Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1947 - На сцене Татарского театра оперы и балета состоялась премьера оперы Н. Жиганова «Шагыйрь» на либретто А. Файзи.

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Католический некрополь

Указом Духовной консистории от 30 декабря 1858 года было предписано произвести отвод участка на Арском поле около лютеранских захоронений для римско-католического кладбища.

Время образования католического кладбища известно точно. Постоянный католический приход в Казани появился еще в 1835 году. Помещения, где совершалась литургия и где проживали священники, поначалу были размещены в здании городского магистрата (в настоящее время дом 3 по улице Баумана), в 1847 году приход был перенесен в Лебедевский дом (в настоящее время дом №19 по улице Карла Маркса), затем в дом Киселевского (в настоящее время дом 68/25 по улице Большой Красной), позже – в дом Яновского (в настоящее время не сохранился).

Каменное здание костела для казанских католиков было построено по проекту Александра Ивановича Песке. В настоящее время в нем находится одно из зданий КНИТУ-КАИ по улице Карла Маркса.

После указа Николая II от 17 апреля 1905 года «О терпимости вероисповеданий» были отменены ограничения на внешний облик церквей христианских исповеданий. Теперь они могли строиться в виде храмов. Также могла вводиться католическая символика храма, можно было строить колокольни.

Приход решил расширить храм. Проект перестройки безвозмездно составил губернский инженер Лев Казимирович Хрщонович, и внешний облик здания изменился до неузнаваемости. 14 сентября 1908 года костел был освящен и открыт для богослужения.

В первые десятилетия католиков хоронили на лютеранском кладбище. В 1858 году тогдашний настоятель Казанского костела ксендз Остиан Галимский начал ходатайствовать об отводе католикам места под свое собственное кладбище. Он просит место у входных ворот напротив лютеранского кладбища. Но православная Духовная консистория выступила против.

В качестве причин отказа приводились следующие доводы. Во-первых, это место составляло церковный погост, на котором стояли дома церковнослужителей, которые при устройстве здесь кладбища оказывались среди могил. Указывалось также, что экипажи будут останавливаться далеко от кладбища, и это создаст определенные неудобства для посетителей. Кроме того, здесь предполагалось построить богадельню для призрения престарелых священников и церковнослужителей.

 После долгой переписки разрешение на открытие кладбища, все же, было получено. Указом Духовной консистории от 30 декабря 1858 года этого же года было предписано произвести отвод участка для римско-католического кладбища на Арском поле около лютеранского.

В указе это место описывалось так:

 «от второго воротного столба на протяжении 20 1/2 сажени со входа на православное кладбище параллельно немецкому в расстоянии от него к востоку на 16 сажень, далее за углом, поворот направо в 29 сажень параллельно домам священно-церковных служителей,...с южной стороны место для римско-католического кладбища ограждается каменной оградой».

Таким образом, напротив лютеранского, появилось римско-католическое кладбище. Оно было отгорожено оградой, представлявшей собой деревянную решетку между каменными столбами. Распланировано в 1881 году, были устроены дорожки, подходы к могилам, посажены молодые клены. Ежегодно община выделяла специальные средства для ухода за кладбищем. Ограда ремонтировалась, старые деревья укреплялись кольями, могилы ежегодно чистились, дорожки посыпались песком.

В конце XIX века на католическом кладбище появилась римско-католическая каплица. Она была построена в 1885 году по проекту архитектора Льва Хрщоновича. Выполненная в технике открытой кирпичной кладки, она представляла собой прямоугольный в плане объем, перекрытый двускатной крышей, к которому с восточной стороны примыкал более низкий прямоугольный алтарь.

По сути, это был небольшой храм, приписанный к костелу, который тогда располагался на Грузинской улице. Заботились прихожане о об украшении интерьера часовни. Так, известно, что специально из Парижа были выписаны 14 майоликовых изображений страданий Христа. В 1990-е годы эта часовня была перестроена в действующую католическую церковь.

 

Заупокойные службы совершались здесь до 1923 года, а затем часовня разделила судьбу большинства казанских храмов.

Зная историю католической общины, можно предположить, как складывалась история католического кладбища. Управлялось кладбище общиной. По данным Леонида Абрамова, сначала здесь хоронили в основном поляков. Их в Казани, как известно, было много. В 60-е годы XVIII века, когда в Поволжье поселились приглашенные Екатериной II немецкие колонисты, она позаботилась и об их религиозных потребностях. В 1769 году по ее указу были учреждены две должности католических священников для немецких колонистов. В Покровской слободе (ныне Энгельс – город на Волге, напротив Саратова) появился костел, который также могли посещать казанцы.

Католическое население Казани, окружающих уездов и губерний стало быстро расти после присоединения к России Царства Польского. Это случилось в 1815 году. Теперь немцы составляли лишь очень небольшую часть католиков, преобладали поляки. Были и литовцы. Поляки появились среди военнослужащих, в том числе и солдат и офицеров Казанского гарнизона, среди чиновников и преподавателей. Однако вряд ли столь большое количество поляков оказалось бы в глубине России, так далеко от Польши, если бы не мощное освободительное движение и преследование его участников российскими властями.

После Польского восстания 1830-1831 годов в России, в том числе и в Казани, появились ссыльные из Польши. Трое его активных участников – выпускники отделения классической филологии О.М. Ковалевский, Ф. Кулаковский и И.А. Верниковский в 1824 году были по личному указанию Николая I высланы в Казань и в принудительном порядке под надзором полиции учились на Восточном разряде университета. Осип Михайлович Ковалевский (1801-1878) стал блестящим ученым-востоковедом, основателем монголоведения и научного изучения буддизма в России. В 1834-1860 годах он был профессором Казанского университета, в 1858-1860 годах – его ректором.

Николай I отменил данную Александром I Царству Польскому конституцию и распространил на его территорию почти все законы Российской империи, в том числе и рекрутские наборы. Больше того, солдат-поляков намеренно направляли на службу в отдаленные от Польши регионы России. В результате количество солдат-католиков в воинских частях Поволжья резко возросло. К 1833 году в Казани было около четырехсот католиков, в основном солдат и офицеров. Были и католики-чиновники.

В воинских частях Четвертого корпуса внутренней стражи (в современном значении – военного округа) было около двух тысяч католиков. Корпус включал территорию Казанской, Вятской, Нижегородской, Пермской, Симбирской губерний, где жило около двух тысяч гражданских, в основном, ссыльных католиков. Между тем, на этой огромной территории не было ни одного католического храма. Николай I с подозрением относился к католической церкви, но считал своим долгом обеспечить верующим всех терпимых конфессий возможности религиозной жизни. Кроме того, католические священники необходимы были во внутренних районах России по чисто формальным требованиям – для приведения к присяге солдат и свидетелей в судах.

В 1833 году Николай I учредил при штабах военных округов внутренней стражи должности римско-католических священников. К началу XIX века лютеране и реформаты объединились в одну евангелическо-лютеранскую церковную общину. В феврале 1835 года в Казань прибыл первый римско-католический священник – монах-бернардинец Виктор Усаковский (Ушанский). Так что Казанский католический приход был создан не по инициативе местных католиков, а по царскому указу от 20 июня 1833 года.

В 1855 году в Казани проживало около 550 католиков (по исповедным спискам), в том числе 6 военных и статских генералов, 140 офицеров и чиновников, 350 солдат действительной службы и отставных, 20 студентов и гимназистов, 10 иностранцев, работавших или торговавших в городе (все цифры – «с женами и детьми). Среди офицеров и чиновников – профессора университета, врачи, учителя гимназий.

Положение Казанского католического прихода резко изменилось с началом Первой мировой войны. Количество католиков в губернии стало резко увеличиваться. Казанский гарнизон в годы войны составлял до 80000 человек. Это были солдаты запасных полков и формируемых маршевых батальонов, юнкера четырех военных школ и т.д. Не менее пяти или шести тысяч из них были римско-католического вероисповедания.

В госпиталях Казани лечились до 3-4 тысяч раненых. Уже в 1914 году в Казанской губернии были поселены более 2000 интернированных германских и австрийских подданых, более половины из них составляли католики. Казанская губерния стала местом размещения военнопленных. Уже летом 1915 года их было более 20000, из них не менее 2/3 составляли католики.

Беженцы из Польши, ставшей театром военных действий появились в губернии уже в первые месяцы войны, но их поток особенно усилился после поражения русской армии летом 1915 года, когда была оставлена почти вся Польша и большая часть Литвы. Одних студентов-медиков из Варшавского университета оказалось в Казани более 200, а общее число беженцев составляло не менее 30000 человек. Активные военные действия на Кавказе привели к тому, что в Казани появились униаты – армяно-католики и сиро-католики (ассирийцы).

Если до войны большинство католиков жило в Казани, то теперь беженцы, пленные, интернированные находились, в основном, в деревнях и уездных городах.

Известно, что религиозная община католиков была зарегистрирована в Казани органами Советской власти. Здание и имущество костела в соответствии с советским законодательством о культах было национализировано и передавалось в бесплатное пользование верующим. В 1921 г. костел подвергся той же участи, что и все православные храмы России – были конфискованы, якобы в помощь голодающим, ценные вещи.

В 1923 году деятельность католического духовенства в Советском Союзе была фактически прекращена по политическим мотивам и прихожане по всей стране остались совсем без священников. В 1927 году у верующих был отобран костел.

Католический приход в Казани был восстановлен и зарегистрирован в 1995 году. В 1996 году часовня была передана вновь образованной в 1995 году католической общине, и до постройки костела Воздвижения Креста Господня на пересечении улиц Островского и Айдинова это был единственный храм для католиков.

18 октября 1997 года в Казань приехал архиепископ Тадеуш Кондрусевич, апостольcкий администратор для католиков латинского обряда Европейской части России. На встрече с Председателем Государственного Совета РТ В.Лихачевым, кроме него, присутствовали Жан Франсуа Тери, директор духовной библиотеки апостольской администрации, которая находится в Москве, Евгений Маццео, преподаватель Санкт-Петербургской духовной семинарии, которых сопровождали настоятель казанского прихода «Воздвижение Святого Креста» Диогенис Валентин Уркиза, председатель приходского совета Леонид Пшенка и председатель Совета по делам религий при Правительстве РТ Ринат Набиев.

Его Преосвященство поблагодарил руководство республики за помощь, оказываемую в деле возрождения духовных традиций, за терпимое отношение ко всем религиозным конфессиям.

Среди вопросов, который высокий гость обсудил в Казани, самым главным был вопрос о возвращении костела. К его приезду специалисты уже оценили эту возможность и дали отрицательное заключение: во-первых, здание перестроено, и его трудно будет использовать  как храм, во-вторых, демонтаж аэродинамической трубы, которая находится в здании, потребует много сил и средств.

Как бывший механик, архиепископ Тадеуш Кондрусевич принял эти возражения и перевел разговор на другую тему. Архиепископ высказал надежду на то, что в городе найдется другое помещение для храма.

К этому времени католической общине уже была передана католическая часовня на Арском кладбище, где начались богослужения.

В 1999 году мэрия Казани выделила казанским католикам участок в центре города, на пересечении улиц Островского и Айдинова, для строительства нового костела. Строительство началось в 2005 году. Торжественное открытие состоялось 29 августа 2008 года (Католический храм Воздвижения Святого Креста в Казани).

Особый интерес для верующих представляют христианские святыни, хранящиеся в костеле, – чудотворная статуя Фатимской Божьей Матери и частица Креста Господня.

 

Императрица Екатерина II вела активную внешнюю политику. Покровительствуя польским православным, она пыталась уравнять их в правах с католиками. Русский посланник в Варшаве Репнин интригами, подкупом и угрозами, введением русских войск в предместья Варшавы и арестом наиболее упрямых противников добился того, что 20 (9) февраля 1768 года Сейм согласился со свободой вероисповедания для диссидентов и политически уравнял их с католической шляхтой. В ответ по всей Польше прошли выступления несогласных.

В результате боевых действий в Казань в ссылку были отправлены плененный полковник конфедератов Мориц-Август (Маурыций – так звучит его имя по-польски) Беньовски (Беневский) и офицер Адольф Винбланд, швед по национальности.

Подробности – Поляки в Казани

В течение XIX века в Казань и Казанскую губернию были сосланы тысячи поляков, боровшихся с царским режимом.

На казанском католическом кладбище похоронены выдающиеся ученые своего времени, работавшие в Императорском Казанском университете: Ромуальд Осипович Блажеевский (1849-1916), в 1849-1896 годах – профессор кафедры чистой математики; Иосиф Федорович Готвальд (1813-1898), известный ученый-арабист; Иван Михайлович Догель, (1830-1916), ученый-фармаколог, в 1869-1916 годах профессор Казанского университета; Франц Осипович Елачич, профессор по кафедре хирургии (умер в 1888 г.), Мариан Альбертович Ковальский (1821-1884), в 1852-1912 годах – профессор астрономии, с 1863 года – член-корреспондент Академии наук; Николай Вячеславович Крушевский (1851-1887), работавший в Казанском университете в 1878-1886 годах, с 1883 года – профессор классической филологии.

Утеряна могила Льва Казимировича Хрщоновича (1838-1907). В 1874-1882 годах он был казанским губернским архитектором, в 1883-1907 годах – губернским инженером. По его проектам в Казани возведены: лютеранская кирха, Алафузовский театр, каменный арочный мост через Булак. В 1907 году по его проекту реконструирован казанский костёл (сейчас в нем 4-й учебный корпус КНИТУ-КАИ). Лев Казимирович сыграл выдающуюся роль в формировании архитектурного облика Казани. Проек­тировал и строил здание Бактериологического института (1898, ныне Большая Крас­ная, 67), здание Александринского приюта (1886 (ныне Бут­лерова, 30), комплекс Апександро-Чемесовской богадельни (1886, ныне Театральное училище), здание училища слепых (1898, здание снесено во время строительства гостиничного и торгово-развлекательного комплекса «Корстон», более десятка православных церквей в селах и городах Казанской губернии.

На католическом кладбище был захоронен еще один известный архитектор - Генрих-Якоб Бернгардович Руш (1855-1905), известный архитек­тор, по проектам которого построены Дом Кекина и номера «Волга» (ныне оба здания на улице Горь­кого).

В советское время дореволюционное католическое кладбище было сильно разрушено. Подавляющее большинство захоронений утрачено. Сохранились лишь отдельные захоронения с характерными памятниками и надписями на польском языках. Старейшие из них относятся к 1880-м годам.

Одно из польских захоронений - Анны Снитко

Пани Анна Снитко умерла в Казани 15 июня 1896 года. Надмогильный памятник был сделан из гранита, привезенного из Польши. Об этом сообщается на его нижней части.  За могилой ухаживают педагоги и учащиеся пятой гимназии, в которой углубленно изучают польский язык. Кстати, под опекой гимназии находятся все польские захоронения. 

По сведениям Анатолия Елдашева, в Вильнюс был перенесён прах братьев Юшкевичей, видных литовских ученых, литераторов, фольклористов, этнографов. Их могила находилась у здания часовни. Антанас Юшка (1819-1880) и Ионас Юшка (1815-1886) были избраны членами Российской Академии наук. Над их общей могилой было установлено два надгробия в виде стел: у И. Юшки – из белого, у А. Юшки – из черного мрамора.

Сегодня на католическом кладбище много могил, не связанных с католической общиной. Как утверждают знатоки Казани, исчезновение границ между могилами усопших разных конфессий началось в 20-30-х годах прошлого столетия. Особое место среди таких могил  занимают три захоронения  Три крупных советских ученых оказались в Казани в годы Великой Отечественной войны в эвакуации. Да так тут и остались.

Доктор исторических наук Глеб Анатольевич БОНЧ-ОСМОЛОВСКИЙ (1890-1943) –  видный ученый в области антропологии, специалист по раннему палеолиту. Как этнограф изучал народы Крыма и Кавказа.

Профессор Московского университета, академик Академии наук СССР Михаил Михайлович ПОКРОВСКИЙ (1868-1942) был известен научными трудами в области филологии, лингвистики и литературоведения.

Их захоронения являются памятниками культурного наследия: Г.А. Осмоловского – федерального, М.М. Покровского – регионального значения.

Попав в Казань во время войны, остался здесь навечно и российский физикохимик, член-корреспондент Академии наук СССР Адольф Иосифович РАБИНОВИЧ (1893-1942). Памятник на его могиле  разрушился, и на средства муниципального предприятия «Ритуал» его заменили.

Сегодня на польском участке захоронено много евреев. Назовем самых известных.

Мойше Зельманович, более известный как Михаил Семёнович СИГАЛ (1920-1990) – доктор медицинских наук, профессор, основатель казанской хирургической школы онкологов. С 1967 по 1990 год заведовал кафедрой хирургии и онкологии №2 Казанского медицинского института. Долгие годы возглавлял Общество онкологов Татарстана. Его могила рядом с бывшей католической часовней. Недалеко от брата – Иосиф Зельманович СИГАЛ, профессор кафедры фтизиатрии КГМУ, заслуженный врач РТ (1923-2001).

Семья Ратнеров отдала медицине более 200 лет. На польско-еврейском участке похоронен Александр Юрьевич РАТНЕР (1934-1994), заслуженный деятель РТ и РФ, детский невропатолог, который оставил после себя всемирно известные научные исследования, детскую клинику в Советском районе Казани, десятки учеников, которых учил в Казанском ГИДУВе. Александр Юрьевич Ратнер и его ученики создали новое направление в детской неврологии, связанное с родовыми повреждениями центральной нервной системы, разработали пути профилактики, предложили оригинальные методики лечения. В 2004 году по случаю 70-летия учёного городской детской клинической больнице №8 было присвоено имя профессора А.Ю. Ратнера.

На семейной могиле он рядом с матерью – Евой Александровной РАТНЕР (1907-1978), невропатологом, и отцом – Юрием Александровичем РАТНЕРОМ, хирургом, одним из основателей казанской школы онкологов (1895-1972). 50 лет Юрий Александрович оперировал в городской больнице №5. Был главным хирургом госпиталей Поволжья, а после войны основал в Казани первые кафедры онкологии и проктологии.

На польском участке мы неожиданно нашли захоронение Валентины Михайловны ПАВЛОВОЙ (1909-1978), актрисы, в 1962-1978 годах – директора Казанского Большого русского драматического театра имени В.И. Качалова. Она работала в Качаловском театре с 1948 года.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Город, которого нет на карте республики

Наше прошлое – это прежде всего люди

Кладбище – это портрет живущих

Помним. Скорбим. Благодарим (воинское кладбище)

Лютеранский, или немецкий некрополь

Когда памятник на могиле – произведение искусства

Мертвые сраму не имут. А живые?