Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1938 – Принято постановление СНК ТАССР об организации музея А.М.Горького в доме, где раньше была пекарня А.С.Деренкова. Открытие музея состоялось 12 марта 1940

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Фильм «Орда»: смотреть обязательно

20 сентября 2012 года в Казани, как и по всей России, стартовал прокат фильма «Орда» Андрея Прошкина, который презентован как первый российский фильм о Золотой Орде.

Газета «БИЗНЕС Online» посвятила этому фильму три материала. Точки зрения - разные. Это, как правило, сигнал того, что фильм надо смотреть обязательно. Тем более что он рассказывает жителям нашей республики о хорошо знакомых исторических событиях.

Впрочем, кто в России не знает о «Золотой Орде» ? Сначала было опубликовано интервью с научным консультантом фильма, специалистом по Золотой Орде Вадимом Рудаковым, который работал с киногруппой некоторое время, а потом отказался от сотрудничества. Он объясняет это в интервью так:

Вадим Рудаков: «Орда» выдержана в худших традициях старых советских фильмов о татаро-монголах и кочевниках»

«Чтение сценария для меня, как для историка, оказалось настоящим испытанием нервной системы. Временами я просто не мог читать дальше, нуждался в периодических «передышках». Мои консультации во втором варианте сценария (первый не читал) почти не чувствовались.

В сценарии были собраны все самые темные, жуткие мифы и небылицы о Золотой Орде, от многих из которых отказались еще в XIX веке. Там было огромное количество ошибок, несуразностей и нелепостей. И было очень много сцен жестокости, причем часто беспричинной, совершенно ничем не мотивированной. Морально вынести такой текст было очень тяжело! Я «спотыкался» буквально о каждое предложение. Поэтому замечания к сценарию (с приведенными отрывками из исторических источников) превысили текст сценария примерно в два раза! Также я написал краткое резюме к сценарию.

Но подавляющее большинство моих замечаний было проигнорировано. Вначале режиссер пытался согласно моим замечаниям изменить текст. Но потом он сказал, что через 20 минут сценарий буквально «рассыпался», суть замысла пропадала, и режиссер перестал что-либо менять. Он, в частности, признавал, что сценарист написал историю никогда не существовавшего мира».  

«В «Орде» стереотип на стереотипе, миф на мифе…»

Доцент Института востоковедения и международных отношений КФУ Азат Ахунов написал специально для газеты «БИЗНЕС Online» статью, в которой рассказал о своих впечатлениях после просмотра «Орды».

С достоверностью в картине действительно туго, хотя это один из первых российских фильмов, который ничем не уступает по своей технологичности голливудским, считает казанский ученый. «Фильм задел за живое, – пишет Азат Ахунов.Я не люблю исторические фильмы. Человек, который профессионально занимается изучением прошлого, четко видит все ошибки и оплошности, которые режиссеры бессознательно «лепят» в своих картинах. Тем более я не люблю фильмы, в которых прошлое искажается сознательно, особенно прошлое моего народа.

Все намекало на то, что в новом фильме «Орда», всероссийская премьера которого состоялась вчера, развесистой клюквы будет понавешено немало. Да и жизненный опыт, выраженный в просмотре десятков российских и зарубежных фильмов, говорил о том же – опять будут насмехаться над нашим братом-татарином, как обычно представляя его не только узкоглазым, но и еще и узколобым дикарем.

Интеллектуальные ристалища, развернувшиеся на просторах российского Интернета еще до выхода фильма на большой экран, предполагали, что премьера вызовет ажиотаж. Может быть булгаристы, туранисты, шовинисты, патриоты и державники еще спали, но на первый утренний сеанс вместе со мной пришли лишь две дамы бальзаковского возраста (без собачки) и два юноши возраста пубертатного.

Мягкие, удобные кресла, приглушенный свет – все это не располагало к агрессивности. Я решил отбросить все свои предубеждения и посмотреть картину глазами простого обывателя. И сразу хочу сказать, что фильм меня зацепил, задел за живое. Еще с полчаса, наверное, я находился под впечатлением, с трудом возвращаясь из мира виртуального в мир реальный.
 
Несомненно, что режиссера вдохновлял «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, дух которого так или иначе присутствует в «Орде». Оттуда же «поганые» татары в качестве грубых варваров, отрубающие пленным русским головы одним взмахом кривой сабли.
 
Возмутило ли меня все это? Скорее нет, чем да. Да, все это подается грубо, но не режет по живому, не унижает национальное достоинство. Показана средневековая жестокость, вот и все. Да, все положительные герои: князья, военнопленные, монахи исключительно христиане, а отрицательные – татары-мусульмане.
 
Но татары на протяжении всего фильма говорят в основном на тюркском наречии, сопровождаемым русским переводом. На тюркском с татарами общаются митрополит Алексий, князь Иван и другие персонажи. Большинство диалогов проходят на этом языке, и создается впечатление, что смотришь картину условной киностудии «Татарфильм».

Андрей Прошкин: «Современная российская власть — та же Орда»

Третья публикация – это большое интервью режиссера фильма, который газета дала с интригующим названием: «Андрей Прошкин: «Современная российская власть – та же Орда».
 
На критику Рудакова он отвечать не стал, ограничившись одним суждением: «Я не собираюсь комментировать глупости. Каждый человек имеет право на свое мнение. С тех пор кроме этой барышни никто из видевших мой фильм ни в чем подобном меня не упрекнул.
 
Ответственно заявляю: ничего «богомерзкого и антирусского» в «Орде» нет». Из интервью мы узнаем немало подробностей о съемках фильма, об актерах, которые в нем снимались. Например, золотоордынцев играли актеры из Республики Саха-Якутия.
 
Режиссер пояснил и то, почему он сравнивает власть Орды с сегодняшней российской властью: «Я как-то практически совершенно случайно оказался на вполне современном совещании у больших начальников. И пришел к выводу, что наши нынешние чиновники при великой власти решают большинство вопросов как-то уж очень по-ордынски (смеется).
 
С этой точки зрения «Орда», пожалуй, без преувеличения – самая остро и социально современная картина. Тот период российской истории отложил на всей стране и в первую очередь на системе власти колоссальный отпечаток.
 
Все разговоры о евразийстве россиян связаны не с географическим положением нашей страны, а с тем, что русская власть вобрала в себя множество черт цивилизации Чингиз-хана. Например, собирание дани, ясака, которое сегодня просто называется по-другому...»

Подробности на сайте газеты «БИЗНЕС Online»