от Рождества Христова.

Внимательные читатели обратили наше внимание на одно сообщение в рубрике «Наш календарь». В июньском номере за 2002 год мы написали, что 12 июня 1812 года, то есть 190 лет назад, началась Отечественная война с Наполеоном. Не 12, а 24 июня – поправил нас один знаток российской истории.

Мы проверили – и убедились, что некоторые источники, действительно, называют другой день – 24 июня. Тем не менее, ошибки здесь нет. Просто в том источнике, которым пользовались наши авторы, отвечающие за подготовку рубрики, дата начала войны указана по старому стилю, а читатель обратил наше внимание на источник, где дата начала войны с французами была названа по новому стилю.

Тогда почему 24, а не 25 июня? – может сказать другой внимательный читатель. Действительно, еще со школьной скамьи мы знаем, что разница в датах по старому и новому стилю равняется 13 дням. Однако в последнее время появилось немало публикаций, которые уточняют, что многие прежние даты российской истории атрибутированы по новому стилю неправильно. Потому что при этом не было учтено, что разница во времени в разные века была разной. И 13 дней она составляла только в ХХ веке.  

Выставка в главном музее республики

Мы имеем возможность вспомнить одну из выставок, которая состоялась в преддверии нового тысячелетия в стенах Национального музея РТ (тогда он назывался еще Государственным объединенным музеем РТ). Выставка называлась «Календари – хранители времени».

Идея подобной экспозиции появилась у музейщиков в то время, когда все население планеты Земля предавалось размышлениям о наступлении третьего тысячелетия, когда крошечные острова в Тихом океане боролись за честь первыми вступить в новое тысячелетие, продавая это право богатым европейцам и американцам.

Творческая группа в составе Г.Х. Еникеевой, P.P. Идрисовой, А.С.Угарова и О.Р. Гасимова работала в течение целого года. Кстати, основная часть коллекции календарей, насчитывающая более 500 единиц хранения, находится в секторе письменных источников и книжном фонде музея.

Первые календари появились более 30 тысяч лет назад. В коллекции Национального музея самые старые календари хранятся в этнографическом секторе. Это так называемые резные календари, выполненные из дерева.

Один из них представляет собой деревянный брус длиной более 2 метров с насечками. Другой – якутский – календарь из коллекции профессора Н.Ф.Катанова выполнен в форме круга, на котором каждому дню соответствует маленькое отверстие. При подборе экспонатов самый лучший советчик – это хранитель, знающий свой фонд.

В частных беседах опытнейшие сотрудники фондов вспоминали экспонаты, которые посетители не видели десятилетиями. Так на выставке появились часть так называемого вечного календаря и календарь в виде металлической коробочки желтого цвета с 30 насечками. К сожалению, работники музея не знают систему их работы, страну изготовления и время бытования.

Название выставки поставило перед ее создателями сложную задачу: показать то, что нельзя увидеть – Время. На выставке достойное место заняли многие «хранители времени»: песочные, солнечные, механические часы, метроном, хронометр.

В становлении и развитии календарных систем у разных народов большую роль сыграла астрономическая наука. Музейные работники обратились на кафедру астрономии КГУ с просьбой о предоставлении астрономических приборов для экспонирования. Запрос был удовлетворен, и на выставке появились теллурий, астрономическая труба, старинный глобус звездного неба, глобус Луны.

Неоценимую помощь в создании выставки оказала Академия наук Татарстана, предоставив для экспонирования татарские печатные календари конца XIX – начала XX веков. Углубление в историю развития календарных систем расширило представления музейщиков, а потом и посетителей выставки о многообразии форм календарей, которые были созданы человечеством на протяжении всей его истории. В целом экспозиция давала ответ на вопрос, что же такое – календарь?  

Календари солнечные и лунно-солнечные

Стремление упорядочить течение времени – ровесник человечества. Гигантский календарь был построен на юге Англии между 3000 и 1000 гг. до новой эры. В этом сооружении, известном как Стоунхендж, по линиям, соединяющим различные каменные блоки, можно определить важнейшие точки восхода и захода Солнца. Стоунхендж считают обсерваторией каменного века, построенной из глыб, достигающих 7 м в длину и весящих 45 т.

В музейной экспозиции были представлены фотографии этого грандиозного сооружения. У разных народов и разные эпохи были свои системы летоисчисления.

Человечество в течение долгого времени не могло создать единый удобный календарь, который был бы пригоден к употреблению в течение сотен и тысяч лет. Объяснение находим в Большой Советской Энциклопедии.

В календаре используются астрономические явления: смена дня и ночи, изменение лунных фаз и смена времен года. На их основе установлены единицы измерения больших промежутков времени: солнечные сутки (24ч), синодический месяц (29 сут. 12 час. 44 мин. 3 сек.) и тропический год (365 сут. 5 час. 48 мин. 46 сек.). Невозможно подобрать такое число тропических лет, в котором содержалось бы целое число синодических месяцев и целое число солнечных суток. Все эти три величины несоизмеримы. Именно этим объясняется сложность построения календаря, появление на протяжении нескольких тысячелетий многочисленных календарных систем, стремящихся преодолеть эту сложность.

Все многообразие существующих календарей можно разделить на лунные, солнечные и лунно-солнечные.

История нашего солнечного календаря уходит в глубь веков: в загадочную страну Египет. У египтян был довольно простой календарь, согласно которому продолжительность года составляла 365 суток. Год делился на 12 тридцатидневных месяцев, после которых шли 5 добавочных дней. В египетском календаре ежегодно происходила ошибка, составлявшая 5 час. 48 мин. 46 сек. Египетские жрецы знали, как можно было бы исправить положение, но были принципиальными противниками любых перемен.

Египетский календарь был реформирован римским полководцем Г.Ю. Цезарем, изучившим достижения египтян в области летоисчисления во время своего пребывания в Египте. Римляне использовали лунный календарь, в котором продолжительность года составляла 354 дня. Для приближения лунного года к солнечному верховный жрец каждые 2 года вставлял добавочный месяц, содержащий 22 или 23 дня. Жрецы злоупотребляли своей властью, так как с календарными датами были связаны уплата налогов и вступление в должность выборных лиц.

Очень меткую характеристику состоянию римского календаря дал Вальтер: «Римские полководцы побеждали всегда, но они никогда не знали, в какой день это случилось».

Новый календарь, разработанный александрийским астрономом и математиком Созигеном, был назван в честь Юлия Цезаря юлианским. По новой системе летоисчисления каждый четвертый год был високосным. Именно по юлианскому календарю мы встречаем старый Новый год.

Вместе с системой летоисчисления были заимствованы названия месяцев, слова «календарь» и «високосный». Римляне отсчитывали числа месяцев не вперед, а назад. В то время добавочный день принято было помещать не в конце февраля, а между 23 и 24 числами. Поэтому раз в 4 года дважды считали 24 февраля, то есть дважды считалось шестое число до мартовских календ.

По латыни шестое число – «секстус», а «еще раз шестое» – «биссекстус». Вот почему год, содержавший в феврале один лишний день, был назван «биссекстилис». Русские же, услышав это слово от греков, произносивших «б» как «в», превратили его в «високос».  

Сalendarium – это долговые книги Древнего Рима

Происхождение слова «календарь» связано с деятельностью процентщиков. В Древнем Риме долговые книги, в которых указывались первые дни каждого месяца, так называемые календы, в которые должники платили проценты, назывались calendarium. Но и великий Цезарь просчитался.

Год по юлианскому календарю был длиннее тропического на 11 минут 14 секунд. Сутки набегали за 128 лет. Первоначально на эту незначительную разницу не обращали внимания. Но к XVI веку ошибка составила уже 10 дней.

Инициатором новой реформы календаря выступила католическая церковь в лице папы Григория XIII. Если верить наши источникам, то реформа юлианского календаря была произведена в 1582 году. Автором григорианского календаря является итальянский врач и математик Луиджи Лилио, преподаватель медицины университета города Перуджи. По предложению Лилио, необходимо пропускать 3 високосных года за 400 лет.

День рождения русского календаря приходится на май 1581 года, когда в городе Остроге первопечатник Иван Федоров издал календарь “Которого ся месяца што из старых веков дело которое описание”. Вместе с перечнем месяцев на листке были опубликованы двухстрочные вирши белорусского поэта Андрея Рымши.

В старинном календаре было много интересного. Например, 1699 год продолжался всего … 4 месяца. В сентябре православные встретили новогодний праздник, а в конце года Петр I издал указ о праздновании Нового года с 1 января и введении летоисчисления на западный образец – от Рождества Христова.

Царь лично ездил по Москве и проверял, поздравляют ли люди друг друга с наступлением нового года. В честь праздника он повелел “учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, а взрослым пьянства и мордобоев не учинить, на то других дней хватает”.

Не послушалась царя только Русская православная церковь, которая до сих пор отстает от светского календаря на 13 дней. Потому у нас в году два Новых года – 31 декабря и 13 января.

Петр I все-таки сохранил более подходящий для России юлианский календарь, хотя вся католическо-лютеранская Европа к тому времени уже перешла на григорианский календарь. В 1582 году была издана папская булла «Интер грависсимас». Папа приказал «изъять» из истории 10 дней, устроив самую длинную ночь в истории человечества. Весь католический мир, заснув 4 октября, проснулся уже 15 числа. Наш император решил, что весне лучше начаться в день именин его первой жены Евдокии – 1 марта, а не 16 февраля, как положено по григорианскому календарю. Первоначально григорианский календарь был введен в католических странах. Протестантские государства не желали подчиняться приказу главы католической церкви. Папу обвиняли в том, что он хочет украсть у людей 10 дней, обмануть перелетных птиц и даже самого Иисуса Христа, который не будет знать о наступлении дня Страшного суда. Погрешность по григорианскому календарю составляет 1 сутки в 3300 лет, и в настоящее время именно эта система летоисчисления используется в большинстве стран мира. В России григорианский календарь был введен в 1918 году, уже при большевиках. По декрету, подписанному В.И.Лениным, сразу после 1 февраля наступило 14 число. Мы “догнали” Европу и окончательно “сдвинули” крышу” в календаре. Поскольку теперь разница между разными календарями составляет в разные века от 7 до 13 дней. От этого в русской истории стали твориться невообразимые вещи. В разных источниках вы прочтете, например, что Куликовская битва происходила 8 сентября (по церковному стилю), 16 сентября (по старому стилю) и 21 сентября (по новому стилю). Как тут не запутаться? Примем совет кандидата филологических наук Александра Боброва, который считает, что в датировке прошлого, в истории и культуре надо придерживаться церковного, юлианского календаря. Если нет прямых указаний – надо верить датировке православных историков – Карамзина, Соловьева, Ключеского, Платонова. Предлагаем вашему вниманию таблицу, которая поможет вам легко делать пересчет дат со старого, юлианского, на новый, григорианский стиль.

 Расхождение между юлианским и григорианским календарями

(К дате юлианского календаря прибавляется определенное число)

Век

Прибавить Век Прибавить Век Прибавить

XXI

13

XVII

10

XIII

7

XX

13

XVI

10

XII

7

XIX

12 XV 9

XI

6
         XVIII 11 XIV 8             X 5

 Примечание: счет ведется от 1 марта до 29 февраля соответствующего века. Приводится по книге И. Климишина “Календарь и хронология” (М.: Наука, 1985).

Внимательно изучив эту таблицу, вы без труда убедитесь, что некоторые исторические события в современном календаре имеют совсем не те даты, к которым все привыкли. Скажем, годовщина взятия Казани войском Ивана Грозного уже много лет отмечается 15 октября. Это событие произошло 2 октября по старому стилю, значит – по новому стилю дата приходится на другой день, 12 октября. В странах, население которых исповедует ислам, используют лунный календарь, основанный на движении Луны. Лунный год состоит из 354 суток, а високосный – 355. Для арабов главным светилом была Луна, а не Солнце, так как жара не позволяла работать и кочевать днем. Наиболее сложный лунносолнечный календарь официально используется в Израиле. В основе лунносолнечных календарей лежит соотношение: 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам (погрешность составляет 1,5 ч). Развитие знаний в области астрономии способствовало созданию все более совершенных календарей. Но астрономы не могли найти ту «точку», от которой надо было вести счет годам. Начальная дата системы летоисчисления и последующая система называется эрой. Интересна этимология слона «эра»: буквально «исходное число» – не что иное, как соединение начальных букв латинской фразы – «Ab exordia regni Augusti», «От начала воцарения Августа». Как известно, Октавиан Август в 27 году стал римским императором. В международной практике закрепилась эра «от Рождества Христова», известная также как эра Дионисия. Летоисчисление, разработанное Дионисием Малым, настоятелем римского монастыря в VI веке нашей эры, вошло в обиход в XV-XVI веках. Ранее католическая церковь использовала эру Диоклетиана, названную в честь императора Кая Аврелия Валерия Иовия Диоклетиана, известного яростного гонителя христиан. На Руси введение византийской эры «от сотворения мира» связано с принятием новой религии – христианства. Император Петр I повелел своим подданным вести счет годам «от Рождества Христова».  

Лунная хиджра

В мусульманских государствах в качестве точки отсчета выбрана ходжра (пересечение – арабс.) – время переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Булгары после принятия ислама в IX веке заимствовали и систему летоисчисления – лунную хиджру. Подлинным открытием для многих экскурсантов на выставке в Национальном музее РТ стал 12-летний животный календарь, бытовавший у булгар. Традиция такого календаря сохранилась вплоть до конца XIX века, о чем свидетельствуют знаменитые календари Каюма Насыри. Календарь для всех народов – это не просто порядок следования дней и месяцев. У православных, например, слово «год» является корневым для многих «святых» слов (богоугодный) и для жизненно необходимых понятий (погода, угодья). Закон годового цикла непререкаем для всего сущего. И в природе, и в жизни человека есть неизменный, вечный цикл: рождение, расцвет, увядание, смерть. На этом и строился языческий земледельческий календарь. Суточный богослужебный цикл начинался с вечерней молитвы и кончался молитвой утренней. Закат года, сумерки и вечер года – осень. Впереди зима, апостасия (измена Христу) и временное воцарение Антихриста. А дальше – светлое Воскресение, вечная жизнь. То же ожидает и человека, созданного по образу и подобию Божьему, если он проживает жизнь, как год, и с верой в Спасителя. Кстати, разница в календаре у православных, католиков и протестантов носит основополагающий характер. Если в православном календаре все начинается с пробуждения природы, то католики и протестанты ведут отсчет нового года от даты прибавления светового дня. Отсюда принципиальное отличие православия от западных религий, где превозносится все облегчающее жизнь – от скамеек в храмах до признания личного благополучия богоугодным делом. После принятия ислама в IX веке предки современных татар – булгары заимствовали и систему мусульманского летоисчисления – лунную хиджру. По лунному календарю начало календарных месяцев соответствует времени новолуния. Лунный год на 11 суток короче солнечного, поэтому месяцы поочередно проходят через все сезоны солнечного года. По лунному календарю мусульмане совершают религиозные обряды и отмечают праздники. В Волжской Булгарии, Золотой Орде и Казанском ханстве он был официальным календарем.

Напомним названия месяцев мусульманского года:

1. Мухаррам;

2. Сафар;

3. Раби аль-авваль;

4. Раби аль-сани;

5. Джумада аль-уля;

6. Джумада аль-ахира;

7. Раджаб;

8. Шаабан;

9. Рамадан;

10. Шавваль;

11. Зуль-каада;

12. Зуль-хиджжа.

Месяцы с нечетным порядковым номером состоят из 30 дней, с четным – из 29. Лунный год – это 354 дня, каждый третий год – високосный. В високосные годы к последнему двенадцатому месяцу прибавляется один день. Фактическое переселение пророка состоялось во время месяца раби аль-авваль, то есть 24 сентября 622 года. Летоисчисление по хиджре начинается с месяца мухаррам, или мухаррям (в переводе с арабского – святой, заповедный), а потому изначальной датой мусульманского календаря считается 16 июля 622 года.

Новое летоисчисление объявлено при халифе Умаре (634-644). Четвертого марта 2003 года по хиджре начался новый, 1424 год, с чем мусульман России поздравил в «Комсомольской правде» председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Чтобы перевести даты по хиджре на современный григорианский календарь, надо разделить число года на 33, полученное частное вычесть из цифры того же года и к остатку прибавить 622 (1423:33=43; 1423-43=1380+622=2002). Если не хотите считать, используйте готовые таблицы.

Можем порекомендовать брошюру Ильнура Замалетдинова «Связь времен в различных календарях» (Казань, 1999). Как сообщает ее автор, первые такие таблицы опубликовал в 1920 году востоковед Н.Ф.Катанов. Потом таблицы дважды издавал в Ленинграде И.Орбели (1940 и 1961), в последний раз он дошел до 1980 года. Таблицы И.Орбели и взял за основу казанский автор. Таблицы И.Замалетдинова охватывают период до конца ХХ века и далее, до 2019 года.

До 990 года соответствия хиджры и европейского летоисчисления (миляди) указаны по юлианскому календарю, а с начала 991 года хиджры – по григорианскому календарю. Дни недели во всех трех календарях остаются неизменными.  

Новый год везде свой

Оказывается, японцы и китайцы до сих пор живут по лунному календарю, что, впрочем, не мешает им быть вполне современными людьми. Новый год, который в нынешнем году начался для стран Восточной Азии 1 февраля, для японцев – праздник праздников. Это как бы общий день рождения для всей нации. Принято считать, что он открывает в жизни каждого человека иную, чистую страницу и разом увеличивает все возрасты. Младенец, родившийся накануне, после ударов новогоднего колокола становится годовалым. По давнему поверью, каждый звон «убивает» один из человеческих пороков. Их, как считают японцы, всего шесть: жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность и зависть. И у каждого порока есть 18 различных оттенков. Всего 108 ударов. Японского Деда Мороза зовут Сегацу-сан – Господин Новый год. Китайцы, видимо, для того, чтобы их не обвинили в приверженности традициям, переименовали лунный Новый год в Праздник весны и празднуют его под таким современным псевдонимом. Это день воссоединения семей. Не случайно график школьных и студенческих каникул ежегодно смещается в соответствии с Новым годом по лунному календарю. Стариков в этот день принято угощать длинной лапшой, желая многие лета. Дедом Морозом у китайцев служит Цзаошэн, который после праздника отправляется на небеса, чтобы рассказать душам предков о том, как их потомки прожили год, какими новостями они обменивались возле домашнего очага. А чтобы Цзаошэн не болтал лишнего, семья толчет клейкий рис и лепит из него лепешки, которые склеили бы духу рот. Поскольку эти лепешки есть приходится людям, после новогоднего праздника бывают случаи заворота кишок. В последние десятилетия европейцы на свой Новый год стали все чаще вспоминать лунный календарь и его символы, в СМИ публикуются многочисленные гороскопы, которые предсказывают, каким будет новый год у Рыб и Собак, у Близнецов и Дракона. Подробнее пишется про какое-то одно животное. В нынешнем году это была Овца, Черная или Водяная, а также Коза, что, оказывается, одно и то же. Есть еще один календарь, про который нам напомнили читатели, – астрологический. Комментируя повальное увлечение современников гороскопами, кандидат филологических наук Александр Бобров замечает, что этот календарь – самый врущий. Он напоминает, что точку, в которой Солнце осенью пересекает небесный экватор (осеннее равноденствие), астрологи по традиции обозначают зодиакальным знаком Весов. Обозначение равноденствий, солнцестояний и знаков зодиака вводились в Вавилоне и Древней Греции во времена расцвета астрологии – много веков назад. Тогда Солнце действительно проходило созвездие Весов в момент осеннего равноденствия. Однако сейчас Солнце находится осенью в созвездии Девы. «Не утомляя астрономическими расчетами, «порадую» любителей гороскопов, что завершится цикл отставания Солнца от давно вычисленных знаков зодиака через 25700 лет. И все древние гороскопы, выученные и публикуемые в неимоверных количествах доморощенными астрологами, станут снова действительными. Ждите», – на такой шутливой ноте завершает А.Бобров свою статью в «Нашей газете». В завершение, что называется, вернемся к нашим баранам – к возможным ошибкам в средствах массовой информации, в том числе в «Казанских историях». Трудность при использовании исторических дат заключается в том, что в большинстве источников не указывается, по какому стилю они определены. Авторы рубрики «Наш календарь» в «Казанских историях» (с января 2003 года – «День в истории»), которые пользуются десятком разных источников (это и газеты, и интернет-издания, и историческая литература, и исторический календарь ситуационного центра Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), встречали немало солидных изданий, где в одном и том же тексте разные даты назывались одновременно по трем стилям – юлианскому, старому и новому. Вот почему заимствуя сообщения из каких-либо источников, мы не можем знать, по какому стилю названа дата. Так и получилось с датой начала Отечественной войны 1812 года, с которой мы начали повествование о календарях. Авторы публикаций в «Казанских историях» стараются перепроверять исторические даты по разным источникам. Порой случается – «ловим» ошибки. Однако не станем самоуверенно утверждать, что у нас все абсолютно правильно. Будем признательны, если внимательные читатели найдут способ, чтобы сообщить нам о замеченной ошибке. Напоминаем: у нас есть специальная рубрика – «Работа над ошибками». Возможно, вместе мы поможем историкам и музейным работникам уточнить некоторые даты.  

Использованы материалы В.КУРНОСОВА, Р.ИДРИСОВОЙ, А.ДУБИНА, публикации «Нашей газеты»

«Казанские истории», №19-20, №23-24, 2002 год, №5-6, 2003 год

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов