Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Наталья Крачковская: актриса, которая любила жить

Мы познакомились с журналисткой Марией Саниной случайно: она искала казанского кинорежиссера Зуфара Давлетшина. Оказалось, коллега особо интересуется кино, знакома со многими артистами и режиссерами. Мы договорились, что она пришлет «Казанским историям» несколько своих материалов.

Первым из них стал очерк о Наталье Крачковской (24.11.1938-03.03.2016).

Эта женщина всегда была для меня кумиром. Мы познакомились случайно, но первая встреча привела ко второй, а затем и к третьей. Тогда я еще даже не предполагала, какое колоссальное влияние она окажет на всю мою последующую жизнь.

Известие о ее смерти стало настоящим ударом – шоком, с которым мне теперь придется жить.3 марта на 78-м году жизни умерла моя старшая подруга Наталья Крачковская – советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России, королева комического эпизода, сыгравшая более ста полюбившихся не одному поколению зрителей ролей.

Наше знакомство состоялось в курортном городе Саки. Шесть лет назад она приезжала сюда по приглашению своего знакомого, с которым ее связывала многолетняя дружба. Мы встретились с ней во дворе просторного частного дома, перед интервью я заметно нервничала: одета в обычные джинсы и рубашку, а она как-никак звезда отечественного кинематографа, как я буду выглядеть в ее глазах?

Но опасения оказались напрасными. Наталья Леонидовна вышла ко мне в совершенно простом ситцевом платье, смущенно его одернув, спросила:

– Как вы считаете, я нормально выгляжу? Не люблю ходить дома в полном параде, надеваю то, что удобно. Хотите чаю?

– Хочу, – несмело кивнула я, с любопытством ее разглядывая.

С детства я очень любила фильмы с ее участием, а комедии «Иван Васильевич меняет профессию» и «Двенадцать стульев» были для меня одними из наиболее любимых. И вот она рядом, та самая Крачковская, на расстоянии вытянутой руки, а я не могу в это поверить и продолжаю жадно внимать каждому слову своего кумира.

Редакция поручила мне взять у нее интервью, но задавать вопросы не пришлось – наш разговор вышел за рамки привычных тем, мы говорили обо всем, что лежало на сердце, обо всем, что тревожило душу.

– С возрастом я реже стала ошибаться в людях, – призналась Наталья Леонидовна. – Поэтому расскажу о тебе о таком, о чем предпочитаю никогда не говорить с малознакомыми людьми, тем более – журналистами. Мне очень нужно выговориться, знаешь, ведь как оно зачастую бывает? Встретишь человека в поезде или автобусе дальнего следования – и полностью доверяешь ему свои мысли. Такое бывает нечасто – но бывает.

А тебя я почему-то верю. Глаза у тебя очень грустные. Глаза человека, которому довелось очень многое пережить. Такие люди не способны на предательство.

– Но таким людям очень тяжело живется, – возразила я. – Как-то раз мне предложила сотрудничество одна популярная «желтая» газета. Условия были такими: они организовывают мне интервью с теми или иными звездами, я иду с фотоаппаратом, в процессе беседы делаю акцент на «жареные» факты, а заодно и снимаю собеседника в непряглядном для него ракурсе. Тут юбка выше положенного задралась, тут рюмка с бутылкой на переднем плане...

Ну в общем, то, что будет интересно для обывателя, не обремененного особым интеллектом. За каждую статью с фото предложили баснословный гонорар.

– И ты согласилась? – с сомнением спросила Крачковская.

– Я – нет. И не потому, что не нуждалась в деньгах. Нуждалась, да еще как! Но вот представьте себе... сидим мы сейчас вместе с вами, беседуем о жизни – честно и откровенно. А потом вы уедете, а я нацарапаю гадкую заметку – какая вы нехорошая. Повыдергиваю из общего интервью отдельные фразы, сляпаю словесный винегрет, приправлю его скандальным соусом в виде непотребного фото – и гонорар в кармане!

Для кого-то такой поступок в порядке вещей, для меня – предательство по отношению к тем, кто доверил мне душу. В общем, отказалась наотрез – и не жалею об этом.

– Значит, я в тебе не ошиблась, – задумчиво произнесла моя собеседница. – Поэтому расскажу о себе без утайки, как есть. Уверена, что лишнего в своей статье ты не напишешь. Меня предавали много раз. Было очень больно, но я никогда не выясняла отношений с этими людьми, потому что считала бессмысленным. Просто больше с ними никогда не общалась. Я человек абсолютно не злой, но предательства не выношу.

...Наш разговор длился около полутора часов. Уже давно остыл чай, а мы продолжали говорить, говорить, говорить... Ручка стремительно летала по блокноту, хотя я прекрасно знала, что не напишу в своем интервью и четверти того, о чем мне поведала Наталья Леонидовна. Я записывала это не для читателей – скорее, для себя, поскольку до сих пор помню ее мудрые советы и стараюсь руководствоваться ими в своей жизни.

...Серьезным дебютом Натальи Крачковской можно считать съемки в картине Владимира Басова «Битва в пути» в 1961 году (там она сыграла роль Веруньки). Ее кинокарьера длилась более 40 лет, за это время актриса снялась в 90 фильмах. Однако в ее личной фильмографии нельзя найти ни одной главной роли: ей были предназначены второстепенные, заметные, характерные персонажи.

Зрительскую любовь и признание ей принесли картины «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Эта веселая планета», «Покровские ворота» и многие другие.

Интересно, что на известную всем роль мадам Грицацуевой в фильме «12 стульев» Леонид Гайдай долго пробовал женщин, похожих на Крачковскую. Именно так он сформулировал нужный ему типаж. В картине могла сниматься Галина Волчек или Нонна Мордюкова. Режиссер знал Наталью, но лишь как супругу коллеги, пока Владимир Крачковский (муж Натальи, работал на съемках звукооператором) не заявил, что Наталья и сама способна сниматься в кино. Эта роль стала для нее звездной.

– Мне посчастливилось работать с замечательным режиссером современности Леонидом Иовичем Гайдаем, – призналась сакская гостья.– Его гению принадлежат великолепные жизнеутверждающие комедии, которые не только поднимают людям настроение – они помогают им жить! Недаром космонавты брали с собой в полет фильм «Пес Барбос и необыкновенный кросс», да и перед подписанием важных документов на многих приемах показывали именно эту ленту Гайдая. Вот такая волшебная сила искусства!

Хотите, я вам расскажу о том, как я снималась в его фильме «12 стульев»? К тому времени у меня уже были некоторые работы в кинематографе, но широкому зрителю я была не известна. А тут вдруг мне звонят и предлагают попробоваться на роль «знойной женщины – мечты поэта», мадам Грицацуевой.

Беру в руки произведение Ильфа и Петрова, ищу описание мадам. И что же я вижу? Оказывается, моя будущая героиня – «женщина необъятных размеров с арбузными грудями»! Мне это надо играть?! Я в шоке, спешно ищу причины для отказа, а когда муж пришел с работы, с негодованием ему об этом рассказываю. Пауза. И тут вдруг Володя произносит: « А ты себя в зеркале видела?».

Не успела я возмутиться его бестактностью, как он тут же остудил мой пыл: «Какая разница, какая роль? Ведь это же сам Гайдай! Соглашайся немедленно!».

Нехотя, я все же поплелась на пробы. Высокий худой человек в очках (это и был Гайдай) отправил меня в гримерную, подобрать какой-нибудь «туалет». Как сейчас помню, гримерша Зина, оглядев меня с головы до ног, иронично сказала: «А у нас чехлы на танки не шьют!»

Выручил художник по костюмам, подобрали платье на кокетке, да вот беда, сзади оно никак не сходилось. Пришлось зашнуровать его наподобие корсета. Кое-как выползла в этом жутком одеянии на сцену…

Снималась пробная сцена обольщения мадам Грицацуевой Остапом Бендером. Надо сказать, партнер мне попался неопытный, нервничал и дергался. Решила ему помочь и пригласила на танец. Одно па, другое – и тут я чувствую, что спине стало холодно: разошлась шнуровка.

Раздался дикий хохот – ржало целое стадо жеребцов!!! Кое-как отползла за декорации и если бы не настойчивость Леонида Иовича, больше на съемочную площадку не явилась бы ни за что!

На роль Остапа, надо признать, пробовались 18 разных актеров. Об их «звездности» можно судить по именам: Олег Басилашвили, Александр Лазарев, Александр Белявский, Владимир Высоцкий, Николай Рыбников, Владимир Басов, Андрей Миронов. А роль в итоге досталась блистательному Арчилу Гомиашвили.

Помните, с какой страстью он пел: «Где среди пампасов бегают бизоны, а над баобабами закаты словно кровь, жил пират угрюмый в дебрях Амазонки, жил пират, не верящий в любовь?».

А слезы мадам Грицацуевой, до глубины души тронутой трагической судьбой несчастного пирата, все капали и капали в рюмочку с вином..

Но эта душещипательная сцена была еще цветочком! Ягодки были потом: мне приходилось взад и вперед бегать по лестницам в Доме народов, пытаясь догнать коварного обольстителя Бендера, кататься на животе по ленте транспортера, на меня падали кипы газет.

Сцены были трюковыми, а поскольку заменить меня из-за внушительной комплекции было некем, досталось по полной!

Такими же памятными были съемки в популярнейшем фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где я играла роль Ульяны Андреевны, жены управдома Бунши. Моим партнером был прекрасный человек, народный артист СССР Юрий Яковлев!

Потом были другие роли и другие фильмы, мне довелось сниматься с замечательными актерами нашего кинематографа. Сейчас я занята в театральной постановке «Невеста для банкира», где играю главную роль, а еще – готовлюсь к предстоящему юбилею.

Два слова о семье. Сын пошел по стопам отца, стал звукооператором, невестка воспитывает внука, который тоже актером быть не хочет.

В последнее время все чаще и чаще беспокоят суставы – коленный и тазобедренный, болит позвоночник. Передвигаюсь с трудом, а представьте, каково отстоять спектакль! Но я всегда говорила болезни: «Не дождешься!». Никто и никогда не увидит моей боли, всегда и везде стараюсь улыбаться и шутить. Ведь что бы ни говорили врачи, надо верить в то, что завтра будет лучше, чем сегодня. А вера – это 50 процентов выздоровления!

И еще мне очень хотелось бы упомянуть о сакских зрителях. У них удивительно живые глаза! Не скрою, приятно выходить на сцену и ощущать единение с залом.

... Потом была наша вторая встреча, потом третья. Каждый раз, когда она приезжала в Крым, мы с ней непременно встречались. Она с упоением рассказывала, что очень любит принимать гостей и удивлять их своими блюдами – настоящими шедеврами кулинарии. Она всегда была хлебосольной, гостеприимной хозяйкой, неизменно приглашала за стол каждого, кто к ней приходил. Ей нравилось быть пышкой, и она никогда не скрывала, что любит поесть и просто обожает готовить – особенно русскую кухню: борщи со всякими приправами, пироги, причём обязательно на столе должно быть всего много, всё должно быть разное и вкусное.

С особой нежностью говорила о сыне и внуке, делилась планами на будущее. А вот о себе всегда говорила с иронией – редкое для женщины качество, не правда ли? «Я всегда нравилась мужчинам, и я этого не скрываю, – улыбалась Крачковская. – У меня был поклонник, который меня называл «100 килограммов мечты».

А еще она называла себя актрисой, которая любит жить.

...Во вторую встречу она призналась, что ходить ей все труднее и труднее.

– Помнишь актрису Людмилу Иванову – активистку Шурочку из «Служебного романа»? Нас связывают с ней долгие годы дружбы. У нее те же проблемы, что и у меня. Недавно она сделала операцию на больные суставы, надеялась, что станет лучше. Лучше не стало – она теперь вообще не ходит, передвигается при помощи инвалидной коляски. Я не хочу такой судьбы, сколько отпущено судьбой – столько и буду ходить по земле. Своими ногами.

В третий свой приезд Наталья Леонидовна ходила уже с огромным трудом. Перед ее выходом к зрителю – отдыхающим специализированного спинального санатория имени Н.Бурденко – она долго стояла за кулисами, пытаясь справиться с болью. Вышла с тросточкой – но сама! Ее сила духа, воля к победе, несгибаемость характера и искренняя любовь к своей профессии до сих пор служат для меня жизненным ориентиром.

Сейчас, когда у меня самой вдруг нежданно-негаданно появились серьезные проблемы с позвоночником и доктора дают неутешительные прогнозы, я вновь и вновь вспоминаю слова Натальи Леонидовны: «Никогда, ни при каких обстоятельствах не сдавайся, слышишь? Иди вперед и верь в свои силы!»

Я продолжаю идти вперед – и верить. Вы навсегда останетесь в моем сердце, светлая Вам память...

Мария САНИНА

 Иллюстрации из "Звездного журнала" - http://star-magazine.ru/biografiya-natali-krachkovskoj/