Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Почетные захоронения в Казани не останутся без внимания

В «Вечерней Казани» опубликован материал журналиста Алины Камалютдиновой, в основе которого беседа с ее коллегой ― Любовью Агеевой, главным редактором «Казанских историй», заместителем председателя Экспертного совета по памятным захоронениям.

Разговор состоялся после очередной сессии городской Думы, на которой с отчетом выступил начальник Управления по организации ритуальных услуг М. Ишкин, с содокладом об исторических захоронениях ― Л. Абрамов.

Размещаем полный текст этого материала с редакционными снимками.

Источник: https://www.evening-kazan.ru/gorodskaia-sreda/articles/pochetnye-zahoroneniya-v-kazani-ne-ostanutsya-bez-vnimaniya

 

Захоронение композитора Виктора Пасхалова на Арском кладбище

Мэр города Ильсур Метшин выступил с инициативой назначить ответственных лиц, которые ухаживали бы за почетными захоронениями. О необходимости сохранения могил уже давно говорила бывшая журналистка «Вечерней Казани» Любовь Агеева.

Как возникла идея?

Первые мысли о том, чтобы рассказать о знаменитых людей, захороненных на Арском кладбище, появились у Агеевой почти двадцать лет назад. В 2005 году журналистка похоронила там мужа, из-за чего стала часто приходить на кладбище. Так в газете «Казанские истории» появилась рубрика «Казанские некрополи».  Долгие годы знакомства с жизнью выдающихся деятелей науки, культуры и искусства привели к тому, что сейчас Любовь Владимировна может рассказать о каждом в подробностях.  В изучении их биографий журналисту помогали казанские краеведы и работники музеев.

Благодаря активной работе Любови Владимировны газетная рубрика превратилась в акцию «Казанские некрополи». По поручению главы республики разработкой каталогов-справочников исторических захоронений на Арском и Ново-Татарском кладбищах занялись исследовательские группы Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ.  В республике появился реестр памятных захоронений личностей, имеющих особые заслуги перед государством и обществом.  В декабре прошлого года Экспертный совет, сформированный при Комиссии по увековечению памяти выдающихся личностей и знаменательных событий в Республике Татарстан, включил в него казанские захоронения Героев Советского Союза, а также могилы объекты культурного наследия.  

В предварительном каталоге исторических захоронений Арского кладбища, который Агеева готовит к печати отдельной книгой, уже более 900 имен. Со временем многие из них получат статус памятных и тоже будут включены в реестр, что, по мнению журналистки, поможет сохранить их для потомков.

 «Я благодарна властям города за инициативу»

Любовь Владимировна долгие годы говорила и писала о том, что нужны волонтеры, а лучше шефы, которые могли бы постоянно заботиться об исторических могилах. Однако инициативу проявляли лишь редкие энтузиасты либо организации.

Если говорить о сути того, что предложил мэр, я, конечно, двумя руками «за». Потому что мы можем многие могилы потерять, если не будем о них заботиться. Надгробные памятники стареют, разрушаются, стираются надписи… На Арском кладбище таких много.

 Надгробный памятник Василия Георгиевича Мусина

Она привела в качестве примера могилы, в которых покоятся три ректора двух казанских вузов: Мусин Василий Георгиевич, ректор КВИ, Луньяк Андрей Иванович, ректор университета в 1926-1928 годах, и Чебоксаров Михаил Николаевич, ректор университета в 1922-1923 годах.

Захоронение Михаила Николаевича Чебоксарова

В целом, у нас довольно много памятников, за которыми никто не ухаживает. Результат плачевный. Многие исторические захоронения или уже утрачены, или это вопрос недалекого будущего.  Например, я сейчас пытаюсь узнать, кто захоронен в начале первой аллеи. Удалось разобрать фамилию Кондрашин и одно слова профессор, другая информация не читается. Известняк, из которого сделан надгробный памятник, плохо сохраняет надписи. Но там есть портрет профессора. Может, кто прочитает вашу публикацию и сможет помочь.

Это захоронение на первой аллее считается неизвестным

По словам Агеевой, о многих могилах все-таки заботятся.  В качестве примера привела шефов захоронения композитора Виктора Пасхалова на центральной аллее педагогов и учащихся Детской школы искусств имени М. А. Балакирева.

Есть примеры доброй памяти о своих сослуживцах, людях, которые когда-то работали в коллективе и внесли большой вклад в историю города, республики, страны. Могу назвать Татарский академический театр имени Галиасгара Камала, руководители которого не только организуют весенние приборки на могилах, но и находят средства для замены старых или установки новых надгробий, добавляет Агеева.

Собеседница рассказала и о работе КГМУ. На попечении студентов находятся десятки захоронений знаменитых казанских медиков.  Каждый студент первого курса получает задание написать реферат об истории вуза и его педагогах, выпускниках, а также участвует в субботнике на кладбище. Такая система помогает сохранять все могилы в подобающем состоянии. Более того, КГМУ установил у могил специальные информационные таблички с QR-кодами, которые ведут на сайт вуза, где все желающие могут узнать биографию захороненного человека.

Будущие медики на субботнике у могилы профессора Иосифа Иосифовича Русецкого (центральная аллея Арского кладбища) 

Также хорошо ухаживают за могилами старообрядческие общины, у нас их две. По словам Агеевой, цифровая карта старообрядческого, Шамовского участка появилась задолго до цифровизации всего Арского кладбища. Старообрядцы привели в порядок склеп Шамова, отреставрировали часовню для поминовения усопших в честь Спаса Всемилостивого и Святого образа Седмиезерной Божией Матери. Не забывает проводить субботники и Немецкая община имени Карла Фукса.

Однако, как заметила Агеева, заботиться о могилах ни одно предприятие или вуз, а тем более администрации кладбищ не обязаны всё это на добровольной основе.

Нигде подобных расходов сметой не предусматривается. И потому их руководители на такие вопросы не заморачиваются. Если сами в этом не заинтересованы. Остается надеяться только на энтузиастов.

Я когда начала этим заниматься, то очень рассчитывала на спонсоров. Мне казалось, что это долг каждого человека заботиться об ушедших родных, друзьях, коллегах.

К сожалению, я сильно переоценила наших бизнесменов. Хотя, скажем, компания «Нэфис косметикс» выделила деньги для издания каталога-справочника памятных захоронений Ново-Татарского кладбища, рассказала спикер. Найдется ли такой спонсор для книги по Арскому кладбищу не уверена.

Статус ОКН защиту не гарантирует

Наблюдения над состоянием многих старинных захоронений заставил Агееву поискать способ, который гарантировал бы их сохранность. Прежде всего она обратилась к федеральному закону о культурном наследии, который позволяет давать правовой статус объекта культурного наследия и историческим захоронениям, в том числе могилам. В 2018 году она инициировала на Совете республиканской организации ВООПИиК обращение в Министерство культуры РТ с предложением увеличить число могил со статусом ОКН. На тот момент в Казани их было 38. Были отправлены заявки еще на 12. Однако к мнению защитников старины не прислушались ни в Минкульте, ни в Комитете РТ по охране культурного наследия, куда перешли полномочия по защите наследия.

Я думала, что если могила получит статус ОКН, то это даст ей государственную защиту, как предписано законом. Однако оказалось, что защита эта больше на словах: целевые средства на эти цели, как это делается, например, для сохранности могил защитников Отечества,  не выделяются, отметила Любовь Владимировна.  В результате  мы имеет на Арском кладбище три захоронения, которые лучше туристам не показывать.

В таком виде находится памятная стела жертвам революции 1905 года на первой аллее

Гранитный памятник на могиле Виктора Тихомирнова уже давно стоит без навершия

Тогда и появилась идея учредить республиканский реестр памятных захоронений как одну из форм увековечения заслуг. Надеемся, он поможет нам толкать общественность в «бок», если появятся основания для тревоги.

Музей под открытым небом

Любовь Владимировна поддерживает идею о развитии мемориального туризма. Хотя считает, что прежде надо создать на кладбищах соответствующую инфраструктуру. Некоторые ее элементы начали появляться стихийно, например, информационные таблички с QR-кодами. Есть идея установить такие у каждой могилы, однако, по словам Агеевой, она непродуктивна. Если на центральной и первой аллеях Арского кладбища отметить таким образом каждое памятное захоронение, будет нечто похожее на частокол.  Такая же картина будет на Ново-Татарском кладбище.

У нас есть более разумное предложение заимствовать опыт зарубежных кладбищ, где QR-коды захоронений выдающихся личностей указаны на карте кладбища. Самые примечательные можно отметить на большой карте у входа на кладбище, а информацию о других захоронениях разместить на ее фрагментах возле каждого участка.

Собеседницу радует, что желающих побывать с экскурсией на Арском и Ново-Татарском кладбищах много. Они похожи на музеи под открытым небом. Но, по ее мнению, о развитии мемориального туризма можно всерьез говорить только тогда, когда на кладбищах будут созданы соответствующие условия, например, появятся приличные туалеты; когда все захоронения будут ухожены.

Когда я слышу разговоры о туристах и экскурсиях, у меня возникает вопрос: «А нам не стыдно всё это показывать?». Например, все экскурсанты, в том числе и туристы, бывают у склепа великого казанского терапевта Николая Андреевича Виноградова. Потому что это одно из самых красивых сооружений на Арском кладбище. Но в каком состоянии этот склеп находится, вы бы видели!

Склеп профессора Николая Андреевича Виноградова на второй пешеходной аллее

Если мы не будем хранить наше историческое наследие, наши дети вырастут иванами, не помнящими родства. И разве они в этом будут виноваты?