Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
IX Казанский международный фестиваль мусульманского кино: хроника
- 12 сентября 2013 года
Программа IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино довольно насыщенная. Даже при наличии свободного времени и при огромной желании нельзя попасть сразу на все его мероприятия. Мы постараемся помочь кинозрителям и с помощью пресс-центра фестиваля будем кратко рассказать об основных событиях кинофорума.
Городской портал URPUR.RU http://kzn.urpur.ru/statya/golosuj-za-kino/ проводит голосование за понравившиеся фильмы в рамках IX КМФМК.
Каждый зритель может высказать свое мнение от просмотренной картины, что, несомненно, заметят члены жюри. Это будет альтернативный зрительский рейтинг фестиваля.
К 13 сентября итоги голосования объявлены еще не были.
***
5 сентября в пресс-центре журналисты встретились с режиссерами фильма внеконкурсной программы А. Барыкиным, И. Ягафаровым, Н. Морозовым, Н. Мурсалимовой, Э. Габдрахмановым. Их фильмы показали в первый день фестиваля в кинотеатре «Родина».
***
5 сентября, еще до торжественного открытия, Казанский фестиваль мусульманского кино начал свою работу показом лент кинематографистов нашей республики (внеконкурсные программы «День молодого татарстанского кино» и «Сделано в Татарстане». Показ проходил в кинотеатре «Родина».
Программу под названием «День молодого татарстанского кино» составили короткометражные картины «Воровка» (Лейсан Хасанова), «Предел» (Анастасия Петрова), «Истинная ценность» (Венера Сахипова), «Нить» (Алиса Галиева), «Четвертый стул» (Гульнара Ахметова), «Гастарбайтер» (Ильшат Рахимбай), «Мгновение» (Павел Москвин).
Во второй половине дня была представлена программа «Сделано в Татарстане», в которую вошли ленты «Рудольф Нуриев. Прощание с родиной» (режиссер Фарид Давлетшин). «Заступница» (Алексей Барыкин), «Град воскрешенный» (Ильдар Ягафаров), «Древний Болгар» (Николай Морозов), «Татарстан. Народное творчество. Теплые руки мастера» (Вячеслав Слесаренко), «Заочница» (Элина Насибуллина), «Сталинград» (Вячеслав Слесаренко), «В поиске чистой воды Киатров (Зуфар Хайруллин), «Овертайм» (Светлана Серова), «Альфия» (Энвер Габдрахманов), «Неугасимый огонь Абдурахмана Абсалямова» (Энвер Габдрахманов), «Диагноз – это еще не приговор» (Наиля Мурсалимова), «Казань уходящая» (Наиля Мурсалимова).
На предваряющей показ пресс-конференции свои работы представили яркие представители татарстанского кинематографа – режиссеры Николай Морозов, Алексей Барыкин и Энвер Габдрахманов.
Н. Морозов, творческий руководитель продюсерского центра «ИМАН», представил два совершенно разных по своей тематике фильма. В картине «Древний Болгар», снятой по заказу и при финансировании Министерства культуры РТ, Н. Морозов со своей съемочной командой сделал попытку воссоздать историю возникновения ислама в Поволжье. Фильм «Заочница» молодого режиссера Элины Насибуллиной рассказывает о девушках, которые с помощью социальных сетей знакомятся с заключенными, приезжают «на зону» и даже выходят замуж. Картина рассказывает об их судьбах, счастливых и несчастливых. Наша газета в свое время писала о премьере этого фильма 19 марта 2013 года.
Уникальной с нескольких точек зрения назвал свою работу «Заступница» режиссер А.Барыкин. Фильм снимался в самых различных точках мира, имеющих отношение к чудотворной Казанской иконе Божьей матери: в Казани, Москве и Петербурге, а также за рубежом: в Иерусалиме и Ватикане… «Я очень благодарен организаторам фестиваля за то, что фильм «Заступница» был включен в программу внеконкурсного показа, – заявил А. Барыкин. – Я рад, что эту работу смогут посмотреть и оценить большое количество зрителей». Слова благодарности А.Барыкин высказал в адрес мецената А. Колмакова, благодаря материальной помощи которого «Заступница» смогла появиться на свет.
Э. Габдрахманов представил работу «Неугасимый огонь», посвященную юбилею одного из самых ярких советских татарских писателей Абдурахмана Абсалямова. Фильм снят на основе воспоминаний внучки писателя Альбины Абсалямовой.
Режиссер рассказал о трудностях финансирования в российском кинематографе вообще и в Татарстане в частности, из-за которого кинематографисты не могут работать «на полную катушку». «Кино делают энтузиасты, которые включаются в работу задолго до поступления финансирования, – заявил режиссер. – В Казани много достойных имён».
Тем не менее участники пресс-конференции были полны оптимизма по отношению к татарстанскому кинематографу. А.Барыкин заявил, что «сегодняшний день казанского кинематографа будут вспоминать как начало «золотого века». «Я как ведущий курса режиссеров-кинематографистов в Казанском университете культуры и искусств могу утверждать, что в Татарстане много креативных и талантливых молодых людей, а масштабы кинематографической продукции будут только расти», – сказал А. Барыкин.
Н. Морозов подтвердил слова коллеги и добавил, что сегодня возможности проявить себя в кино стало куда больше. «Под лежачий камень вода не течет: каждый, кому есть что сказать, может пробиться и показать себя, – заявил режиссер. – Так было и так будет впредь».
***
5 сентября в кинотеатре «Мир» состоялось открытие параллельной детской программы «Нежный возраст».
На открытие были приглашены школьники нескольких районов Казани, а также подопечные Дома Рональда Макдональдса – дети, проходящие курс реабилитации в ДРКБ. Творческая мастерская «КиноСадик» устроила для детей необычный конкурс: взрослые вместе с детьми «снимали» кино. Из активных ребят была собрана «съёмочная группа»: выбран режиссер, главные герои, актеры второго плана и массовка. На короткое время дети смогли почувствовать себя настоящими кинематографистами: девушка с хлопушкой объявляла номер кадра, после чего зал издавал звуки, напоминающие жужжание кинопленки.
По окончании «кинопроцесса» всей «съемочной группе» были вручены сладкие призы от шоколадной фабрики «Конфаэль» – раскраски из белого шоколада, к которым прилагались шоколадные краски: оранжевая, голубая и зеленая.
Центральной частью мероприятия стала премьера анимационного фильма «Волшебный лес». Мультфильм французского аниматора Ж.Дюссана выйдет в широкий российский прокат 19 сентября 2013 года, однако зрители IX Казанского кинофестиваля смогут увидели премьеру почти на две недели раньше. Картина будет показана 9 сентября в кинотеатре «Родина». Начало в 15.30.
«Волшебный лес» – это сказка для детей и взрослых, добрый, красивый и захватывающий анимационный фильм. В основе сюжета лежит история мальчика, которого воспитывает только отец. Семья живет в дремучем лесу, и отец учит – за пределами леса нет ничего, выход за его границы грозит смертью. Но однажды он ломает ногу, и тогда мальчику приходится покинуть лес и отправиться за помощью в деревню…
Мультипликационный фильм о толерантности и терпимости, о любви и дружбе был тепло и эмоционально воспринят детьми. И немудрено: в нём есть всё, что нравится детям – и приключения, и колдовство, и ситуация, когда побеждает добро, а зло наказано. Мягкая цветовая палитра, плавные движения кадра создали волшебную атмосферу с первых же минут.
Программа «Нежный возраст» будет продолжена. 7 сентября в кинотеатре «Мир», где режиссер Наталья Бондарчук представит свой вариант «Снежной королевы».
9 сентября в 10.30 будет показан детский фильм «Да, здравствуют ангелы» (Иран), а в 12.10 – киноленту «Не забудь меня» (Узбекистан).
***
Вечером в культурном центре «Пирамида» состоялось торжественное открытие фестиваля.
«Через диалог культур — к культуре диалога»
***
6 сентября в кинотеатре «Победа» зрители могли познакомиться с фильмами, включенными в конкурсную программу фестиваля.
В номинации «Анимационный фильм» были показаны следующие фильмы:
Цветные дожди/ Colorful Rains (Машаaллах Мохаммади, Иран), Деревня Масулех/Masouleh (Бахрам Азими, Иран), Как сон/ Like a Dream (Малаеке Фарханг Адиб, Иран), Преступление и наказание/Crime and Punishment (Сиамак Такалло, Иран), Карма/ Karma (Людмила Гусева, Россия), Алдар и серый волк/Aldar and the grey wolf (Рим Шарафутдинов, Россия, Башкортостан), Сказки родной земли/ His native land tales (Сергей Киатров, Россия, Татарстан), Арбуз/ Karbyz (Сергей Киатров, Россия,Татарстан), Шурале/ Shuraleh (Сергей Киатров, Россия, Татарстан). Воробей хвастун /Blusterous sparrow (Сергей Киатров, Россия,Татарстан).
В номинации «Игровой фильм» были показаны следующие фильмы: Степняк /Steppe Man (Шамиль Алиев, Азербайджан), Паризод/ Heaven is my dwelling place (Аюб Шахобиддинов, Узбекистан), Письма под дождем/ The wet letters (Марджан Ашрафизадех, Иран).
В номинации «Короткометражный документальный фильм» были показаны следующие фильмы: Земля-вода-огонь /AK-AP-AS (Мохаммад Али Хашемзехи, Иран), Пешка E4/ The Pawn E4 (Мустафа Хосрави, Иран), Горький мед/ Bitter honey (Айнур Аскаров, Россия, Башкортостан), Сары-Ой/ Sary-Oy (Адилет Каржоев, Кыргызстан), Чатхан/ The Chatkhan (Юрий Курочка Россия, Хакассия).
В номинации «Документальный фильм» были показаны следующие фильмы: Этническая свадьба /Ethnic Wedding (Реза Маджлеси, Иран), Рудольф Нуреев. Мятежный демон /Rudolf Nurеev. Rebellious demon (Татьяна Малова, Россия).
***
6 сентября зрители встретились с создателями картин-номинантов в категории «Документальный короткометражный фильм».
По окончании части показов в пресс-центре КМФМК состоялась встреча с режиссерами-документалистами. Своими первыми фестивальными впечатлениями с журналистами поделились Адилет Каржоев из Кыргызстана (фильм «Сары-Ой»), российские режиссеры Юрий Курочка («Чатхан») и Айнур Аскаров («Горький мед»), а также гости из Ирана Мохаммад Али Хашемзехи («Земля-вода-огонь») и Мустафа Хосрави («Пешка Е4»).
Мохаммад Али Хашемзехи представил на фестивале фильм, философская тональность которого навеяна поэзией Омара Хайяма. «Я уже не в первый раз приезжаю на фестиваль в Казани и рад, что на этот раз могу показать здесь именно эту картину, которая является, по сути, философским повествованием, показанным с помощью символов – огня, воды, земли, ветра», – сказал он.
Раненый и ослепший в результате войны между Ираком и Ираном мужчина – главный герой фильма Мустафы Хосрави – является первым гроссмейстером Азии по шахматам и шестым в международном рейтинге. Характер этого человека, его печальную судьбу и одновременно силу духа показал режиссер в своей картине «Пешка Е4».
Выпускник Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Айнур Аскаров привез на КМФМК вою дипломную работу – фильм «Горький мед». Герой картины – старый бортник Анвар, который ждет в гости внуков. «Фильм получился настоящим: я нашел именно такого героя, какого и искал – одинокого человека», – рассказал Айнур.
Истории и культуре Хакасии посвящает свои фильмы Юрий Курочка. На КМФМК он привез картину о чатхане – народном музыкальном инструменте Сибири. «Я фотограф, оператор и режиссер. Занимаюсь документальным кино с 2003 года. За это время снято 13 картин о традициях хакасского народа», – отметил режиссер.
Показы документальных короткометражных фильмов продолжились 7 сентября. Зрителей ждут встречи с картинами «В поисках света. Нур Излаб» (Узбекистан), «Македонский учитель» (Албания), «Звучит азан под небом Беларуси» (Беларусь), «Симфония Маоадишо» (Иран, Сомали) и «Тающий остров» (Азербайджан).
***
6 сентября в кинотеатре «Родина» была презентована документальная картина «Рудольф Нуреев. Мятежный демон» (транскрипция фамилии танцовщика его авторов).
Зал принял фильм очень тепло: в Казани ко всему, что связано с именем Рудольфа Нуреева, относятся с особым трепетом.
Продюсер Альфия Чеботарева рассказала о том, как снимался фильм, кто способствовал его появлению. В фильме о Рудольфе Нурееве вспоминают его друзья, коллеги, балетные критики Парижа, Санкт-Петербурга и Уфы. Директор Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов и заведующая музеем театра Рамзия Такташ рассказывают о приезде Нуреева в Казань
В роли ведущего в фильме выступил прославленный танцовщик, народный артист России Андрис Лиепа. На встрече со зрителями он рассказал о фильме, о Рудольфе Нурееве, с которым был знаком, выразил радость, что картину первыми увидят на казанской земле, где незадолго до смерти побывал великий танцовщик. Андрису Лиепе довелось принимать Нуреева в своем доме в Москве, когда тот приехал в Россию проститься с умирающей матерью.
«Мы все больше понимаем, насколько это была уникальная личность. На расстоянии познается, что человек совершил в этой жизни. И он всегда хотел, чтобы его окружали люди, которые любили бы его таким, какой он есть», – сказал Андрис Лиепа.
Зрители тепло приветствовали Тамару Закржевскую, которая приехала в Казань из Санкт-Петербурга. «Сейчас вы увидите фильм о моем близком друге. Этот фильм показался мне очень честным, очень чистым», – сказала она.
На 17 октября назначен выход фильма в российский прокат. Его создатели надеются, что их работа заинтересует зрителей, в том числе молодых, которые, возможно, не знают, кто такой Нуреев, однако судьба этого человека из простой татарской семьи, ставшего всемирной знаменитостью, наверняка будет для них поучительной.
Режиссером картины выступила Татьяна Малова, которая не смогла быть на казанской премьере. Снята она на киностудии «Свой почерк», генеральным директором которой является Альфия Чеботарева.
Фильм уже показали в Париже, скоро увидят в Нью-Йорке. В планах создателей кино – снять фильм из 5 серий, который расскажет о советском периоде жизни танцовщика, а также художественную киноленту о нем.
Позднее смотрите на нашем сайте более подробный материал об этом фильме и его создателях.
***
6 сентября в кинотеатре «Родина» прошел показ анимационных фильмов конкурсной программы.
Потом создатели фильмов ответили на вопросы журналистов. Особое внимание обратил на себя казанский режиссер Сергей Киатров, автор мультипликационных фильмов «Шурале», «Арбуз», «Воробей-хвастун» и «Сказки родной земли».
Главной целью своей работы в анимации он назвал популяризацию татарской культуры, в частности произведений классиков татарской литературы для детей. Он заявил, что намеренно снимает фильмы, напоминающие мультфильмы советского периода, и адресует их не только маленьким детям, но и взрослым. «Я придерживаюсь мнения, что не бывает взрослых, бывают выросшие дети», – сказал режиссер.
Идеальный советский мультфильм, по мнению Сергея Киатрова, напоминает мюзикл – в нём много песен, танцев и добро всегда побеждает зло. «В своей работе я стараюсь возродить эту традицию», – подчеркнул аниматор. С.Киатров рассказал, что работа в центре «Татармультфильм», который он представляет, кипит: «Я и мои коллеги полны творческих планов и идей».
В номинации «Анимационный фильм» состязаются 10 картин, среди них 4 работы производства Ирана: «Цветные дожди», «Деревня «Масулех», «Как сон», «Преступление и наказание». Гость из Ирана Сиамак Такалло, представляя свою работу «Преступление и наказание», рассказал, что сначала работал на телевидении, затем сознательно пошел учиться мультипликации. Фильм «Преступление и наказание» – его дипломная работа.
***
6 сентября в кинотеатре «Киномакс» состоялась презентация программы «Курьер эпохи».
Ретроспективу фильмов коллеги – Карена Шахназарова – представил известный актер и режиссер Владимир Меньшов, который сыграл одну из ролей в фильме «Курьер», начавшем эту программу.
Московский гость оставил в Казани слепок своей руки с автографом и хорошие впечатления зрителей от встречи с остроумным собеседником. Слепок пополнит коллекцию «Звездная РУКопись», в которой уже хранятся оттиски рук знаменитых гостей фестиваля.
В зале нашлось немало зрителей, пожелавшим задать гостю вопросы. Он с удовольствием ответил на них, однако кратко, вполне в духе формата мероприятия.
Владимир Валентинович признался, что в Казани он не в первый раз: здесь до недавнего времени жили его сестры. «Город этот нашей семье далеко не безразличен, – признался он, – но надо сказать, что мой нынешний визит самый удачный, потому что Казань очень изменилась в лучшую сторону. Теперь это уютный, симпатичный город».
В афише программы «Курьер эпохи» как уже знакомые зрителям работы Карена Шахназарова, известного российского режиссера и главы киноконцерна «Мосфильм», так и его новые фильмы: День Полнолуния – жанр – притча, в мировом прокате с 29 августа 1998 г. (7 сентября, 14.00), Палата №6 (8 сентября, 19.00), Город Зеро (9 сентября, 19.00), «Белый тигр» 10 сентября (19.00). Их можно посмотреть в ТРК «Тандем» (2 зал). Посещение фильмов бесплатное.
Ожидается, что на закрытии показа 10 сентября зрители смогут задать вопросы самому Карену Шахназарову.
***
6 сентября в кинотеатре «Grand Cinema» в рамках внеконкурсной программы состоялся показ-презентация фильма татарстанского режиссера Алексея Барыкина «Заступница».
В документальном проекте, посвященном чудотворной иконе Казанской Божией Матери, приняли участие известные артисты Николай Бурляев, Ирина Купченко, Дмитрий Дюжев и Ольга Будина. Кинематографическая работа, отражающая непростую историю Казанской иконы, приурочена к 400-летнему юбилею святыни.
По словам режиссера А.Барыкина, в основу фильма положен довольно обширный исторический материал, который был обработан и собран в книгу А. Колмаковым – меценатом, выделившим деньги на съемки. «Мне был дан практически готовый материал, оставалось только найти драматургическое решение, – пояснил художественный руководитель проекта. – И фильм мы сегодня вам представляем чисто казанский: снятый о Казани казанцами без помощи федерального бюджета».
Основным критерием выбора актёров для этого проекта была не столько популярность актёров, сколько степень их веры в чудотворную силу иконы. «Для нас было важно, чтобы в картине снимались люди, не отличившиеся когда-либо агрессивными высказываниями религиозного толка, – признался А. Барыкин. – Оттого и работалось с ними легко, и энергетика от этих актёров мощная идёт с экрана! И все мы хоть немного, но изменились после съемок картины».
Режиссер напомнил, что в составе съемочной группы фильма о православной иконе работало большое количество мусульман и представителей других конфессий. «В нашем плотном взаимодействии и проявился тот самый диалог культур, под девизом которого проходит фестиваль мусульманского кино в Казани», – отметил А.Барыкин.
50-минутный фильм собрал полный зал и получил самый теплый прием публики.
***
7 сентября создатели фильмов о Рудольфе Нуриеве побывали в селе Базарные Матаки Алькеевского района Татарстана – на родине матери Рудольфа Нуреева.
Две съемочные группы привезли и презентовали свои фильмы: «Рудольф Нуреев. Мятежный демон» и «Рудольф Нуриев. Возвращение на родину» режиссера Ф. Давлетшина.
Мама великого танцовщика сыграла в его жизни решающую роль. Именно она, однажды приведя сына на балет в Башкирский театр, разбудила в нём тягу к этому виду искусства, а затем вопреки строгому запрету мужа отдала Рудика в кружок народного танца.
Фарида Нуриева родилась и выросла в селе Тюгульбаево, что в 25 километрах от районного центра. Показ фильмов был организован на двух площадках посёлка Базарные Матаки: в Доме детского творчества и кинотеатре «Колос». Таким образом, фильмы смогли посмотреть около 350 поселян.
Делегацию встречали глава администрации Ф. Давлетшин и заместитель главы по социальным вопросам Р. Хабибуллина, а также руководитель исполкома Алькеевского муниципального района А. Никошин.
Перед показами заместитель директора ГУ «Татаркино» Р.М.Садриев рассказал о фестивале мусульманского кино. Затем режиссер фильма «Рудольф Нуриев. Возвращение на родину» Ф. Давлетшин и продюсер фильма «Рудольф Нуреев. Мятежный демон» А.Чеботарёва – рассказали об истории создания фильмов. Драматург Р.Батулла, идейный вдохновитель и сценарист картины татарстанского производства, подарил музею истории Базарных Матак свою книгу «Рудольф Нуреев. Одержимый танцем».
Приятной неожиданностью для прибывших стало известие о том, что жива женщина, знавшая семейство Нуреевых во время их жизни в Алькеевском районе. Сейчас ей 90 лет, когда-то она была дружна со старшей сестрой Рудольфа Розой.
После просмотра картин зрители имели возможность задать вопросы о фильмах и о личности самого танцовщика. В частности, их интересовало, как отнеслись родители Рудольфа к его бегству за границу из Советского Союза, почему родители-татары выбрали для сына немецкое имя – Рудольф…
Делегация из Казани была приглашена в исторический музей Базарных Матак, где хранятся реликвии, связанные с семьёй Нуриевых, фотографии. Гости осмотрели залы музея, в которых собраны краеведческие и исторические материалы Алькеевского района, фотографии знаменитых земляков жителей Алькеевского района (среди них олимпийская чемпионка А. Кабаева, летчик-космонавт М. Манаров, конструктор А. Михеев, который работал с С. Королевым и лично знал Юрия Гагарина и др.), а также посетили уникальную космическую выставку.
Участница делегации Т. Власова показала землякам Фариды Нуреевой мини-экспозицию, привезенную из Петербурга и посвященную творчеству Рудольфа Нуреева.
***
7 сентября в пресс-центре фестиваля прошли встречи с зарубежными режиссерами, чьи картины вошли в конкурсную программу нынешнего года.
Гости из Ирана, ОАЭ, Азербайджана и Узбекистана рассказали о своих работах и ответили на вопросы журналистов.
***
Современный венгерский кинематограф представили 7 сентября зрителям Казанского фестиваля.
Почетный гость фестиваля – кинокритик Иван Форгач открыл программу «Венгрия. Новый кинофокус». Он рассказал об истории кино у себя на родине и выразил сожаление, что российский зритель уже очень давно не видел фильмов из Венгрии.
«Думаю, что авторское кино в Венгрии, как и в России, нуждается в финансировании. Однако несмотря на проблемы, оно развивается, и сейчас дело за молодыми кинематографистами – они пытаются найти свой язык, занять свою нишу», – отметил Иван Форгач.
Он поблагодарил организаторов КМФМК за площадку, на которой можно показать фильмы из Венгрии.
Первым в рамках программы был представлен фильм «Белые ладони»..Программу «Венгрия. Новый кинофокус» продолжат фильмы «Дельта» К.Мундружо (8 сентября, 14.20), «Дверь» И.Сабо (9 сентября, 15.50), «Контроль» Н.Антала (10 сентября, 13.50).
***
Программа «Окно в Европу» открылась 7 сентября в кинотеатре «Мир». Вниманию зрителей была представлена картина «Мадемуазель», которая открыла ретроспективу актрисы Сандрин Боннэр.
Трогательная мелодрама об истории любви нашла отклик у зрителей. Программу «Винтажное французское кино. Ретроспектива Сандрин Боннэр» продолжат фильмы «Церемония преступления» (8 сентября, 12.00), «Без крыши, вне закона» (9 сентября, 12.00) и «Ее зовут Сабина» (9 сентября, 14.00).
***
Проект «Тайны Снежной Королевы» представила 8 сентября актриса и режиссер, заслуженная артистка России Наталья Бондарчук.
Первая российская детская сказка, снятая в формате 3D, собрала прекрасный актерский состав, и не только потому, что главные роли сыграли ведущие российские артисты, но и потому, что в фильме снимались дети, для которых, как признается сама Н. Бондарчук, картина и готовится к выходу на экраны.
Cюжет фильма «Тайны Снежной Королевы» основан на всем известной и всеми любимой сказке великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Но хрестоматийная история рассказывается по-новому. Немаловажно, история эта подается сквозь призму культуры народов Севера.
Действие фильма происходит в нескольких исторических эпохах, в разных странах и в разные времена года. Как рассказала Бондарчук, съемки проходили в Германии, Финляндии, России. Культура и быт северных народов стали наиболее яркими художественными образами картины. На своем сказочном пути маленькая Герда встретит настоящих жителей чумов, живущих согласно законам своих предков, погонщиков оленей, обитателей тундры и тайги.
Костюмы персонажей созданы художниками на основе аутентичных одежд народов Крайнего Севера, жителей Дании и Тироля, старинных одеяний разбойников и современных коллекций дизайнеров.
Что интересно, вместе с актерами на съемочной площадке работали дрессированные птицы и животные, которые стали одними из главных героев фильма: олени, хаски, вороны, мыши, кролики, волк, шпиц, сова, енот, хорек.
Чтобы придать достоверности происходящему, Натальей Бондарчук был придуман специальный драматургический и режиссерский прием: роли животных играют еще и настоящие актеры. Как призналась режиссер, на площадке из-за этого работать было еще сложнее, но результат того стоил.
Наталья Бондарчук приезжает на КМФМК уже не в первый раз, и здесь ее всегда встречают очень тепло. Когда началась презентация фильма, режиссер рассказала: она думала, что в зале будут только дети, однако увидеть фрагменты «Снежной королевы» было интересно и студентам, и взрослой публике.
***
Коллекция короткометражных фильмов Женевского кинофестиваля «FIFOG» была представлена 8 сентября продюсером и режиссером Тахаром Хоучи.
Перед началом показа он рассказал зрителям о фестивале в Женеве, арт-директором которого является. По словам Тахара, фестиваль появился сразу после трагических событий 11 сентября, и его миссия состоит в сближении культур Востока и Запада.
«Казанский фестиваль по духу схож с Женевским фестивалем. У нас общая цель – просто своими идеями с публикой. Пожалуй, это и есть самое главное», – отметил Тахар Хоучи.
Зрители увидели 4 короткометражных фильма: «Идир» (Алжир, Швейцария), «Почему я?» (Тунис), «Письмо Саши» (Испания) и «За окном» (Ливан).
***
Пресс-конференция с режиссером фильма «Путь золотого динара» из номинации «Полнометражный документальный фильм» Матиасом Бассо прошла 8 сентября в пресс-центре.
Журналисты назвали показ документального фильма этого режиссёра одним из самых ярких событий нынешнего фестиваля. Он посвящен борьбе мусульман за экономическую свободу. Это рассказ о группе активистов движения «Динар», которое получает всё большее распространение в мире и создает альтернативу капитализму, основанную на исламских принципах.
Матиас Бассо начал снимать картину три года назад, когда познакомился с одним из предводителей, отцом-основателем движения «Динар». Режиссер отметил, что ему пришлось провести много часов над архивными документами и много общаться с представителями движения. В своём фильме Бассо выступил как сценарист, режиссер, продюсер и оператор, а также сам сделал анимационные вставки.
Главную роль в фильме сыграл казах Абдугани Ауесханов. Абдугани – экономист, никогда не снимался в кино. Три месяца он жил бок о бок с режиссером в Малайзии, работал с ним как консультант, снимался в разных эпизодах и даже не подозревал, что однажды станет ключевой фигурой фильма. В документальных съемках были также задействованы король Марокко и премьер-министры Турции и Малайзии.
На международном фестивале «Путь золотого динара» был показан впервые. Матиас Бассо признался, что был поражён реакцией зрителя на свою работу. «Люди задавали много вопросов, долго не отпускали меня», – рассказал режиссер.
Помимо киноверсии, режиссер сделал еще и телевизионную версию фильма, адаптировав её для широкого зрителя.
Бассо намерен искать фестивали и страны, где на фильм, он надеется, будет такая же реакция, как в Казани.
***
8 сентября в кинотеатре «Родина» прошла премьера короткометражного игрового фильма режиссера М. Швачко «Конец игры».
Сценарист, известный в Казани драматург Ильгиз Зайниев признался, что в основном работает для театра, опыт написания киносценария был для него необычен, и поначалу он чувствовал себя не особенно уверенным в этом жанре. Вместе с режиссером фильма Максимом Швачко, он переписал в сценарий одноименный рассказ аргентинско-французского писателя Хулио Кортасара.
Идеей режиссера было перенести действие из неопределенного места в татарскую деревню, заслугой же И. Зайниева стало внесение в картину татарского колорита, обычаев мусульман, которые ему хорошо знакомы.
Фильм снимался в деревне Нижнее Береске под Казанью. Интересно, что помимо того, что эта деревня – один из красивейших уголков Татарстана, это родовое гнездо театрального семейства Бикчантаевых-Швачко.
В фильме снимались заслуженная артистка РФ Наиля Гараева, Гузель Гюльвердиева, актриса театра им. Г. Камала, Алия Шайхутдинова (по профессии врач-педиатр), Елизавета Швачко, дочь режиссера, Юсуф Бикчантаев, сын Фарида Бикчантаева.
Оператор Ильшат Рахимов рассказал, что был несказанно рад предложению работать в этом проекте. Это была первая профессиональная операторская работа выпускника курса режиссеров-кинематографистов КГУКИ (мастерская А. Барыкина).
***
9 сентября в пресс-центре с журналистами встретились создатели игровых конкурсных фильмов. Режиссеры, актеры и продюсеры рассказали о проектах, которые они представили на площадке фестиваля.
Особый интерес у зрителей и журналистов вызвала полнометражная картина «Аккыз», выпущенная в Казахстане в 2011 году. Фильм Жанабека Жетируова основан на легенде о том, что Бог, прежде чем сотворить жизнь, создал Священную белую лебедь, которая является матерью всего живого на земле.
События фильма происходят в наше время. Несмотря на то, что живущей на берегу моря 9-летней девочке неизвестна эта легенда, она помогает попавшим в беду птенцам, не подозревая, что это опасно для ее жизни, и интуитивно повторяет поступок Священной птицы.
Роль девочки в картине исполнила дочь режиссера – Айжан Жетиру. По ее словам, воплотить образ на экране было очень сложно, но ей помогали советы отца и его поддержка. Сам режиссер говорит, что картина эмоционально захватила его и его семью настолько, что им нелегко было общаться во время ее создания.
Еще одним фильмом, который получил большой резонанс, стала полнометражная картина Пола Курти «Право на любовь» (США). На КМФМК фильм представили продюсер Марина Болотникова и актриса Амина Жаман. Это история любви двух жителей Нью-Йорка – католика Тони и мусульманки Амине. Когда они решают пожениться, родственники жениха приходят в ярость и начинают рушить отношения Тони с его девушкой-мусульманкой всеми способами. Под давлением предрассудков любовь оказывается бессильной.
«Мы хотели показать, что религиозный шовинизм в настоящее время – явление, к сожалению, довольно распространенное. И мы хотим дать понять, что там, где он есть, истории не будут иметь хорошего конца. Любовь – это и есть смысл жизни человека», – рассказала Амина Жаман.
Кроме того, в программе фестиваля: короткометражные игровые картины «Карл и Клара/Carlo and Clara» (Италия), «Свалка/Scrap» (Бадр Аль-Хомод, Саудовская Аравия), «Прощай, заграница/Farewell exile (Ламиа аллами, Марокко,Швейцария), «История взросления (как я стал мужчиной)/My Circumcision» (Арне Ахренс, Германия), «Конец игры» (Максим Швачко, Россия, Татарстан), «Новый день. Новая надежда/ Coming forth by day» (Хала Лотфи, Египет), «Высокая, как Баобаб /Tall as the Baobab tree» (Джереми Тейчер, Франция, Сенегал), «Кэн/Душа» (Рашит Челикезер, Турция).
***
9 сентября в пресс-центре прошла конференция с участием режиссеров документальных фильмов конкурсной программы.
Журналисты смогли задать вопросы Яси Салазару, сыгравшему главную роль в фильме «Меж двух миров» (Великобритания, Марокко, Швеция), режиссеру фильма «Дунгане. История одного народа» Зануазу Арбуду (Германия) и Елене Тагировой, автору фильма «Классические герои неклассических войн».
***
9 сентября прошла научно-практическая конференция «Кинематограф Татарстана: прошлое, настоящее, будущее».
Участники круглого стола – именно в таком формате проходило обсуждение – поделились своим опытом и прогнозами на будущее.
В конференции приняли участие почетные гости фестиваля – киновед и кинокритик Иван Форгач (Венгрия), арт-директор Женевского фестиваля Тахар Хоучи, руководители Союза кинематографистов Татарстана (встречу провел его глава Ильдар Матуров), татарстанские режиссеры – Ильдар Ягафаров, Алексей Барыкин, телепродюсер Василий Антипов, студенты и преподаватели КГУКИ.
Краткий экскурс в историю татарстанского кинематографа для собравшихся провела киновед и кинокритик Елена Алексеева, которая работала в составе отборочной комиссии КМФМК. Она рассказала, что первые съемки кинохроники в Казани были проведены еще в 1898 году. Через 20 лет – в 1918-м – в Казани сняли картину «Освобождение Казани от белочехов». Кино развивалось, развивалась и студия. Так было до войны – в 1942-м Казанская киностудия была закрыта и стала относиться к Куйбышевской. Однако уже в 1961 году она вновь открылась в столице ТАССР, где существует и ныне.
Эксперты сошлись во мнении, что в последнее время в Татарстане создается все больше кинокартин, которые привлекают внимание российской общественности. Казанский фестиваль помимо прочего является важной международной площадкой для показа татарстанского кино.
Была высказана мысль о необходимости развивать в Казани авторский кинематограф. Только так – методом проб и ошибок, через эксперимент – можно увидеть, на что способен режиссер, есть ли у него идеи, особый взгляд. Из авторского кинематографа впоследствии может вырасти жанровый, считают специалисты.
***
9 сентября в кинотеатре «Родина» состоялась презентация художественного фильма «Курбан-роман», над которым работает казанская студия «Инновация».
Съемки картины прошли в 2012/2013 гг., в данное время фильм монтируется и готовится к выпуску. На презентации зрителям был представлен пятиминутный трейлер будущего фильма.
Действие ленты происходит в Казани, в кадре появляются многие сценические площадки города. По сюжету все герои – люди творческих профессий. В главных ролях «Курбан-романа» (дословно – «История с жертвой») заняты актёры театров Санкт-Петербурга Эрнест Тимерханов (Марс) и Даниил Шигапов (Юсуф), солистка балетной труппы театра им.М.Джалиля Александра Елагина (Марыся), казанская актриса и телеведущая Лейсан Дусаева, а также заслуженная артистка России, актриса Московского театра «Табакерка» Роза Хайруллина.
В кадре появляются солист балета Татарского театра им. М. Джалиля Нурлан Канетов, артисты балетной труппы и оркестра оперного театра, камерный оркестр «La Primavera» и другие.
«У нас была такая установка: негениальных людей не брать в проект, – пошутил Салават Юзеев, когда речь зашла о подборе актёров – Так и получилось!».
Над фильмом работают композитор Р. Салимов, художник-постановщик, обладатель кубка Сальвадора Дали А.Простов-Покровский, хореограф Н.Ибрагимова, продюсер А.Ризванова и др.
Проект поддержан Президентом РТ Р.Н.Миннихановым и Министерством культуры РТ, финансовую помощь фильму оказывают партнеры.
Главной темой «Курбан-романа» стала тема жертвоприношения – жертвы, на которую способно любящее сердце. Жанр фильма определен создателями как «мистическая драма».
«Для меня это фильм-притча, – рассказал композитор фильма Радик Салимов. – Притча, которая стала реальностью. Это высокое и тихое преподнесение мысли. Фильм, поверьте, очень трогательный».
Создатели фильма рассказали, что планируют завершить «Курбан-роман» в 2014 году. «На следующем, юбилейном X фестивале мусульманского кино, надеемся, зрители увидят полную версию», – сказал Салават Юзеев.
***
Две остросоциальных документальных ленты – «Белые люди» и «Человек из Шередаря» – были представлены 10 сентября. После показов с журналистами могли встретиться режиссеры Алессандро Балтера (Италия) и Виталий Калинин (Россия).
Фильм Алессандро Балтера «Белые люди» повествует о неграх-альбиносах, живущих в Танзании на берегу озера Виктория. Природа сыграла с ними злую шутку: из-за аномалий ДНК они рождаются не такими как все люди их расы. Белая кожа служит причиной их похищения и уничтожения соотечественниками, зарабатывающими на продаже частей тела. В Танзании много людей, верящих в мистическое исцеляющее действие зелья, приготовленного из органов людей-альбиносов; зелье стоит дорого, и этот бизнес приносит охотникам на белых негров огромные доходы.
Фильм снят на черно-белую кинопленку – не только по причине недостатка средств, но и из желания режиссера отойти от стереотипов. Африка ассоциируется с яркостью красок, экзотикой, но свой фильм режиссер умышленно сделал двуцветным. «Это фильм не про Африку, он о людях и их проблемах, соответственно цвета не важны, – рассказал режиссер. – Снимать в Танзании было очень тяжело. Меня взяли под стражу, как только я начал работу, и долго старались всячески мне помешать. Но я твёрдо решил для себя поднять эту проблему и не отступил».
Фильм Виталия Калинина «Человек из Шередаря» посвящен бизнесмену, который создал первый в России и крупнейший в Европе центр для детей, борющихся с онкологическими заболеваниями. «Вспышка онкологии волнует весь мир, – рассказал Виталий Калинин, знакомя журналистов с фильмом. – Снимая фильм, я понял для себя многое, стал по-новому смотреть на вопросы жизни и смерти, много узнал о волонтерах, добровольно занимающихся уходом за онкобольными. Люди в Европе воспринимают людей с физическими недостатками как обычных людей. Для России эта тема остра, мы еще не готовы говорить об этом».
Фильм «Человек из Шередаря» создан при поддержке Министерства культуры РФ. Съемки проводились в России и Ирландии. В картине снялись Чулпан Хаматова (она в фильме приходит в ирландский лагерь для детей как частное лицо), Анатолий Карпов и другие.
***
Картину «Иван, сын Амира» увидели 10 сентября зрители фестиваля. В Казани фильм представили продюсер и режиссер Максим Панфилов и известный актер Дмитрий Дюжев.
Дмитрий Дюжев создал в фильме образ мужественного воина – супруга главной героини, которому удалось остаться в живых. «Когда я прочел сценарий, мне показалось, что я не смогу оправдать своего героя. Но Максим Панфилов уговорил меня, сказав, что мне предстоит воплотить на экране «скрытую любовь русской души». Я призываю вас «разглядеть» это кино»,– сказал актер.
Режиссер Максим Панфилов обратил внимание зрителей на то, что этот фильм – не просто рассказ о невзгодах одной семьи. «Это картина, которая напоминает, что когда-то все мы, жители разных стран, были согражданами», – отметил он. Актерский состав фильма также можно назвать интернациональным: роль Марии играет польская актриса Каролина Грушка, роль Амира – узбек Бобур Юлдашев. Картину «Иван, сын Амира» увидели в предпоследний фестивальный день зрители IX КМФМК. В Казани фильм представили продюсер и режиссер Максим Панфилов и известный актер Дмитрий Дюжев, который сыграл в картине одну из главных ролей.
***
10 сентября фильмом «Белый тигр» в кинотеатре «Киномакс» завершилась ретроспектива фильмов Карена Шахназарова, российского кинорежиссёра, сценариста, продюсера, генерального директора киноконцерна «Мосфильм» и председателя жюри IX фестиваля мусульманского кино в Казани.
Карен Георгиевич сказал, что фестиваль вызывает у него самые положительные эмоции: «Главный результат любого фестиваля – это публика. Без зрителя нет фестиваля! В Казани зрители заполняют залы на конкурсных и внеконкурсных показах – это самое главное».
До начала показа режиссер рассказал о фильме «Белый тигр», вышедшем на экраны в 2012 году. «Делать фильм о войне – это особое приключение! – признался Шахназаров. – А тем более фильм о танковой войне. Это была очень сложная работа и для съемочной группы, и для меня. Я бы сказал, что это был вызов себе – попробовать сделать такое кино.
В большой степени «Белый тигр» – это дань памяти моему покойному отцу, всем его товарищам и миллионам людей, которые выиграли эту страшную войну. Эта картина стала моим размышлением над вопросом: что же такое война? Является ли она противоестественным состоянием человека, как об этом говорил Л. Н. Толстой, или это, к сожалению, присущее нашему биологическому роду проклятие? Мы постоянно слышим о том, что никто не хочет войны, но тем не менее война идёт, идёт».
Зрители активно задавали вопросы именитому гостю. Рассказывая о съемках фильма «Палата №6», показанного ранее в рамках «Ретроспективы», Карен Шахназаров признался, что много времени проводил в психиатрической клинике, снимая эпизоды с душевнобольными. «Это фантастический опыт, – сказал он. –Это совсем другой мир, нежели тот, в котором мы живем. Лично на меня он произвел совершенно потрясающее воздействие. Я просто пересмотрел свою жизнь!».
В конце беседы К. Шахназарову было предложено оставить отпечаток совей руки и автограф для коллекции фестиваля «Звездная РУКопись».
***
О будущем российского кинематографа говорят много, одни видят проблемы в незащищенности киноиндустрии, другие – в малобюджетности фильмов. О своем видении данного вопроса поделился кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», председатель жюри IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино Карен Шахназаров во время видеоконференции в ИА «Татар-информ».
***
10 сентября студенты Казанского государственного университета культуры и искусств принимали у себя звёздных гостей – актрису, кинорежиссера, сценариста Наталью Бондарчук и актёра театра и кино Дмитрия Дюжева.
Наталья Бондарчук, режиссер первой в России детской 3-D-сказки, поделилась своим опытом создания семейного кино. «Кино для всей семьи не только самое востребованное, но и самое прибыльное во всем мире, но не в России, – посетовала Наталья Бондарчук, – Да, у нас нет ряда технологий, они пока не существуют в нашей стране. Но и финансирование оставляет желать лучшего! Я рада, что Дима Дюжев сейчас не просто собирается снимать детское кино, он добровольно вступает в ряды бойцов за то, чтобы у наших детей было национальное, родное кино».
Студенты КГУКИ тепло принимали своих гостей, особенно порадовавшись приглашению Дмитрия Дюжева на съемочную площадку, где, по словам будущего режиссера, всегда будут рады их помощи и новым креативным идеям.
Гости фестиваля рассказали о проекте художественного фильм «Сердце Казани».
Презентация нового проекта началась с показа графического ролика, посвященного будущему фильму.
Женя, недавно потерявший маму, – инвалид и много времени проводит дома за рисованием. Он мечтает научиться ходить и даже танцевать, как девушка Катя, которая ему нравится. Чтобы решить свои проблемы, Жене нужно найти дракона Зиланта, который может исполнить любое, даже самое заветное желание.
Создатели будущего фильма – сценарист, казанский писатель Денис Осокин и режиссер Дмитрий Дюжев – адресуют его детям: планируется, что в картине будут «волшебные приключения» и много музыки, которую специально для проекта пишет композитор Радик Салимов.
Съемки будут проходить в Казани. Чтобы найти актёра на главную роль Дмитрий Дюжев намерен посетить спортивную школу Казани, так как он представляет своего героя «не по годам высоким мальчиком лет двенадцати».
«Мы можем конкурировать с Голливудом в том, что касается компьютерной графики, которой у нас в фильме будет предостаточно, – рассказывает Дмитрий Дюжев. – Но не по качеству изображения. Та техника, которая даёт голливудскому кинопродукту «кристальную картинку», нам пока недоступна… «Сердце Казани» будет фильмом про нас. Это история, которая пробуждает веру в чудо, в дружбу, в настоящую крепкую семью, – и именно в этом её ценность!»
***
10 сентября в Центре развития дзюдо, расположенном на базе гимназии №16 на ул. Дубравной, 51а, состоялось открытие спортивного сезона.
В качестве почетного гостя на это мероприятие был приглашен актёр Дмитрий Дюжев, почетный гость и участник Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
Дмитрий Дюжев приехал в Казань представить конкурсный фильм IX КМФМК «Иван, сын Амира», в котором актер сыграл главную мужскую роль. В рамках визита Дюжев также презентовал проект полнометражного художественного фильма для детской и подростковой аудитории «Сердце Казани» по сценарию Дениса Осокина.
Планируется, что фильм будет снят в Казани, Дмитрий Дюжев выступит в качестве режиссера проекта. Возможно, среди юных спортсменов Дмитрий Дюжев нашел исполнителя главной роли в этом фильме.
***
11 сентября, в последний день фестиваля в Министерстве культуры РТ состоялась пресс-конференция по итогам Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
В конференции принимали участие председатель жюри Карен Шахназаров, председатель отборочной комиссии Сергей Лаврентьев, а также члены жюри Разиль Валеев, Вера Лангерова, Людмила Перегудова, Камара Камалова, Али Коса и Дариуш Мехрджуи.
Первым слово взял председатель жюри фестиваля Карен Шахназаров. Он отметил слаженную работу организаторов фестиваля, выразил благодарность Министерству культуры Татарстана, ГУ «Татаркино», руководству Татарстана, председателю отборочной комиссии С. Лаврентьеву за добротно подобранную программу всех номинаций. «Подбор картин может быть украшением фестиваля любого уровня, – сказал он, – Но особую благодарность хотелось бы выразить казанским зрителям. Такого энтузиазма, такой реакции, такой заинтересованности я давно не встречал. Должен сказать как режиссер, что всякие мысли в течение творческой жизни приходят. Иногда задаёшься вопросом: та это ли это профессия, которой стоит заниматься? Но когда видишь такой интерес публики, людей, которые заполняют битком залы, ты понимаешь: что-то все-таки есть в этом странном искусстве, которое называется кино, если оно вызывает такой интерес! Я поражен и думаю, для меня это главное событие фестиваля, – встреча с татарстанским зрителем».
Разиль Валеев, взяв слово, отметил: «Я горд тем, что кинофестиваль проводится в Казани. Биография у него непростая, в начале пути были сомнения. Что даёт нам этот фестиваль?
Недавно я прочитал статью в татарстанской газете о том, что фестиваль в республике есть, а кино у нас нет. Никак не могу согласиться с этим утверждением, потому что после проведения первого фестиваля в Татарстане появился целый ряд прекрасных фильмов. Думаю, у татарстанского кинематографа очень хорошее будущее – во многом благодаря фестивалю.
Мы имеем возможность смотреть и учиться, общаться с известными актёрами, режиссерами, сценаристами, обмениваются мнениями. Я думаю, ничего лучше этой «школы» быть не может».
Эту мысль поддержал Али Коса: «Когда в Турции организовывали фестивали во время упадка национального кинематографа, мы учились на фильмах, которые приходили к нам на конкурс. В результате в 1990-е наши режиссеры стали снимать качественное кино, а уже вначале 2000-х получать призы на многих фестивалях. Сегодняшние ученики в будущем могут стать великими режиссерами».
Кинокритик Вера Лангерова была настроена так же благосклонно: «Такие фестивали, – отметила она, – помогают развивать вкус зрителя на фоне голливудских блокбастеров, и это очень правильно. Зрители должны видеть, что есть другое кино!». Консультант Международного фестиваля в Карловых Варах, Вера Лангерова дала несколько практических советов. «Необходима дискуссия о критериях отбора картин в каждой номинации в отдельности. Фестиваль не только для зрителей, но и для кинематографистов. Необходимо создать условия для промоушена дебютных картин. А также необходим отдельный конкурс татарстанских проектов», – считает она.
Камара Камалова поблагодарила организаторов фестиваля за то, что они смогли устроить настоящий праздник для зрителей. «На фестивале я представляла свою детскую картину, вошедшую во внеконкурсную программу «Нежный возраст». Несмотря на то, что фильм детский, очень большой интерес проявили взрослые, было много молодежи, настолько по-доброму встретили картину, что я бесконечно благодарна такому замечательному зрителю. О работе жюри хочу сказать, что мы объективно и справедливо оценивали каждую картину, отбирали лучшее».
Людмила Перегудова обратилась к сидящим в зале журналистам с призывом любить и пропагандировать кино: «Фестиваль не заканчивается вручением статуэток и призов, а только начинается, и от вашего профессионализма, от вашего анализа очень многое зависит. Я убедилась, что у этого фестиваля прекрасное, молодое, интеллектуальное лицо».
Дариуш Мехрджуи, как участник большого количества фестивалей, режиссер, имеющий «в багаже» несколько десятков призов, отметил: «Тот опыт, который я приобрел на этом фестивале, бесподобен. Я еще не встречал такого зрителя, с таким пламенным желанием и с таким вкусом. У меня даже сложилось впечатление, что жители этого города являются носителями высокой культуры. Чувствуется, что зрители Казани соскучились по хорошему, глубокому кино и умеют его ценить».
Журналистами был задан вопрос, почему фильм «Хайтарма» режиссера Ахтема Сеитаблаева, повествующий о депортации крымских татар в 1944 году, не был включён в конкурсную программу фестиваля.
Ответить на него попросили председателя отборочной комиссии Сергея Лаврентьева: «Такой подход мне предложили в оргкомитете фестиваля, и я согласился, что сделать отдельный специальный показ этого фильма вне конкурсной программы – это всё равно, что сделать его изюминкой фестиваля».
Изначально картина планировалась к показу на открытии фестиваля: «Просили написать заключение, – сказал Сергей Лаврентьев. – Написал, что горячо поддерживаю идею показать картину на открытии, потому что, как мне кажется, есть моменты исторические, которые нельзя замалчивать. Чем дольше замалчиваем – тем хуже».
Тем временем в Симферополе, где состоялась премьера «Хайтармы», разразился скандал.
Фильм жестко раскритиковал генконсул РФ в Симферополе. Особенно он возмутился тем, что на премьеру привезли российских летчиков, учеников прототипа главного героя – летчика Аметхана Султана.
Напомним, в центре сюжета «Хайтармы» – летчик, дважды герой Советского Союза Аметхан Султан. В мае 1944-го года после освобождения Севастополя Аметхан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах происходит депортация крымских татар.
Памятуя историю с симферопольским скандалом, Министерство иностранных дел просило в конкурс картину не включать. И отборочная комиссия с мнением МИД согласилась.
Фильм стал во всех смыслах сенсацией фестиваля. Показанный вне конкурса, он вызвал ажиотаж среди зрителей и собрал аншлаги. А «под занавес» казанского кинофорума выяснилось: из конкурсной программы фильм убрали по звонку «сверху». Совсем, как в старые добрые советские времена.
***
Известный российский телеведущий и режиссер Александр Гордон 11 сентября на пресс-конференции в информационном агентстве «Татар-информ» заявил, что российскому кино не хватает сценаристов, способных сформулировать ту или иную идею.
Александр Гордон прибыл в столицу Татарстана в качестве почетного гостя IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино, сообщает Александр Гордон: «У нас много профессионалов, которые могут разработать тему, создать объемные образы. Но очень мало людей, которые способны сгенерировать идею, чтобы у зрителей был ответ на вопрос «Зачем этот фильм?»
По его словам, в месяц он читает 12-15 сценариев. Среди них есть хорошие, плохие и чисто телевизионные. Но все они ни о чем – и именно в этом заключается беда российского кинематографа, уверен телеведущий. Зритель не понимает, зачем смотреть снятые по подобным сценариям картины. Уже столько всего сказано, столько было нашумевших фильмов, поэтому, чтобы сделать что-то стоящее, надо обладать либо немыслимой индивидуальностью, либо идеей, считает режиссер. Идея, по мнению Александра Гордона – это попытка заглянуть в будущее, это то, что заставляет человека жить и просыпаться по утрам.
На встрече с журналистами зашла речь о вошедшем во внеконкурсную программу фестиваля фильме Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма», повествующего о депортации в 1944 году крымских татар. Александр Гордон отметил, что фильма пока не видел, но эта деликатная тема, находящаяся практически в забвении, вызвала у него интерес. Гость привел в пример известную катастрофу еврейского народа во время Второй мировой войны и при этом отсутствие внимания общественности к аналогичным событиям в судьбе европейских цыган.
«Мало кто помнит, что целые народы в СССР в одночасье были выселены с территории, где жили веками. Является ли это темой для искусства? Да, поводом может стать что угодно. Но важно, кто об этом говорит, как, а, главное – зачем. Если фильм снят как «реквием» или в жанре «исторического расследования», это одно. Другое – если фильм о том, что одни хорошие, а все остальные – плохие, тогда я не понимаю, зачем он снят, раз он апеллирует не к «высокому» в человеке, а к его низшим качествам?», – развил мысль Александр Гордон. По его словам, в подобной трактовке исторического события видна спекуляция.
На память агентству Гордон оставил автограф и надпись «Удачи! Она нужна всем, а особенно журналистам».
Почетный гость IX КМФМК оставил музею Казанского международного фестиваля мусульманского кино гипсовый отпечаток своей ладони. Гордон также не ушел без подарка. Режиссеру подарили тюбетейку.
***
Красочная церемония закрытия завершила IX Казанский международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК). Она по традиции проходила в культурном центре «Пирамида».
Из пятидесяти представленных в конкурсной программе фильмов жюри выбрало десять победителей. За призы фестиваля в основном конкурсе боролись 50 фильмов: 20 игровых (10 полнометражных и 10 короткометражных), 20 документальных (аналогично – полный и короткий метр) и 10 анимационных лент. Известны победители кинофестиваля в Казани
***
12 сентября наш земляк – российский актер театра и кино Шамиль Хаматов, брат известной российской актрисы Чулпан Хаматовой, прибыл в Казань в качестве почетного гостя Казанского фестиваля мусульманского кино.
На пресс-конференции в ИА «Татар-информ» он рассказал немного о себе и своих творческих планах.
В основе хроники – публикации сайта фестиваля kazan-mfmk.com и впечатления
нашего корреспондента Любови Агеевой