Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Январь | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
-
1922 – В Казани в здании напротив Александровского пассажа (ныне ул. Кремлевская) открылся Центральный коммунистический клуб. На нем и сегодня есть мемориальная доска, которая сообщает, что здесь был создан первый казанский пионерский отряд имени Спартака
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Трамвай появился в Казани в 1899 году
- 14 октября 2012 года
Вопрос: Когда в Казани появился первый трамвай
Ваня Крымов
Ответ нашла студентка Института социальных технологий Ольга ПОТАПОВА
Известно, чем больше город, тем острее стоит транспортная проблема. Жителям нужно передвигаться из одно конца города в другой. Конечно, хотелось бы, чтобы это передвижение занимало как можно меньше времени. Поэтому развитие транспорта в Казани все годы было очень важной составляющей общего развития города.
Слово трамвай вошло в обиход казанцев на рубеже XIX и XX столетий. Английское слово tramway – составное, образовано от tram – вагон и way – путь.
Изначально незнакомое и непривычной слово для жителей Казани сейчас является обычным. Трамвай долгие годы был необходимым спутником городского жителя. И только в 2011 году начался демонтаж многих трамвайных маршрутов. Но тем не менее трамвай на пенсию не уходит. Меняются его маршруты. Говорят, скоро появится скоростная линия.
История Казанского трамвая началась в 1875 году с создания конной железной дороги. Министерство путей сообщения России 1 января 1870 года одобрило проект конно-железной дороги в Казани. Через пять лет, в 2 часа дня 2 октября 1875 года, была открыта казанская конка.
На момент открытия эксплуатировалось 12 вагонов вместимостью до 40 человек. Вначале были открыты 2 линии: «Волжская» — от Толчка до Дальнего устья и «Проломная» — от Толчка по Проломной улице через Рыбную площадь до церкви Сошествия св. Духа в Суконной слободе.
К концу XIX века действовало 5 линий конно-железной дороги общей протяженностью 18,3 км. Средняя скорость движения не превышала 7,5 км в час.
По толковому словарю Даля простонародное название «конка» определяется как «конно-железнодорожная дорога, рельсовый путь, по которому вагоны возятся лошадьми». Вследствие своей популярности казанская конка продолжала развиваться. По линиям ходили маленькие коробочные вагоны, запряженные лошадьми. На крутых подъемах пристегивались дополнительные кони – «петрушки».
На мосту через Булак - вагон трамвая
Со временем конка переходит в ведение Анонимного Бельгийского общества конно-железных дорог в Казани, которое и осуществило идею создания в городе электрического трамвая. Конная тяга была заменена электрической.
Кстати, казанский трамвай в старой России – второй после Киевского. 18 ноября 1899 года движение электрического трамвая в Казани было открыто по всем линиям конки. 13 декабря 1900 года конка вообще прекратила свое существование.
В начале века в городе было пять трамвайных маршрутов. У них не было номеров, маршруты обозначались по названиям линий. Первая линия называлась Волго-Проломная. Она шла от пароходных пристаней через Адмиралтейскую слободу до города, пересекала рынок Толчок на углу Проломной и Гостинодворской улиц, далее пролегая по Большой Проломной улице, Рыбной площади, Георгиевской и Второй Проломной, в конец Суконной слободы.
Вторая линия - Воскресенская - тянулась от памятника императору Александру II на Ивановской площади по Воскресенской, Университетской, Большой Проломной улицам, Рыбной площади, Щербакову переулку, Ново-Горшечной улицам, по Третьей горе и далее по Второй горе до земской учительской школы.
Третья линия - Грузинская - также начиналась от памятника императору Александру II на Ивановской площади и шла по Воскресенской, но затем сворачивала на Черноозерскую левую, Лобачевскую, Покровскую улицы и далее вела через Театральную площадь, Грузинскую улицу и Арское поле в сад Русскую Швейцарию и Академическую слободу.
Трамвай в Старо-Татарской слободе
По четвертой линии - Екатерининской - вагоны ходили от Толчка по Гостинодворской, Поперечно-Владимирской, Московской, Евангелистовской и Екатерининской улицам до завода братьев Крестовниковых.
И, наконец, пятая линия – Круговая – проходила от вокзала Московско-Казанской железной дороги по Поперечно-Владимирской, Гостинодворской, Большой Проломной, по Ивановской площади, Воскресенской, Казанской, Воздвиженской, Поперечноказанской улицам, через церковь Святой Евдокии, по Нижне-Федоровской, Касаткиной, Пушкинской, Рыбнорядской улицам, через Рыбную площадь, Булак, пароходную пристань озера Кабан и по Евангелистовской и Большой Мещанской улицам вновь возвращалась к вокзалу.
Общая протяженность пяти линий составляла более 26 км, из них около 16 км были двухпутными. Средняя скорость, развиваемая вагоном, включая и остановки, не превышала 11-13 км в час, а максимальная равнялась 25 км.
Трамвайные вагоны тогда были двух видов - закрытые и открытые. В свою очередь каждый вагон разделялся на два класса - первый и второй. В закрытых вагонах первым классом считалась задняя половина вагона с площадкой, а в открытых – все скамейки, за исключением передней. Вторым классом в закрытых вагонах была передняя половина вагона с площадкой и империал, а в открытых - передняя скамейка и обе площадки.
Билет в первый класс стоил почти вдвое дороже второго. Так, например, цена проезда на Воскресенской линии в первом классе была пять копеек, а во втором - три копейки.
Источники
http://www.kazanmetro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=52&Itemid=65