Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1938 – Принято постановление СНК ТАССР об организации музея А.М.Горького в доме, где раньше была пекарня А.С.Деренкова. Открытие музея состоялось 12 марта 1940
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Мы занимаемся делом безбашенным»
- 10 ноября 2017 года
Лауреатом премии зрительских симпатий на Биеннале театрального искусства в Москве стал режиссер из Казани Илья Славутский.
Известный актер Казанского академического русского Большой драматического театра имени В.И. Качалова, который в последнее время заявил о себе и как режиссер, набрал более всего голосов в интернет-голосовании. На Биенале театрального искусства он показал спектакль «Женитьба» по Гоголю (Смешная комедия, которая называется жизнью).
Торжественная церемония закрытия Биеннале состоялась 10 ноября на сцене Театра имени Евгения Вахтангова. Конкурс спектаклей молодых постановщиков «Уроки режиссуры», мастер-классы выдающихся российских режиссеров, выставки и презентации книг – все это сделало Биеннале одним из ключевых театральных событий осени.
В фестивале приняли участие 35 театров со всей России. Спектакли и выставки посетило более 37 тысяч зрителей, более 70 тысяч посмотрели мастер-классы по режиссуре онлайн. Церемония 10 ноября стала не только поводом наградить победителей конкурсной программы, но и возможностью подвести итоги.
Вечер начался с воспоминаний о выдающихся режиссерах прошлого – на большом экране появились портреты Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда, Евгения Вахтангова, Александра Таирова, Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса, Олега Ефремова, Юрия Любимова, Петра Фоменко…
– Сегодня этих мастеров уже нет с нами, однако их присутствие в нашей театральной школе с каждым годом становится все ощутимее, – отметил ведущий вечера искусствовед Дмитрий Трубочкин. – Их идеи, открытия и, главное, бесконечная вера в театр вдохновляют нас и поддерживают в минуты сомнений. Поэтому мы называем их своими учителями. И они по-прежнему дают нам уроки. Ведь режиссерское ремесло передается от учителя к ученику – что называется, из рук в руки. Так и живет театральная традиция.
Цель «Уроков режиссуры» заключалась как раз в том, чтобы укрепить преемственность и связь поколений. Работы молодых коллег на фестивальном смотре оценивали признанные мастера. В состав жюри вошли Алексей Бородин, Сергей Женовач, Григорий Козлов, Дмитрий Крымов, Римас Туминас, Валерий Фокин и Адольф Шапиро. Впрочем, все они отметили, что и сами учатся у молодого поколения.
– Я очень благодарен организаторам и всем, кто имел смелость и драйв показать свои спектакли, – сказал перед церемонией награждения победителей Дмитрий Крымов. – Все, что я увидел, пойдет в копилку моего опыта. Совершенно не чувствую себя вправе давать советы, но могу сказать вам то же, что каждый день говорю себе: сделай хорошо, сделай нескучно, сделай достойно, сделай умно, сделай красиво, сделай сильно, сделай убедительно. Представь себе, что в зале сидит не абстрактная публика, а кто-то, кто тебе дорог.
– Молодые режиссеры многому нас учат, но есть некая тревога за их судьбу и судьбу театра – каким он будет? – отметил Римас Туминас. – Я хотел бы пожелать ребятам, чтобы они любили человека, берегли слово и верили себе.
Сергей Женовач так напутствовал начинающих коллег:
– Как можно дольше оставайтесь молодыми. Мы в вас верим. А главное, научитесь держать удар. Потому что заниматься режиссурой сегодня непросто.
Близкую мысль высказал и Адольф Шапиро:
– В нашей профессии все возможно. Будьте готовы ко всему. А главное, всегда говорите своим голосом.
– Награды – вещь субъективная, обратился к участникам фестиваля Григорий Козлов. – По-моему, участие – это уже победа.
По словам Григория Михайловича, его театр уже ведет переговоры с двумя конкурсантами.
Напомним, в конкурсе приняли участие 15 молодых режиссеров. В качестве наград были учреждены три премии равного достоинства, а также награда «Зрительское признание» (победитель в этой категории определялся путем интернет-голосования).
Лауреатом премии зрительских симпатий стал режиссер из Казани Илья Славутский со спектаклем «Женитьба» (Казанский русский драматический театр им. Качалова). Награду вручил член Попечительского совета Биеннале, худрук Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян.
– Мне кажется, мы занимается делом веселым, безбашенным и в то же время таинственным, – сказала Георгий Георгиевич. – Неправы те, кто говорит, что нынешняя молодежь хуже, чем раньше. На самом деле о великих стариках, чьи портреты мы сегодня видели на сцене, тоже когда-то говорили, что они пришли испортить великое искусство. Работы, которые были показаны на нынешнем фестивале, доказывают, что ничего не утрачено и не потеряно.
Для вручения наград остальным победителям ведущие церемонии Ольга Тумайкина и Сергей Безруков пригласили на сцену Римаса Туминаса и заместителя министра культуры Александра Журавского, который не удержался от анекдота.
– Молодой режиссер с замиранием сердца ждет, как публика встретит его премьерный шедевр. Вдруг видит – вдоль стеночки из зала тихонько выходит зритель. Режиссер к нему:
– Скажите, пожалуйста, вам что, не понравилась постановка?
– Нет-нет, постановка прекрасная.
– Может быть, актеры не те?
– Ну что вы, актеры чудесные.
– А что тогда? Почему вы уходите?
– Страшно одному в зале.
Победителями конкурса стали режиссеры Егор Перегудов с постановкой «Поздняя любовь» («Современник»), Денис Хуснияров со спектаклем «Камень» (Драматический театр на Васильевском) и Егор Равинский (спектакль РАМТа «Свои люди – сочтемся»).
Итоги фестиваля подвел Александр Журавский:
– Те, кто задумал Биеннале, хотели создать историю живой театральной традиции. Биеннале – это всегда дуализм: здесь встречаются зрелость и молодость, выставка и зритель, театральная книга и читатель. И мы постарались сделать так, чтобы всем людям театра это было интересно.
Я хочу выразить признательность всем, кто работал над этим проектом, прежде всего, беспрецедентному по составу профессиональному жюри, а также дирекции, зрителям и молодым режиссерам, которые приехали из разных регионов страны показать свои работы на столичной сцене. Победители получили грант на новую постановку из рук почтенных и уважаемых мастеров.
…Кто-то сегодня вздыхает с грустью, кто-то с радостью, кто-то может перевести дух с надеждой, что эта история повторится.
КОНКУРС РЕЦЕНЗИЙ БИЕННАЛЕ
Евгения Ноздрачева о спектакле «Женитьба»
Невероятное событие по Гоголю в постановке Ильи Славутского удивило Москву необыкновенной добротой и почти водевильной прелестью.
Примечательно: все комплименты, которые хочется адресовать спектаклю, созданному Казанским Академическим Русским Большим Драматическим Театром имени В.И.Качалова, оказываются едва ли не ругательными в Москве. Симпатичный, добрый, веселый, простой, забавный, милый и многие другие эпитеты. Почему-то зачастую такие нехитрые качества спектакля становятся неинтересными столице. Кажется, очень зря.
Именно этот спектакль очень ярко показал, как можно соскучиться по простой и незамудренной постановке без втородонного мира, без притягивания рефлексий на рефлексию, без сложного кроя и вывернутого сюжета. Без необходимости выходить из зала другим человеком. Иногда очень хочется остаться собой.
Кажется, простая постановка «Женитьбы» Гоголя – очень сложная штука. А Казань так здорово и, кажется, запросто справилась.
В небольшое пространство Малой Сцены Театра им. Вахтангова ловко вписались две винтовые лестницы и черный задник с перевернутым печатно-газетным городом, в котором, вестимо, происходит будущее невероятное событие.
Надворного советника Подколесина (Илья Петров) первая сцена застает прикорнувшим в кресле-качалке под газетой, из которой Иван Кузьмич зачитает заметки, созвучные новостям реальности зрителей: в мире непорядки – часть Испанской страны хочет отделиться, а одна барышня вовсе на престол взойти вздумала. Главная новость с территории «другого Гоголя» («Записки сумасшедшего») о том, что «Земля сядет на Луну» становится первой музыкальной зарисовкой постановки. Странный проход-хоровод персонажей, заговаривающих новость, закручивает и начинает действие.
Главный интриган и виновник последующих событий – Кочкарев Илья Фомич в исполнении Марата Голубева – в почти демоническом, абсолютно черном облачении – с тростью и в цилиндре – появляется у друга и начинает хулиганить гоголевские хулиганства.
Вообще, очень уж красивые костюмы у Елены Четвертковой в этой постановке получились. Залюбоваться. Одни наряды невесты (Елена Ряшина) чего стоят! В целом, визуальный образ Агафьи Тихоновны оказался забавно рифмованным с очень ярким каноном изображений Елизаветы Первой – выбеленной лицо, гофрированные манжеты и фактурные воротники платьев из жестких тканей, забранные рыжие кудри – то в высокую прическу, то под нелепый головной убор. А актерская подача – презабавнейшая – грубоватый заниженный голос, комическая деревянность пластики. Чудесная гоголевская невеста вышла.
И женихи – один другого краше. Широкоплечий до смеха и ушлый до жалости Иван Павлович Яичница (Александр Малинин) контрастирует с изящным и миловидным Никанором Ивановичем Анучкиным (Алексей Захаров). Лихой и отчаянный Балтазар Балтазарович Жевакин (Виктор Шестаков) забавно соперничает с крепким видным купцом Алексеем Дмитриевичем Стариковым (Илья Скрябин). На их комическом фоне неприметный – без особенных внешних характерностей – Подколесин в своем хорошо скроенном, пусть и оттененным синими узорчатыми лампасами и броской оторочкой ворота, но все-таки невзрачном сером костюме не кажется яркой фигурой. Этим, сам того не приметив, Иван Кузьмич распыляет азарт в своем друге, который заплетает интригу так, чтобы все случилось по его воле. Интересно, что привычный акцент мотива случившегося смещен с соперничества «свах» на эгоистический «спортивный интерес» Кочкарева. Поэтому сваха у невесты (Надежда Ешкилева) – не ушлая и суматошная сумасбродка, а миловидная и рассудительная женщина.
Лирику в спектакле разливает менуэт под трогательную песенку о ласточке. Конечно, эта «Ласточка» очень идет влюбленным (ли?) героям. А актерам – эти музыкальные зарисовки.
Ужасно здорово в спектакле выточена неловкость. Ее много – она то и дело возникает между женихами, а потом и между скорыми и неудавшимися в итоге женихом и невестой. Молчание наполнено этой неловкостью, неудобством. Герои переминаются с ноги на ногу, пересаживаются со стула на стул – неловкость неприятна даже физически. Во время знакомства-чаепития из этой неловкости рождается прелестная интермедия с оркестром чайных ложечек.
Спектакль решен довольно нехитро и очень просто, но вовсе не очевидно и совсем не примитивно. Он не заставляет своего зрителя меняться, не вынимает из автора неизвестное раньше, он разрешает и помогает вспомнить то, как сложно просто читать комедию.
Кажется, сейчас такие талантливые напоминания очень нужны.