Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1938 – Принято постановление СНК ТАССР об организации музея А.М.Горького в доме, где раньше была пекарня А.С.Деренкова. Открытие музея состоялось 12 марта 1940
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Как Шаймиев татарскую интеллигенцию расколол
- 28 марта 2012 года
Статуя «Хранительница» вызвала в среде татарской интеллигенции бурю эмоций. Многие не оценили выбора Минтимера Шаймиева, которого заинтересовал модный бурятский скульптор Даши Намдаков.
Юрий Алаев оценил ситуацию в сетевой газете "Время и Деньги".
http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-39459.htm
Во вторник госсоветник Республики Татарстан председатель попечительского совета Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры РТ Минтимер Шаймиев во главе представительной делегации отправился в двухдневную поездку по греческой Македонии. Цель - ознакомление с опытом сохранения объектов исторического наследия и культурного менеджмента, реставрации и музеефикации археологических памятников для использования их опыта в восстановлении древнего города Болгар и острова-града Свияжск.
Зная дотошность первого президента РТ, можно рассчитывать, что приобретенный опыт поможет Шаймиеву избежать в будущем ошибок, подобных случившейся с намерением воздвигнуть в Болгаре статую «Хранительницы», вызвавшее в среде татарской интеллигенции бурю эмоций и в определенной степени расколовшее её.
При чём тут барс?
История эта, в общем, уже хорошо известна: в татарской части рунета о «Хранительнице» и ее авторе понаписано с противоположных позиций столько, что голова кругом идет. Именно поэтому есть смысл историю вкратце пересказать, чтобы представить картину без эмоциональных перехлестов.
Итак в июне прошлого года в галерее «Хазинэ» состоялась персональная выставка модного бурятского скульптора и ювелира Даши Намдакова, привлекшая повышенное внимание татарстанской верхушки. Почему – не суть важно. Может быть, потому, что президента Минниханова, госсоветника Шаймиева, спикера Госсовета Мухаметшина и прочих заблаговременно ознакомили с каталогами работ Намдакова и они захотели увидеть оригиналы, может, потому, что первых лиц просветили насчёт высокой оценки творчества 44-летнего бурятского самородка со стороны таких видных господ, как Путин, Абрамович, Шрёдер, которые кое-что из его работ приобрели в личные коллекции. Главное, что одна из работ – метровой высоты скульптура под названием «Хранительница» - сильно впечатлила ЛИЧНО Минтимера Шариповича Шаймиева, и он загорелся идеей поставить ее укрупненный вариант в реставрируемом (точнее, пожалуй, реконструируемом) Болгаре.
Говорят, эту идею одобрили на заседании Попечительского совета фонда, возглавляемого М.Шаймиевым, но как оценили его члены работу Намдакова, кто определил стоимость проекта (около $1 млн по неофициальным оценкам) и решил разместить заказ на изготовление 12-метровой «Хранительницы» именно в Италии, там же, где изготавливали по заказу фонда самый большой в мире Коран - не известно. Во всяком случае, на сайте фонда я таких данных не обнаружил. Так или иначе, дело пошло и шло бы, наверное, своим тихим чередом, если бы не разнеслась весть, что названную скульптуру планируют торжественно открыть 21 мая сего года, в день, официально объявленный республиканскими властями, как дата принятия ислама в Волжской Булгарии. Рунет забурлил.
Часть татарской интеллигенции, в том числе и в первую очередь духовенства, сочла, что это входит в противоречие с канонами ислама и будет, по сути, святотатством. Во-первых, потому, что Коран, не запрещая прямо изображение животных, гласит, что таковые ни в коем случае не могут быть предметами восхваления или преклонения. Во-вторых, потому что в скульптуре Намдакова усмотрели языческое, тотемное начало. В-третьих – и это, вероятно стало главным на уровне эмоционального, эстетического восприятия – потому что скульптура, названная «Хранительницей», буквально пышет агрессивностью. Если мы признаем, что у нас такая хранительница, то что же мы тогда за народ? - вопрос, часто встречающийся в чатах по этому поводу.
Вынужденный объясняться с вдруг возбудившейся общественностью, Минтимер Шаймиев заявил 21 марта, что «по достоверным историческим источникам, крылатый барс был символом государственности волжских булгар ещё до принятия ими ислама и позже использовался как атрибутика Булгарского государства. Именно поэтому, двадцать лет назад, после обсуждений в парламенте республики, он утвержден как символ государственности на изображении герба Республики Татарстан». Шаймиев подчеркнул, что этот символ изначально никак не связан с исламской религией и с канонами традиционного ислама.
Объяснение, конечно, слабое: если «Хранительница» не связана с исламской традицией, то в чем идея открытия скульптуры в день принятия ислама и размещения ее в храмовом комплексе? Ладно, скрепя сердце Шаймиев согласился на перенос скульптуры за его пределы, оставив открытым вопрос о дате открытия. Но важнее другое: то, что изваял бурят и буддист Намдаков – не специально для Татарстана, замечу, не правильно называть скульптуру «Хранительница булгарской земли» - это что, барс? Нет. Дракон, химера, может, грифон (если закрыть глаза на ноги с копытами), но только не барс. Причем здесь символ булгарской или татарской государственности? А барс при чем? Представьте, скорее всего тоже не при чем.
Двадцать лет назад, когда утверждалась госсимволика Республики Татарстан, мне приходилось принимать участие в обсуждении этого вопроса. Да, авторитетные татарские ученые говорили нам, депутатам Верховного Совета РТ, о достоверных исторических источниках, я пробовал найти ссылки, но в тех трудах, что были изданы на русском, ничего не нашел, ни у ибн-Фадлана, ни у других современников становления Волжской Булгарии. Ладно, барс на гербе РТ вышел ладный, державный, а главное – белый и почти пушистый, приняли. Теперь Минтимер Шарипович вновь заговорил об этих источниках, и я, полагаясь на всеохватность гугла и яндекса, принялся забивать запросы: «барс», «Крылатый барс», «символика Волжской Булгарии» и тому подобное. Нет указаний на то, что барс был символом как доисламской Булгарии, так и Булгарии после принятия ислама! Названия племен, стекавшихся в Булгарию, описание улиц, домов, мечетей, быта, пищи, ремесел – сколько угодно, подробно. О барсе в искомом контексте – ни слова, не считая лаконичного высказывания доктора исторических наук Гамирзана Давлетшина, что «крылатый барс с 12 века стал символом Волжской Булгарии». Какая-то историческая (или сетевая) прореха. Зато о драконах, бараджах, как древнебулгарских символах, – материала предостаточно, вплоть до изображений барельефов и койланоглифов на булгарских кирпичах, из которых строились здания в разных местностях, вплоть до Киевской Руси. Так, может, не случайно казанские ханы использовали символику с драконом Зилантом, позже утвердившимся на гербах Казанской губернии и самой Казани? Может, предки современных татар, жившие через 400 лет после принятия ислама в Волжской Булгарии, лучше видели преемственность времен, чем современные нам ученые через 1000 с лишним лет от той поры?
Кстати, о Зиланте. В ходе дискуссии по поводу «Хранительницы» возник аргумент, - а Зилант что, не страшный разве? По-моему, абсолютно не страшный: хвост - трубой-завитушкой - вверх, чешуя блестит, язык показывает. Такой хитрован-оптимист, но никак не существо, пылающее ненавистью и угрожающее всему вокруг, воплощение фантазии Даши Намдакова.
В общем, вот вернется из краткосрочного отпуска Президент РТ Р.Минниханов, и придется ему выбирать между двумя петициями насчет «Хранительницы» по типу «установить нельзя отказать», и будет человек раздумывать, где поставить запятую. Хотя вопрос снимается сам собой, если признать, что барс не имеет никакого отношения ни к творению Намдакова, ни к символике Волжской Булгарии. Если так – разговор переходит в плоскость сугубо эстетического восприятия «Хранительницы», а попутно и оценок воздействия скульптуры на туристов в Болгар, в том числе и потенциальных мусульманских паломников: привлекать их будет этот 12-метровый зверь или пугать и отталкивать.
На горизонте - чаша
Этот вопрос в не меньшей степени, если не в большей - хочу это особо подчеркнуть – относится к еще одному творению Даши Намдакова, предназначенному для Татарстана, точнее, для Казани. Речь о проекте здания информационного центра Универсиады на берегу Казанки.
На сегодняшний день опубликовано только одно изображение будущей «бомбы», как восторженно охарактеризовал проект мэр Казани Ильсур Метшин, и оно способно озадачить не меньше, чем «Хранительница». Мне, во всяком случае, трудно представить, что здание, начинающееся с конструкции, напоминающей нагромождение бетонных надолб, и увенчанное на 40-метровой высоте гигантской медной чашей станет украшением татарстанской столицы и предметом гордости ее жителей. Скорее пойдет гулять горькая шутка, что Казань накрылась медным тазом. Если, конечно, мы не согласимся в том, что гордиться можно и китчем.
Обнадеживает то, что, по словам Метшина, проект только разрабатывается, а по завершению будет вынесен на «всенародное обсуждение». Однако строительные работы на месте будущего сквера на берегу Казанки, в который должен быть вписан медиа-центр, уже идут, и как бы так ни случилось, что ко времени «всенародного обсуждения» уже вырастет остов здания, и людям тактично скажут: вложены миллионы, менять что-то поздно. Да и всенародность намечаемого обсуждения несколько смущает: шуму может возникнуть много, а толку оказаться – чуть.
В связи с этим есть предложение начать обсуждение проекта на ранней стадии, с концепции, и начать силами архитектурного сообщества, татарстанского, а может, и в общероссийском масштабе, ведь Казань, ее облик – дело уже далеко не конфессиональное или сугубо историко-археологическое. Вопрос только в том, есть ли у архитектурного сообщества силы…
Намдакову – творцу и человеку
Сказанное выше может быть расценено кем-то как попытки организовать гонения персонально на скульптора Даши Намдакова; собственно, в петициях сторонников установки в Болгаре его «Хранительницы» уже звучат обвинения в «травле» Художника. Это не так.
Мне, например, многие работы Даши нравятся. Его видение, мастерство миниатюрной пластики, экспрессия впечатляют, - недюжинный талант налицо. При этом, по моему мнению, Намдаков отнюдь не монументалист и не архитектор; перенос его замыслов, его работ в большие масштабы и пространства вызывает то, что я позволю себе назвать «эффектом Церетели», тоже общепризнанного мастера скульптурных миниатюр: возведенные в куб, их творения отнюдь не увеличивают и даже не сохраняют свои художественные достоинства. Скорее, наоборот.