Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории   Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Католики в Казани

Известный историк-краевед Анатолий Елдашев, автор очерков и книг о казанских некрополях, продолжает исследования в этой области. Предлагаем вашему вниманию результаты его изучения истории католического некрополя Арского кладбища. Автор рассказывает также об истории католической части населения Казани.

Католики среди жителей Казани были известны уже в XVIII веке. Первыми казанцами католического вероисповедания были в основном немцы – чиновники из прибалтийских дворян, а отчасти выходцев из Германии, и мастеровые из простонародья. Большинство немецкого населения Казани принадлежало к лютеранскому и другим протестантским вероисповеданиям (кирха в городе действовала уже в 1770 году), но немало проживало здесь и католиков.

Несколько католиков было среди первых профессоров Казанского университета, в том числе Иван Осипович Браун, ректор, первый преподаватель анатомии; Мартин Федорович Бартельс, математик, Иосиф Антонович Литтров, первый преподаватель астрономии и создатель университетской обсерватории.

Католическое население Казани стало быстро расти после присоединения к России Царства Польского. Теперь немцы составляли лишь очень небольшую часть католиков, преобладали поляки, были и литовцы.

В 1823 году троих активных участников тайного общества «Филаретов и филоматов», раскрытого в Виленском университете, по личному указанию Николая I выслали в Казань, и они в принудительном порядке учились на Восточном разряде университета. Среди них был Осип Михайлович Ковалевский († 20 октября 1878, Варшава), впоследствии блестящий ученый-востоковед, профессор и ректор университета.[1]

В воинских частях Четвертого корпуса внутренней стражи (то есть военного округа), включавшего территорию Казанской, Вятской, Нижегородской, Пермской и Симбирской губерний, было около двух тысяч католиков. В тех же губерниях проживало около двух тысяч гражданских, в основном ссыльных, католиков. В 1833 году Николай I предписал учредить при штабах округов внутренней стражи должности римско-католических священников. В феврале 1835 года в Казань прибыл первый римско-католический священник Виктор Уссаковский (Ушанский). Он разместился в помещении городового магистрата, там же располагался и костел. Позднее костел и священники размещались в разных зданиях.[2]

В 1856 году император Александр II разрешил строительство в Казани специального храма римско-католической церкви. В 1858 году костел был построен по проекту Александра Ивановича Песке, лютеранина по вероисповеданию, и освящен 1 ноября, в день всех святых. В следующем году из Рима был прислан ковчег с частицей мощей Животворящего креста Господня с патентом за подписью Папы Римского Пия IX. Немного позднее над входом в костел была установлена звонница. В храме зазвучал орган. Долгое время настоятелем прихода был Остиан Галимский.

В течение многих лет все строительные работы в приходе велись безвозмездно по чертежам, сметам и под «неустанным наблюдением» Льва Казимировича Хрщоновича, в 1859 году определенного на службу в Казанскую строительную и дорожную комиссию архитектурным помощником, а с 1881 года занимавшего должность губернского инженера.

В 1907 году этот старейший из прихожан умер, и эстафету строительных работ принял его сын Леонид Львович Хрщонович. К этому времени по разным причинам назрела острая необходимость перестройки церкви. Проект перестройки храма, составленный еще Львом Казимировичем, осуществил его сын. Работы велись на пожертвования прихожан.

Внешний облик костела изменился до неузнаваемости, он приобрел великолепный вид. Скромное, едва проглядывавшее сквозь яблоневые деревья здание превратилось в сильный градостроительный акцент, формирующий силуэт не только улицы, но и всего района так называемого Арского поля.

Количество католиков в Казанской губернии стало резко увеличиваться с началом Первой мировой войны за счет интернированных германских и российских подданных, военнопленных и беженцев.

В 1921 году в костеле, как и во всех православных храмах России, были конфискованы все ценные вещи, якобы в помощь голодающим. В 1927 году костел у верующих отобрали.

Сейчас здание бывшего католического костела на углу улиц Максима Горького и Льва Толстого занимает Казанский национальный исследовательский технологический университет им. А.Н. Туполева (КАИ). Много десятилетий назад здесь разместили аэродинамическую трубу

На запрос городской администрации о передаче зданий костела верующим руководство КГТУ имени А.Н. Туполева сообщило, что демонтировать уникальное оборудование – дело очень непростое и дорогостоящее.

Уже в наши дни в администрации города было принято решение о строительстве и передаче общине нового приходского центра на перекрестке улиц Свердлова (ныне ул. Петербургская) и Айдинова. В октябре 2003 года здесь установили большой дубовый крест и освятили землю под строительство храма.

Спроектировал здание Казанский ГипроНИИавиапром, генеральным подрядчиком выступило муниципальное унитарное предприятие «Казметрострой». Здание приходского центра было открыто 29 августа 2008 года.

В 1859 году на Арском поле с правой стороны от главной аллеи, ведущей на православное кладбище, напротив лютеранского появилось римско-католическое кладбище. Оно было отгорожено оградой, распланировано, были устроены дорожки. Тогда же была построена и часовня, где отпевали многих погребенных. На кладбище были похоронены выдающиеся ученые, оставившие заметный след в жизни нашего города – И.О. Готвальд, И.М. Догель, Ф.О. Елачич, М.А. Ковальский, Н.В. Крушевский, Д.И. Нагуевский, братья Юшкевичи, архитектор Л.К. Хрщонович, ксендзы Пукень, Энгельгардт, Смарчевский.

В советское время кладбище было сильно разрушено, большинство захоронений католиков, являвшихся гордостью Казани, было уничтожено. Находившаяся здесь католическая часовня перестала существовать.

1.

Бонч-Осмоловский Глеб Анатольевич[3] (1890-1944), видный русский и советский этнограф и археолог, один из первых описавших быт и культуру народов Кавказа и Крыма, первый открывший на территории СССР (в Крыму) захоронение неандертальского человека. Внутри ограды установлен обелиск с надписью: «Археолог и этнограф Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский, профессор (1890 – 1944)».

2.

Готвальд Иосиф Федорович[4] (1813-1897), востоковед. В 1849-1897 профессор Императорского Казанского университета; начальник университетской типографии (1857– 1884). Труды по восточной филологии и истории.

3.

Догель Иван Михайлович[5](7 марта 1830 – 3 августа 1916), фармаколог, доктор медицины (1863). Один из основоположников экспериментальной фармакологии в России. В 1854 окончил в Санкт-Петербурге Медико-хирургическую академию и работал там же в военном госпитале (1854-1865). В 1865-1868 стажировался в Германии. В 1869-1916 профессор и зав. кафедрой фармакологии Казанского императорского университета (с перерывами). Почетный член Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии и Юрьевского (ныне Тартуского) университета. Автор учебников по фармакологии.

 

Елачич Франц О.

4.

Ковальский Марианн Альбертович (Войтехович)[6](15 августа 1821 – 9 июня 1884), астроном, доктор математики и астрономии (1852), член-корреспондент Петербургской АН (1863). С 1846 работал в Пулковской обсерватории. С 1850 в Императорском Казанском университете, профессор (с 1852), декан (1862-1868, 1881-1882), одновременно директор Казанской городской астрономической обсерватории (с 1854). В 1856 развил теорию затмений, одновременно предложил удобный метод предвычислений покрытий звезд Луной. Его метод определения орбит двойных звезд (1872) до сих пор является одним из лучших. Вел обширные наблюдения положения звезд (свыше 4200). Один из основателей Русского астрономического общества, член отечественных и зарубежных научных обществ. Именем Ковальского назван кратер на Луне.

5.

Крушевский Николай Вячеславович[7](6 декабря 1851 – 31 октября 1887), языковед, специалист по общему и индоевропейскому языкознанию. Представитель Казанской лингвистической научной школы, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ. Окончил Варшавский университет (1875). С 1878 в Казанском университете, профессор (с 1883). Основным законом развития языка ученый считал «соответствие мира слов миру понятий» («Очерк науки о языке», 1883).Теория фонетических чередований (альтернаций) Крушевского была использована и развита по отношению к тюркским языкам В.В. Радловым (1881).

 

Нагуевский Д.И.

7.

Хрщонович Лев Казимирович[8](1838-1907), архитектор. Направлен в Казань в 1859 г. из Санкт-Петербурга. В 1874– 1882 казанский губернский архитектор, в 1883-1907 – казанский губернский инженер. По проектам Хрщоновича в Казани возведены: кирха (1870-е гг.), Алафузовский театр (1900), каменный арочный мост через Булак (1907), реконструирован казанский костел (1907). Работал в русле эклектизма.

8-9.

Могила братьев Юшкевич[9]находится у здания часовни.

Антанас Юшка (1819-1880) и Ионас Юшка (1815-1886) – видные литовские ученые, литераторы, фольклористы, этнографы, собравшие около 7000 текстов и 2000 мелодий литовских песен. Составили большой словарь литовского языка, русско-литовский словарь. Были избраны членами Российской Академии наук. Ионас Юшки был преподавателем Казанской III гимназии (1876 – 1886 гг.).

Похоронены в общей могиле, над которой было установлено два надгробия (надгробие Антанаса Юшки около 1950 г. было утрачено). Надгробия по форме были примерно одинаковы (И. Юшки – из белого мрамора, А. Юшки – из черного) и имели вид стел с ажурным крестом у первого и цельным крестом с распятием у второго.

Фасадная плоскость сохранившейся стелы имеет завершенную полукружием и обведенную рамочным бордюром углубленную поверхность с надписью латинским шрифтом. Ажурная кованая железная ограда была утрачена и заменена на деревянную.

10.

Пукень, ксендз

11.

Смарчевский, ксендз

12.

Энгельгард, ксендз

 

 



[1] Его сын, Ковалевский Николай Осипович († 5 сентября 1891) был похоронен на кладбище Свято-Введенского Кизического мужского монастыря. См.: Елдашев А.М. Казанский некрополь (казанцы, упокоившиеся на городских и монастырских некрополях в XVI – начале XX вв.). – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – С. 235 – 236.

[2] Заббаров А. Дом для разговора с небесами // Казань, № 8, 2008. – С. 50.

[3] Казань в памятниках истории и культуры. – Казань: Татарское книжное издательство, 1982. - С. 201.

[4] Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – С. 156.

[5] Татарская энциклопедия. Том II. – Казань: Институт татарской энциклопедии, 2005. – С. 298.  Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – С. 177.

[6] Татарская энциклопедия. Том III. – Казань: Институт татарской энциклопедии, 2006. – С. 337. Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – С. 281.

[7] Татарская энциклопедия. Том III. – Казань: Институт татарской энциклопедии, 2006. – С. 473. Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – С. 300.

[8] Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – С. 634 – 635.

[9] Казань в памятниках истории и культуры. – Казань: Татарское книжное издательство, 1982. - С. 217.