Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Июнь 2024 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1922 – Вечером из Петрограда отправился на гастроли за границу и навсегда покинул Россию Федор Шаляпин, уроженец Казани

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Развивать культуру памяти – задача всеобщая

20 июня вечером и 21 июня днем можно было послушать мою беседу с известным журналистом ТНВ Светланой Кадыровой.

Интервью довольно большое – почти полчаса. Это новая программа этого телеканала. Называется «Семь дней плюс». Диалоги корреспондентов на разные темы с самыми разными людьми.

Как сказала Светлана, начиная интервью, она могла бы поговорить со мной на многие темы, но выбрала тему казанских некрополей. А я как раз искала возможность выхода на широкую аудиторию, поскольку сейчас, когда приступила к подготовке рукописи каталога-справочника памятных захоронений Арского кладбища, она мне очень нужна.

Если раньше, в «Вечерней Казани», мне было достаточно написать о чем-то важном в свою газету – и об этом читал весь город, то сегодня СМИ с таким числом читателей/зрителей в Казани нет. Пытаюсь использовать друзей в соцсети, прошу перепостить мои сообщения, но мало кто прислушивается.

О чем речь? В каталоге Арского кладбища на сегодня более 800 захоронений знаменитых людей. Есть определенные научно-краеведческим сообществом критерии, по которым могила получает статус памятного захоронения и включается в специальный реестр, который является одной из форм увековечения знаменитых людей.

Каталог получается большой. Однако я не уверена, что исследователи нашли всех. Нам, конечно, оказали помощь некоторые вузы, общественные и творческие организации, Казанский вертолетный завод, но, должна с грустью сказать – нас знают и помнят, пока мы нужны, пока работаем. К счастью не везде так, но в большинстве случаев человек просто теряется в истории. Между тем это были люди, которые составляют славу Казанской губернии, Татарской АССР и Республики Татарстан.

Список исторических захоронений удлиняется порой самым неожиданным образом. Например, профессор КФУ Александр Фишман совершенно случайно нашел могилу отца знаменитого физика Якова Зельдовича  – Бориса Наумовича, похороненного у нас в эвакуации. 

Недавно, узнав, чем я в последнее время занимаюсь, пианист и педагог Казанской консерватории Семен Гурарий, активный внештатный корреспондент «Вечерки», прислал из Германии, где он сейчас живет, зарисовки о двух директорах – своем отце, Иосифе Самойловиче Гурарии, генеральном директоре фирмы «Татмебель» (его могилу на Арском кладбище я нашла года три назад), и о своем тесте, Иване Матвеевиче Диденко, строителе и директоре завода РТИ, захороненном на Архангельском кладбище.

У меня была надежда на итоги цифровизации, которая прошлым летом прошла на Арском кладбище. Очень хотелось увидеть в базе данных могилу архитектора Фомы Ивановича Петонди (1797 – 1874) – его московские родственники написали мне, что она была еще в 2009 году, Карла Августовича Арнштейна (1840 – 1919), известного казанского медика, Михаила Львовича Гаркави (1896 – 1955), храброго военного летчика, участника Гражданской войны, Героя Социалистической стройки Татарии, Онисима Петровича Панкратова (1888 – 1916), полного кавалера Георгиевского креста, Сергея Михайловича Соловьева (1885 – 1942), талантливого поэта и мыслителя, умершего в Казани во время войны, внука известного историка Сергея Соловьева, племянник не менее известного философа и поэта Владимира Соловьева, троюродного  брата Александра Блока.

В списке, который я дала руководству городского Управления по организации ритуальных услуг, было свыше 150-ти имен. Около 60-ти могил утрачены. Готовлю еще один список.

Пока, к сожалению, база данных цифровизации двух кладбищ – Арского и Ново-Татарского, в полном объеме в сеть не выложена.

Помощь родственников, коллег и друзей нужна и по другой причине. Я пользуюсь открытыми источниками и очень часто вижу много противоречий в биографиях, много ошибок в датах. За образец мы считает Татарскую энциклопедию, но и там есть фактические ошибки.

Когда есть связь с родственниками, чувствуешь себя увереннее. Например, я спокойна за статьи о спортсмене и тренере Юрии Михайловиче Красильникове; Всеволоде Степановиче Сластникове, работавшем директором завода №40, председателем Казанского городского исполкома, первым секретарем Казанского горкома КПСС, заместителем председателя Совета Министров Татарской АССР, председателем вновь созданного Госплана республики; генерал-майорах  Сергее Алексеевиче Авдонине и Владимире Ахметовиче Саидгарееве,  поскольку сверилась  с их родственниками

Меньше будет ошибок в статьях о медиках, ученых и педагогах КГУ, КХТИ и КАИ, поскольку мне подарили ценные книги с их биографиями.

Но у меня сотни вопросов по биографиям. О некоторых персонах информации нет вообще никакой, как например, о министре пищевой промышленности ТАССР Викторе Владимировиче Варламове, который возглавлял ведомство в 1951-1953 годах, о кавалере ордена Александре Невского Федоре Березине.

Могут быть и уважительные причины. У того же Федора Дмитриевича, например. Орден Александра Невского – довольно редкая награда, о многих кавалерах информация есть, а о казанце – нет. Кое-какие сведения друзья по соцсети прислали, но неполные.

Трудно было найти биографические сведения о Григории Ивановиче Бакшаеве, который с августа 1941 года был главным авиаконструктором Ленинградского завода, который, объединившись с Казанским заводом обозных деталей №169, должен был в кратчайшие сроки начать выпуск бипланов - легких ночных бомбардировщиков У-2ВС (с 1944 г. – По-2). Наверняка его личное дело хранилось (или еще хранится) в секретной папке.

На Арском кладбище захоронено много учителей. Хороших учителей, без сомнения. У некоторых указаны высокие звания РСФСР. Наверное, стоило бы городскому отделу народного образования поработать вместе со мной, согласовать хотя бы биографические данные. В советское время получить такое звание мог только выдающийся учитель.

По журналистам есть проблемы. Мало что известно даже о редакторе газеты «Комсомолец Татарии» Николае Харитонове. Это обычное явление, когда нет газеты или предприятия, или школы…

Светлану интересовали туристические возможности Арского кладбища. Они большие – сказала я. Число желающих записаться на экскурсии большое. Но уточнила, что прежде чем включать его в туристическую карту города, надо создать так соответствующую инфраструктуру, и прежде всего информационную. Нужна карта с указанием памятных захоронений, указатели на местности. Такую карту могут сделать только специалисты – картографы. Естественно, за оплату. В каталоге-справочнике Ново-Татарского кладбища такая карта есть.

Хорошо бы привести в порядок ряд мемориальных объектов. Их, конечно, и сегодня экскурсоводы показывают, например, могилу доктора медицины Николая Андреевича Виноградова (1831 – 1886), ведь это, пожалуй, самый красивый склеп на Арском кладбище. Но нам, казанцам, должно быть стыдно за его неприглядный вид. 

Скажу тем, кто не знает, профессор когда-то отдал городу свой дом (ныне улица Бутлерова). Он был известным в Казани благотворителем. Ну, и главное – его считают основателем казанской терапевтической школы.

Пишу, говорю об этом уже не в первый раз. Только толку мало. Пока два вуза не выяснят, кому предстоит раскошелиться (ремонт потребует несколько миллионов) – Казанскому федеральному университету, где Николай Виноградов работал, или Казанскому медицинскому университету, п прошлом КГМИ, куда в 1930 году был переведен медицинский факультет, дело с места не сдвинется. Видимо, к Рустаму Нургалиевичу Минниханову опять придется обращаться. Может, поможет, как это было с организацией цифровизации кладбищ.

Несколько слов о телебеседе. Светлана прислала мне вопросы, которые у нее были по теме интервью, но в эфир вышел, по-моему, только один из списка. Всё остальное – живая беседа с заинтересованным, знающим предмет разговора журналистом.

Я не первый раз работала со Светланой Кадыровой. Это вообще стиль ее общения с собеседником – интересные вопросы, не по мелочам, как это часто случается у молодых журналистов, а по сути.

Время пробежало быстро. Можно было бы поднять и другие проблемы. Но главное, на мой взгляд, я сказала.

Программу можно посмотреть по адресу https://tnv.ru/tv-projects-item/7-dney-plyus/. Ищите по теме – «Казанские некрополи».

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить