Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Чему эта бабушка может научить?

Такой вопрос задал один из зрителей видеодиалога на ютуб-канале «Секреты». Отвечает «бабушка» - Любовь Агеева, главный редактор газеты «Казанские истории», журналист с 1965 года.

Не знаю, будет ли интересен это видеодиалог широкой аудитории интернета, но тем, кто выбрал профессию журналиста или мечтает о ней, точно не помешает.

Признаюсь, я не знала о существовании канала «Секреты» до того, как получила приглашение поговорить со студенткой Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета о том, нужно ли человеку высшее образование. И говорить об этом не видела большого смысла, поскольку журналистика – одна из профессий, где успешно работают сотни людей без университетского диплома.

Но уговорили. Запись была сделана давно, обнародовали ее только 3 августа, после того, как моя собеседница Альбина уже защитила дипломный проект и такой диплом получила.

«Зачем мне высшее образование?» Студент и преподаватель отвечают на неудобные вопросы – так сетевой ресурс анонсировал наш с Альбиной разговор.

«Нужно ли сегодня высшее образование? Насколько качественное образование получают современные студенты? И чего им не хватает, чтобы стать профессионалами сразу после выпуска из университета?»

https://vk.com/im?sel=4741330&z=video4741330_456239214%2Fefd345571bda0b5d0f

Перед началом нам дали заранее подготовленные вопросы. Из нашего большого диалога оставили ответы именно на них. Мы с Альбиной значительно расширили рамки беседы. И ей, и мне он был интересен.

Она призналась, что за 4 года учебы в КФУ ни разу не слышала мою фамилию. Что вообще-то меня удивило. Ведь среди ее преподов (даже не знаю, как относиться к этой кличке…) есть и мои ученики. Я не просто выпускница кафедры журналистики КГУ, но и многие годы ее преподаватель. Отдала кафедре около двадцати лет, совмещая журналистскую работу с педагогической. А общий педстаж у меня 33 года. 

Да и журналист я вообще-то довольно известный. Кстати, несмотря на солидный возраст, действующий. Газета «Казанские истории» это доказывает. В прошлом учебном году мы презентовали первокурсникам альманах об истории «Вечерней Казани». Репортаж об этом планировалось показать по университетскому телеканалу. Наверное, показали. А я там была главным спикером.

Конечно, трудно в наше время знать всех казанских журналистов, как это было во времена моей работы в «Вечерке», но если ты вовлечен в жизнь СМИ, следишь за тем, что в ней происходит (а как без этого, коли хочешь быть журналистом?), то это вопрос прежде всего к Альбине.

Так что пришлось перед эфиром сказать Альбине в нескольких словах, кто я и как журналист, и как преподаватель. Она, представляясь, сказала, что учится на четвертом курсе и скоро у нее защита, хочет быть тележурналистом и профессию выбрала до поступления в университет.  

Стоит заметить, что сетевой ресурс, где размещено это видео, рассчитан на молодую аудиторию, не самую глупую, между прочим.  Которая знает, что голова человеку дается, чтобы думать, а не носить шляпу. Сами создатели канала называют его социально направленным. На этом ютуб-канале, созданном в марте 2018 года,  842 тысячи подписчиков, здесь размещено 257 видео.

«В роликах мы поднимаем важные для людей вопросы, устраиваем социальные эксперименты и вызываем эмоции. Это несколько разных форматов и шоу: развлекательные, серьезные, или те, где приходится задуматься. Так или иначе, все они об отношениях людей».

Канал точно не музыкальный, не развлекательный. Хотя как без этого сегодня? Один из принципов современной журналистики, выработанный давным давно американцами, ― информируя, развлекай. Или развлекая, информируй.

Название канала ― «Секреты» ― диктует некоторые его особенности. Интервью там в основном с персонами, лицо которых закрыто маской. Анонимность позволяет обсуждать с собеседником темы и факты, о которых он никогда не сказал бы, если бы зрители знали его имя.

Некоторые диалоги на острые вопросы тоже анонимные. Титры у нас были: я – «Преподаватель», Альбина – «Студентка». Но наши имена в описании все-таки назвали:

«Мы позвали в студию в прошлом преподавателя журфака Любовь Агееву и студентку Альбину, чтобы они задали друг другу несколько вопросов об образовании и профессии».

Проект совместного обсуждения «неудобных вопросов» людьми, у которых на них точно разные ответы, предполагает некую остроту, полемику. Наш разговор получился в этом смысле очень спокойным, и зрители это заметили:

@zinaidashi9765

очень импонирует, с каким уважением собеседники взаимодействуют друг с другом :)

Конечно, наше отношение к предмету разговора чаще всего не совпадало, но это была скорее, как говорят психологи, «пристройка к собеседнику». Узнать, о чем он думает, не навязывая ему свою точку зрения.

Я с интересом слушала Альбину, вспоминая, что и я когда-то была вот такой, на старте не только профессии, но и жизни. Как она после записи призналась, ей было интересно узнать мою точку зрения на то, что волнует и ее тоже. Это в кадре заметно.

Нам разговор понравился. Мы вышли за пределы обозначенного времени, но нам было интересно общаться, и нас не прерывали. Но организаторы теледискуссии знают, что современный зритель, как ребенок – он долго ни читать, ни смотреть не может, даже если ему интересно.

Замечу, жаль, что разговор о том, почему это происходит, остался за кадром. Как и много других ответвлений нашей беседы.   

Что в кадре – смотрите. Если вы не журналист, то точно – читатель, радиослушатель или телезритель. А поэтому не мешает знать о мире, с которым ежедневно общаетесь. Я имею в виду мир информации, в который каждый из нас погружен.

Кстати, недавно мне прислали один занятный мем с таким примерно текстом: будьте осторожны: ваши врачи и учителя уже получили дипломы. Горькая шутка…

Не могу не отметить несколько моментов, которые остались за кадром. Альбина совершенно справедливо настаивала на необходимости практического обучения будущих журналистов и поэтому определяла ценность учебных предметов, и педагогов соответственно, именно этим. Я не могла не возразить, поскольку, как верно заметил кто-то в комментарии, практику студенты получают в колледже, в университете получают именно ОБРАЗОВАНИЕ.

Я педагог-практик и потому входила в число преподавателей, которые априори Альбине более интересны, чем те, кто ведет общетеоретические  дисциплины. Но одна из самых больших бед современной журналистики, на мой взгляд, состоит в отсутствии серьезного личностного потенциала тех, чьими глазами нам предлагают смотреть на мир.

А что касается практики… Конечно, понять трудно, почему, скажем, меня или других моих коллег не привлекают к проведению мастер-классов, почему так формально относятся на кафедрах к производственной практике (вижу по немногим примерам практикантов в «Казанских историях»).     

Но упрек Альбины в том, что в университете нет возможности познать будущую профессию на практике, разделить не могу. Особенно тележурналистику. Ведь в КФУ свой телеканал! Как верно заметили зрители, кто захочет, тот найдет возможность. Я напомнила Альбине, что журналистике нельзя научить – можно только научиться.

Не скрою, мне было интересно узнать, что напишут зрители в комментах. Судя по всему, большинству было интересно. 11 тысяч просмотров за 7 дней, 816 лайков, 83 комментария – по-моему, неплохой результат.

Приведу самый аргументированный коммент:

@kaa2467

Спасибо за интересное видео. Поражает как участники уважительно выслушивают друг друга, давно не видел такого. Что же касается высшего образования, то на мой взгляд это вполне не самая однозначная тема. Предполагаю, что проблема журналисткого образования состоит в том, что преподают люди без практики. Это во-первых.

А во-вторых, сложно соответствовать современным тенденциям будучи преподаватедем приклонного возраста. С другой же стороны, можно с уверенностью сказать, что те "ненужные" предметы (как литературоведение и тд), которые даются студентам, могут вполне взрастить мастадонтов журналистики разряда Познера (как бы люди к нему не относились, он все равно является профессионалом своего дела). Вопрос в том, нужны ли сейчас такие мастадонты? Не уверен...

Другим аргументом в пользу высшего образования является системность и структурность. Как бы девушка не аппелировала к множеству курсов, которая она теоретически могла бы пройти, они не дают системного виденья картины, которое, как по мне, является крайне важным для журналиста, как одного из звеньев формирующего современную повестку в каком-либо направлении локально и глобально. Не зря считается, что медиа является 6 властью.

Большинство комментов адекватно отражает современное состояние умов. И качества работы вузов – добавлю. Огорчает, что высшее образование рассматривается многими в отрыве от профессии. Еще больше – то, что где-то учатся, давая взятки преподавателям. Наверное, такие факты есть, хотя мне не встречались. Но зачем же обобщать? 

@RedSmokeish

это бред полный, в вузе никто ничего не учит, максимум 10% людей, остальные списывают и живут от сессии до сессии

@TheSuperMerk

Нужна свобода слова, чтобы был смысл в журналистике. Сейчас, это бесполезная профессия. Конечно есть темы о которых можно говорить, но это не интересно. В игровую ещё можно пойти, но остальное такое себе. Смысл в журналистике, если нет независимых, а только карманные?

Не скрою, два коммента меня озадачили.

@user-ey4mt6jn4c 

Девушка права. Чему эта бабушка может научить? Время другое. Высшее образование вымерло.

 @DestrMirov

"Если Вы сейчас этого не прочитаете, то Вы никогда это не прочитаете", - а с чего Вы взяли вообще, что мы должны этим руководствоваться? Люди, которые писали произведения гениальности, жили в другую эпоху. Их опыт - это результат их мировидения в ту эпоху, которую они жили. Мы живем в новом мире, их знания не актуальны сейчас, потому что мир поменялся, а если Ваше мышление до сих пор на стадии мышления "прошлого", то я Вам сочувствую, потому что девушка в видео просит Вас показать, насколько Ваше мышление соответствует будущему? Вы нас учите "быть прошлым", не показывая как "быть будущим", а Ваши знания - стереотип, который новое поколение пытается все силами разрушить!

Но если на первый, откровенно хамский (жалею бабушек его автора – родители не научили его их уважать), можно не обращать внимания, то второй   требует осмысления. Конечно, можно, как автор другого коммента, просто возразить: без познания прошлого не увидишь будущего. Но тут вопрос шире, и я над ним много думаю в последние десятилетия, профессионально изучая современное информационное общество. В связи с этим несколько суждений.

Во-первых, стереотипы – понятие не всегда плохое. В какое-то степени, это то, что помогает узнать опыт предыдущих поколений, чтобы взять из него всё хорошее и оставить за бортом то, без чего лучше обойтись. Уверена, если бы мы это сделали в 1990-е годы, круша всё советское, жили бы сегодня совсем в другой стране.

Во-вторых, мышление «прошлого» мне нравится больше, но совсем не потому, что это прошлое – мое. А потому что это именно МЫШЛЕНИЕ. А не простое потребление информации, значительная часть которой в ту же минуту забывается. Такова плата за прогресс. Избыток информации должен чем-то компенсироваться.

Я учила своих студентов сопротивляться этой «дымовой завесе», учила мыслить, дружить с логикой, если хотите. Если практически, то уметь систематизировать информацию, профессионально ее оценивать. При нашей профессии это просто необходимо.

Впрочем, в мире информационных и психологических войн это всем понадобится.

В-третьих, основы журналистской профессии с момента ее появления на земле не поменялись. Менялись носители информации, технологии ее создания и передачи аудитории, какие-то жанры уходили, какие-то появлялись. Разными на протяжении веков были отношения журналистов с властью. Наконец, менялись информационные предпочтения аудитории, особенно заметно в наше время, а это сильно повлияло на информационную картину мира.

Но всё время было актуальным сравнение журналистики с зеркалом, которое отражает жизнь. Правда, надо следить за тем, чтобы оно оставалось чистым и эту жизнь не искажало. И помнить, какая ответственность лежит на тех, кто помогает людям соотносить зеркало и реальность.

Но это тема отдельного разговора. Поговорю об этом со слушателями своей группы в Университете третьего возраста. Там в сентябре начинается новый учебный год.

Ну, и наконец, в-четвертых. По первому комменту хорошо видно, что автор хоть и посмотрел видео, но всю информацию с экрана не считал. Такова примета «мышления по будущему». Иначе бы принял во внимание, что слушает не просто преподавателя, а журналиста-практика.

Современные «бабушки» еще дадут вам, молодым, фору в новых средствах коммуникации. Я пользуюсь компьютером с 1991 года, «Казанские истории» в интернете с 2003-го. Конечно, мой внук, выпускник КАИ, знает гораздо больше меня. Я всего лишь «чайник», хотя и просвещенный.

Но сказать вот так, свысока: «Чему эта бабушка может научить?»…

Спросите у моих учеников. Они вам на этот вопрос ответят.

Напоследок приведу несколько комментов, которые понравились мне  своим остроумием:

@user-tv9vr4lj8g

Получив верхнее образование, ты будешь увереннее разгадывать кроссворды. А это тебе может пригодиться, когда ты заскучаешь, работая охранником на шлагбауме. Очевидно же.

@MysteriousHandsome

После получения высшего образования, перед тобой открываются десятки дорог, которые можно подмести.

И завершу комментом по теме нашего с Альбиной диалога:

@killedbybeer

преподаватель французского всегда сможет пойти работать дворником, а вот дворник преподавателем французского - никогда.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить