Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казань и Федор Шаляпин: юбилейная викторина

Известно имя победителя юбилейной викторины - это Елена МИРОШЕВА, преподаватель колледжа искусств из Набережных Челнов.

В 2013 году исполняется 140 лет со дня рождения нашего прославленного земляка Федора Ивановича Шаляпина. 13 февраля в Казани пройдут юбилейные торжества. В Татарском академическом театре оперы и балета имени М. Джалиля проходит традиционный Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина.

Редакция «Казанских историй» вместе с Татарским академическим театром имени М. Джалиля предложила  своим читателям викторину из 10 вопросов, ответы на которые напоминали бы некоторые факты из биографии великого артиста. Мы просили давать полные ответы, ссылаясь по возможности на источники информации.

Участников у викторины было немного, всего 15 человек. Когда «Казанские истории» выходили в печатной версии, подобные конкурсы вызывали больше интереса. Стоит отметить двух участников. Сначала активно включился в конкурс Леонид Абрамов, который оставил ответы на два вопроса на нашей странице в сети Facebook. Потом, к сожалению, он в конкурсе не участвовал. 

А вот жительница Набережных Челнов   Елена МИРОШЕВА ответила на все вопросы и при этом выдержала все условия конкурса. Ее ответы самые полные, в каждом есть ссылка на источник информации. Нам особенно приятно, что среди источников упоминается газета «Казанские истории».

Елена МИРОШЕВА – бесспорная победительница нашей викторины. Она  получает пригласительный билет на два лица в Татарский академической театр оперы и балета имени Мусы Джалиля на балет «Спартак» 22 февраля.

Елена Мирошева. Фото из газеты "Челнинские известия", которая рассказала о ее победе в викторине Елена Мирошева. Фото из газеты "Челнинские известия", которая рассказала о ее победе в викторине

 Билет может быть вручен 13 февраля на концерте в честь Федора Шаляпина в Государственном Большом концертом зале имени С. Сайдашева, если Елена сумеет быть в этот день в городе, или 22 февраля в оперном театре. 

Как и обещали, приводим ответы  победителя на вопросы викторины. Причем без каких-либо добавлений.  

Вопрос 1. Некоторое время семья Шаляпиных жила в Казани в Собачьем переулке (ныне улица Некрасова). Почему он так назывался?

 «Название, конечно, было весьма примечательным – Собачий переулок. В несусветную старину был сей переулочек частью одной из казанских слобод, то есть поселением вне городских стен. Когда же снесли в 1730 году велением казанского губернатора Артемия Волынского осторожные стены (стены, огораживающие посад) – вошел сей переулок в новую городскую черту. Как звался переулок до этого – мне неведомо, а вот с появлением в конце Рыбнорядской площади (ранее «Кольцо», площадь Куйбышева, а ныне площадь Тукая) мясных рядов стал сей переулок Собачьим, поскольку испортившееся мясо и отходы выбрасывались площадными торговцами прямо в этот переулок, и он прямо-таки кишел голодными собаками, стягивающимися сюда, похоже, со всего города.»

Леонид Девятых. Цитируется по http://www.иске-казан.рф/ulitsy/125-kazan-sobachij-pereulok

Вопрос 2. Федор Шаляпин родился во флигеле, принадлежащем купцу С.Д. Лисицину, который не сохранился. Существует разночтение о том, каким был этот флигель. По одним источникам он был деревянным, по другим – каменным. Каким же он был?

«Во второй половине 19-го века на развилке улицы Рыбнорядской и Собачьего переулка (ныне улица Некрасова) стоял с тремя небольшими деревянными флигелями двухэтажный каменный дом старообрядца Павла Демидовича Лисицына, казанского цехового, торговца железным товаром. К тому времени только начали появляться каменные строения, которые в конце концов окружили дом, и через десяток лет он оказался во дворе с выходом на улицу и в переулок. В одном из тех деревянных флигелей и родился будущий великий артист Федор Иванович Шаляпин. Флигель этот сейчас, к сожалению, не сохранился, его снес, вернее разобрал на дрова в годы гражданской войны новый владелец». На этот флигель, пишет С. Гольцман, указывал сам Шаляпин, когда в 1922 году приезжал в Казань.

Федор Шаляпин у флигеля, в котором родился. 1912 годФедор Шаляпин у флигеля, в котором родился. 1912 год

Место рождения певца долго оставалось не известным, пока с помощью старожилов его не определила Ирина Федjровна Шаляпина, старшая дочь певца, когда приезжала в Казань. На доме №14 по улице Куйбышева (после объединения двух улиц – Пушкина, дом 10) появилась мемориальная доска. Дом Лисицына на улице Пушкина дошел до нас трехэтажным. Как свидетельствует краевед Лев Жаржевский, дом был надстроен в 1915 году новым хозяином. Сегодня это памятник истории и архитектуры, объект культурного наследия республиканского значения. Поставлен на учет постановлением Кабинета министров РТ от 23 июля 1997 года.»

Цитируется по http://history-kazan.ru «По шаляпинским местам Казани»

Вопрос 3. На афише сообщается о спектакле «Русалка» с участием Федора Шаляпина. Спектакль представляет Казанско-Саратовское товарищество оперных артистов. Что это было за товарищество? Что объединяло два волжских города?

Афиша Русалка Казань 1899 год

Оказывается, у Казани и Саратова одно время была «общая» (одна на два города) театральная труппа, которая, к тому же, была и драматической, и оперной!

«Известный актер и антрепренер Н.И. Собольщиков-Самарин писал:

«Казань и Саратов! На сценах этих театров подвизались величайшие русские артисты! За огромное счастье считал каждый провинциальный деятель, если ему удавалось получить туда ангажемент». Театральные сезоны в Саратове проходили ежегодно – с передвижными труппами, преданными своему делу антрепренерами, большею частью из театрального мира. Некоторые артистические объединения располагали двумя труппами. Одна – оперная – половину сезона проводила в одном городе, а вторая – драматическая – в другом городе, затем они сменяли друг друга. В Саратове делами театра формально ведала городская дума, избиравшая специальную театральную комиссию, но фактически театр сдавался на один или несколько сезонов антрепренерам. Антрепренеров было много и разных. Большинство из них – люди, увлеченные театром, хотя встречались и типичные коммерсанты, для которых главным была прибыль.

Среди трупп, товариществ, объединений артистов наиболее успешно работали и пользовались вниманием зрителей товарищества, организованные М.М. Бородаем и Н.И. Собольщиковым-Самариным. Созданное М.М. Бородаем Казанско-Саратовское товарищество имело в составе две труппы: драматическую и оперную, которые по полсезона работали в Казани и Саратове. Осенью 1894 года начало сезон в Саратове Товарищество М.М. Бородая. Семь лет, до весны 1901 года, попеременно драматическая и оперная труппы играли на сцене Городского театра. Особенно славились оперные постановки. За сезон (с октября по февраль) обычно давалось до 90 представлений 25–27 русских и зарубежных опер.

Артисты, дирижер И.О. Палицын, режиссер Я. Гельрот стремились познакомить широкие слои населения с оперным искусством. Помимо репертуарной политики и разнообразных массовых мероприятий организовывались так называемые «народные спектакли» по праздничным и воскресным дням, с очень низкой стоимостью билета. На народных спектаклях шли лучшие оперы русских композиторов: «Жизнь за царя», «Снегурочка», «Руслан и Людмила» и другие. В 1901 году труппу М.М. Бородая в Городском театре сменила Казанско-Саратовская труппа Н.И. Собольщикова-Самарина. Она тоже попеременно играла в Саратове и Казани.

По своему составу это была сильная труппа. Драматической частью ее ведал сам Собольщиков-Самарин, а режиссером оперной труппы был молодой, но уже хорошо зарекомендовавший себя Н.Н. Боголюбов. Он создал за время саратовских гастролей немало интересных и запоминающихся оперных спектаклей. Музыкальной частью в этой оперной труппе в 1901–1902 годах руководил В.И. Сук. За сезон труппа ставила 23 оперы.

Процитировано по http://elsso.ru/cont/his/240.html «Летопись Саратовской губернии»

Вопрос 4. Кто изображен на этом снимке? Федор Шаляпин знал этого человека.

викторина М На фото – Петр Михайлович Медведев (1837-1906), антрепренер, актер, режиссер, театральный деятель (фото представлено в альбоме «Ф.И. Шаляпин», Москва, изд-во «Музыка», 1986 г.)

 Гольцман С.В. «Ф.И. Шаляпин в Казани» (Казань, 1986 г.):

«Три антрепризы П. М. Медведева вывели казанский театр в число лучших в России. На его подмостках взрастилась целая плеяда блестящих актеров. П. М. Медведева по праву называли основоположником русского оперного театра не только в Казани, но и в Поволжье и Прикамье вообще. Петр Михайлович Медведев (1837–1906) был казанским купцом. Родился он в Москве в семье служащего департамента. Дед его был актером еще в конце 18 века, тетка и двоюродная сестра – одними из лучших актрис Малого театра. Мальчиком Петр Михайлович поступил в театральное училище, шестнадцати лет начал выступать на сцене в разных городах России. Лет через десять проявил себя выдающимся организатором, начал антрепренерство в Пензе, Саратове, Самаре, а весной 1866 года со своей труппой дебютировал в казанском саду Износкова пьесой «Горькая судьбина». Так началась его первая казанская антреприза, длившаяся до 1872 года. В его труппе выступали такие выдающиеся мастера сцены, как В. Н. Давыдов, П. А. Стрепетова, М. И. Писарев, М. Г. Савина, А. П. Ленский, Н. К. Милославский, В. А. Макшее», Е. Б. Пиунова-Шмитгоф и другие. В 1874 году казанский губернатор Н. Я. Скарятин, с которым П. М. Медведев был в дружбе, снова пригласил его в Казань, Началась вторая казанская антреприза Медведева. Она продолжалась до 1880 года и принесла Петру Михайловичу громкий успех. Он привез и Казань оперу. В те годы в провинции постоянная опера была только в Киеве, а временные – в двух городах – Одессе и Харькове. Опера в Казани отличалась от них тем, что тех поддерживали субсидиями правительство и городские власти, а Медведев начал дело самостоятельно, на свои средства, хотя, как известно, опера требует солидных затрат. Начиная с 1874 года в казанском театре стали уживаться три труппы – драматическая, опереточная и оперная. В составе первой оперной труппы был Д. А. Усатов, будущий педагог Ф. И. Шаляпина. Он стал первым тенором, которого казанская сцена выдвинула в столичную Императорскую оперу. Первым дирижером стал Фердинанд фон Вильнер, автор оперы «Актэ», шедшей потом с успехом в Германии. Оперные спектакли начались «Жизнью за царя» («Иван Сусанин») М. И. Глинки 26 августа 1874 года. Желающих послушать оперу оказалось так много, что у кассы случилась целая свалка, потребовалось вмешательство полиции. Чтобы попасть в театр на оперу, приходилось записываться за много дней. Выдающийся актер В. Н. Давыдов вспоминал: Медведева носили на руках, и после каждой оперы вызывали неимоверное количество раз. Газеты писали, что открытием русской оперы Медведев вписал свое имя в историю Казани. Под его руководством началось переустройство театра. Медведев ввел вместо керосинового освещения газовое. Театр поджег 4 декабря 1874 года в пьяном угаре ламповщик Влас Иванов, возмущенный угрозой увольнения из театра. Пожар несчастьем обрушился на П. М. Медведева, который потерял все – богатейший ассортимент костюмов, замечательные декорации, огромную библиотеку. Однако труппа не распалась. Для нее была безвозмездно выделена временная сцена в здании Дворянского собрания. Вскоре театр был восстановлен, увеличен в площади в полтора раза, стал обширным, самым вместительным театральным зданием в русской провинции. Открыт он был 1 октября 1875 г. И в том же месяце случился новый пожар. П. М. Медведев был в отчаянии, чуть не лишил себя жизни. На покрытие расходов на ремонт пришлось ему продать каменный дом жены. Театр снова был восстановлен, несмотря на все помехи, в сезон 1874/75 гг. Медведевым были поставлены оперы: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»…, «Русалка», «Аскольдова могила», «Трубадур», «Фауст», «Марта». Медведев стал популярнейшим человеком в городе. «Веселый, остроумный, умеющий каждому сказать приятное,– вспоминал В. Н. Давыдоев,– он был из той группы людей, с которыми всегда приятно иметь дело... Его прозвали собирателем русской сцены, и действительно, он им был. Объезжая города, он присматривался к молодежи, брал к себе Все подающее надежду, ходил, растил, возился. Он не считался с именем, а приглашал всякого, в ком угадывал талант, никому дотоле неведомых превращал в актеров с именем на всю провинцию. Медведев, пожалуй, даже не был антрепренером в том смысле, как это принято понимать. Алчные инстинкты эксплуататора ему были совершенно чужды, а страстная любовь к театру и страсть актера заставляли его нередко бросать в дело последние деньги, ставить на карту личное благополучие. Он смотрел на дело серьезно, не щадилзатрат, не выколачивал из своих работников грошей, не жадничал на гонорары, а потому и умер гол, как сокол, не оставив капитала, но сохранив у всех, его знавших, память настоящего большого человека». А как он любил Казань, свидетельствуют строки, написанные П. М. Медведевым в 1886 году, когда отмечалось сорокалетие его сценической деятельности и двадцатилетие антрепризы в Казани: «Теперь я опять в моей второй родине Казани. Как много для меня это слово! В продолжении 20-летнего пребывания в ней мы вместе горевали и радовались. Она до конца моей жизни останется моим любимым городом... Казань и я так близки друг другу, что я на театральном языке получил прозвание Медведев-Казанский». Весной 1880 года по случаю кончины императрицы был объявлен траур, театр закрыт и лучшая часть труппы разъехалась. Лишь через четыре года П. М. Медведев начал в Казани свою третью антрепризу, которая длилась до 1888 года и оказала благотворное влияние на молодого Шаляпина».

Вопрос 5. Церковь, которую вы видите на снимке, была построена в 1741 году. Какое отношение она имела к Федору Шаляпину?  

Богоявленская церковь2

На фото – старинная Богоявленская церковь г. Казани. На ее месте был построен новый храм, сохранивший старое название. О его истории читайте в "Казанских историях".

В метрической книге Богоявленской церкви за 1873 год есть запись, что 1 февраля у крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина и его законной жены Евдокии Михайловны родился сын Федор, а на следующий день, 2 февраля, его крестили. Метрическая книга была найдена работниками казанского архива по просьбе Ирины Федоровны Шаляпиной.

(Гольцман С.В. «Ф.И. Шаляпин в Казани» (Казань, 1986 г.)

Вопрос 6. На этом снимке Федор Шаляпин вместе с группой неустановленных лиц. Известно точно, что это казанцы. Где, когда и по какому случаю была сделана эта фотография?

Шаляпин викторина

Полагаю, что снимок был сделан в 1912 году, когда Шаляпин посещал Казань. Скорее всего, на снимке – сотрудники Казанской уездной земской управы.

«Больше недели провел Шаляпин в Казани. Он снова навестил своих старых друзей, знакомых, побывал в памятных ему местах, собирая необходимые ему материалы. 3 сентября Шаляпин был в Казанской уездной земской управе, где служил писцом, долго беседовал бывшими сослуживцами, вспоминая земскую службу, сфотографировался с ними на память. По его просьбе было сфотографировано само здание управы».

(Гольцман С.В. «Ф.И. Шаляпин в Казани» (Казань, 1986 г.)

Вопрос 7. Кто на этой фотографии вместе с Федором Шаляпиным? Почему известный российский бас выделял этого человека среди казанских знакомых?

Шаляпин и

Скорее всего, на фотографии вместе с Федором Шаляпиным изображен Николай Васильевич Башмаков. Этот человек был учителем Шаляпина в шестом городском начальном училище. Я предполагаю, что снимок был сделан во время посещения Шаляпиным Казани в 1912 году.

В книге С. Гольцмана «Ф.И. Шаляпин в Казани» мы читаем: «…Вскоре после этого Шаляпина отдали в шестое городское начальное училище, одно из лучших в городе, как и большинство других в городе, оно не имело собственного здания и помещалось в частном двухэтажном е купца С. С. Суслова на Георгиевской улице, против дома Пикулиных (ныне ул. Свердлова, 58). Второй этаж с чердаком отдавался для классов, а первый этаж родился под квартиры для учителей и сторожа2. В штате училища находились учителя Н. В. Башмаков и Н.Г. Кудрявцев. Закон божий первые годы преподавал И. Л. Серафимов.

Посещало училище 116 детей мещан, ремесленников, лавочников, в основном потомственных суконщиков. Преподавание, как и во всех двухклассных городских начальных училищах, было рассчитано на три года. В программу входили церковно– славянское и русское чтение, арифметика (знакомство торговым счетом и счетоводство), курс грамматики (правописание, диктовка, изложение, составление деловых бумаг). Любимым учителем был старейший педагог Николай Васильевич Башмаков (1851–1915).

На всю жизнь сохранил с ним дружбу Шаляпин. Приезжая в Казань, непременно встречался со своим учителем. Вспоминая о своем ученике, Башмаков говорил, что в школе Федор Иванович учился хорошо, с первого класса обнаружив способности хорошего, понятливого и любознательного ученика. Николай Васильевич был уважаемым учителем в оде. Когда он умер, то очередное заседание Казанской городской думы началось сообщением о его кончине. Память Н. В. Башмакова дума почтила вставанием. Это, пожалуй, единственный случай, когда простой учитель удостаивался такой почести.

По решению думы портрет Н. В. Башмакова до самого закрытия училища висел рядом с портретом Ф. И. Шаляпина. Вся, многолетняя педагогическая деятельность и В. Башмакова протекала в трудной обстановке, вшивалась она его беззаветной любовью к музыке и особенно к пению, которую он старался развить в своих учениках. «Среди неприглядного детства,– отмечали газеты,– Шаляпин находил привет и ласку отзывчивого наставника, вселившего в своего даровитого ученика ту непреодолимую страсть к музыке, приведшую его на недосягаемые вершины искусства...» За многолетнюю усердную службу учитель был удостоен орденов Анны III степени, Станислава III степени, двух серебряных медалей и звания губернского секретаря».  

«Шаляпин зашел в VI начальное училище и встретился со своим учителем Н. В. Башмаковым. В память 40-летия учительской деятельности, которое исполнилось Башмакову в прошлом году, бывший ученик привез учителю дорогой подарок. В три часа дня состоялась встреча с учениками училища. Они были в восторге. Один из них сказал приветственное слово. Шаляпин, был растроган искренней детской речью, взял ученика на руки и высоко поднял его. Другой ученик, Кульков, очень хорошо прочитал басню «Волк на псарне».

Федор Иванович посадил мальчика к себе на колени и поцеловал.

Сам артист прочитал ученикам «Бурлака» Никитина и одно шуточное стихотворение. -Чтение было выше всяких похвал,– вспоминали очевидцы. Узнав о том, что в училище находится Шаляпин, на встречу с ним пришел Лукич, старый слепой звонарь Духосошественской церкви. Федор Иванович обнял старика. Лукич был растроган. Вспомнили, как пели в церковном хоре. И вместе пропели «Да исправится молитва моя» и «Покаяния отверзи ми двери»; К ним присоединился Башмаков. Лукич пел первым тенором, Шаляпин – вторым, а Николай Васильевич – басом.

Шаляпин сфотографировался вместе с учениками и учителями. Из окна училища был сделан панорамный снимок базарной площади Суконной слободы, в тылу которой виднелся дом Пикулиных. Свыше 50 снимков составили Шаляпину коллекцию, которую он предполагал использовать в своих воспоминаниях 2. На этой встрече был инспектор народных училищ А. С. Рождествин, бывший учитель словесности, у которого училась в Мариинской гимназии М. В. Элухен.

Из школы, сопровождаемый близкими к училищу лицами, Шаляпин направился в квартиру Н. В. Башмакова. Здесь он пробыл до позднего вечера. Несмотря на болезнь глаз, Федор Иванович «был в ударе», много рассказывал, читал. Серьезные темы сменялись анекдотами; мастерски рассказанные Шаляпиным, они вызывали общий смех. Шаляпин с вдохновением прочитал несколько стихотворений любимого им поэта – А. С. Пушкина. У всех «мурашки пробежали по телу», когда артист читал «Моцарта и Сальери», «Каменного гостя» и сцену из «Бориса Годунова».

Неизгладимое впечатление произвела эта встреча на всех. Вскоре стало известно, что Шаляпин внес в распоряжение 3-й мужской гимназии 2.000 рублей с тем, чтобы проценты от этих денег поступали на оплату за обучение в гимназии одного из воспитанников VI казанского городского начального училища. Избрание достойного ученика на стипендию имени Шаляпина предоставлялось педагогическому совету гимназии совместно с заведующим начальным училищем. Первым стипендиатом стал Кульков, который привел в восторг Шаляпина своим чтением стихов.»

Гольцман С.В. «Ф.И. Шаляпин в Казани» (Казань, 1986 г.)

Вопрос 8. В этом здании находится Литературно-мемориальный музей А.М.Горького, в экспозиции которого рассказывается о дружбе Максима Горького и Федора Шаляпина. Обычно в феврале здесь проводятся традиционные Шаляпинские чтения. В Казани пути Шаляпина и Горького могли пересечься не один раз. А когда они познакомились? Что способствовало их крепкой дружбе?

музей Горького здание

Шаляпин-и-Горький-002 сергей

Горький и Шаляпин познакомились в сентябре 1900 г. в Москве, затем встречались в Нижнем Новгороде, на родине писателя, когда молодой певец приезжал на гастроли, сопровождавшие ежегодные Нижегородские ярмарки. Оба к тому времени получили известность, но вершины их достижений были впереди. Тогда зародился взаимный интерес друг к другу писателя и артиста – творческий и человеческий. Один не упускал ни единой возможности видеть и слушать уникального, блестящего певца на сцене, во время литературных встреч; другой стремился узнавать о только что написанном молодым литератором и привлекавшем к нему внимание. Яркие отблески этих отношений сохранила их многолетняя переписка.

Ф. Шаляпин писал:

«Это была моя первая встреча с Горьким, и в этот вечер между нами завязалась долгая, горячая, искренняя дружба. Многие думают, говорят и пишут, что я с Горьким водил вместе отрочество и юность, что вместе с ним работал на Волге, что мы вместе будто бы экзаменовались как хористы, причем его приняли, а меня не приняли в хор, как безголосого. Все это неверно.

Когда Горький однажды спросил, кто я такой, я стал рассказывать ему мою биографию, и вот тут-то для нас обоих неожиданно выяснилось, что мы встречались, не будучи знакомыми, в ранние годы и что жизнь наша похожа, а в некоторых случаях текла рядом. Вот, например, в то время, как я мальчиком был в Казани отдан в учение к сапожнику Андрееву, который жил на углу Малой Проломной улицы, Горький на другом углу параллельной Большой Проломной улицы в пекарне, не помню, как звали хозяина, но находилась она под чайным магазином Докучаева,– работал пекарем. Мне кажется, что отсюда его рассказ «Двадцать шесть и одна». Когда позже, в начале семнадцатого моего года, я на буксирном пароходе пробирался из Астрахани на нижегородскую ярмарку и, будучи без всяких денег, вынужден был на остановках работать по грузке и выгрузке баржей,– по-нашему, по-волжскому это называлось «паузиться»,– Алексеи Максимович в это самое время также работал в самарском порту – в «портках», сшитых из двух мучных или овсовых мешков. Однако в это время он уже писал в газе те, в качестве репортера и фельетониста.

Из наших разговоров выяснилось, что мы жили друг от друга близко и в Тифлисе. В то время, как я работал в управлении Закавказской железной дороги по бухгалтерской части, Алексей Максимович служил в мастерских той же дороги слесарем и смазчиком. Что же касается нашего экзамена в хористы, то правда, что оба мы откликнулись на призыв антрепренера Серебрякова к гражданам Казани пополнить его хор молодыми голосами, но и в это время мы не были знакомы. Горького приняли, а меня нет, потому, что он на четыре года старше: его голос сформировался, а мои еще ломался...

Наконец, вспоминается еще одно соседство наше с Горьким в том же Тифлисе. Когда я пел уже артистом мой первый сезон в театре на Головинском проспекте,– Горький был поблизости... в тюрьме Метехского замка».

 Шаляпин Ф.И. Статья-некролог «Об А.М. Горьком» (Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни», Л.:Музыка, 1990)

  «Горькому принадлежат самые высокие оценки Федора Ивановича Шаляпина.

«Такие люди <…>, – убежденно писал он в 1911 г., – являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ! Вот плоть от плоти его, человек, своими силами прошедший сквозь терния и теснины жизни, чтобы гордо встать в ряд с лучшими людьми мира, чтобы петь всем людям о России, показать всем, как она – внутри, в глубине своей – талантлива и крупна, обаятельна».

А Шаляпин с глубокой проницательностью выражал свое понимание таланта Алексея Максимовича Горького (Пешкова), его причастности как художника к наиважнейшему и сокровенному в жизни современников. В одном из писем 1926 г. об этом сказано так:

«Прочитал я с наслаждением (как всё твое всегда) «Артамоновых» и с такою же горечью посмотрел на поколения. Ээх!! Люблю я тебя, мой огромный человек, и считаю счастьем великим, кроме того, что живу в одно время с тобой, ещё имею исключительную привилегию быть с тобою в дружеских отношениях! <…> Слышу и чувствую тебя глубоко, и душа моя всегда, когда я имею возможность чувствовать твою душу, наполнена неизъяснимой радостью. Все читают Пушкина, но не все видят там отношения света к тени <… >. Так вот и ты – читают множество, а едва ли чувствуют, как «березки стоят выгнанными из леса…».

  При участии Горького появилась первая автобиография Шаляпина «Страницы из моей жизни». Она сначала частями печаталась в 1917 г. в журнале «Летопись», основанном писателем. Во втором опыте воспоминаний Шаляпина – книге «Маска и душа. Мои сорок лет на театрах» – немало места уделено Горькому, его роли в художественно-общественной жизни первых десятилетий ХХ в. И теплота человеческой привязанности, и взаимность творческого интереса, сопровождавшие Шаляпина и Горького более тридцатилетия, стали важным явлением русской культуры. Помимо сказанного ими в переписке и воспоминаниях, об этом немало ценного, интересного писали раньше и пишут теперь».

И.А. Ревякина

Цитируется по http://www.shalyapin-museum.org/content/category/5/9/466/

Вопрос 9. Какое отношение имеют эти здания к Федору Шаляпину? Сообщите подробности.

«В большинстве источников указывается, что Федя Шаляпин родился во флигеле дома старообрядца Павла Демидовича Лисицына по улице Рыбнорядской (дом №14 по улице Куйбышева, ныне дом №10 по улице Пушкина), где незадолго до этого поселилась семья Шаляпиных. Двухэтажный дом был построен по проекту от 1860 года, составленному архитектором Пудовкиным для торговца железом Павла Демидовича Лисицына. Во дворе дома был флигель, сдававшийся Лисицыным внаем. Здесь 13 февраля 1873 года и родился Федя Шаляпин»

Цитируется по http://history-kazan.ru/

аня политова дом лисицына 1

16 духосошественская

Духосошественская церковь

«Двухпрестольный каменный храм в Суконной слободе возвели на средства Евдокии Ивановны Михляевой, вдовы содержателя Суконной мануфактуры И.А. Михляева. Его приход первоначально составляли именно суконщики. Приход был одним из самых многолюдных в Казани, он объединял до четырёх тысяч верующих. Церковь, названная Духосошественской, была построена в 1731 году (по другим данным – в 1731-1735 годах). Освящена в августе 1735 г. Главный придел – сошествия Святого Духа на апостолов, левый – во имя священномученика Харлампия. В 1832-1833 годах храм был перестроен и расширен, в Харлампиевском приделе пробиты новые окна и сделаны росписи. В 1897 году здание было реконструировано и удлинено, Харлампиевский придел из трапезной перенесен в специально построенный объем. Эти работы производили архиерейские служители Сверлов и Кирсанов.

В начале 1900-х годов с западной стороны была пристроена каменная церковь. В 1897 году был реконструирован главный храм, снесены почти все колонны и перегородки. Работы почти не изменили внешний облик храма. В 1900 году был реконструирован придел. Крупная барочная церковь представляла собой композицию из примыкающих друг к другу самостоятельных объемов. Высокий четверик храма перекрыт куполом с небольшой главкой на круглом барабане. Более низкая по высоте трапезная соединяла его с ярусной колокольней на притворе. Колокольня также венчалась куполом с маленькой главой.

Приход Духосошественской церкви в ХIХ – начале XX века был самым многолюдным в Казани. Реконструкции 1832 и 1897 годов были вызваны в первую очередь необходимостью увеличить вместимость храма. Хотя прихожане были, в основном, людьми бедными, обе реконструкции проводились на средства самой церкви. История этого храма связана с именем нашего великого земляка Федора Шаляпина. Он пел здесь в церковном хоре. Долгое время в здании церкви располагался театр кукол.

Цитируется по http://history-kazan.ru/

P1310887 здание музучилища старое 1930

Здание Казанской земской управы. Теперь в этом здании располагается Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева

«20 июня 1886 года Федор Шаляпин поступил на службу в Казанскую уездную земскую управу, где служил отец, в качестве переписчика бумаг (ныне в этом здании на улице Жуковского – музыкальный колледж). Эту дату установило найденное в одной из архивных папок заявление, написанное аккуратным детским почерком. Через 4 месяца своей усердной службы юный Шаляпин начал получать жалование в размере 10 рублей. Осматривая здание Казанского музыкального училища, С. Гольцман без труда нашел рабочее место Шаляпина. Теперь это одна из учебных аудиторий училища».

Цитируется по http://history-kazan.ru/

Вопрос 10. В 90-е годы в Казани открылся памятник Федору Шаляпину. В церемонии открытия принимали участие важные гости. Кто это был? Как оказалась среди гостей Наина Ельцина?

Открытие памятника Шаляпину в Казани_Фото Муратов

  Памятник Шаляпину был торжественно открыт в 1999 году (29 августа).

На церемонии открытия присутствовал президент РТ Минтимер Шаймиев; Валентина Матвиенко. А вот как среди гостей оказалась Наина Ельцина – я не знаю. И информацию найти не смогла(((( Скорее всего, она оказалась на церемонии, как супруга действующего президента России.

«Первый памятник великому русскому певцу

памятник Шаляпину в Казани

В Казани, на родине Федора Шаляпина, у церкви Богоявления, где 126 лет назад он был крещен, установлен первый в мире памятник великому певцу (не считая надгробья в Новодевичьем монастыре в Москве). Высота памятника вместе с постаментом составляет около пяти метров. Автор бронзового памятника – победитель конкурса, московский скульптор Андрей Балашов.

На церемонии открытия присутствовали потомки Шаляпина, приехавшие из Америки: внучка Ирина Шаляпина-Мерфи (дочь сына Шаляпина Бориса) и правнучка Дася Шаляпина-Познер (внучка младшей дочери Шаляпина Даси Шаляпиной– Шуваловой), а также гости из Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых была супруга президента России Наина Ельцина. Одновременно в колокольне церкви Богоявления была открыта выставка, посвященная Шаляпину. Большая часть ее экспонатов передана городу петербургским коллекционером Ю.Котляровым, одним из авторов известной «Летописи жизни и творчества Шаляпина».

ЕЛЕНА ЛЕБЕДЕВА. Москва»

Процитировано по http://www.rusmysl.eu/content/pervyi-pamyatnik-velikomu-russkomu-pevtsu

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить